"Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним" (Матф.9:9). Этот стих является прямым продолжением предыдущего стиха и развивает сюжет повествования. В начале этого стиха говорится "Проходя оттуда", то есть проходя с того места, на котором Спаситель исцелил расслабленного. Иными словами Матфей описывает в данном стихе последующие события после чуда исцеления расслабленного и указывает на то, что Спаситель после исцеления ушел с этого места. Словосочетание "Проходя оттуда" конкретно указывает на то, что сразу же после совершения чуда исцеления Спаситель ушел с того места, где совершал это чудо. Спаситель, идя дальше по Капернауму, увидел Матфея. Как видим слова "Проходя оттуда" указывают на то, что после чуда исцеления расслабленного никаких других событий не было кроме встречи Спасителя с Матфеем, которого Спаситель повстречал во время Своего пути когда уходил от того места, где совершил исцеление расслабленного.

Далее в разбираемом стихе говорится "Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея". В первой части разбираемого стиха говорится о том, что "Иисус увидел человека". Эти слова нужно понимать следующим образом. Спаситель на протяжении трех лет Своей проповеднической деятельности видел очень многих людей. В разбираемом стихе Спаситель также видел толпу людей, которая Его окружала. Слово "увидел" из данного стиха указывает на то, что Спаситель не просто увидел Матфея, а выделил его среди других людей, как человека, пригодного для Апостольского служения. Такую оценку Спаситель сделал исходя из высоких духовных качеств Матфея, которые Он увидел при помощи Своих Божественных способностей. Во второй части этого стиха описывается профессия человека, которого повстречал Спаситель. Этот человек занимался сбором пошлин. То есть был мытарем, или сборщиком налогов. Профессия мытаря в древнееврейском обществе была всячески презираемой и порицаемой и считалась хуже профессии публичной женщины. Такое отношение к этой профессии было потому, что мытари собирали денежную подать в казну римского императора, завоевавшего и поработившего древнееврейское государство. В глазах древнееврейского общества мытари трудились на благо завоевателей римлян. И поэтому считались врагами своего еврейского народа. Мытарем чаще всего был человек, являющийся евреем по национальности. Такой человек, как правило, покупал у римских чиновников патент на работу сборщика податей. Согласно этому патенту он должен был сдать в казну римского императора определенную сумму денег, которую он взимал в качестве подати. Деньги, взятые в качестве подати, в количестве, большем, чем нужно уплатить в римскую казну, разрешалось оставлять мытарю в виде оплаты за его работу. В глазах древнееврейского общества считалось, что мытарь обирает свой народ, работает на казну поработителей и завоевателей римлян. Поэтому профессия мытаря была настолько презираема древнееврейским обществом, что почтенные и родовитые семьи древних евреев не разрешали своим детям даже вступать в брак с детьми из семей мытарей. И мытари брачные союзы заключали с семьями, относящимися к профессиональной касте мытарей. Вот такое отношение в те времена было к этой профессии.

Однако общественное мнение древнееврейского общества не учитывало тот факт, что на должности мытаря мог оказаться очень хороший человек с высокими духовными качествами, вынужденно занимающийся этой профессией. Именно таким человеком был Матфей мытарь. И если бы он не был чист душей, Спаситель в будущем его не призвал бы на Апостольское служение. В дальнейшей части разбираемого стиха после указания профессии названо имя человека, которого встретил Спаситель "Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея". Из предыдущей части разбираемого стиха мы знаем, что Матфей был сборщиком пошлин, то есть мытарем.

Вот как о Матфее пишет богословская литература. "Матфей встречается в трех списках как один из двенадцати Апостолов Господа (Матф.3:18, Лук.6:15, у Матф.10:3 назван Матфей мытарь). У Матф.9:9 и далее рассказывается как Иисус призвал его, когда он сидел за сбором пошлин в Капернауме, и как он оставил всё и последовал за Иисусом. Вскоре после этого во время пиршества в его доме многие мытари и грешники возлежали за столом с Иисусом и Его учениками, что вызвало ропот фарисеев. У Лук.5:27 и далее упоминается то же пиршество, устроенное мытарем Левием немедленно после того, как он оставил свое занятие и пошел за Иисусом. У Мар.2:14 и далее он называется Левием - сыном Алфея. Из этого заключают, что Апостол Матфей и Левий, сын Алфея - одно и то же лицо. Что Левий было его собственным именем: Матфей же (дар Божий) было его прозвищем, под которым он был всем известен. Некоторые полагают, что Матфей и Левий были два разных лица " (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.241). "Матфей (дар Божий) Апостол и Евангелист, написатель первого Евангелия, сын Алфея, иначе называемый Левием " (Библейская энциклопедия, труд и издание Архимандрита Никифора, М., 1891, с.461).

