"И разнесся слух о сем по всей земле той" (Матф.9:26). В данном разбираемом стихе дается вывод всем выше описанным событиям. Словами о том, что разнесся слух по всей земле той Евангелист Матфей дает понять то, что чудо воскрешения, совершенное Иисусом Христом, осуществилось. Если бы чудо воскрешения не произошло, то оно бы не получило такой широкой огласки по всей земле той, как об этом пишет Матфей. Масштабами распространения слуха об этом чуде Матфей указывает на следующие факты. Во-первых, на то, что чудо воскрешения произошло успешно. Во-вторых, на то, что слава об этом великом чуде стала достоянием всей земли той. Словами из разбираемого стиха о том, что "разнесся слух о сем" Матфей указывает на то, что имеет ввиду выше описанное Евангельское событие, связанное с воскрешением девицы. Словосочетанием "о сем", то есть об этом, Матфей конкретно указывает на то, что именно это событие было настолько необычным, что в народе говорили "о сем" событии, как о великом чуде. Более того, указанием того, что "слух о сем" распространился по всей той земле Матфей ясно дает понять, что это событие привлекло к себе очень большое внимание народа. Упоминанием о том, что это событие распространялось посредством слухов, Матфей указывает на то, что среди народа об этом событии долго и упорно говорили, его обсуждали в разных слоях общества. И конечно после таких обсуждений делали определенные выводы. О том, какова была оценка народа чуда воскрешения, сотворенного Иисусом Христом, Матфей также косвенно указывает в этом стихе. Слова из разбираемого стиха Матфея "И разнесся слух о сем" указывает на то, что об этом слухе среди народа говорили почтительно, со страхом и восхищением, как о великом и небывалом событии. По этим словам можно предположить, что коль люди обсуждали "слух о сем" событии, то и делали вывод, который предположительно можем сделать и мы. А вывод из этого стиха можно сделать только один. И он состоит в том, что способностью воскрешать людей наделен только истинный Мессия-Бог. Таким образом, люди, обсуждая чудо воскрешения в Капернауме, приходили к однозначному выводу о том, что Иисус из Назарета, совершивший это чудо, и есть настоящий Мессия-Бог Спаситель, обещанный Богом-Отцом древнееврейскому народу. Вот об этих слухах и подобных рассуждениях и рассказал Матфей словами из разбираемого стиха "и разнесся слух о сем".

У некоторых читателей может возникнуть вопрос, почему в разбираемом стихе слово "слух" стоит в единственном числе? Ведь естественно предположить то, что о чуде воскрешения рассказывалось многими и разными людьми. И в каждом случае эти слухи рассказывались разными словами. Таким образом, в среде древнееврейского народа ходил не один, а многие слухи об этом событии. Почему же в таком случае Матфей в разбираемом стихе написал слово слух в единственном числе? Ведь пересказ этого слуха не был одинаковым в устах многих людей. Употребление этого слова Матфеем в единственном числе, объясняется тем обстоятельством, что в любом языке речи, в том числе и древнееврейском, применяется употребление единственного числа вместо множественного и наоборот. Например, в современных книгах пишут, что книга адресована широкому читателю. Словами "широкий читатель" обозначают не одного единственного читателя, а многочисленную читательскую аудиторию. Точно также и в разбираемом стихе Матфей словом "слух", употребленном в единственном стихе, обозначил многочисленные слухи об этом событии, циркулирующие среди древнееврейского народа. Слово "слух", употребленное в единственном числе Матфей употребил не случайно. Таким стилистическим оборотом он хотел указать на то, что многочисленные слухи об этом событии не имели противоречия и сильного расхождения между собой. И в принципе говорили об одном и том же с одинаковыми оценками. Поэтому Матфей счел нужным различные, по словам, но схожие по содержанию слухи, в принципе не противоречащие друг другу, назвать одним словом "слух". Этим словом Матфей и указывает на то, что многочисленные слухи, говорящие об одном и том же, и можно назвать одним словом "слух", потому что они были похожи и не противоречили друг другу.

