"Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею" (Матф.9:21). Этот стих является продолжением предыдущего стиха и поясняет то, почему женщина прикоснулась к одежде Спасителя. В этом стихе раскрывается мир её душевных переживаний. И рассказывается о побудительных причинах поступка женщины в виде прикосновения к одежде Спасителя. Женщина прикоснулась к одежде Спасителя потому что "она говорила сама в себе". Слова "говорила сама в себе" нужно понимать следующим образом. Этими словами Матфей указывает на то, что женщина говорила не для окружающих людей, а говорила внутренним голосом сама для себя. Иными словами женщина говорила сама себе мысленно.

Чем же был вызван её внутренний диалог с собой? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Многие люди, общавшиеся со Спасителем, впоследствии вспоминали о том, что в непосредственной близости от Спасителя чувствовали себя по особому, ощущая присутствие на Нём Духа Святого. Под влиянием Святого Духа, Который осенял Спасителя, у людей возникали определенные мысли и чувства. Матфей указывает на то, что при приближении к Спасителю у этой женщины сильней раскрылись её религиозные чувства, выразившиеся в твердом веровании в Бога и в Его чудесные способности. И под влиянием этих переживаний в её голове и родились слова, которые она начала говорить сама в себе. Эта женщина по мере приближения к Спасителю мысленно постоянно повторяла слова "если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею". Более того, Матфей дает понять, что через эти слова выражалось твердое верование этой женщины в чудодейственные и исцеляющие способности Спасителя, как Мессии-Бога. Смысл этих слов нужно понимать следующим образом. Её слова "если только" обозначают действие, которое должно произойти сразу после её прикосновения. В этих словах содержится условие о том, что исцеление произойдет, если осуществится прикосновение, контакт этой женщины с одеждой Спасителя. Согласно ультимативной форме этих слов, если такого контакта не будет, то и исцеления не произойдет. То есть, судя по этим словам, данная женщина исцеление ставила в зависимость от прикосновения к Спасителю. Часть разбираемого стиха со словами "к одежде Его" обозначает объект прикосновения. То есть эта женщина в своих мыслях обозначила предмет, который поможет ей выздороветь. И таким предметом по её религиозному убеждению является Святая одежда Спасителя.

У многих читателей может возникнуть вопрос о том, что же представляла собой одежда Спасителя, к которой хотела прикоснуться эта женщина? Согласно апокрифическим представлениям Спаситель ходил в хитоне из белой льняной ткани. "Хитон – у древних народов род широкой ниспадающей складками одежды" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.239). По некоторым апокрифическим легендам в этом хитоне Спаситель родился. В этих легендах повествуется также о том, что этот хитон обладал чудесными свойствами, выражавшимися в том, что он не имел швов и якобы рос пропорционально телу Спасителя. Эти апокрифические легенды указывают на то, что одежда Спасителя обожествлялась в устах народа. Поэтому в мыслях этой женщины и присутствовало стремление прикоснуться к Священной одежде Мессии-Бога.

Постоянно повторяемые мысли этой женщины заканчиваются словом "выздоровею". То есть эта женщина в своих мыслях ясно описала схему развития событий, которые могли привести к выздоровлению. Если она прикасается к Святой одежде Спасителя, то в этом случае обязательно должно наступить выздоровление.

У читателей может возникнуть вопрос о том, почему эта женщина связывала свое выздоровление именно с прикосновением к одежде Спасителя? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. В твердом убеждении этой женщины о том, что её выздоровление возникнет с прикосновением к одежде Спасителя, выразились её религиозно-философские взгляды, связанные со святыней. У древнееврейского народа был подробно и детально разработан догмат о святынях, который и отразился в мыслях этой женщины. Древние евреи верили в то, что предметы могут носить на себе отпечаток святости. Примером святых предметов был Ковчег Завета, находившийся в Иерусалимском храме. Древние евреи также считали святым предметом жертвенный камень, или алтарь, на котором приносились жертвенные животные в жертву Богу. Древние евреи считали, что сам святой обряд жертвоприношения, а также молитвы, читаемые над этим камнем, и обагряющая этот камень кровь жертвенных животных делают этот камень-алтарь святым. Согласно представлениям древних евреев, одежда пророков, и тем более Мессии-Бога, также была объектом святости. Поэтому, по убеждению данной женщины, достаточно было прикоснуться к краю одежды истинного Мессии, чтобы наступило чудо исцеления. Исходя из этих представлений, эта женщина и верила в то, что произойдет чудо, если она прикоснется к одежде Спасителя, то она выздоровеет.

Этот стих очень важен потому, что он указывает на то, что среди народа древнееврейского царства были люди, такие, например, как эта женщина, которые твердо верили в то, что Спаситель является истинным Мессией, могущим творить чудеса. Вот такие люди из простого народа, несмотря на запрет синедриона, искренне верили в Спасителя, ходили за Ним, чтобы слушать Его речи и просили у Него помощи для исцеления своих болезней.

Значение этого стиха состоит именно в том, что в нём показано твердое верование простого народа в Спасителя, как в истинного Мессию. Более того, в этом немногословном стихе в краткой, но ясной форме показан душевный мир таких простых людей и ясно указывается на то, что они сами в себе, то есть в своем сознании имели твердое верование в Спасителя, как в истинного Мессию. И это подтверждается тем, что они ожидают от него чуда исцеления, чуда, которое по их убеждению мог совершить только истинный Мессия.

Вот как этот стих поясняют известные толкователи. "У Марка сообщаются подробности о самом процессе исцеления; у Луки - о том же весьма кратко. У Матфея об исцелении не говорится, но оно, конечно, подразумевается само собою. Поступок женщины и её мысли нельзя считать "суеверными", потому что это слово означает напрасную, суетную веру; обстоятельства же показали, что вера женщины не была ни напрасна, ни суетна. Этим устраняются все рассуждения о суеверном поступке женщины и о том, что она верила в пользу от прикосновения к одеждам Спасителя" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.185).

"Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и потерявшая всякую надежду когда-либо вылечиться, так как пролечила уже всё состояние свое,– протеснилась в толпе и, подойдя сзади Иисуса, коснулась одежды Его. Она не смела прямо подойти к Иисусу и просить об исцелении, потому что, по закону Моисея, женщина, страдавшая такою болезнью, считалась нечистою, должна была всё время болезни оставаться дома и не смела ни к кому прикасаться (Лев.15:25-28); но она имела такую сильную веру в чудотворную силу Иисуса, что решилась, тайно от Него, прикоснуться к Нему, и была уверена, что исцелится от одного лишь прикосновения. Она не ошиблась в том, что исцелится; но безусловно ошибалась, думая, что это исцеление произошло без ведома Иисуса. Для совершения чуда, необходимо проявление: с одной стороны – воли Божьей, творящей чудо, а с другой – веры человека, способной воспринять эту творческую силу" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб, 1913 , с.312-313).


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2004 г.