"Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!" (Матф.9:28). Упоминая в начале разбираемого стиха о том, что Спаситель пришел в дом, Матфей не указывает, в какой именно дом пришел Спаситель. На это обстоятельство неоднократно обращали внимание разные толкователи и по-разному комментировали его. "Неизвестно, в какой дом вошел Спаситель... Невероятно, чтобы это был и дом Матфея или Петра" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.187). "Когда Иисус пришел в дом (какой неизвестно), кричащие в толпе приблизились к Нему" (Б.И. Гладков, Толковое Евангелие, 2-е изд., с.284). Возможно, Матфей специально не указывает на то, в какой же дом пришел Спаситель. Так как это обстоятельство является маловажным в его рассказе. Возможно, Матфей опускает то обстоятельство, в какой дом пришел Спаситель затем, чтобы выделить другое обстоятельство. И показать то, что только после того, когда Спаситель пришел в дом, и к Нему приступили слепые, Он стал с ними говорить. А во время нахождения в пути и первого словесного обращения слепых Спаситель не ответил на их просьбу. Возможно, Матфей не уточняет то, в какой дом пришел Спаситель только для того чтобы указать на то, что Спаситель не ответил на первую просьбу слепых. А стал отвечать только на второе обращение этих людей. Ведь в своем Евангелии Матфей ничего не пишет зря, или просто так. И каждая деталь или событие в его книге написано с какой-то целью. Поэтому эта книга является святой. Потому что учит нас жизненной мудрости, и на определенных примерах рассказывает о тех или иных истинах и нравственных законах жизни. Ведь в жизни часто бывают случаи, когда люди обращаются к Богу с молитвой и не получают ответа. И это происходит не потому, что Бог их не слышит. В данном рассматриваемом случае Спаситель не мог не слышать к Нему обращенные слова слепых людей. Но ответил на их просьбу не при первом их обращении, прозвучавшем на дороге, а только придя в какой-то дом. Описанием такого поведения Спасителя возможно Матфей и говорит о том, почему Бог мгновенно не отвечает на первую молитву людей, адресованную к Нему. Если Матфей поясняет именно эту ситуацию, то в таком случае не важно в какой дом пришел Спаситель. А важно то, что Он не ответил на первую просьбу слепых людей. Таким образом, этот эпизод в разбираемом стихе носит поучительный разъясняющий характер. А значит, в этом эпизоде важно понять не то, в какой дом пришел Спаситель, а то, почему Он ответил слепым только тогда, когда пришел в некоторый дом и услышал их повторную просьбу. Попробуем объяснить это интересное и немаловажное обстоятельство. Согласно религиозно-философским представлениям Господь Бог стоит ближе к человеку, больше оказывает внимания и заботы, если человек совершает добрые богоугодные поступки. Чем больше человек совершает богомерзких, греховных поступков, тем больше он отдаляется от Господа Бога. Исходя из этого религиозно-нравственного закона можно предположить, что фигурирующие в разбираемом стихе кричащие слепые люди были не достойны Бога. Поэтому Спаситель не отреагировал мгновенно на их первую просьбу. Предположительно это произошло потому, что между этими слепыми людьми и Богом стоял большой грех, совершенный этими людьми. Эту мысль подтверждает дальнейшее неуважительное поведение этих людей к приказу Спасителя. Спаситель строго запретил им разглашать о чуде исцеления. А они вместо соблюдения слов Спасителя разгласили "по всей земле той" (Матф.9:31), то есть по всей окружающей местности об их чудесном исцелении, чем нарушили повеление Спасителя "Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал" (Матф.9:30). Таким поведением эти люди показали свое неуважение к приказу Спасителя. Если эти люди даже из благодарности за излечение не соблюли повеления Спасителя (которого они считали Мессией-Богом, назвав Его Сыном Давида), то можно предположить, что они и раньше грубо нарушали заповеди и законы Божьи. Таким образом, со стороны этих людей ранее возникали греховные поступки. Поэтому можно предположить, что грехи этих людей и мешали им духовно приблизиться к Богу и получить ответ на их первую просьбу. И в жизни многих людей грех, совершенный ими, отдаляет их от Бога и мешает исполниться их пожеланиям и молитвам. Возможно, именно об этом и хотел сказать Матфей выше описанным эпизодом. И хотел призвать людей удалиться от греха и тем самым приблизиться к Богу. Поэтому в таком описании для Матфея и было неважно то, в какой именно дом приходил Спаситель. Поэтому Матфей и не уточняет этой информации. А сообщает лишь о том, что Спаситель "пришел в дом".