Если предыдущий словарь Э. Нюстрема передает два мнения о том, мог ли Матфей быть Левием или нет, то энциклопедия Архимандрита Никифора освещает только одну точку зрения, согласно которой Матфей и Левий якобы одно и то же лицо. И при этом толкователи не дают никаких объяснений. Вопрос о том, был ли Матфей, Левий и Левий Алфеев одним и тем же лицом – Матфеем, рассматривается в последней статье следующего выпуска.

Как видим, сведения об Апостоле Матфее, сообщаемые в религиозной литературе, скудны и противоречивы. Каким же был на самом деле этот Апостол? Об этом подробно нигде не пишется. Однако, анализируя Библейский текст, мы можем предположить существование некоторых черт личности Матфея и получить о нем представление как о человеке и как об Апостоле. Если бы Матфей был плохим человеком, Спаситель никогда бы не остановился и не позвал бы его в ученики. Поэтому факт того, что Матфей в дальнейшем был удостоен приглашения на Апостольское служение, говорит о его высоких нравственных качествах и чистоте его души. Высокие нравственные качества его характера могли сформироваться под влиянием кроткой души и богоугодного благонамеренного воспитания. Можно предположить то, что условия для религиозного воспитания у Матфея тоже были. По-видимому, Матфей родился в порядочной древнееврейской семье. Согласно апокрифам Матфею было сорок лет в год Вознесения Господнего. Исходя из этой даты, Матфей предположительно родился в 7г. до Р.Х. Согласно укладу жизни древнееврейского общества детей начинали обучать Закону Божьему с 5-ти лет, чтобы исполнить заветы Моисея. "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая" (Втор.6:6-7). Первоначально образование дети получали от родителей, находясь дома. В порядочных семьях родители очень часто употребляли высказывания из Закона Божьего и говорили: "В Законе Божьем сказано...". Таким образом, первоначально маленький Матфей постигал житейскую мудрость и философско-религиозные истины в семье. Родители не только цитировали строки из книги Притчей, которая была очень любима евреями, но и часто употребляли в речи поговорки, состоящие из цитат, взятых из книг Бытие, Второзаконие и других священных книг. Наряду с этим родители рассказывали маленькому Матфею и историю еврейского народа, которая отражалась в праздниках и традициях. Наверное, в пасхальный вечер отец Матфея рассказывал своему сыну, как Господь освободил их народ из египетского плена. И как пророк Моисей водил богоизбранный народ по Аравийской пустыне. И, наверное, отец Матфея говорил своему сыну о том, что Пасха – это жертва Господу за избавление еврейского народа от пленения египтян. Когда Матфей подрос, он стал посещать школу при синагоге, где толковали и объясняли Священное Писание. А во второй и пятый день недели, а также по субботам и праздникам, он приходил в синагогу молиться. Когда Матфею исполнилось 12 лет, он, как и все еврейские мальчики с этого возраста, стал считаться мужчиной. С 12-летнего возраста Матфей, как и все его сверстники, освободился от родительской опеки, считался "сыном Закона Божьего" и с ним обращались как со взрослым человеком. Считалось, что до 12-ти лет еврейские мальчики были юношами, а после 12-ти лет вступали в период зрелости. Поэтому Матфей, начиная с 12-ти лет, как и все его сверстники, трижды в год посещал Иерусалимский храм, в котором молился, постился и приносил жертвы. Иерусалимский храм был не только святыней, но и частью истории древнееврейского народа. Поэтому вероятно посещение этого храма произвело сильное впечатление на набожного и впечатлительного молодого Матфея. Матфей знал из рассказов, что роскошный и богатый Иерусалимский храм первоначально построил Соломон, сын Давида (2Пар.2:1-18). Именно в этом храме хранилась святыня иудеев. В дальнейшем Ирод Великий, любивший роскошь, приказал украсить Иерусалимский храм, который блистал пышностью и великолепием. В этот период храм поражал своей красотой не только внутри, но и снаружи. Стены и крыша храма были украшены золотыми плитками. И при восходе и закате солнца храм, возвышаясь над городом, горел золотым огнем в свете солнечных лучей, как чудо Божье. Именно таким увидел Иерусалимский храм юноша Матфей. Он неоднократно присутствовал на праздничных богослужения, которые отличались особой торжественностью и величественностью. Помимо торжественных процессий и молебнов при храме произносили речи проповедники, которых жадно слушал Матфей-юноша. Можно предположить, что от остальных юношей Матфей отличался кротким нравом, застенчивостью и богобоязливостью. Возможно под влиянием именно такого образа жизни и сформировались у Матфея те высокие качества души, за которые в дальнейшем Спаситель и пригласил его на Апостольское служение. Поэтому когда Матфей повзрослел, он решил жить уединенной и замкнутой жизнью. Вероятнее всего для достижения такой жизни Матфей ушел из дома, где родители постоянно сватали его за богатых и знатных, но нелюбимых невест и настаивали на таком выгодном браке. Уйдя из дома, Матфей скорее всего нашел себе скромное жилье и решил зарабатывать на пропитание собственными силами. Так как Матфей рос в атмосфере религиозных мечтаний, набожности и не имел никакой профессии, то вероятно он вынужден был стать сборщиком подати. То есть он стал заниматься именно той работой, которую мог исполнить: он стал вести учетно-расходные книги, считать деньги и собирать налоги. Можно предположить, что математические знания он получил во время домашнего образования. И имел неплохие способности к счёту, которые и пригодились ему в работе мытаря. Зарабатывая деньги на пропитание своим собственным трудом, Матфей столкнулся с целым рядом трудностей. Согласно апокрифическим данным, Матфей пришел наниматься на работу в контору по собиранию податей. В этой конторе, которая подчинялась Ироду Антипе, Матфей узнал о том, что все выгодные места для собирания податей уже заняты. И ему могут предоставить только место простого сборщика налогов самого низкого ранга. Простые сборщики налогов в те времена имели даже особое прозвище "маленький мокеш ". Такой сборщик налогов вынужден был стоять у дальних ворот или на другом малоприбыльном месте и выслушивать брань и насмешки, издевательства и проклятия всех проходящих мимо людей. Причем Матфей имел за это очень небольшой процент от собранной подати, потому что места, куда его ставили, были малоприбыльными, и там взималась небольшая подать. Как известно, богатые мытари, имеющие прибыльные места для сбора пошлин, сами подати не собирали, а нанимали для этой цели вместо себя бедных людей. Матфей из-за своей бедности вынужден был собирать подать сам. Но Матфей стойко переносил трудности и продолжал заниматься этой работой, таким образом, зарабатывая себе на пропитание вплоть до встречи со Спасителем. Встреча со Спасителем явилась самым значительным событием в жизни Матфея, перевернувшим всё его существование и повлиявшим на его дальнейшую судьбу.

