"И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его" (Матф.9:10). Для того чтобы правильно понять смысл этого стиха, необходимо учитывать то обстоятельство, что Матфей в своей книге кратко излагает Евангельские события, придавая конспективный вид своему повествованию. Более того, Матфей писал свое Евангелие для древних евреев, которым хорошо были известны эти Евангельские события. А Матфей только пересказывал эти события, давая им определенную пояснительную направленность и освещение. Поэтому древним евреям и без указаний Матфея было понятно, в какой дом пришел Спаситель. Однако тексты книги Матфея написаны так, что при их анализе и пояснении становятся ясными все, на первый взгляд непонятные места. И в данном случае после пояснения этого места из книги Матфея станет ясным, в чей дом пришел Спаситель.

В разбираемом стихе ясно сказано о том, что в дом, в котором находился Спаситель, "многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним". Поскольку в предыдущем стихе говорится о том, что Матфей, последовавший за Спасителем, являлся мытарем, то логично предположить, что в последующем стихе описывается именно дом мытаря Матфея, в который и пришли друзья Матфея, тоже по своей профессии являвшиеся мытарями. Это предположение подтверждается следующими логическими рассуждениями, основанными на анализе рассматриваемого Евангельского текста. В этом тексте сказано о том, что мытари и грешники пришли в некий дом и возлегли со Спасителем. В любой дом мытари прийти и там возлежать не могли. Потому что профессия мытаря была презираема в древнееврейском государстве. Причем представителей этой профессии презирали настолько сильно, что они были вынуждены даже браки своих детей устраивать только между своими семьями. Исходя из этой информации современному читателю (как и еврею того времени) становится понятно, что мытари в любой дом войти не могли. Потому что из-за презрения к их профессии войти в дом добропорядочного еврея (не мытаря) им просто бы хозяева не позволили, считая, что своим посещением мытари оскверняют их дом. Поэтому мытари свободно могли войти в дом только к собрату по своей профессии. То есть к такому же мытарю, как и они сами. А поскольку в предыдущем стихе таким мытарем назван Матфей, то логично предположить, что именно он в честь своей встречи со Спасителем и устроил праздничный ужин, который и был посвящен тому, что Матфей стал учеником Спасителя. Подтверждением той мысли, что Матфей к Спасителю относился с одобрением и восторгом является тот факт, что Матфей сразу же безоговорочно последовал за Спасителем, после того как Спаситель пригласил его идти за Собой. Поэтому логично предположить и то, что коль Матфей относился к Спасителю как к своему учителю, а свое приглашение в ученики считал главным радостным событием в своей жизни, то в честь этого события Матфей и устроил праздничное угощение именно в своем доме. И на это праздничное угощение к нему пришли собратья по профессии, тоже мытари.

На основе всех выше приведенных предположений, основанных на логическом анализе Евангельского текста и можно сделать вывод о том, что в разбираемом стихе упомянут дом Матфея мытаря. Ещё одним аргументом в пользу этого предположения является то, что другим мытарям не было повода устраивать угощение. Из всех упомянутых в этом стихе мытарей только Матфей имел вескую причину для праздничного угощения – в честь того, что Спаситель его пригласил к Себе в ученики. Для того чтобы отпраздновать это событие Матфей и устроил угощение, пригласив своих коллег по профессии к себе домой. Устроить такое угощение Матфей мог только в своем доме, потому что не имел друзей, которые бы могли сдать ему свой дом для праздничного угощения, так как Матфей жил уединенно. Хозяева харчевни или корчмы Матфею и его коллегам мытарям не позволили бы провести праздничное угощение у себя, потому что считающие себя благопорядочными людьми евреи не стали бы кушать в одном помещении с мытарями.

Из всего выше сказанного становится видно то, что вероятнее всего домом, в котором Матфей устроил праздничное угощение в честь Спасителя, был дом, в котором и жил Матфей. Зная, что этот вывод и без пояснений понятен древним евреям, Матфей, писавший именно для них свою книгу, не уточняет и не поясняет в чьем доме Матфей устроил праздничное угощение. Матфей так описал этот момент потому, что считал вопрос, в чьем доме происходило праздничное угощение, и так понятным и известным древним евреям.

