"И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Матф.9:15). Этот стих является продолжением предыдущего стиха и представляет собой ответ Спасителя на коварный вопрос бывших учеников Иоанна. Чтобы лучше понять ответ Спасителя, нужно пояснить то, о каких постах идет речь. В древнееврейском государстве были так называемые общенародные признанные и повсеместно соблюдаемые религиозные посты. Эти посты не противоречили, а выражали Закон Божий. А придуманные фарисеями посты были самодеятельными дополнениями, которые не пользовались повсеместным распространением и одобрением у народа. Можно предположить, что во время описанного Евангельского события общепризнанных постов древнееврейский народ в то время не отмечал. Потому что Спаситель, соблюдавший Законы Божьи, эти посты никогда бы не нарушил. Но помимо общепризнанных постов фарисеи придумали свои дополнительные посты для выражения наибольшей набожности "пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю" (Лук.18:12). Поэтому бывшие ученики Иоанна Предтечи в своей речи как раз и говорят не об общенародных постах, которых в данный момент не было, а о тех показных дополнительных постах, которые соблюдают они и фарисеи. То есть в разбираемом стихе говорится о фарисейских дополнительных постах, что и видно из их речи "почему мы и фарисеи постимся" (Матф.9:14). То есть Спаситель и Его ученики никаких общенародных постов не нарушали, так как их в это время не было. Но только не соблюдали установленные фарисеями дополнительные посты во время описанного угощения.

Спаситель очень умно и убедительно поясняет то, почему Его ученики не соблюдают фарисейские дополнительные посты, которые в народе (в большинстве случаев) также не соблюдались. Спаситель в Своем ответе указывает на то, что именно во время этого угощения, устроенного Матфеем, и был не соблюден фарисейский пост. Потому что это угощение устроено в честь Спасителя, истинного Мессии, Который на этом угощении играет главную роль, как жених играет главную роль на свадьбе. И поскольку это угощение устроено Матфеем в честь Спасителя, то оно должно быть радостным для "жениха" и присутствующих с Ним "сынов чертога брачного", то есть Его учеников. Поэтому Спаситель и задает ученикам Иоанновым вопрос, который должен опровергнуть их нелепое обвинение и просветить их умы. Почему же должны печалиться сыны чертога брачного (то есть ученики Спасителя) когда рядом с ними находится Сам Жених брачной церемонии (Спаситель мира). Иными словами Спаситель говорит о том, что на празднике, устроенном в честь Мессии, нет места для печали, потому что это радостный праздник, устроенный мытарем Матфеем в честь того, что он признал в Иисусе из Назарета истинного Мессию и поверил в Него как в истинного Спасителя мира, и выразил свою готовность всегда и везде следовать за Мессией, как за Своим учителем. Поэтому на таком светлом празднике в честь признания Матфеем Мессии нет нужды придерживаться ненужных фарисейских постов. Радость светлого праздника, устроенного в честь Мессии также глупо омрачать соблюдением не обязательных фарисейских сверхпостов, как печалиться сынам чертога брачного в присутствии жениха. Свое сравнение со свадьбой Спаситель употребил не случайно. Потому что свадебные церемонии у древнееврейского народа (как и праздничный ужин, устроенный Матфеем в честь Спасителя) проходили в дни, когда не было общенародных постов. Более того, именно на свадебных церемониях никогда не придерживались необязательных фарисейских постов. Точно также как и на праздничном ужине, устроенном Матфеем, не придерживались фарисейских постов ученики Спасителя. Свое сравнение со свадьбой Спаситель применил очень уместно и умело. Ведь свадьба была одним из любимых и радостных праздников у древнееврейского народа. И вот радость, испытываемую на свадьбах, Спаситель и сравнивает с радостью Матфея, признавшего в Иисусе из Назарета истинного Мессию. И радость Матфея передается и остальным ученикам Спасителя, которые в присутствии истинного Мессии веселятся, как сыны чертога брачного в присутствии виновника торжества, жениха. Поэтому в этой обстановке нет нужды соблюдать необязательные фарисейские посты. Можно предположить, что именно так слова Спасителя из разбираемого стиха понимались древними евреями того времени, которым без предварительного пояснения было известно учение об общенародных постах и фарисейских дополнительных постах.

Одним из трудных мест для современного читателя является место о сынах чертога брачного. Спаситель адресовал эти слова древним евреям, которым очень хорошо была известна свадебная церемония. Матфей также не углубляется в пояснение этих слов, потому что писал свою книгу для древних евреев, которые хорошо представляли себе брачную церемонию и знали о том, кто же такие сыны чертога брачного. Современная еврейская свадьба значительно отличается от древнееврейской свадьбы. Поэтому современные люди, пытаясь пояснить это место из книги Матфея, могут довольствоваться только предположениями о том, кто же такие сыны чертога брачного. В книге "Библейский справочник современного точного перевода" (Международное общество евангелизации, центр перевода священного писания, 1999) на с.82 пишется: "Синодальный традиционный перевод Матф.9:15 "сыны чертога брачного" современный уточненный перевод "друзья жениха на брачном пиру". Толкователь А.П. Лопухин в своей книге "Толковая Библия" т.9, с.183 пишет так: "Христос говорит теперь о многих друзьях" ... "сынах чертога брачного почти то же, что наши дружки на свадьбах". Вот другое пояснение: "сыны чертога брачного (ср. Иоил.2:16; Тов.6:16) те, которым доверена женихом забота о чертоге брачном и которые следовательно суть искренние друзья и гости на браке" (Толковое Евангелие епископа Михаила, ук. изд., с.183).