Как же выглядел Матфей во время своей встречи со Спасителем? Согласно апокрифам Матфей был невысокого роста и имел не очень полную, коренастую фигуру. Он выглядел на тридцать с лишним лет, так как его круглое румяное лицо почти не имело морщин. Волосы Матфея каштанового цвета были очень густыми, но не достигали плеч, располагаясь шапкой на его голове. Борода и усы Матфея, прикрывающие его полные щеки и пухлый небольшой рот, были коротко и аккуратно подстрижены. Собеседников в лице Матфея обычно поражали его широко расставленные большие и выразительные глаза темно-коричневого цвета. В его глазах одновременно соединились сомнение, мечтательность и любознательность. Он часто взирал на мир с сомнением и грустью. Но собеседники в его облике видели искренность и доброту его благородной натуры. И многие люди, встречавшиеся с ним, отмечали, что в личности Матфея чувствуется одухотворенность и искренность его души, а также могучая духовная сила. Наряду с этим люди, сталкивавшиеся с Матфеем, были поражены его добротой и кротостью. Ещё до встречи со Спасителем Матфей вел скромный и уединенный образ жизни, был непритязателен в одежде, неприхотлив в пище, не мстил за обиды, не отвечал на зло, а относился к людям с кротостью и терпением. То есть вел себя как истинный христианин. Он всегда старался одеваться очень аккуратно, скромно, чтобы не отличаться от других людей даже роскошной одеждой.

