"И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении" (Матф.9:23). Этот стих является продолжением описания предыдущих событий. В этом стихе говорится о том, что после того, когда Спаситель исцелил кровоточивую женщину, Он продолжил Свой путь.

Матфей опускает характеристику того, каким была дальнейшая часть этого пути. Таким образом, своим повествованием Матфей указывает на то, что никаких значительных событий в дальнейшей части пути не произошло. Иначе об этих событиях Матфей упомянул бы. Например, как он это сделал, описывая эпизод с исцелившейся женщиной. Поэтому надо полагать, что после эпизода с исцелением женщины, во время дальнейшего следования Спасителя в дом некоторого начальника, никаких значительных событий не произошло. События, достойные описания, начинаются с того момента, когда Спаситель входит в дом начальника. Именно этот момент Матфей и выделяет словами "И когда пришел Иисус". То есть словами "и когда" Матфей обозначает начало нового события в разбираемом Евангельском эпизоде. Этим словосочетанием Матфей указывает на то, что путешествие Спасителя к дому начальника завершилось благополучно и началось развитие новых событий.

Некоторые читатели могут задать вопрос о том, почему в разбираемом стихе Матфей упоминает только о Спасителе, Который пришел в дом начальника, и ничего не говорит о сопровождающих Его людях, учениках Спасителя и начальнике? Логически анализируя начало разбираемого стиха можно предположить то, что и некий начальник и ученики Спасителя продолжали сопровождать Спасителя на протяжении всего Его пути и подошли к дому. Такое предположение нам дает право сделать информация, содержащаяся в 19-м стихе (Матф.9:19), в котором указано о том, что Иисуса сопровождали ученики Его и некий начальник "И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его".

Некоторые читатели могут заявить о том, что в разбираемом стихе говорится, что только Иисус вошел в дом начальника, и задать вопрос о том, входили ли ученики Спасителя и начальник вместе с Иисусом в этот дом? На этот вопрос можно ответить при помощи логического предположения. Если бы начальник, или ученики Спасителя исчезли бы по дороге, то Матфей об этом сообщил бы, как он, например, сообщил об исцелении женщины. Поскольку Матфей ничего не пишет о том, что кто-либо из сопровождавших Спасителя покидал Его, то можно предположить что люди, шедшие со Спасителем, благополучно добрались до дома начальника в составе, указанном в 19-м стихе. При помощи логического предположения можно ответить на вопрос, кто же вместе со Спасителем вошел в дом некоторого начальника. Поскольку ученики со Спасителем чаще всего не расставались и сопровождали Спасителя при совершении многих Его чудес, то можно предположить, что и на этот раз они вошли в указанный дом вместе со Спасителем. Поэтому можно предположить, что и Матфей, находившийся среди окружающих Спасителя учеников, имел возможность наблюдать это событие собственными глазами, и впоследствии описал его в своей книге. Поскольку некий начальник являлся хозяином этого дома и пригласил Спасителя, то логично предположить, что он наряду с учениками также вошел в свой дом вместе со Спасителем. Поскольку вероятнее всего Матфей считал, что присутствие учеников Спасителя и начальника в его доме было очевидным фактом, не нуждающемся в дополнительном пояснении, то он об этом и не указывает. Можно предположить, что Матфей это делает с заранее продуманной целью, для того чтобы сосредоточить внимание на действиях Самого Спасителя, чтобы не перегружать свое описание излишними деталями. Благодаря этому Матфей и показывает читателю, как было осуществлено чудо воскрешения. Матфей начинает описание чуда воскрешения словами "и когда", стоящими в начале разбираемого стиха. Словами "и когда" Матфей указывает на то, что описываемые события произошли именно тогда, когда Спаситель пришел в дом некоторого начальника.

Фактически словами "и когда" Матфей начинает рассказ о чуде воскрешения и в дальнейших словах дает подробную характеристику этого события. Описание этого события Матфей начинает с того, что увидел Иисус, когда вошел в дом этого начальника. В первой части стиха так и говорится "и когда пришел Иисус в дом начальника". В разбираемой части стиха указывается на то, что именно Иисус из Назарета пришел в дом начальника, упоминаемого в 18-м стихе. Придя в дом этого начальника, Спаситель "и увидел свирельщиков".

