"Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала" (Матф.9:25). В этом стихе описывается продолжение развития событий, о которых рассказывалось в предыдущем стихе. Слова из разбираемого стиха "когда же народ был выслан" нужно понимать следующим образом. Эти слова непосредственно связаны со словами, упомянутыми в предыдущем стихе, в которых говорится о том, что Спаситель сказал всем, находящимся в этой комнате, выйти вон. Логически анализируя этот текст, можно предположить то, что слуги, находившиеся в этой комнате, повинуясь повелению Спасителя, вышли сразу. Родственники девицы остались, и медлили с выходом, вопросительно переглядываясь друг с другом. Своим удивленным видом они давали понять, что они хозяева в этом доме, и согласно традициям древнееврейского народа они должны были находиться около девицы. Поэтому они не понимали, зачем им выходить из этой комнаты. Необходимо сказать, что согласно традициям древнееврейского народа, в таких случаях приходило большое количество родственников. А поскольку хозяин дома был ещё и начальником, то есть уважаемым человеком, занимающим видное общественное положение, то родственники, даже дальние, своим долгом считали прийти в его дом. Поэтому они стояли в растерянности и не выходили. Можно предположить также и то, что в этой ситуации Спаситель вопросительно посмотрел на хозяина дома. Такой вывод обоснован тем, что в разбираемом стихе не сказано о словах Спасителя. Значит сложившаяся ситуация разрешилась без слов. Поэтому вопросительный взгляд Спасителя, в данном случае имел такое содержание. Коль хозяин дома пригласил Спасителя, обратившись к Нему за помощью, то пусть и поможет исполнить Его повеление в отношении того, чтобы присутствующие родственники покинули эту комнату. Можно предположить, что в ответ на вопрошающий взгляд Спасителя хозяин дома молча подал знак, и слуги, вернувшись в эту комнату, под руки вежливо вывели собравшихся родственников в другое помещение. Такой вывод основывается на тексте разбираемого стиха, в котором не говорится о повторном повелении Спасителя и о диалогах между Спасителем и родственниками, или хозяином дома. В стихе просто сказано о том, что народ был выслан. То есть, указано на то, что повеление Спасителя всё же было выполнено в тишине и спокойствии. О том, как оно было выполнено, мы и изложили предполагаемую версию.

У некоторых читателей может возникнуть вопрос, зачем Спасителю понадобилось удалять присутствующих из комнаты. Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Все три Евангелиста в своих книгах указывают на тот факт, что Спаситель никогда не афишировал Свои чудеса. Наоборот Он приказывал исцеленным людям, чтобы они об исцелениях никому не говорили. Например, Он исцелил прокаженного и сказал ему "смотри, никому не сказывай" (Матф.8:4), и (Мар.5:43), (Лук.8:56). Стремление Спасителя не распространять информацию о своих исцелениях проявляется и в этом Евангельском событии. Анализируя уклад и быт жизни древнееврейского народа, такие поступки Спасителя предположительно можно объяснить так. В древнееврейском обществе, особенно во времена земной жизни Спасителя, было очень много факиров и кудесников разных мастей. Чаще всего они выступали на базарных площадях, выдавая себя за знаменитых целителей. Перед началом их выступлений специально нанятые люди-созывалы собирали народ. К этим лжецелителям на их выступлениях подходили их сообщники, изображавшие больных. И эти целители с легкостью избавляли их, казалось, от самых тяжелых болезней. А потом собирали деньги с публики за показ таких выступлений. Как правило, такие выступления сопровождались широким оповещением и созывом большого количества народа (чем больше придет людей на это представление, тем больше денег можно собрать). Вероятнее всего Спаситель проводил Свои исцеления без лишней огласки и афиширования для того, чтобы указать на разницу между Его исцелениями и фокусами лжецелителей . Поэтому и не нуждался во время исцелений в большом количестве народа, так как не стремился собирать с них деньги. Возможно, этим выше изложенным предположением и можно объяснить поведение Спасителя, связанное с высыланием людей из комнаты.