Согласно апокрифам, в тот великий день, когда он встретился со Спасителем, Матфей был одет в светло-синий плащ из под которого выглядывала белоснежная льняная туника, ниспадающая до икр ног, и имеющая разрезы у щиколоток ног. На ногах у Матфея, как обычно, были деревянные сандалии с толстой подошвой. Поскольку сандалии были самого дешевого изготовления, то они прошнуровывались не кожаными ремнями, а толстой веревкой. Матфей навсегда запомнил этот чудесный день своей встречи со Спасителем и впоследствии часто рассказывал о нем. Согласно апокрифам, Матфей очень любил цветы и выращивал на клочке земли перед своим домом лилии. Ранним утром того дня Матфей вышел из дома, чтобы идти на свой пост мытаря и остановился в удивлении. Куст лилии расцвел и был густо покрыт распустившимися благоухающими цветами. Для нежной и эмоциональной души Матфея такое событие уже было праздником. И он, испытав прилив радости, отправился на работу. Придя на свой пост и разложив под навесом своей палатки поднос для сбора пошлины и учётные книги, Матфей вдруг услышал у себя над головой нежную трель птицы. Этого было достаточно для его поэтической натуры, чтобы радость в его сердце усилилась. Впоследствии Матфей вспоминал о том, что в этот день он испытывал торжественно-приподнятое настроение, и всем своим естеством чувствовал приближение необычного великого события. И вот когда во второй половине дня солнце неспеша начало клониться к закату и шум толпы из мимо проходящих людей начал становиться негромким, а толпа стала редеть, настал звездный миг в жизни Матфея. Сердцем своим он почувствовал приближение какого-то великого момента. Большая радость вдруг наполнила его душу оттого, что он увидел вдали идущего Иисуса Христа, Который приближался к нему. Матфей уставился глазами в Спасителя и не отрываясь смотрел на Него. При этом сильные мысли и чувства переполнили всё его существо. В этот момент Матфей вспомнил всю свою жизнь, все свои мечты, сомнения и переживания. И ему показалось, что он хочет обо всём этом рассказать Спасителю, поговорить с Ним о смысле жизни, спросить совета, как жить дальше. Но наряду с этими чувствами у Матфея вдруг возникла трусливая мысль о том, что всё это невозможно. Ведь Спаситель – известный проповедник. А Матфей – всего лишь мелкий собиратель пошлин. Все эти мысли как вихрь мгновенно пронеслись в голове Матфея. И от избытка переполнявших его чувств слезы выступили у него на глазах. А в это время Спаситель неспеша спокойной и уверенной походкой приближался к палатке Матфея. И по мере приближения Спасителя желание высказать Ему всё, что было на душе у Матфея, возрастало с каждой секундой. Вот Спаситель подошел к палатке Матфея так близко, что Матфей мог свободно дотронуться до одежды Спасителя, если бы протянул руку. Внезапно Спаситель остановился и взглянул на Матфея ласковым и добрым взглядом. Матфей, продолжавший напряженно смотреть на Спасителя с того момента, когда увидел Его вдали среди толпы, не отводил от Спасителя своих кротких глаз. И сейчас их глаза наконец-то встретились. Матфей увидел благообразное худощавое лицо Спасителя вблизи. И на всю жизнь запомнил Его большие и выразительные карие глаза, полные любви и печали. Спаситель, взглянув на Матфея, сразу без слов воспринял все его мысли и переживания, его прошлую жизнь, узнал его стремления и мечты. И безошибочно и мгновенно рассмотрел доброе сердце Матфея, которое билось под туникой всеми презираемого сборщика налогов. Матфей, глядя в глаза Иисуса Христа, почувствовал великую радость от встречи с Учителем, и порывом своей благородной души мысленно высказал свое горячее желание служить Ему до конца дней. Все эти мысли и чувства мгновенно воспринял Спаситель. И оценив высокие достоинства благородной души Матфея, тихо сказал ему глядя в его глаза: "Следуй за Мной". И тогда Матфей оставил свои учетно-приходные книги, деньги, лежащие на подносе и в мешочках, которые он уже собрал за эту часть дня, а с ними до этого момента продолжавшуюся ненавистную жизнь сборщика подати, и переполненный огромной радостью со светящимися от счастья глазами пошел вослед за Спасителем. В этот день в жизни Матфея произошло великое событие – он стал вослед за Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном пятым учеником Спасителя. Впоследствии на проповедях, которые часто проводил Матфей, его часто спрашивали о том, что заставило его оставить сытую жизнь сборщика налогов и присоединиться к кучке людей, не имеющих стабильного положения в обществе и путешествующих с места на место.