Слово сын означает "лицо мужского рода по отношению к своим родителям" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, толковый словарь русского языка, ук. изд., с.773). Слово чертог означает "пышное великолепное помещение или здание, дворец" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, толковый словарь русского языка, ук. изд., с.870).

Поскольку слово чертог означает дворец, а слово сын указывает на преданного человека, можно предположить, что сыны чертога брачного это не просто дружки жениха, а близкие друзья. В разбираемом стихе слова Спасителя относятся к Его ученикам. Этими словами Спаситель характеризует учеников, как преданных друзей, сравнивая их с друзьями жениха, пришедшими к нему на свадьбу и являющимися сынами чертога брачного. То есть преданными друзьями, участвующими на брачной церемонии от всех присутствующих на свадьбе отличающихся тем, что являются близкими друзьями жениха, пользующимися его особым доверием при осуществлении брачной церемонии. Предположительно так можно объяснить эти слова.

Нужно также пояснить современному читателю и то, что посты у древнееврейского народа всегда выражали собой ту, или иную часть уныния, грусти, или даже скорби. И обычно когда постились фарисеи, то чтобы показать, что они постятся очень усердно, они особенно при людях выставляли напоказ во время постов свою грусть и уныние. Поэтому Спаситель, критикуя и разоблачая их, сказал: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Матф.6:17). О том, что посты выражали грусть, не уместную на свадьбе, было хорошо известно древним евреям. Именно то, что посты связаны со скорбью или грустью и сказано в дальнейших словах Спасителя, приведенных во второй части разбираемого стиха.

В дальнейшей части Своей речи Спаситель говорит о том, что у учеников Его будет возможность поститься, и через посты выразить свою грусть в связи с тем, что с ними не будет их Учителя. Поэтому Спаситель, продолжая Свою образную речь, в которой аллегорически Себя сравнивает с женихом, и говорит о том, что точно также Его ученики будут иметь возможность грустить и поститься, то есть выражать свою грусть через пост, как грустили бы сыны чертога брачного, если бы отнялся (покинул свадьбу) в процессе свадебной церемонии у них жених.

Разбираемые слова являются первым местом в Евангелии Матфея, в котором Спаситель впервые говорит о Своем уходе из земной жизни.

Вот как разбираемый стих поясняют известные толкователи Библии. ""Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась" (Иоан.3:29). Смысл речи у синоптиков до буквальности сходен с этою речью Крестителя. Но вместо слов Иоанна, который только самого себя считал "другом жениха", Христос говорит теперь о многих "друзьях", "сынах чертога брачного",– почти то же, что наши "дружки" на свадьбах. Спаситель совсем не отвечает на первую часть предложенного Ему вопроса,– на заявление, что ученики Иоанна и фарисеи много постятся. "Он вполне предоставляет фарисеям и ученикам Иоанна руководиться своею собственною совестью". Содержание Его ответа всё направляется к защите Его учеников. Сам Он принимает на Себя образ жениха, указанный Крестителем. Этот образ не есть что либо новое" (А.П. Лопухин, ук. изд., с.183).

Нельзя согласиться с утверждением этого толкователя о том, что якобы "Спаситель совсем не отвечает на первую часть предложенного Ему вопроса,– на заявление, что ученики Иоанна и фарисеи много постятся". На самом деле Спаситель очень хорошо ответил на этот вопрос тем, что сравнил праздничное угощение, подготовленное Матфеем, со свадьбой. Ведь ученики Иоанновы говорили о соблюдении фарисейских дополнительных постов "почему мы и фарисеи постимся много" (Матф.9:14). А на древнееврейских свадьбах, как на праздниках радости и веселья, фарисейские необязательные посты не соблюдались. И это было известно всем древним евреям, которые, услышав ответ Спасителя, поняли, как умно и метко Спаситель ответил ученикам Иоанновым и фарисеям.

"Ученикам Иоанна Иисус отвечал словами их учителя. Они должны были помнить, как после спора их с иудеями об очищении Иоанн сказал им: "друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха" (Иоан.3:29). Поэтому как бы напоминая им эти слова, Иисус говорит: "могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?" Ведь ваш учитель назвал Меня женихом, а себя другом жениха, другом, которому надлежит радоваться, пока с ним Жених, а не печалиться и поститься. Поэтому и Мои ученики, как друзья жениха, как сыны чертога брачного пока Я с ними, пока слышат голос Мой и внимают Мне, должны радоваться. Время печали и поста ещё не пришло для них" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.169).

В выше приведенном пояснении этого толкователя объяснение строится на основе рассуждений Спасителя о женихе и Крестителя о друге жениха. Но и у Спасителя, и у Крестителя анализируются разные вещи. Ведь жених и друг жениха это не одно и то же. Но главное то, что в этом толковании не пояснено то, почему же ученики Спасителя не постятся и почему Свое объяснение этого вопроса Спаситель связал с древнееврейской свадьбой. Да потому что на древнееврейской свадьбе не соблюдались дополнительные фарисейские посты, как необязательные. Поэтому и на праздничном угощении, устроенном Матфеем, эти посты и не соблюдаются, так как и свадьба и праздник, организованный Матфеем, являются выражением радости. А у древнееврейского народа во время радостных церемоний фарисейские посты не соблюдались. В память об разбираемых словах Спасителя "отнимется у них жених, и тогда будут поститься" Православная церковь установила пост страстной седмицы, примыкающий к посту святой четыредесятницы. И пост по средам и пятницам, то есть именно в те дни, когда был предан и отнят от верующих людей Спаситель, как Жених, от брачного пира. Иными словами в день предательства Его и в день страданий и были установлены эти посты.