"И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже" (Матф.9:16). Этот стих является логическим продолжением предыдущих слов Спасителя и представляет собой иносказательную речь. Как же надо понимать эту речь Спасителя? Это место в Евангелии Матфея является одним из трудных, и вызывало взаимоисключающие толкования пояснителей. Поэтому для того чтобы понять это место, необходимо первоначально понять буквальный смысл сказанного, а затем перейти к толкованию смысла с применением иносказаний. Как всегда для того, чтобы пояснить очень важную мысль Спаситель часто в своей речи приводил красноречивые примеры из повседневной жизни для наглядного пояснения предмета Его разговора. Так и в данном случае в Своем разговоре о том, почему Его ученики не соблюдают посты, придуманные фарисеями, Спаситель приводит ещё один выразительный пример – о новой заплате и старой одежде, при помощи аллегории поясняя Свою мысль. В разбираемом стихе Спаситель говорит о том, что если одежда поизносилась и сделалась ветхой, то в такой одежде (из-за её ветхости) может возникнуть дыра. Так вот для того чтобы залатать дыру на ветхой одежде необходимо с умом и целесообразностью подбирать к этой одежде и заплату. Старая одежда в результате того, что она поизносилась (стала ветхой) становится мягкой, эластичной. К старой одежде нельзя прикладывать заплату из небеленой ткани, потому что новая небеленая ткань представляет собой жёсткую материю, содержащую грубое волокно. В древнееврейском государстве чаще всего ткань производилась из хлопка или льна. Перед тем как ткань окончательно применять для пошива одежды, её отбеливали в больших чанах. До отбеливания ткань была очень грубой и не эластичной. Отбеливание несколько смягчало грубость ткани. Напитанную специальными растворами для отбеливания ткань высушивали на солнце. После отбеливания ткань опять замачивали в растворах и вновь высушивали. И только потом использовали для пошива одежды. Небеленая ткань не была пригодна для применения. Поэтому Спаситель, используя образ небеленой ткани, говорит о полуфабрикате, не предназначенном для употребления. Поэтому заплата (кусок материи), сделанная из грубой жёсткой (небеленой) ткани и пришитая к мягкой, легко рвущейся старой одежде не будет долгое время держаться на старой одежде. В скором времени заплата, сделанная из грубого материала, оторвется, отдирая от старой одежды куски ветхого материала. И в результате такого отдирания заплаты из грубого материала дыра на ветхой одежде увеличится, станет ещё больше. Потому что отдираясь от ветхой одежды, заплата, сделанная из грубой материи (какой и является новая небеленая ткань) захватит с собой пришитые к ней куски старой материи, увеличивая таким образом дыру в ветхой одежде. Отсюда сам собой вытекающий вывод о том, что пришивать заплату из грубой небеленой ткани к ветхой одежде глупо и нецелесообразно.

Как же нужно понимать аллегорический смысл этой притчи Спасителя и как можно применить эту притчу в виде ответа Спасителя бывшим ученикам Иоанновым, примкнувшим к фарисеям? Неверные ученики Иоанновы упрекнули Спасителя в том, что Его ученики не постятся (в отличие от фарисеев и самих учеников Иоанновых, которые постятся много). Спаситель Своей притчей отвечая ученикам Иоанновым, говорит о том, что в отличие от общенародных постов и вошедших в религию древнееврейского народа и необходимых для исполнения Закона Божьего, дополнительные посты, придуманные фарисеями (для демонстрации их чрезмерной показной святости), не нужны. Поэтому фарисейские посты соблюдает не весь древнееврейский народ, а только фарисеи и их малочисленные последователи и приверженцы. Потому что фарисейские посты являются ненужным дополнением к общенародным признанным постам, освященным традициями и Законом Божьим. Фарисейские ненужные дополнения к общенародным постам подобны грубой заплате, изготовленной из жесткого волокна. Фарисейские посты никогда не приживутся в среде древнееврейского народа так же, как и грубая заплата, состоящая из жесткой ткани, не будет держаться на старой ветхой одежде. Потому что фарисейские дополнительные посты не даны древнееврейскому народу Богом, а придуманы людьми, лицемерными фарисеями, для прилюдного и показного выражения их якобы чрезмерной святости. И придуманные фарисеями дополнительные посты не освящены Божьей Волей и не нужны для исполнения Закона Божьего. Поэтому требовать исполнения лицемерных ненужных дополнительных фарисейских постов от учеников Спасителя так же глупо, как пришивать к ветхой одежде заплату из грубой небеленой ткани. Именно таким образом понимали указанные слова Спасителя древние евреи того времени.