При помощи художественного вымысла дадим предположительный ответ на этот вопрос. Матфей был честным и искренним человеком и на этот вопрос прямодушно и бесхитростно мог бы ответить так. "По натуре я был человек религиозный и мечтательный. От рождения я был физически не развит и не мог заниматься тяжелым трудом. Для того чтобы прокормить себя, я вынужден был стать сборщиком налогов, так как мог выполнять эту физически не тяжелую работу, связанную с записью и подсчетом денег. На этой работе я мог применить те качества, которыми обладал. Ведь я с детства хорошо знал религию и философию, математику и быстро вел числовые подсчеты. Однако в силу чувственности и религиозности моей натуры я очень страдал оттого, что собирая подати, служу завоевателям своего отечества, римлянам. Много раз я хотел уйти с этой работы, но мне почему-то не встречалась работа, которую я бы в силах был исполнить. Так каждый день я приходил домой и ложился спать с мыслью о поисках другой работы. А утром, чтобы прокормить себя, вынужден был идти на ненавистную работу. Опять из-за своей религиозности и чувственности я считал свою работу грехом. И общество людей, в котором я жил, также с презрением относилось к работе мытаря. И это презрение и ненависть людей я чувствовал на себе постоянно. Ведь мне, как мытарю, запрещалось давать деньги в храм для благих целей, так как считалось, что деньги, заработанные мытарством, являются не чистыми и оскверненными. Я не имел права быть выбранным судьей. Мне даже запрещалось быть свидетелем в любом судебном деле, так как слова мытаря не признавались правдивыми. А раввины, принимавшие мое покаяние, говорили мне в лицо, что не верят в мою искренность, потому что я мытарь. Мытарь! Это слово как клеймо положило отпечаток на всю мою жизнь. И в глазах общества я был негодяем, самым презираемым и унижаемым человеком. К падшим женщинам, торгующим своим телом, и то относились с большим уважением, чем к мытарям. Даже если бы я стал заниматься другим ремеслом, воспоминания о том, что я был мытарем, всё равно бы портили мою жизнь, вызывали бы недоверие и настороженность ко мне со стороны окружающих меня людей. Поэтому я очень сильно переживал оттого, что запятнал себя профессией мытаря на всю жизнь. Ведь первоначально я хотел заниматься мытарством временно, пока не подыщу для себя подходящую работу. А впоследствии понял, что от клички мытарь я не отмоюсь всю жизнь, на какой бы работе не работал. В дальнейшем меня удручало презрительное отношение ко мне из-за моей работы окружающего общества. Но более всего я переживал оттого, что считал свою работу грехом против Бога. Каждую ночь перед сном я спрашивал Бога о том, как мне заслужить прощение, как улучшить свою жизнь и изменить профессию, которая причиняла мне столько душевных страданий. Ведь из-за неё я считал себя грешником, но искренне хотел искупить свой грех. И вот как ответ на мои мольбы Господь послал мне утешение. Однажды в толпе людей я услышал разговор о том, что появился удивительный человек, который совершает чудеса и произносит мудрые речи. Оказывается, этот необычный человек провозглашает надежду на прощение для всех грешников. В том числе и для меня, так как я считал себя грешником. С тех самых пор я стал собирать сведения об этом человеке. И как только у меня появилась возможность, стал посещать проповеди этого человека. Из рассказов об этом великом человеке и из Его личных проповедей я узнал, что Он проповедует новое учение. Многие люди говорили о том, что этот человек является долгожданным Мессией, обещанным Богом нашему народу. А из предсказаний наших пророков я, как человек верующий, знал, что Мессия обетованный должен прийти в мир людей для того, чтобы принести им новые законы жизни. Поэтому я стал вникать в учен ие Иисуса из Назарета и убедился в том, что оно ни в коем случае не противоречит нашей религии. Оказывается Своим учением Иисус давал ответ на все мои важнейшие вопросы жизни и давал надежду на то, что я смогу избавиться от греха мытарства, запятнавшего мою жизнь. К Иисусу стекалось много народа потому, что Он ясно говорил о самом важном и насущном в жизни людей. Иисус в своих проповедях рассказывал людям о том, что каждый грешник, в том числе и я, имеет возможность избавиться от греха, если покается и будет вести в дальнейшем праведную жизнь. Иисус говорил людям о том, что грешники не пропали для Бога, что Бог о них не забыл и дает возможность им спастись через покаяние и совершение богоугодных дел. Оказывается спасение возможно даже для самых отъявленных грешников, если они сумеют покаяться, найдут в себе силы отойти от зла, сумеют духовно переродиться и уверуют в Бога как доверчивые и чистые душей дети. Иисус говорил народу о том, как нужно молиться, но предупреждал, что не нужно выставлять молитву напоказ как лицемеры. "И Господь Бог, услышав нашу молитву, сказанную скромно, воздаст благоприятным воздаянием нам открыто и явно". И ещё о многом другом говорил Иисус, каждый раз подчеркивая, что люди должны покаяться и исправиться, так как приблизилось уже Царство Божье. Я всей душей горячо уверовал в учен ие Иисуса потому, что оно отвечало на главные вопросы моей жизни и указывало путь к спасению. И поэтому когда Иисус предложил мне следовать за Ним, я оставил свои деньги и дом, и с великой радостью стал Его последователем".

