"Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Матф.9:14). В этом стихе дается продолжение описания событий, которые последовали после ранее упомянутых. То есть в этом стихе дается описание Евангельского события, которое наступило сразу после того, когда Спаситель возлежал в доме у Матфея. В этом стихе Евангелист говорит о том, что к Спасителю пришли ученики Иоанновы. Имеются ввиду ученики Иоанна Крестителя, который был Предтечей Спасителя.

Имя Иоанн по-еврейски звучало как "Иехоханан" или "Иоханан" и означает Иегова милостив. Имя Иоанн или Иоанан является греческой формой этого древнееврейского имени. Это имя носил Иоанн Креститель – Предтеча Спасителя, последний пророк Ветхого Завета. Пророк Исаия сделал о нем предсказание "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу" (Ис.40:3). А Пророк Малахия говорил о нем как об Ангеле Господнем "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" (Мал.3:1). По словам Спасителя, Предтеча самый великий из всех рожденных женами и описанными в Ветхом Завете. "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Матф.11:11). Рождению Иоанна предшествовало предсказание Ангела. Родился Иоанн в священническом роду от престарелых Захарии и Елизаветы и с самого начала своей жизни был посвящен служению Богу. "Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей" (Лук.1:15). В материнской утробе он возрадовался Мессии при встрече его матери Елизаветы с беременной Девой Марией. "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа" (Лук.1:41). По совету Ангела ему нарекли имя Иоанн, что значит "Иегова милостив". Отец Предтечи "потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились" (Лук.1:63). Предтеча жил в пустыне и вел аскетический образ жизни, и начал свою проповедническую деятельность в 15-й год царствования Тиверия, или в 29-й год от Рождества Христова. "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, ... был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов" (Лук.3:1-3). Во время своей проповеднической деятельности он проповедовал крещение и покаяние для прощения грехов, а также обличал грехи людей (Лук. 3:7). Царь Ирод слушал его проповеди, и многое делал по его совету. "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его" (Мар.6:20). Синедрион посылал к нему посольство. "И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?" (Иоан.1:19). Предтеча указывал на Спасителя, как на Агнца Божьего, берущего на Себя грехи мира. "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан.1:29). Предтеча говорил людям об Иисусе Христе, крестящем Духом Святым. "Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лук.3:16). Иоанн Креститель имел своих учеников.

Все четыре Евангелия говорят о том, что Иоанн Креститель был Предтечей Спасителя, выразителем Его идеологии и христианской философии. Сам Иоанн Предтеча преклонялся перед Спасителем, как перед Мессией. И такое почтительное отношение к Мессии он прививал и своим ученикам. "На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом" (Иоан.1:35-37). Поэтому истинные ученики Предтечи не могли прийти с необоснованной критикой к Спасителю. Возникает вопрос, о каких же учениках Иоанновых идет речь в разбираемом стихе? В апокрифической литературе говорится о том, что Иоанн Предтеча принимал многих людей в свои ученики. Часть из этих людей искренне стремилось познать учение Христово, которое проповедовал Иоанн Предтеча. Другая (большая) часть этих людей, разочаровавшись в проповедях Иоанна Крестителя, уходила от него. Как правило, разочарование наступало потому, что эти люди не находили в проповедях Предтечи того, как можно быстро разбогатеть и вести сытую, безбедную жизнь. Эта часть людей, ранее состоявших в учениках Предтечи и разочаровавшихся в его проповедях, чаще всего уходила к фарисеям, или садуккеям. В этих сектах бывших учеников Предтечи привлекало то, что они не могли получить от Иоанна Крестителя. Став членами одной из этих сект, они получали деньги, славу и провозглашали себя законоучителями народа. То есть получали высокое положение в обществе. Примкнув к одной из сект, бывшие ученики Предтечи постоянно ходили с фарисеями, или садуккеями. И естественно выражали их взгляды. Можно предположить, что именно о таких бывших учениках Предтечи и повествует Матфей в разбираемом стихе. Подтверждением этого предположения является то, что, во-первых, бывшие ученики Предтечи ходят с фарисеями. Во-вторых, критикуют Спасителя так же, как и фарисеи. Именно о таких учениках Иоанна Крестителя, которые во всём подражают фарисеям, и пишет в разбираемом стихе Матфей. Естественно такие ученики на самом деле перестали быть истинными учениками Предтечи, и стали выразителями взглядов фарисеев. Такое предположение подтверждается тем, что упомянутые Матфеем ученики Иоанна незаслуженно упрекают Спасителя также, как и фарисеи, и проповедуют показные фарисейские посты.