Матфей больше внимания уделяет тому описанию, как происходило это праздничное угощение, и кто присутствовал на нем. В начале разбираемого стиха сказано "И когда Иисус возлежал в доме". Эта часть стиха понимается и поясняется следующим образом. Во многих странах Востока, а также в Риме знатные люди кушали лёжа. Как правило, эти трапезы имели торжественный вид и проходили в больших светлых залах под сопровождение музыки. Обычно каждый из пировавших располагался полулёжа на небольшом диване. К этому диванчику был приставлен низкий столик, уставленный яствами. Однако согласно апокрифической литературе дом Матфея был маленький и не мог вместить столько диванов, чтобы Матфей и его гости мытари и грешники, а также Спаситель и Его ученики смогли бы разместиться и кушать лёжа. Поэтому можно предположить, что праздничное угощение в доме Матфея многочисленные гости проводили сидя за несколькими придвинутыми друг к другу столами. Причем гостей набралось столько много, что всем не хватило места в комнате, где было праздничное угощение. Как известно за Спасителем ходили большие толпы людей. На этот раз толпа стояла и вокруг дома Матфея, в котором происходило праздничное угощение. Если предположить то, что гости на этом праздничном угощении действительно не лежали, а сидели за столами, то почему же тогда Матфей употребил словосочетание "Иисус возлежал в доме"? Толкователи поясняют это место Библии, придерживаясь своего традиционного описания. При этом толкователи утверждают, что якобы Спаситель и гости Матфея лежали во время праздничного угощения. При этом в качестве аргумента они ссылаются на слова Матфея "возлежал в доме". А если правы апокрифы и гости сидели за столами с угощением, то почему же в таком случае Матфей говорит "возлежал". Толкователи почему-то игнорируют тот факт, что в древние времена, а также в то время, когда Матфей писал свою книгу выражение "возлежать на пиру" имело не только буквальный, но и переносный смысл. Если в древние времена говорили о том, что царь на пиру возлежал со своими придворными, то это выражение не всегда означало то, что царь с придворными кушал лёжа. В первую очередь это выражение указывало на неограниченное доверие царя к указанным придворным и его уважительное отношение к ним. Потому что возлежать, то есть находиться в лежачей позе, в которой человек неповоротлив и уязвим для нападения заговорщиков, царь мог только с теми людьми, которым безгранично доверял и не боялся с их стороны нападения и заговора. Впоследствии выражение "возлежать на пиру" в большинстве случаев означало уважительное отношение людей друг к другу, которые могли совместно пировать не лёжа, а сидя за столом. Какой же смысл вкладывает Матфей в свои слова о том, что Спаситель возлежал на праздничном угощении у Матфея с грешниками и мытарями? Указывает ли он на то, что все пирующие лежали за столами, или применяет это выражение в переносном смысле? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, проанализируем с позиций логики и здравого смысла дальнейшее описание этого Евангельского события. В дальнейшем описании говорится о том, что Спаситель выступил против критики фарисеев и заступился за грешников и мытарей, с которыми возлежал на этом праздничном угощении. Его заступничество выразилось в ответе фарисеям такими словами "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Матф.9:12). Иными словами Спаситель пришел к грешникам и мытарям как духовный врач чтобы излечить их от греховного образа жизни. "Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Матф.9:13). Из приведенных слов Спасителя видно, что Он выразил Свое доброжелательное отношение и продемонстрировал Свое заступничество к присутствующим на праздничном угощении у Матфея мытарям и грешникам. Потому что Спаситель был твердо уверен в том, что они из грешников станут праведниками, и Он сумеет их вернуть на путь истинный. Из всего, выше сказанного, можно предположить, что слова о том, что Спаситель возлежал с мытарями и грешниками Матфей употребляет в переносном, а не буквальном смысле для того, чтобы показать уважительное отношение Спасителя к этим людям.