Известно, что в тот же день, когда Спаситель пригласил Матфея следовать за Собой, Матфей в честь этого радостного и великого события в своей жизни устроил в своем доме праздничное угощение. С этого момента события из земной жизни Спасителя стали разворачиваться на глазах Матфея. И уже на упомянутое праздничное угощение, пройдя сквозь толпу, окружающую дом Матфея, пришли фарисеи и спросили учеников Спасителя, зачем они осквернили себя, кушая пищу в одном доме вместе с мытарями и грешниками. Спаситель, услышавший этот вопрос, поднял руки вверх, призывая присутствующих к спокойствию. И в воцарившейся тишине Он, громко повторив вопрос фарисеев, сказал свои знаменитые слова "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Матф.9:12). Матфей, наряду с другими событиями, присутствовал также и на знаменитой тайной вечере, которая происходила в верхней комнате дома вдовы Марии, сестры Симона-Петра, матери Иоанна-Марка. Согласно древнееврейской традиции эта вечеря началась сразу же вечером после того, когда на небе стали видны первые три звезды, и прозвучало три трубных гласа с Иерусалимского храма. Закончив ужин, Спаситель и Его ученики вышли из дома вдовы Марии. Ночь была прохладной, поэтому Спаситель и Его ученики не очень медленно прошли через весь нижний город и вышли из него через ворота фонтанов. Затем, повернув на север, вошли в Гефсиманский сад. Затем Спаситель велел Своим ученикам отойти немного поодаль, а Сам, встав на колени возле камня, стал молиться. Впоследствии после Вознесения Господнего Матфей часто приходил на эту поляну. И став на место, где в ту ночь молился Спаситель, в коленопреклоненной позе молился, опустив руки на твердую меловую поверхность этого священного камня.

