Объяснение кажущихся противоречий, связанных с поясняемым Евангельским событием.

Разбираемое Евангельское событие не только по-разному пояснялось различными комментаторами, но и по разному оценивалась связь этого Евангельского эпизода с текстами Нового Завета, имеющими сходные события. В связи со сравнениями этого Евангельского события с подобными эпизодами, имеющимися в Новом Завете у толкователей возникал целый ряд сомнений и недоразумений. «У Марка и Луки о событии рассказывается с большими подробностями, чем у Матфея (см. Марк 2:1-12; Лук.5:17-26)» (А.П. Лопухин, ук. изд., с.178). «Евангелист Марк, повествуя о том же событии, говорит, что расслабленного несли четверо (Мар.2:3), а четырем носильщикам не трудно было сделать это» (Б.И. Гладков, ук. изд., с.165). «Три Евангелиста Матфей, Марк и Лука согласно повествуют об этом чуде. Причем Марк местом его совершения прямо называет Капернаум. А Матфей говорит, что Господь совершил это чудо придя «в Свой город», каковым именем удостоился назваться, как мы видели уже выше, именно Капернаум» (Четвероевангелие епископа Аверкия, ук. изд., с.105). Как видим, эти и другие толкователи произвольно и безосновательно объединяют все три подобные, но различные события, связанные с излечением расслабленности в описании трех Евангелистов. А затем удивляются, почему это, по их словам одно и то же событие имеет целый ряд различий в текстах трех Евангелистов. Атеисты прямо говорят о том, что в описании якобы одного и того же события излечения расслабленного у Матфея, Марка и Луки якобы имеются противоречия. К таким противоречиям они относят, например то, что у Марка и Луки это событие описано до укрощения Спасителем бури на море, а у Матфея после. Атеисты также находят целый ряд, как они говорят, несоответствий в текстах трех Евангелистов, описывающих по их словам якобы одно и то же событие. На самом деле несовпадения в описании деталей и хронологии у трех Евангелистов объясняется тем, что они описали три сходных случая по излечению одной и той же болезни расслабленности у трех разных людей. Ведь Спаситель за три года Своей проповеднической деятельности мог несколько раз излечивать разных больных от расслабленности. Более того, излечивая одну и ту же болезнь, Спаситель мог в подобных выражениях обращаться к разным больным, которых Он излечил в разное время от этого недуга. Такое предположение подтверждается целым рядом различных деталей, присутствующих в описаниях трех Евангелистов. Несовпадения и различные детали и подробности, имеющиеся в текстах трех Евангелистов, указывают не на противоречия между их книгами, а на различное описание трех подобных, но разных эпизодов излечения расслабленности, проведенных Спасителем в разное время и с разными людьми. Для того, чтобы подтвердить эту мысль, сравним и проанализируем тексты трех Евангелий, посвященные описанию излечения больных от недуга расслабленности. В основу этого анализа-сравнения Евангельских текстов положены мысли о том, что все три Евангелиста являются святыми людьми, писавшими под воздействием Святого Духа только правду. Поэтому они не могли создать описание одного и того же события с взаимоисключающими деталями и подробностями. По этой же причине три Евангелиста не могли небрежно пересказать одно и то же Евангельское событие, чтобы путать его местонахождение и хронологию в жизнеописании Спасителя и столь по-разному описывать различные детали и подробности. Разительные отличия, имеющиеся в текстах трех Евангелистов, разумней объяснить предположением о том, что Евангелисты описывали различные по времени, но похожие по содержанию события излечения расслабленности, проводимые Спасителем у разных людей. А коль описаны разные случаи излечения одной и той же болезни расслабленности, то во всех трех случаях Спаситель мог пользоваться одними и теми же приемами и сходными словами и выражениями для излечения одного и того же недуга у разных людей и в разной обстановке. Например, врач, излечивая разных людей, от одной и той же болезни, предписывает им одно и то же лекарство и говорит (даже одинаковыми словами) одни и те же рекомендации. Вот чтобы проверить это предположение о разных случаях излечения разных больных от одной и той же болезни и проведем сравнительный анализ Евангельских текстов.


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь-декабрь 2002 г.