"И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его" (Матф.9:20). В этом стихе говорится о том, что Спаситель и Его ученики шли с некоторым начальником к дому этого начальника, чтобы исцелить его дочь. Во время этого пути к Спасителю сзади подошла женщина. Эта женщина двенадцать лет страдала кровотечением.

Этот стих начинается словами "и вот". Как следует понимать эти слова в данном стихе? И зачем именно такие слова приводит Матфей? Словосочетание "и вот" употребляется для обозначения начала какого-либо события (Быт.28:12-13, Исх.3:9, 1Цар.2:34). В первой части этого стиха Матфей рассказывает о женщине, страдавшей кровотечением двенадцать лет, предваряя эту информацию словосочетанием "и вот". Это словосочетание в тексте Матфея имеет несколько смысловых значений. Поэтому в данном стихе Евангелистом употреблено не случайно. Этим словосочетанием Матфей указывает на то, что именно в этот момент, когда Спаситель шел к дому некоторого начальника, Его путешествие было прервано тем, что к Нему подошла женщина. Таким образом, слова "и вот" обозначают начало нового событийного эпизода, связанного с этой женщиной, в земной жизни Спасителя. Этим словосочетанием Матфей также указывает на то, что наступил конец мукам этой женщины, и в её жизни должен наступить новый период, когда она будет жить без болезней. Словосочетанием "и вот" Матфей обозначил начало действий, проводимых этой женщиной, которые были направлены на достижение излечения. Анализируя выше сказанное, можно предположить, что словосочетанием "и вот" в этом стихе Матфей указывает на начало двух главных событий. А именно, встречу больной женщины с Иисусом Христом, как начало развития их диалога, и начало излечения этой женщины от болезни, длившейся двенадцать лет. Поэтому Матфей не случайно указывает на продолжительность этой болезни. Потому что словами "и вот" он говорит, что настал момент, когда эта болезнь будет излечена.

В разбираемом стихе Матфей подробно указывает на то, что сделано этой женщиной, чтобы избавиться от болезни. Эта женщина, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Спасителя. Зачем для избавления от своей болезни именно такой поступок осуществила эта женщина? То есть, зачем она подошла к Спасителю? Как видно из Евангелия Матфея, эта женщина не могла избавиться от своей болезни никакими способами на протяжении двенадцати лет. Тот факт, что эта женщина подошла именно к Спасителю, говорит о том, что она была верующим человеком. Потому что она верила в то, что именно от истинного Мессии и можно получить исцеление любой болезни. Такое верование женщины было обусловлено её воспитанием и жизненными взглядами. Согласно своим воззрениям на жизнь, эта женщина считала, что только от Господа Бога, или Мессии, может исходить чудо. Потому что именно Божественная сила, способная творить только добро, и может вызвать чудо исцеления любой болезни, в том числе и той, которой страдала она. Таким образом, указанный Матфеем факт, что женщина подошла к Спасителю, говорит о её религиозности и веровании в Бога.

О том кто была эта женщина, богословская литература умалчивает. Матфей указывает на то, что эта женщина подошла к Спасителю со спины. Такое поведение женщины имело целый ряд причин. Первой среди этих причин было связано с характером её болезни. Согласно представлениям древних евреев, женщина, страдавшая кровотечением, не имела права появляться в обществе и не должна была ни к кому прикасаться. Второй причиной вероятнее всего является стыд женщины за её болезнь. Потому что, по воззрениям древних евреев, такой неизлечимой болезнью чаще всего Бог наказывал человека за тяжкие грехи. Предположительно третьей причиной, обусловившей её поступок, была её стеснительность. Она подошла сзади для того, чтобы тайно прикоснуться к одежде Спасителя, стесняясь показаться Ему на глаза и привлечь к себе внимание толпы. Предположительно четвертой причиной, побудившей женщину подойти тайно со спины к Спасителю, было то её чувство, что она не хотела своим присутствием и общением отягощать Спасителя, тратить Его драгоценное время на свою особу и навязывать свое общение Спасителю. Предположительно так можно объяснить поведение этой женщины, основываясь на логике и здравом смысле. Но главной причиной побудившей женщину подойти со спины к Спасителю было её твердое верование в то, что она может исцелиться от неизлечимой болезни при помощи Мессии. А также её желание скрыть её поступок, выразившийся в виде прикосновения со спины к одежде Спасителя. Потому что этим поступком она нарушила Закон Моисея, объявлявший эту болезнь нечистой и запрещавший с этой болезнью появляться в обществе.