Другим предположением, объясняющим то, что Спаситель не желал публично демонстрировать Свои чудеса, связанные с исцелениями, является то, что в толпе народа были не только зеваки, но и агенты синедриона, которые внимательно следили за каждым действием Спасителя и доносили об этом своим начальникам. А те в свою очередь, рассказывая об исцелениях, совершенных Спасителем, пытались их извратить, чтобы опорочить имя Спасителя. Поэтому в разбираемом стихе, оставаясь верным Своим принципам, Спаситель также высылает людей из комнаты.

Словами, начинающими этот стих, "когда же" Матфей указывает на то, что начинает описывать новую ситуацию в этом Евангельском событии. Эта ситуация связана с началом совершения чудесного воскрешения девицы, которое осуществил Спаситель. Согласно изложению Матфея, чудо воскрешения девицы Спаситель проводил после того, когда народ был выслан. Предположительно словом "народ" Матфей обозначил присутствующих в комнате слуг и родственников. Поскольку к определению "народ" не относились ученики Спасителя и некоторый начальник, отец девицы, то можно предположить, что эти люди остались в комнате. Согласно повествованию Матфея, когда люди покинули комнату, Спаситель, "войдя, взял ее за руку".

Некоторые читатели могут задать такой вопрос, куда вошел Спаситель и зачем брал девицу за руку? Используя сведения из быта и жизни древнееврейского народа, можно предположить то, что девица лежала на кровати. А в богатых домах кровати устанавливались на специальном помосте, имеющем несколько ступенек. Как правило, кровати имели сверху балдахин. То есть между четырьмя колоннами, которые находились по углам кровати, натягивался купол, чаще всего из плотной шелковой материи со спускающимися до пола занавесками. В богатых домах кровати не только помещались под балдахином, но и располагались в специальных архитектурно украшенных нишах. Поэтому можно предположить, что Спаситель вошел на помост под балдахином, где и находилась кровать с лежащей на ней девицей. После того, как Спаситель подошел к кровати, Он какое-то время внимательно и оценивающе смотрел на девицу. Потом на Его лице отразилась жалость, вызванная тем, что такое молодое создание увяло в расцвете лет. Исходя из текста Матфея, повествующего о том, что Спаситель "войдя, взял ее за руку", можно предположить то, что между моментом, когда Спаситель вошел к девице, а затем прикоснулся к ней, прошло очень мало времени. Поэтому можно предположить, что лицо Спасителя выражало жалость и сострадание также краткое время. Потому что Спаситель сразу, как подошел с кровати с девицей, взял её за руку.

На вопрос некоторых читателей о том, для чего Спаситель брал девицу за руку, предположительно можно ответить так. Конечно Спаситель, как истинный Мессия-Бог, мог воскресить девицу и, не прикасаясь к ней. В данном поступке в виде прикосновения Спасителя к девице, отразилось уважительное отношение Иисуса Христа к отцу этой девицы. Ведь сам отец этой девицы, некоторый начальник, просил Спасителя возложить на неё руку, для того чтобы она была жива. Можно предположить также и то, что Спаситель при помощи взятия руки девицы произвел чудо воскрешения в такой форме для того, чтобы придерживаться традиции древнееврейских пророков, которые проводили исцеление людей при помощи наложения на больных своих рук.

Можно также предположить и то, что в момент прикосновения Спасителя к руке девицы, Спаситель, как Мессия-Бог, вернул девице её дух в её тело. Более ясно о таком же случае описано у Луки "И возвратился дух ее; она тотчас встала" (Лук.8:55). Можно предположить также и то, что Матфей в своей книге не случайно перед эпизодом воскрешения девицы описал случай с исцелением женщины. В этих случаях Матфей сосредотачивает внимание читателей на том, что и исцеление кровоточащей женщины, и воскрешение девицы, было осуществлено только по воле Спасителя, как Мессии-Бога. Так, например, в эпизоде исцеления женщины после её прикосновения к одежде Спасителя излечения не наступает. Но только после того, когда Спаситель выразил Свое одобрение её поступка в виде слов "дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова" (Матф.9:22). В эпизоде с воскрешением Матфей также указывает на присутствие Воли Божьей при осуществлении чуда. Это выражается в том, что Спаситель добровольно, для того чтобы исполнить просьбу некоторого начальника, "взял её за руку, и девица встала" (Матф.9:25).