Согласно сведениям из апокрифической литературы Матфей вскоре после Вознесения Господнего остался жить в своем родном городе Капернауме и стал работать счетоводом, применяя свои способности вести бухгалтерские операции, считать и аккуратно делать записи в приходно-расходных книгах. Матфей нашел эту работу случайно. Однажды он познакомился с чеканщиком по серебру, которого звали Обадах. Этот чеканщик имел свою лавку на рынке и был искусным мастером по чеканке. Однако был не в ладах с арифметикой и бухгалтерским делом, и плохо заполнял свои приходно-расходные книги. За небольшую плату Матфей вел бухгалтерскую работу в лавке этого чеканщика. И согласно христианским правилам, своим честным трудом зарабатывал себе на жизнь. Но главным делом его жизни оставалась проповедническая деятельность. Он очень часто проповедовал во дворе Иерусалимского храма и в людных местах Капернаума. Спустя восемь лет после Вознесения Спасителя Матфей написал главную книгу своей жизни – Евангелие, рассказывающее о земной жизни и учении Иисуса Христа. Говорят, эта книга возникла потому, что группа христиан, существовавшая в Капернауме, узнав о том, что Матфей собирается идти проповедовать учение Христово в другие страны, стала просить Апостола оставить о Христе свои записи, что Матфей и сделал. Говорят, что первоначально Матфей свои записи сделал на папирусе на арамейском языке. А после его отъезда эти записи были переведены на греческий язык для ознакомления с учением Христовым первых христиан Римской империи. Этот греческий перевод был сделан на пергаменте. Книга, написанная Матфеем, прежде всего, предназначалась для иудеев и ставила своей целью показать на фактах им ту истину, что Иисус из Назарета и есть истинный Мессия-Христос Спаситель. Поэтому в своей книге Матфей не поясняет целый ряд древнееврейских обычаев и топографию Палестины, предполагая, что эти сведения хорошо известны древним евреям-читателям. Поэтому в книге Матфея часто встречается фраза "всё сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророков". Поэтому материал в книге Матфея и представлен как исполнение древних пророчеств о Мессии, совершившихся в жизни Иисуса из Назарета. Времяисчисление в книге Матфея использовано иудейское. Эта книга является одним из самых ранних книг новозаветной литературы, и стала первым каноническим Евангелием. Впоследствии на эту книгу было написано много толкований и пояснений. Наиболее известные из них это работы Оригена, Иеронима, Златоуста, а также более поздних авторов Кейля, Де Витте, Плюситра, Дидона, епископа Михаила, академика Лопухина. После написания своего Евангелия, согласно сведениям канонического жития этого Святого, Матфей путешествовал по миру, проповедуя учение Христово в Эфиопии, Македонии, Персии. По одной из версий он мирно окончил свою жизнь, обратив в христианство многих людей. Память об этом Святом чтят 16 ноября и 30 июня по старому стилю.

Вот такую характеристику жизни Матфея можно сделать, привлекая сведения из канонической и апокрифической литературы, а также используя предположения, основанные на Библейских текстах. Из этой характеристики видно, что Спаситель в дальнейшем пригласил на Апостольское служение достойного человека, каким и был Матфей в своей жизни.

Далее в этом разбираемом стихе после упоминания имени мытаря Матфея сказано "и говорит ему: следуй за Мною". Эти слова нужно понимать следующим образом. Первоначально Спаситель посмотрел на Матфея и оценил высокие качества его души "Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея". Спаситель понял, что под личиной сборщика податей бьется пылкое сердце будущего христианина, человека, способного делать богоугодные добрые поступки. Человека, согласного распространять учение Христово. Спасителю хватило мгновения, чтобы оценить благородство его характера. И после этого, как вывод из оценки личности Матфея, Спаситель и сказал ему Свою знаменитую фразу "следуй за Мной". Этой фразой Спаситель приглашал Матфея стать Своим учеником и последователем. А также приглашал Матфея распространять среди людей учение Христово. Слова "следуй за Мной" в разбираемом стихе не означают призыва стать Апостолом, не являются приглашением на Апостольское служение, потому что 12 Апостолов Спаситель избрал из всех Своих учеников позднее. Об этом событии повествуется у Матфея " И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь." (Матф.10:1). И у Луки "Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Лук. 6:13). Слова Спасителя из разбираемого стиха "следуй за Мной" говорят о том, что Спаситель пригласил Матфея ознакомиться с учением Христовым и стать сначала последователем Спасителя. Апостолом же Спасителя становился человек, который не только сам знал учение Христово и являлся его приверженцем, но и распространял это учение среди других людей. Апостолы также получали от Спасителя способность сверхъестественного воздействия на мир. И даром, то есть бескорыстно должны эту способность применять в мире людей. Эта способность проявляется в том, что Апостолы могут Божественной силой исцелять неизлечимые болезни, изгонять злых духов и т.д. Этой способностью Спаситель наделил только 12 человек из всех Своих учеников и последователей.