Что же это была за болезнь, от которой страдала эта женщина? В разбираемом стихе эта болезнь названа кровотечением. Современному читателю может быть непонятно то, что же представляла собой эта болезнь? Ведь современный читатель знает о том, что кровотечение бывает во многих случаях. Например, при порезах, при высоком кровяном давлении и т.д. Из Библии следует тот факт, что к Спасителю обращались люди за исцелением неизлечимых болезней. Среди всех видов кровотечения неизлечимым является кровотечение, возникающее при такой болезни как гемофилия. Эта болезнь характеризуется приступами течения крови на протяжении долгого времени. Причем длительные приступы кровотечения не могли прекратить ни знахари, ни врачи, пока эти приступы не прекращались сами собой. Именно описание этой болезни и дается в книге Левит (15:25-28). Поэтому вероятней всего для того, чтобы избавиться от кровотечения, вызванного не царапиной и не порезом, а связанного с неизлечимой болезнью (по всей видимости, гемофилией), эта женщина тайно сзади и подошла к Спасителю. Скромность этой женщины выражается в том, что она не только подошла сзади, но и прикоснулась только к краю Его одежды. Этот момент, подмеченный Матфеем, также указывает на твердое верование этой женщины, которая считала, что достаточно даже прикоснуться только к краю одежды истинного Мессии, чтобы получить полное исцеление. Упоминанием о том, что женщина болела двенадцать, лет Матфей дает понять то, что она прошла долгий путь страданий. А также указывает на то, что она использовала все возможные средства для лечения, которые в течение двенадцати лет не дали положительного результата. И поэтому выбрала единственно верное средство исцеления от своей болезни в виде прикосновения к Святой одежде Мессии. То есть своим упоминанием о двенадцатилетней болезни женщины Матфей указал на то, что пройдя через многолетние страдания, эта женщина пришла к выводу о силе и всемогуществе Бога, Который только Один на свете и мог её излечить. И таким образом она была готова ко встрече с истинным Мессией, проявляя свое сильное верование в Него.

На основе всего выше сказанного предположительно можно сделать вывод о том, что Матфей в кратких строках об этой женщине отобразил всю её нелегкую судьбу. Руководствуясь религиозно-философскими взглядами, изложенными в Библии, о том, что все основные события в жизни человека происходят по воле Божьей, мы можем предположить то, как развивалась судьба этой бедной женщины. В основу своего предположения мы привлекаем мысль о том, что тяжелая болезнь, длившаяся двенадцать лет, которой была наказана эта женщина, была дана её не случайно, а по воле Божьей. Вероятнее всего эта женщина страдала тяжелой болезнью в виде наказания за свои грехи. Предположительно за прелюбодеяние при живом муже, что по тем временам расценивалось как один из тяжких грехов. У Матфея написано о том, что женщина безуспешно лечилась двенадцать лет. В древнееврейском обществе все виды лечения осуществлялись за деньги. Фразой о том, что женщина в течение двенадцати лет лечилась безуспешно, Матфей указал на ту великую истину, что искупить грехи деньгами нельзя. Ведь в данном случае женщина за свои грехи была наказана болезнью, от которой пыталась избавиться с помощью денег, покупая услуги врачей. Господь не случайно дал ей двенадцать лет изнурительных мук и страданий. За эти долгие годы женщина осознала всю тяжесть своего греха, раскаялась в его совершении и поняла то, что от неизлечимой болезни могут избавить не врачи, а только Господь Бог. Матфей указывает краткими словами о том, что в жизни этой бедной женщины момент раскаяния совпал со встречей с Мессией. То, что женщина раскаялась и уверовала во всемогущую силу Божью, Матфеем представлено не только её словами, фигурирующими в дальнейшем стихе "если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею", но и бережным и осторожным её прикосновением к краю одежды Спасителя, о чем и сообщается в разбираемом стихе.