Для воскрешения девицы Спаситель взял её за руку для того, чтобы сосредоточить внимание очевидцев (присутствующих при этом учеников и отца девицы) на самом событии воскрешения, что является чудом, совершить которое мог исключительно истинный Мессия-Бог.

Матфей описанием этих двух событий в виде излечения женщины и воскрешения девицы, ещё раз указывает древним евреям на то, что такие чудеса не мог произвести простой человек. Поэтому Иисус из Назарета и является настоящим Мессией. На это указывает то, что даже прикосновение к краю Его Святой одежды, произведенное с Его одобрения, вызвало чудо исцеления от неизлечимой болезни, а прикосновение к девице вызвало доселе невиданное древними евреями чудо воскрешения. Согласно повествованию Матфея, это первое чудо воскрешения, осуществленное Спасителем.

Завершается этот стих словами Матфея, подтверждающими совершение чуда исцеления, "и девица встала". Этими словами Матфей указывает на то, что на практике Спаситель произвел доселе невиданное чудо воскрешения. Кратко изложив то, что девица встала, Матфей этой информацией красноречиво указывает на то, что если Иисус из Назарета совершил чудо воскрешения, то Он это сумел сделать только потому, что является истинным Мессией. Именно такой философский смысл и идейную направленность имеет завершающая часть разбираемого стиха из книги Матфея.

Некоторые любознательные читатели могут задать вопрос о том, что же произошло в той ситуации и под влиянием каких факторов девица воскресла и встала с постели. Согласно древнееврейским взглядам, человек поражается тяжелой болезнью или смертью за свои тяжкие грехи. В Евангелиях указывается на то, что Бог-Отец отдал Спасителю, Богу-Сыну, возможность прощать грехи человеческие. "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Иоан.5:22). "Все предано Мне Отцем Моим " (Лук.10:22). Очевидно, что Спаситель в тот момент, когда взял девицу за руку, и простил ей её грехи. В результате чего девица воскресла.

Некоторые читатели могут задать вопрос, неужели столь молодая девица уже успела заработать такое большое количество грехов, за которое и была наказана смертью? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Возможно гибель девицы была дана как наказание её отцу за его грехи. В Евангелии указывается на то, что он был начальником и возможно злоупотребляя своей властью, он и причинял людям вред, за что и был покаран самым страшным для него наказанием, гибелью единственной дочери. Это предположение подтверждается тем, что в Ветхом Завете существует такое понятие, как родительский грех (Исх.20:5). Суть родительского греха согласно взглядам древних евреев состоит в том, что грехи родителей переходят на их детей. Возможно, таким наказанием за родительский грех и была гибель дочери некоторого начальника. После того, когда Спаситель простил грехи, причинившие гибель дочери, девица ожила и встала. Матфей так и пишет в конце стиха "и девица встала". Вероятнее всего, ожив, девица поднялась с кровати, на которой она лежала. Девица поднялась с кровати сразу же после того, когда Спаситель взял её за руку. Быстротой происходящего события воскрешения Матфей указывает на всемогущество Спасителя, как Мессии-Бога, и на силу Святого Духа, при помощи которого Он и творил чудеса.

Вот как этот стих комментируется известными толкователями Библии. "Это было первое воскресение, о котором рассказывается у Матфея. В рассказе о воскресении дочери Иаира Матфей почти так же краток, как и Лука" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.186). "Подойдя к дверям дома, Иисус велел всем выйти из него… Подойдя к умершей, Иисус взял её за руку и сказал: Девица! тебе говорю, встань!" Достаточно было слова Христа, и умершая воскресла" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб., 1913, с.315). Вывод из описания этого события дается в следующем стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2004 г.