Как понять это место? Свирельщиками называли музыкантов, играющих на свирелях. Согласно обычаям древних евреев в дом умерших приглашались музыканты-свирельщики и плакальщицы. По рекомендациям, содержащимся в Талмуде, должно быть не меньше двух свирельщиков и одной плакальщицы. Поэтому наличие свирельщиков указывает на то, что их пригласили для совершения обряда. Поскольку о плакальщицах не упоминается, то очевидно их ещё не успели пригласить. Словами о том, что Спаситель в доме застал свирельщиков, Матфей указывает на то, что их пригласили для совершения обряда. В древнееврейском государстве скрупулезно придерживались соблюдения Закона Моисея. Согласно этому Закону вскоре после смерти человека приглашались свирельщики и плакальщицы. И в течение двух дней в этом доме должны раздаваться стенания об усопшем под сопровождение траурной печальной музыки. Поэтому словами о том, что Спаситель увидел в доме свирельщиков Матфей и указал на то, что дочь некоторого начальника умерла, и их пригласили для совершения траурного обряда. Матфей прямо не пишет о том, что девица скончалась, потому что ставит своей главной целью показать чудо воскрешения. Он описывает совершение этого чуда подробно, начиная с того момента, когда Спаситель вошел в дом, и кого Он увидел в этом доме. Упоминанием о том, что Спаситель в доме увидел свирельщиков, Матфей искусно описывает психологический конфликт в этой ситуации. С одной стороны этого конфликта стоят простые люди, которые считают, что девица скончалась. Выражением их убеждения в этом является то, что они пригласили в дом свирельщиков для совершения траурного обряда. С другой стороны этого конфликта стоит Иисус-Мессия, Который не согласен с убеждением этих людей и считает, что девица ещё будет жить, и убежден в том, что отпевание ещё проводить рано. Можно предположить, что негодование Спасителя, Его несогласие с этими людьми, возникшее после того, когда Он увидел приготовление к обряду (выразившееся в приглашении свирельщиков), было очень красноречиво выражено на лице Спасителя и выразительно проявилось в Его внешности и гневном взоре. Всё это и выражало Его несогласие с проведением этого обряда. Своим внешним обликом, выражающим несогласие, Спаситель без слов показывал окружающим людям то, что ещё рано хоронить девицу. Можно предположить, что именно такой разгневанный внешний вид и имел Спаситель, что и подтверждается дальнейшими словами Матфея в этом стихе о том, что, увидев Спасителя, народ пришел в смятение. Именно такой возмущенный облик Спасителя и подтверждается Его гневными словами, сказанными Им в следующем стихе "сказал им: выйдите вон". Можно предположить, что это смятение у народа было вызвано тем, что народ знал о сверхъестественной силе Спасителя и воспринимал Его, как могущественного пророка.

Место в разбираемом стихе о смятении народа можно объяснить и другим предположением. В разбираемом стихе говорится о том, что когда Иисус пришел в дом начальника, то Он "увидел свирельщиков и народ в смятении". Слово "смятение" обозначает " паническая растерянность, тревога " (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, 2-е изд., 1994, с.727). Возможно, смятение было вызвано скорбью о преждевременно умершей девице. Возможно, это смятение было вызвано появлением Спасителя на пороге этого дома. Ведь в разбираемом стихе ясно сказано "И когда пришел Иисус в дом". То есть после того, когда Спаситель вошел в дом, Он и увидел народ в смятении, как ответ на Его приход. Люди могли испугаться Его прихода под влиянием россказней синедриона, который запугивал народ именем Спасителя и приписывал Ему злые деяния, говоря о том, что Он действует силой князя бесовского. Возможно под влиянием всех выше перечисленных причин народ и был объят смятением. В данном стихе указывается на то, что смятением был объят народ, который находился в доме, и которого и увидел пришедший Иисус.

Вот как этот стих поясняли знаменитые толкователи Библии. " По рассказу у Матфея Иисус Христос входит в дом Иаира (который по имени не называется) и видит игроков на флейтах и народ, приведенный в замешательство " (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.185). По существу такое пояснение никаких толкований не содержит, а является пересказом Библейского текста. " Видя отчаяние удрученного отца, Иисус успокаивал его, говоря: Не бойся! только веруй, и спасена будет... Иаир молча пошел за Иисусом. За ними следовала толпа, желающая видеть, что сделает Иисус … Когда Иисус приблизился к дому Иаира, то увидел свирельщиков и народ в смятении " (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб., 1913, с.314). И это толкование не содержит в себе никакого пояснения, а представляет собой пересказ Библейского текста. Дальнейшее описание развивающихся событий содержится в следующем стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2004 г.