Тот факт, что женщина прикоснулась только к краю одежды, говорит о натуре и характере женщины. Таким бережным прикосновением она не хотела выдать того действия, что дотронулась до Спасителя. Такое прикосновение говорит о её богобоязненности и набожности. А также о её твердом и сильном веровании в Спасителя, как в Мессию-Бога. Это подтверждается мыслью женщины о том, что достаточно прикоснуться к краю одежды Спасителя для того, чтобы произошло чудо исцеления. Потому что она касается Святыни, которой и являлась эта одежда. Такое прикосновение говорит о скромности женщины и её застенчивости. А также о том, что при этом прикосновении она испытывала муки совести. Потому что осознавала тот факт, что она нарушала Закон Моисея, запрещавший ей появляться среди людей с такой болезнью.

Исходя из всего выше сказанного, можно предположить то, что Матфей в кратких и точных словах рассказал нам основные события, произошедшие в жизни этой женщины. О её грехопадении и наказании за грех, о её раскаянии и духовном очищении, за которое ей была дарована встреча со Спасителем и дальнейшее чудо исцеления от многолетней и тяжелой болезни. То есть Матфей краткими и точными словами рассказал не только об основных событиях в биографии этой женщины, но и показал её духовное перерождение и эволюцию её души.

Анализируя слова Матфея об этой женщине, лишний раз убеждаешься в том, что, несмотря на их краткость, при их анализе (толковании) можно получить огромное количество религиозно-философской и познавательной информации. В данном случае Матфей показал победу человеческой души над грехом. Души, которая сумела путем тяжких испытаний прийти к Богу, очиститься от грехов и признать Величие Божье.

Вот как этот стих поясняют известные толкователи. "Во время этого шествия к дому Иаира, женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потерявшая всякую надежду когда-либо вылечиться, так как пролечила уже всё состояние свое,– протеснилась в толпе и, подойдя сзади Иисуса, коснулась одежды Его" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб, 1913, с.312). Справедливости ради нужно заметить, что это не пояснение стиха Матфея, а пересказ другими словами объединенных текстов из Евангелия Матфея, Марка и Луки. Причем такой пересказ не содержит в себе никаких толкований. Толкователь А.П. Лопухин в своей книге "Толковая Библия" никак этот стих не поясняет, считая в нём итак без пояснений всё понятным.

Другие пояснители дают такие толкования. "Женщина, страдавшая кровотечением. Эта болезнь по закону Моисееву (Лев.15:25) считалась нечистою. А потому женщина не посмела ни прямо предложить Господу свою просьбу об исцелении, ни прикоснуться к Его телу; а решилась прикоснуться только к краю одежды Его. Край одежды – это кисти на краях одежды, какие иудеи по закону Моисееву (Чис.15:38) должны были носить для постоянного памятования закона Иеговы" (Толковое Евангелие епископа Михаила, ук . изд., с.186). Справедливости ради следует заметить, что это пояснение является неполным, потому что поясняет не весть текст разбираемого стиха, а отдельные его куски.

"Во время этого путешествия женщина, страдавшая кровотечением и потерявшая надежду вылечиться, притеснилась сзади ко Иисусу и незаметно прикоснулась к одежде. По закону Моисееву женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистою и должна была оставаться дома, не смея ни к кому прикасаться (Лев.15:25-28). Но эта несчастная женщина имела такое горячее верование в Бога, Господа Иисуса Христа, что решилась тайно прикоснуться к одежде Его в уверенности, что одно прикосновение даст ей желанное исцеление" (Четвероевангелие, архиепископ Аверкий, издательство православного Свято-Тихоновского богословского института, М., 2001, с.144).

Справедливости ради стоит отметить, что в начале этого толкования дается объяснение того, почему женщина прикоснулась тайно к одежде Спасителя. В дальнейшем тексте этого толкования пояснение разбираемого стиха отсутствует. Оно заменено простым пересказом текста рассматриваемого стиха.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2004 г.