У некоторых читателей может возникнуть вопрос о том, каким образом мог разнестись слух об этом событии, когда Спаситель всех присутствующих выслал вон из комнаты девицы. Атеисты в подобной ситуации указывают на "Библейские противоречия", говоря о том, что слуха не могло быть, потому что якобы не было очевидцев, видевших чудо воскрешения девицы, сотворенное Спасителем. На вопрос о том, откуда же люди узнали об этом чуде, слух о котором распространился "по всей земле той", предположительно можно ответить так. Даже если бы никто не видел того, как Спаситель производил это чудо, то и в таком случае слух о воскрешении все равно бы разнесся по свету (по стране той). Это объясняется тем фактором, что события, предшествующие воскрешению и следующие за ним, происходили на глазах людей. В Евангелии пишется о том, что отец больной девицы обратился к Спасителю со своей просьбой принародно. И люди об этой просьбе слышали. Затем эти люди сопровождали Спасителя, Его учеников и некоторого начальника к дому, где находилась его больная дочь. Эти же самые люди, сопровождавшие Спасителя от начала этого Евангельского эпизода, узнали о том, что девица умерла (потому что были приглашены в дом некоторого начальника свирельщики). И если с этого момента Спаситель удалил всех очевидцев из комнаты во время совершения чуда, то эти же самые люди, стоявшие возле дома некоторого начальника, увидев уходящих свирельщиков, а затем девицу воскресшей, могли сделать самостоятельный вывод о том, что чудо воскрешения всё-таки произошло.

Предположительно, другим источником упоминаемых Матфеем слухов могло быть то обстоятельство, что люди, стоявшие плотной стеной вокруг дома, в котором происходило воскрешение, заглядывали в окна и двери, и прислушивались к каждому звуку в доме. На основе чего и делали свои выводы о происходящем.

Более того, предположительно ещё одним источником слухов могло быть то обстоятельство, что родители девицы просто были вынуждены в последствии объяснять родственникам, увидевшим усопшую девицу воскресшей, то, что она воскресла благодаря чуду, сотворенному Мессией. Ни в коем случае источником такого слуха не могли быть ученики Спасителя, которые присутствовали при чуде воскрешения. Таким образом, бездоказательные утверждения атеистов о том, что в этом Евангельском событии якобы содержится "Библейское противоречие" между тем обстоятельством, что якобы не было очевидцев (потому что Спаситель удалил всех из комнаты) и возникновением слуха об этом событии, в действительности Библейским противоречием не является. Несмотря на то, что о причинах этого слуха Матфей не упоминает в разбираемом стихе, но источники этого слуха легко выяснить путем проделанного выше логического анализа, приведшего к высказанным выше предположениям.

Заключительную часть стиха предположительно можно пояснить так. Матфей говорит в разбираемом стихе о том, что слух о чуде воскрешения разнесся "по всей земле той". Анализируя эту фразу, можно прийти к выводу о том, что первоначально слух о чуде воскрешения распространился по Капернауму, что можно также обозначить словосочетанием "земле той". Но поскольку Спаситель занимался проповеднической деятельностью не только в Капернауме, но и в других провинциях древнееврейского государства, то естественно народ и там активно интересовался деятельностью этого необычного проповедника. Удовлетворяя свой интерес, люди и узнавали о Нём различные сведения и слухи. Можно предположить, что слухи о деятельности Спасителя распространялись по всем тем местам, где Он был. Поскольку по всему древнееврейскому государству ожидали появления Мессии и говорили о том, что время уже пришло, а проповедническая деятельность Иисуса Христа большинством народа отождествлялась с деятельностью Мессии, то можно предположить также и то, что слух о чуде воскрешения, совершенного Спасителем, распространился по всему древнееврейскому государству. Особенно среди людей, интересовавшихся вопросом, является ли Иисус из Назарета истинным Мессией. А таких интересовавшихся людей в древнееврейском государстве было большинство, так как эта страна была очень религиозной. И вопрос прихода Мессии был главным вопросом, обсуждаемым в среде древнееврейского народа.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что разбираемым стихом Матфей указал на то, что Спаситель не только успешно совершил воскрешение, но это событие получило широкое распространение среди древнееврейского народа посредством слухов. И было признано как величайшее чудо, сотворить которое мог только ожидаемый древними евреями истинный Мессия-Бог.

Вот как этот стих комментировали известные толкователи Библии. "Собственно не "слух", а говор, "молва"; таково было естественное следствие великого чуда. Матфей не упоминает о сообщенном Евангелистом Марком (5:42 и Лук.8:56) ужасе по поводу чуда, и о запрещении рассказывать о нём. Выражение "во всей стране той" служит для некоторых экзегетов доказательством, что Евангелие было написано не "в той стране", а в другой" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.187).

"Видевшие это небывалое чудо, изумились. Чтобы вывести их из такого состояния, Иисус велел дать воскрешенной есть, так как только таким наглядным доказательством Он мог немедленно убедить их в том, что пред ними стоит живой человек, нуждающийся в пище, а не тень умершей" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб., 1913, с.315-316). Если пояснитель А.П. Лопухин указывает в своем толковании на различие в описании Матфея и Марка, то толкователь Б.И. Гладков в своем толковании поясняет этот эпизод не по Евангелию Матфея, видимо считая текст этого эпизода очень кратким. Другие толкователи чаще всего соединяли описание трех Евангелистов и давали общее пояснение относящихся сразу к трем их книгам.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2004 г.