"И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его" (Матф.9:19). Данный стих является продолжением предыдущего и рассказывает о действиях Спасителя после того, когда к Спасителю подошел некоторый начальник и просил Спасителя исцелить его дочь. Этот некоторый начальник сказал Спасителю о том, что его дочь больна и что если Спаситель придет к ней и возложит на неё Свою руку, то она будет жива. В этом рассматриваемом стихе говорится о том, что после визита к Спасителю некоторого начальника, Спаситель встал и пошел за этим некоторым начальником. А вслед за Спасителем пошли и ученики Его. Словосочетание из разбираемого стиха "И встав, Иисус" нужно понимать следующим образом. До обращения к Спасителю некоторого начальника Спаситель находился в доме мытаря Матфея за праздничным угощением, рассказывая Свои притчи о заплате из небеленой ткани, о вине молодом, и о ветхих мехах народу. "Когда Он говорил им сие" (Матф. 9:18). То есть после того, когда Спаситель рассказал эти притчи, к Нему и обратился со своей просьбой некоторый начальник. Выслушав просьбу некоторого начальника, Спаситель встает из-за стола в доме мытаря Матфея. Именно об этом и говорится в разбираемом стихе: "И встав, Иисус".

Слова "Иисус пошел за ним" из разбираемого стиха нужно понимать следующим образом. После того, когда Спаситель выслушал просьбу некоторого начальника, Он встал из-за праздничного стола в доме мытаря Матфея и пошел за некоторым начальником, который обратился к Спасителю со своей просьбой об исцелении своей дочери. Именно на такое понимание этого стиха указывает логика речи и взаимосвязь событий, описанных в 18-м и 19-м стихах Евангелия Матфея.

Слова из разбираемого стиха "и ученики Его" следует понимать так. Этими словами в Евангелии говорится о том, что когда Спаситель встал из-за стола в доме мытаря Матфея и пошел вослед за некоторым начальником, чтобы вылечить его дочь, то и ученики Спасителя пошли вослед за Ним. На правильность именно этого объяснения слов "и ученики Его" указывает то, что слово "Его" написано с большой буквы. В Евангелиях имена Бога-Отца, Спасителя и Бога-Духа Святого всегда пишутся с большой буквы, указывая на почтение к Ним. В данном разбираемом стихе написанием с большой буквы слова "Его" указывается на то, что речь идет о Спасителе. И словом, написанным с большой буквы, обозначен именно Спаситель, а не кто-нибудь другой. Потому что для обозначения простых людей в Евангелии употребляются местоимения, начинающиеся с маленькой буквы. А поскольку словом "Его", написанным с большой буквы, обозначен именно Спаситель, то речь в данном стихе идет об учениках именно Спасителя. Потому что пришедший к Спасителю некоторый начальник своих учеников не имел. Таким образом, в разбираемом стихе говорится о том, что, выслушав просьбу некоторого начальника об исцелении его дочери, Спаситель встает из-за стола, находящегося в доме мытаря Матфея, и идет за этим некоторым начальником, чтобы исцелить его дочь. За Спасителем вослед пошли и ученики Его.

Словами о том, что Спаситель пошел за некоторым начальником Матфей указывает на такую черту Спасителя, как отзывчивость к людям. То есть Матфей говорит о том, что, несмотря на то, что этот начальник относился к враждебно настроенной прослойке древнееврейского народа, Спаситель всё же внял его просьбе и согласился помочь. Матфей это выразил краткими словами "И встав, Иисус пошел за ним". Таким образом, откликом Спасителя на просьбу этого начальника Матфей описывает такие черты характера Спасителя как сострадание, человеколюбие и способность оказывать помощь даже тем людям, которые ранее были настроены к Нему враждебно. Давая такое описание поведения Спасителя, Матфей указывает на то, что Спаситель ведет Себя как истинный Мессия, Который принес Свое учение народу, стремится делать всё для блага народа и помогает народу, не отказывая ему в просьбах.

В разбираемом стихе Матфей дает яркую характеристику поведения учеников Спасителя. Он пишет о том, что ученики Спасителя пошли за Ним. Этими словами Матфей говорит о том, что ученики Спасителя относились к Нему, как к Своему Учителю, полностью Ему доверяли, безропотно подчинялись Ему во всём, и везде следовали за Ним. К тому времени, согласно книге Матфея, у Спасителя было пять учеников. А именно: Андрей, Иоанн, Петр, Иаков и Матфей. Матфей очень точно указал на то, что эти люди ещё не были приглашены на Апостольское служение, а были пока только учениками. Причем как истинные ученики, они во всём выполняли волю Своего Учителя и везде следовали за Ним. Таким образом, своими краткими словами, содержащимися в разбираемом стихе, Матфей не только описывает действия Спасителя и Его учеников, но и дает выразительную характеристику черт их характеров, которые и выражаются в совершаемых ими действиях, описанных в разбираемом стихе.

Вот как этот стих поясняли известные толкователи Евангелия. "Из слова "встав" нельзя заключать, что Иисус Христос возлежал в это время на пиру у Матфея. Судя по сообщению Марка, это было в то время, когда Иисуса Христа окружало много народа. В Библии слово "встав" часто означает только "переход от покоя к движению" (Цан)" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.185).

Толкователь Б.И. Гладков дает свое пояснение этого эпизода по Марку и пишет так. "Христос не мог отказать Иаиру и пошел с ним. Видя начальника своего умоляющим Иисуса Христа, народ с особенным любопытством устремился к его дому; каждый хотел быть поближе к Иисусу, и потому теснили Его" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб, 1913, с.312).

"Хотя начальники синагог принадлежали к враждебной к Иисусу партии, но этот начальник, слышавший о многих чудесах, совершенных Господом в Галилее... возгорелся надеждой, не исцелит ли Иисус и его дочь. Не имея такого верования, которое похвалил Господь в сотнике, он просил прийти и возложить на несчастную руки, чтобы она выздоровела. Видя это, народ с особым любопытством устремился во след за Господом к дому Иаира. Так как каждому хотелось быть ближе к Великому Чудотворцу, то все "теснили Его"" (Архиепископ Аверкий, Четвероевангелие, ук. изд., с.144).

"И встав: из-за трапезы (стих 10) последовательность происшествий Евангелист представляет так: во время возлежания за трапезой в доме имеющего призвание Апостола Матфея Иисус Христос 1) дает ответ фарисеям (11-13); 2) после них Иоанновым ученикам; 3) когда ещё Он говорил им, приходит Иаир; 4) тогда Иисус встал из-за трапезы" (Толковое Евангелие епископа Михаила, ук. изд., с.186). Подробное пояснение этого стиха дают и другие толкователи.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2004 г.