Вот как раз об эпизоде прихода к Спасителю учеников Иоанна и повествует Матфей в разбираемом стихе. Можно предположить и то, что ученики Иоанна подошли к Спасителю когда Он вышел со Своими учениками из дома Матфея после праздничного угощения. Но такое предположение маловероятно, потому что бывшим ученикам Иоанна удобней было бы изобличать Спасителя не после того, когда Он закончил пировать и вышел из дома, а именно во время праздничного угощения, когда Он принимал не постную пищу. Вероятнее всего подстрекаемые фарисеями, бывшие ученики Иоанна Предтечи вошли в дом мытаря Матфея в то время, когда Спаситель "возлежал в доме" (Матф.9:10). То есть во время угощения, которое устроил мытарь Матфей в честь Спасителя. И видя то, что Спаситель и ученики Его кушают не постную, а скоромную пищу, обратились с упреком к Спасителю о том, почему они (ученики Предтечи) и фарисеи постятся, а ученики Спасителя не постятся.

В большинстве случаев толкователи Евангелия, поясняя этот эпизод, говорят о том, что возможно в то время был пост, который якобы нарушил Спаситель и Его ученики, вкушая не постную пищу. При этом толкователи ссылаются на упрек учеников Иоанна о том, что они и фарисеи постятся много. На самом деле такое пояснение является неверным. И вот почему. Если бы на самом деле в то время был общенародный пост, закрепленный Законом Божьим, Спаситель и Его ученики никогда бы его не нарушили. Это и подтверждается словами Спасителя о том, что "не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф.5:17). Из апокрифов известно, что помимо основных постов, подкрепленных Законом Божьим, существовало много дополнительных постов, придуманных фарисеями для того, чтобы показывать народу их чрезмерную праведность. Именно о таких фарисейских показных дополнительных постах и говорят бывшие ученики Иоанна Крестителя. Подтверждением тому и являются слова этих учеников "почему мы и фарисеи постимся много". Иными словами, в разбираемом стихе тем, что Матфей изобразил упрек в адрес Спасителя, сделанный учениками Иоанна, автор Евангелия и показал, что это бывшие ученики Предтечи, прим­кнувшие к фарисеям и выражающие их взгляды. И что они заботятся о выполнении не общенародных постов, а дополнительных постов, придуманных фарисеями. Вот об этом евангельском событии и рассказывается в разбираемом стихе.

Поскольку бывшие ученики Иоанна, примкнувшие к фарисеям, во всём им подражали, то можно предположить и то, что эти "афарисеянные" ученики также бесцеремонно, как и фарисеи, вошли в дом пирующих. Сам тон и интонация их речи говорят о том, что они начали обличать учеников Спасителя не после того, когда те вышли из дома, закончив праздничное угощение, а сделали это во время праздничного угощения. То есть бывшие ученики Иоанновы стали произносить свои обличения именно в тот момент, когда, по их мнению, ученики Спасителя якобы грешили тем, что не придерживались лицемерных фарисейских постов. Подтверждением той мысли, что бывшие ученики Иоанна высказывали свои упреки именно в доме во время праздничного угощения, является также рассуждение о том, что подражающие фарисейскому поведению бывшие ученики Иоанна не унизили бы себя ожиданием того момента, пока закончится праздничное угощение Спасителя с грешниками. А с показной надменностью, как фарисеи, они властно вошли в дом и начали свои обличения.

Вот как этот стих поясняли наиболее известные толкователи Евангелия. "Пришли ко Христу ученики Иоанна и фарисеи и говорили как о себе самих, так и о других лицах, с ними единомысленных. Так как дальнейшая речь Христа очевидно направлена к ученикам Иоанна, то можно заключить, что они преимущественно выступили пред Христом и говорили Ему. Но так как рядом с ними упоминается о фарисеях, то можно понимать, что последние подстрекали учеников Иоанна предложить Христу вопросы, и, может быть, надеялись поставить Его этим в затруднение" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.183).

"Ученики Иоанновы, то есть Иоанна Крестителя. Мы и фарисеи постимся много – о посте ср. прим к 6:16 о посте Крестителя ср 11,18. Фарисеи иногда постились два раза в неделю сверх постов общенародных (Лук.18:12). Иоанн сам был строгий постник, и конечно учеников своих приучал к строгому постничеству. Ученики Иоанна без сомнения знали из его же речей о Мессии ... Предтеча сего Мессии... И как видно, не могли дать себе отчета в том, почему ученики самого Мессии не постятся. Почему Мессия освобождает их от постов? Вероятно, что Иоанн в это время был уже посажен Иродом в темницу (ср.4:12). А потому ученики его имели особенный в этом повод к усилению своего постничества, чтобы выразить этим свою скорбь, и может быть удивлялись, почему ученики Иисуса Христа не соединяют своего поста с их постом, чтобы выразить свою скорбь о заключении в темницу такого учителя, который крестил даже их Учителя" (Толковое Евангелие епископа Михаила, ук. изд., с.183).

"Фарисеи переносят свои обвинения на учеников Господа. И в этом к ним присоединяются ученики Иоанна Крестителя, которые как мы уже говорили, считали своего учителя выше Иисуса и относились с завистью ко всевозрастающей славе Господа. Иоанн Креститель был строгий постник, и конечно приучил учеников своих к такому же строгому постничеству. Вероятно он уже в это время был посажен в темницу и ученики его ещё усилили по этому случаю свой пост. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов. И вот они спрашивают Господа: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Четвероевангелие архиепископа Аверкия, ук. изд., с.108).