Далее в разбираемом стихе сказано о том, что когда Спаситель находился в доме Матфея, "многие мытари и грешники пришли". Эти слова понимаются и объясняются следующим образом. Во время проповеднической деятельности Спасителя, как правило, за Ним следовали большие толпы народа. Люди слушали проповеди Спасителя, спрашивали совета о том, как им жить, просили излечения от болезней. И этот описываемый Евангельский эпизод тоже не был исключением. Спасителя и на этот раз сопровождали нуждающиеся в Нём люди. И дом Матфея, в котором находился Спаситель, был окружен толпой народа. Это предположение подтверждается словами из разбираемого стиха "многие мытари и грешники пришли". То есть из большой толпы, которая окружала дом Матфея, вышло много людей, которые были мытарями и грешниками. Именно мытари, услышав о том, что Спаситель в доме их коллеги-мытаря Матфея, пробившись сквозь толпу, вошли в дом своего собрата по профессии. Они тоже хотели приобщиться к учению Христову, услышать Его проповеди и побеседовать с Ним. И они знали, что из дома их собрат-мытарь Матфей их не выгонит, потому что он тоже мытарь. И если слово "мытарь" означало профессию человека, то что же в разбираемом стихе означает слово "грешник". "Грех у верующих – нарушение религиозных предписаний, правил", "грешный человек – имеющий много грехов" (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.140-141). Коль люди, отягощенные грехами, пришли к Спасителю, значит они хотели избавиться от своих грехов. Именно об этом пишет другой словарь. "Грех – это слово, которое чаще всего обозначает терзание души человеческой вследствие грехопадения" (Эрик Нюстрем, Библейский словарь, ук. изд., с.95). Слову "грешники" в данном конкретном тексте Матфея можно дать и другое пояснение. Во времена, описанные Матфеем, в древнеизраильском государстве очень часто богатые мытари сами не собирали податей, а брали для этой работы нанятых людей. Нанятые люди мытарями не являлись, так как не имели лицензии (то есть права) на собирание подати, а были помощниками мытарей. В народе и мытарей и их помощников часто называли одним словом "грешники". С учетом специфики описания данного момента возможно Матфей и указал на то, что на праздничное угощение в дом Матфея пришли как сами мытари, так и их помощники. Можно предположить также и то, что словом грешники Матфей обозначил не только мытарей и их помощников, но и другую категорию людей, которая представляла собой неимущее сословие. К ним относились падшие женщины, воры и другие люди, которые в глазах древнееврейского общества безусловно считались грешниками.

Далее в разбираемом стихе сказано о том, что пришедшие мытари и грешники "и возлегли с Ним" , то есть со Спасителем. Эту фразу также не надо понимать в буквальном смысле. Исходя из ранее приведенного объяснения о том, что к пришедшим мытарям и грешникам Спаситель отнесся доброжелательно, можно предположить, что эта фраза "и возлегли с Ним" применена Матфеем в иносказательном смысле. И означает то, что Спаситель позволил вошедшим мытарям и грешникам находиться с Ним под одной крышей. Это говорит о том, что Спаситель с уважением и вниманием отнесся к пришедшим в дом Матфея мытарям и грешникам. Фраза "и возлегли с Ним" Матфей также указывает и на то, что пришедшие мытари и грешники выразили Спасителю свое доброжелательное отношение. Таким образом, эта фраза и не указывает на буквальное её понимание о том, что якобы мытари и грешники лежали на диванах за пиршественными столами со Спасителем, а указывает на отношение собравшихся друг к другу.

Заканчивается разбираемый стих словами "и возлегли с Ним и учениками Его". Как видим в данной фразе Матфей не называет учеников Спасителя Апостолами, потому что они ещё не получили от Спасителя Божественного Дара излечивать неизлечимые болезни, изгонять духов, творить чудеса. Матфей называет этих людей просто и точно – учениками Спасителя. "Ученик – человек, который учится чему-нибудь, последователь какого-либо учения" (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.834). В данном случае учениками Спасителя Матфей назвал людей, которых Спаситель призвал следовать за Ним на ученичество, то есть стать Его учеником. Ко времени праздничного угощения, описанного Матфеем, у Спасителя было пять учеников: Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, и сам мытарь Матфей. Согласно правилам того времени учениками являлись люди, изъявившие желание познать ремесло, искусство, философское учение, или науку. Эти люди должны были жить в доме своего учителя и во всём ему помогать. Поскольку у Спасителя не было дома, то Его ученики постоянно следовали везде за Ним. Они изучали Его учение и помогали его распространять и пояснять остальным людям.

Вот как этот стих поясняли известные толкователи. "Матфей же излагает дело слишком кратко, не поставляя стиха 10 в близкую связь с предшествующим. У него дело представляется так: Матфей последовал за Христом, без обозначения, куда именно. Затем речь как будто прерывается, картина следования заменяется сразу же картиной возлежания за столом, причем Евангелист совсем не указывает, в чьем доме это происходило... Если бы Матфей пришел в дом Христа, то тут не было бы сравнительно ничего, особенно замечательного. Но если Христос посетил дом Матфея, то это было замечательно. Он, божественный Учитель, Который учил не так, как книжники и фарисеи, Который творил такие великие чудеса, пришел в дом бедного мытаря и возлег в его доме, принимая от него угощение! Матфей и другие синоптики ясно говорят и желают выставить пред читателями именно этот замечательный факт" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.181).