В дальнейшей части этого разбираемого стиха описано то, как Матфей отнесся к этому предложению "и он встал и последовал за Ним". Этими словами автор Евангелия указывает на то, что до встречи со Спасителем Матфей мытарь сидел в своей палатке. Такая будка, или палатка устанавливалась обычно на пункте   сбора пошлин. И в ней обычно размещался сборщик подати со своими подносами и мешочками для сбора денег и со своими учетно-приходными книгами. Пункт для сбора пошлин, мимо которого проходило большое число народа, обычно оборудовался будкой или палаткой, которые имели стены и крышу. Согласно сведениям из апокрифов Матфей не имел ни будки, ни палатки, так как его мытарский пункт находился не на бойком месте. Поэтому Матфей натягивал над своей головой матерчатый навес, чтобы защититься от солнца, и сидел под этим тентом. Когда же Матфей повстречался со Спасителем и услышал Его слова с приглашением последовать за Ним, то Матфей сразу встал и пошел за Спасителем. Описанием этого факта автор Евангелия указал на то, что, во-первых, Матфей кое-что уже знал о Спасителе до того, как Спаситель приблизился, подойдя к нему. Во-вторых, Матфей внутренне и духовно был готов последовать за Спасителем. В-третьих, Матфей последовал за Спасителем потому, что разделял Его учение и восхищался Им, как Учителем и Человеком. В-четвертых, Матфей тем, что последовал за Спасителем, выразил готовность во всём служить Спасителю и стать Его учеником. Поэтому автор Евангелия краткими словами о том, что Матфей последовал за Спасителем, сумел сказать очень многое. Автор Евангелия этими словами не только передал душевное настроение Матфея в момент его встречи со Спасителем, но и показал отношение Матфея к Спасителю, Его личности, Его учению.

Вот как поясняют этот стих известные толкователи. Нужно отметить то обстоятельство, что большинство толкователей этот стих поясняло почти одинаково. "Обстоятельство, что, по смыслу рассказа, Матфей тотчас последовал за Христом, ещё в древности заставляло сомневаться в подлинности сообщаемого евангелистом факта. Порфирий и Юлиан говорили, что со стороны мытаря неразумно было следовать за "каким то", призвавшим его человеком. Но это возражение опровергается тем, что Матфей мог слышать как прежнее учение Христа, так и видеть Его чудеса, и таким образом мог знать Его гораздо раньше своего призвания. В действительности же из рассказа вовсе не видно, чтобы Матфей именно тотчас последовал за Христом, потому что слова "тотчас" в Евангелии нет. Но если бы следование началось и тотчас (ср. Иоан.1:43), то это вовсе не исключало бы возможности сведения Матфеем счетов и расчетов по своей прежней деятельности... Так как о своем призвании Матфей сообщает среди рассказа о чудесах, совершенных Спасителем, то высказывалось мнение, что его призвание было таким же великим чудом, как и другие чудеса Христа, чудом в том смысле, что мытарь сделался Апостолом. Феофилакт, кажется только один, замечает, что Спаситель призвал Матфея не после Петра и Иоанна" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с180-181).

"Выйдя из дома после совершения Им чуда исцеления расслабленного Господь увидел человека, сидящего на мытнице, то есть у сбора пошлин, или податей, по имени Матфей, или Левий. И сказал ему "следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним" (Четвероевангелие, архиепископ Аверкий, ук. изд., с.106). В выше приведенном тексте обоих пояснителей нет толкования Евангельского события, а есть его вольный пересказ.

"Иисус вышел во двор, на котором только что совершил необычное чудо, и тут же увидел человека по занятиям своим считавшегося у евреев самым грешным и презренным. То был сборщик податей, мытарь-Левий. К нему обращается Иисус и в присутствии сопровождающих Его, в числе которых несомненно были и фарисеи, вышедшие за Ним со двора, Иисус говорит Левию "следуй за Мной". Этот мытарь, занятый постоянно сбором пошлин, вероятно только слышал о совершенных Иисусом чудесах, но сам едва ли видел их. Однако он бросает всё, и возрожденный этим призывом, идет за Иисусом. А фарисеи и книжники, слышавшие слова Иисуса, видевшие чудеса, совершаемые Иисусом, не пошли за Ним, то есть не сделались Его последователями" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.167). В приведенном отрывке указанного толкователя нет пояснения Библейского текста, а есть вольный пересказ Евангельского события.

"Сидящего у сбора пошлин в месте, где собирались пошлины, по имени Матфея: Евангелисты Марк (Мар.2:14) и Лука (Лук.5:27-28) называют его Левием. Иудеи имеют обычай носить два имени. Следуй за Мной: будь Моим учеником. Последовал за Ним: такова сила слова Господа! Одного Его слова достаточно чтобы сборщик податей, человек, как и все подобные, зажиточный, тотчас оставил всё, и последовал за Господом, не имевшим где приклонить голову" (Епископ Михаил, Толковое Евангелие, ук. изд., с.179).