"Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?" (Матф.9:11). В этом стихе говорится о том, что фарисеи, которые всюду следовали за Иисусом и следили за Ним, спросили Его учеников, почему их учитель ест и пьет за одним столом с мытарями и грешниками. Секта фарисеев в древнееврейском государстве выдавала себя за блюстителей моральных и религиозных принципов древнееврейского общества. Представители этой секты со своими проповедями выступали на рынках и в присутственных местах. И везде, ссылаясь на Библию и Бога, поучали народ как жить. Даже на воскрылиях (оборках) своей одежды они писали цитаты из Библии и в таком виде ходили. Поэтому на правах блюстителей морали фарисеи бесцеремонно и вмешались в данную ситуацию. Причиной, по которой они задали свой вопрос, было то представление, которое бытовало в древнееврейском обществе, что люди, ведущие благонамеренный богоугодный образ жизни могут осквернить себя тем, что будут общаться с грешниками. Фарисеи считали, что проявлением такого общения и есть праздничный ужин Спасителя и Его учеников с мытарями. И что добропорядочный человек никогда не будет есть и пить, или даже находиться в одном помещении с грешниками. В целом ряде толкований этого стиха говорится о том, что сами фарисеи в дом Матфея мытаря не вошли, чтобы не осквернить себя нахождением в одном помещении с грешниками. Они, по этим толкованиям, якобы дождались того, когда ученики Спасителя вышли из дома Матфея, и задали им свой коварный вопрос.

Однако, объективно анализируя Евангельские тексты, можно прийти к другому пояснению этого эпизода. В 10-м стихе 9-й главы Евангелия Матфея сказано о том, что "Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним". В 11-м стихе 9-й главы того же Евангелия говорится о том, что "Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его". Сопоставляя эти два стиха, можно сделать вывод, что ропот и недовольство фарисеев были вызваны тем, что Спаситель общается с грешниками, которые находятся с Ним в одном доме. Этот ропот у фарисеев возник только после того, когда они увидели эту ситуацию. Матфей в разбираемом стихе подчеркивает эту деталь, написав: "Увидев то, фарисеи сказали". Давайте подумаем о том, каким способом фарисеи могли увидеть Спасителя, пирующего с грешниками, если они не входили в дом. Можно предположить, что фарисеи увидели эту сцену через окно. И дождавшись, когда Спаситель с учениками вышел из дома, обратились к ученикам с упреком. Однако такое предположение противоречит тексту Евангелия Матфея. Потому что у него ясно описано поведение фарисеев. Их поведению были свойственны такие черты, как тщеславие и заносчивость. Поэтому, предположительно увидев в окно или открытую дверь ситуацию, при которой Спаситель вкушал пищу с грешниками, фарисеи после этого не стали бы кричать свои упреки в окно, или открытую дверь. А также бы не стали как шпионы или прислуга за углами дома дожидаться того, пока Спаситель закончит пировать с грешниками и выйдет из этого дома. Потому что они привыкли величественно и надменно провозглашать свои поучения. Привыкли вести себя как строгие наставники народа, провозглашающие непререкаемые истины и громогласно изобличающие грешников. Поэтому предположения о том, что фарисеи якобы увидев Спасителя пирующим с грешниками, стали кричать свои замечания и упреки в открытые двери и окна, или подкарауливать Его выхода из дома не соответствует истине. Потому что это не было свойственно надменному поведению фарисеев. Провозглашать свои упреки они могли, приняв надлежащий для этого вид наставников и обличителей, предварительно, с показным презрением и высокомерием, войдя в дом пирующих грешников. Кричать в окна и двери свои замечания фарисеи не стали хотя бы потому, чтобы не уронить свою честь и достоинство законоучителей в глазах окружающего народа. Поэтому евреям того времени слова Матфея были очень понятны. Потому что народ того времени знал, что фарисеи никогда не будут отягощать и унижать себя ожиданием того, когда закончится пир Спасителя с грешниками. Такое предполагаемое поведение фарисеев и подтверждается текстом Матфея "Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его". То есть фарисеи после того, когда увидели пирующих грешников со Спасителем, сразу же сказали. А это могло произойти, если они находились рядом, предварительно гордо войдя в дом с пирующими.

Почему фарисеи задали вопрос именно ученикам Спасителя? Да потому что фарисеи хотели отвернуть от Спасителя народ и учеников Его. Для этого они старались пристыдить и усовестить учеников Спасителя своим коварным вопросом и изощренными доводами. Они знали о том, что Спаситель хорошо знает библейские тексты и легко может ответить на любой их вопрос. А ученики Спасителя были простыми (не книжными) людьми, мало сведущими в религиозных книгах. Поэтому, задавая свой коварный вопрос именно ученикам, хитрые фарисеи преследовали такие цели. Они хотели настроить учеников Спасителя против Их Учителя доводом о том, что якобы Спаситель нарушил общепризнанные в древнееврейском обществе нормы поведения. И это нарушение, по мнению фарисеев, проявилось в том, что Спаситель "ест и пьет с мытарями и грешниками". То есть фарисеи таким вопросом хотели сказать следующее ученикам Спасителя. "Вот смотрите, ваш Учитель нарушает общепринятые нормы поведения, а вы с Ним везде ходите и почитаете Его как Учителя". Пытаясь обескуражить учеников Спасителя таким неожиданным вопросом, фарисеи хотели продемонстрировать перед народом растерянность учеников Спасителя, которые мало разбирались в религиозных текстах и не могли бы дать достойный ответ фарисеям на их вопрос. Этим вопросом фарисеи хотели дискредитировать и Самого Спасителя в глазах народа, представив Его, как нарушителя общественных правил и приличий. А главное, фарисеи этим вопросом хотели отвернуть как народ, так и учеников Спасителя от Иисуса Христа.

Именно к ученикам свой вопрос адресовали фарисеи, чтобы напомнить им то, что ученики не рабы своего учителя, а свободные и независимые люди, добропорядочные евреи, которые должны чтить моральные и религиозные законы своего народа. А их Учитель, по словам фарисеев, Сам якобы нарушает эти законы древнееврейского общества. То какой же Он после этого учитель и проповедник.

В книге "Толковая Библия" известный толкователь Библейских текстов А.П. Лопухин никак не поясняет и не комментирует ни 11-й, ни 12-й стих 9-й главы Евангелия Матфея, очевидно считая эти стихи итак понятными и исчерпывающе ясными. Другой не менее известный толкователь Библейских текстов Б.И. Гладков в своей книге "Толковое Евангелие" так кратко комментирует этот стих: "Фарисеи, следовавшие за Иисусом, конечно, не решились войти в дом мытаря, чтобы не оскверниться. Но они следили за всеми действиями Иисуса. Они знали, что Он возлегает в доме мытаря с мытарями и грешниками. И дождавшись выхода возлежавших у Матфея, спросили учеников Иисуса "для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?". По понятиям их, истинный еврей не станет оскверняться общением с такими грешниками. А если Иисус ест и пьет с ними, то значит Он сам грешник" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.168). В этом пояснении также не указано, каким же способом фарисеи увидели то, что Спаситель ест и пьет с грешниками. Не объяснение этих моментов делает выше указанное толкование не убедительным. В этом пояснении не сказано и о том, почему вопрос фарисеев был адресован именно к ученикам Спасителя. Но, как видим, другие толкователи вообще не удосужились дать какое-либо пояснение этому стиху.