"Обрадованный таким призывом мытарь Матфей пригласил к себе в дом Иисуса и учеников Его, и предложил им угощение. По обычаю восточных народов во время обедов и ужинов не сидели за столом, а возлежали вокруг стола на особых приставных скамьях, или диванах, облокачиваясь левой рукой на подушку. Приглашенные Матфеем Иисус и ученики Его возлегли за столом. Пришли также и товарищи Матфея по сбору податей и знакомые его, все грешники по существовавшим понятиям фарисеев, и возлегли за тем же столом" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.168). В этом тексте нет пояснения, а есть пересказ разбираемого Евангельского события.

"Обрадованный призывом Господа Матфей пригласил к себе в дом Иисуса и учеников Его, и устроил им угощение. По восточному обычаю приглашенные на обед, или ужин не сидели за столом, а "возлежали" вокруг невысокого стола на особых приставках-скамьях, или диванах, облокачиваясь левой рукой на подушку. Туда же пришли, видимо, товарищи Матфея по сбору податей, другие мытари и грешники по существующим понятиям фарисеев, и возлегли с Иисусом и учениками Его за одним столом" (Архиепископ Аверкий, Четвероевангелие, ук. изд., с.107). В этом тексте также нет пояснения разбираемого Евангельского события, а есть его упрощенный пересказ.

"Возлежали: у иудеев, как и у других восточных народов, было в обычае во время обеда или вечери не сидеть, а возлежать вокруг приготовленных на низком столе яств, облокотившись левой рукой на подушку. В доме: самого Матфея, или Левия (Лук. 5:29), который тотчас после призвания своего решился угостить своего Учителя и Господа. Одобренные снисходительством Господа к человеку, которого молва людская считала грешником, как и всех ему подобных, многие его товарищи по ремеслу– сборщики податей, может быть приглашенные самим Матфеем по случаю, и грешники, люди по мнению иудеев, и особенно фарисеев, не доброй нравственности и поведения, пришли и участвовали в угощении вместе со Спасителем и учениками Его" (Епископ Михаил, Толковое Евангелие, ук. изд., с180).

Ко всему вышеуказанному необходимо добавить то, что угощение в доме Матфея не было пиром, какие устраивали знатные зажиточные евреи. Согласно сведениям из апокрифической литературы, Матфей пригласил Спасителя и Его учеников в небольшой одноэтажный домик, который он арендовал, и который ему не принадлежал. Этот домик имел две небольших тесных комнатки с низкими потолками. Естественно в таких комнатах невозможно было расположить много диванов для возлежания. И поэтому гости кушали не лёжа, а сидя за сдвинутыми столами. Матфей устроил не роскошный пир в своем доме, а праздничное скромное угощение, как он считал, в честь великого события в его жизни. И таким событием было его призвание на ученичество. Спаситель, отличающийся смирением и скромностью, возможно никогда бы не принял участия в пышном и роскошном пире, например, какие устраивали вельможи и богатые евреи. А к Матфею Он пришел на скромное угощение для того, чтобы показать Матфею и другим мытарям и грешникам то, что они Богом не забыты, и у них тоже есть возможность на спасение и на вступление в Царство Божье. Такой шаг со стороны Спасителя был очень нужен и важен. Потому что в те времена еврейские вельможи и священники, книжники и фарисеи громогласно заявляли о том, что они одни якобы и будут удостоены спасения. А такие люди как мытари и другие грешники якобы никогда не получат спасения. Спаситель, Который проповедовал в синагогах отличительно от книжников и фарисеев, многократно заявлял о том, что все люди, в том числе и грешники, Богом не забыты. И если они искренне покаются и будут вести богоугодный образ жизни, то достигнут спасения. Потому приход Спасителя в дом Матфея и совместная Его трапеза с грешниками и мытарями была революционным шагом в глазах древнееврейского общественного мнения. Своим приходом в дом Матфея Спаситель на практике подтвердил ту истину, что независимо от рода занятий и степени греха Господом Богом не забыт ни один человек. И каждому, даже закоренелому грешнику, Господь даровал возможность искреннего покаяния с последующим добродетельным образом жизни, и право на спасение. То есть Своим приходом в дом Матфея Спаситель на практике продемонстрировал древнееврейскому обществу один из основополагающих принципов христианства – что Богом не забыт ни один человек на свете, что Бог помнит обо всех людях, любит их и способен помочь исправиться и как следствие, улучшить жизнь каждому искренне покаявшемуся человеку. Таким образом, путь к спасению открыт каждому человеку. Именно в этом и состоит философский смысл и значение рассматриваемого Евангельского эпизода.