В течение веков рассматриваемые слова Спасителя очень различно, а главное неверно, пояснялись разными толкователями. И такие неверные толкования противоречат Писанию. Вот как поясняет эти слова Спасителя знаменитый толкователь Библии А.П. Лопухин. "Выражения здесь у всех трех Евангелистов отличаются крайней темнотой, и это всегда доставляло огромные затруднения экзегетам. Яснее мысль этого стиха выражена у Луки (Лук.5:36): никто не пришивает заплаты от новой одежды к старой одежде; если же делает иначе, то новая (одежда) разрывается и к старой одежде не подходит заплата от новой одежды. Так по буквальному и возможно точному переводу. Теперь какую же связь имеют эти слова с предыдущим? Речь была о постах. Отсутствие поста, пока с дружками жених, в новой религии было одной из её характеристик. Характеристикой старой религии было существование в ней постов. Если теперь отнять новую характеристику и приложить к старой, то в новой образуется пробел, который будет, однако, бесполезен для старой одежды, потому что её нельзя исправить этой заплатой. Если дыра есть в старой одежде, то это – не важно. Она обречена на разрушение. Но в новой одежде образуется дыра, которую неприятно иметь и видеть" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.183-184).

Как видим, в своем пояснении Лопухин не дает ясного, а главное правильного толкования. Такой вывод можно сделать потому, что пояснения А.П. Лопухина противоречат христианскому учению. Так, например, А.П. Лопухин пишет о том, что "отсутствие поста ... в новой религии было одной из её характеристик". Такое утверждение является неверным, потому что в новой религии – христианстве, нигде Спаситель посты не запрещал. Наоборот Спаситель рекомендовал поститься. Но советовал делать это искренне, без фарисейского лицемерия. "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Матф.6:16). Более того, Спаситель пришел не для того чтобы отменить старую религию и заменить её новой, не вводя в неё посты. Спаситель пришел для того, чтобы очистить Закон Божий от фарисейских искажений и исполнить его. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф.5:17). Помимо этого, написав о том, что "характеристикой старой религии было существование в ней постов" А.П. Лопухин не уточняет того факта, что на то время в древнееврейском обществе были посты различные: общенародные и данные Богом; и придуманные фарисеями, которые большинство народа не соблюдало как не нужные. В своем пояснении Лопухин не обращает внимания на то, о каких постах, общенародных, или фарисейских, говорит Спаситель в Своей притче. Толкователь говорит о постах вообще, что не верно. Лопухин не поясняет, что же символизирует заплата в речи Спасителя. Поэтому такое пояснение является не только неясным, но и неверным. Так как противоречит христианским основным понятиям.

А вот пояснение этого стиха, сделанное другими толкователями. "Никто к верхней одежде и прочее: если одежда довольно износилась и явилась на ней дыра, то благоразумнее к разорвавшемуся месту пришить заплату из поношенного, а не нового твердого. Иначе новое отдерет, и дыра будет больше. Новая суровая заплата означает здесь пост. А старая одежда слабость и несовершенство учеников. Смысл этой речи таков: ученики ещё не утвердились, но требуют ещё большего снисхождения, они ещё не обновились духом; при их состоянии не должно налагать тяжких заповедей. (Златоуст)" (Толковое Евангелие епископа Михаила, ук. изд., с.184). Такое толкование является неубедительным, потому что оно ничем не обосновано. Автор такого пояснения не приводит обоснования того, что ученики "требуют ещё большего снисхождения, они ещё не обновились духом". После прочтения такого толкования возникает вполне закономерный вопрос. Если ученики Спасителя такие слабые, и их слабость проявляется в том, что они ещё якобы не утвердились, не обновились духом, требуют к себе снисхождения, то зачем же таких духовно слабых людей Спаситель выбрал в ученики? И если эти люди, как пытается их представить толкователь, духовно слабые, духовно не утвержденные и не обновленные, то как же при таком состоянии духа они смогли разобраться в том, что учение Спасителя более прогрессивное. И откуда же они при своей духовной слабости и неустойчивости смогли найти силы всё же сделать такой ответственный выбор и стать учениками Спасителя.

Как видим, объяснение этой притчи слабостью и духовной неустойчивостью необновленностью учеников очень наивно и сомнительно. И к тому же ничем не обосновано. Сравнение новой заплаты (которая со своей грубой небеленой материей не подходит к старой одежде) с ненужными добавочными постами фарисеев более убедительно, потому что добавочные посты фарисеев существовали. И аргументом к такому пояснению является то, что о таких дополнительных постах упоминается в Библии. Старая одежда образно означает общенародные посты древних евреев, данные Богом. Аргументом в пользу такого пояснения является мысль о том, что  так же как к общенародным постам, повсеместно принятым в древнееврейском государстве и основанным на Законе Божьем не нужны добавочные посты, придуманные фарисеями, также к ветхой одежде не подходит заплата из грубой небеленой материи.