Когда же Спаситель пришел в некий дом, двое слепых, упорно следовавшие за Ним, "приступили к Нему". Слово "приступить" означает: "1 подойти, подступить; 2 начать, приняться за что-то" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 2-е изд., с.590). Согласно смысловому значению слова "приступили" двое слепых подошли поближе к Спасителю и принялись за повторное изложение своей просьбы. Хотя во время пути к этому дому "двое слепых и кричали" (Матф.9:27), то есть многократно криком обращались к Спасителю со своей просьбой. Почему же Спаситель не ответил сразу, во время Своего пути к некоторому дому на просьбу этих людей? Можно предположить, что вероятнее всего своим молчанием во время пути к некоторому дому Спаситель давал понять этим людям, что они сейчас обращаются к Богу за помощью, а сама форма обращения к Богу в виде крика греховна.

Греховность этого обращения к Богу выражалась в дерзкой форме, проявившейся в виде повелительных криков, приказных интонаций. А подобная форма обращения к Богу недопустима. Потому что считается таким грехом, как кощунство. Правильная форма обращения к Богу характеризуется смирением, просящими интонациями, выражающими покорность и почтение к Богу. Именно такими чертами должна быть наделена просьба к Богу согласно взглядам Ветхого Завета. Таким образом, Матфей словами, что они прокричали свою просьбу, указал на то, что двое слепых нарушили заповеди и предписания Бога, к Которому взывают с просьбами. Поэтому Своим молчание Спаситель указал этим людям об их грехе, выразившемся в виде непочтительной просьбы к Богу. И Своим молчанием во время пути заставлял их задуматься о том, что этот грех мешает их общению с Богом. То есть Своим молчанием Спаситель воспитывал и вразумлял их. Точно также получается в жизни и других людей, которые ранее грешили. А затем обращаются к Богу со своими праведными молитвами и просьбами. И Господь Бог, не отвечая  на такие просьбы людей, дает им возможность осознать свои грехи, которые прежде совершали эти люди, и раскаяться в них. Таким образом, это место о том, что Спаситель сразу не ответил на просьбу этих слепых, в книге Матфея имеет нравоучительный характер и воспитательное значение.

С какой же целью двое слепых приступили в доме к Спасителю? Вероятнее всего они опять настойчиво повторяли свою просьбу об их исцелении. Это предположение подтверждается тем, что после слов о том, что слепые приступили к Спасителю, Он отвечает на их просьбу вопросом. Если бы слепые приступили к Спасителю молча, то Он мог бы и не обратить на них внимания, и тем более не стал бы говорить с ними. Тот факт, что Спаситель отвечает приступившим к Нему слепым в виде вопроса, дает возможность предположить наличие второй просьбы, исходившей от двух слепых во время их нахождения в доме со Спасителем. Можно предположить, что на этот раз их настойчивая просьба имела другой вид. Потому что она была произнесена с покорностью и почтением, и не содержала в себе криков. Если бы вторая просьба, как и первая, была произнесена в виде крика, с повелительными интонациями, то этот момент отметил бы Матфей, как при характеристике первой просьбы этих слепых, проявившейся в виде крика. Тот факт, что при описании второй просьбы Матфей не говорит о криках этих слепых, дает возможность предположить то обстоятельство, что вторая просьба слепых была лишена не только криков, но и имела просительные интонации и уважительную форму. То есть вторая просьба слепых была произнесена с почтением, уважением и покорностью, так, как и надлежит обращаться к Богу. Вот поэтому только на вторую просьбу этих слепых людей Господь и ответил.

Подтверждением того, что слепые (когда они приступили к Спасителю) всё-таки повторили свою просьбу с покорностью и в уважительной форме, является то, что Спаситель отреагировал на вторую просьбу ответом в виде вопроса. Если бы вторая просьба (как первая) была произнесена криком, в грубой форме, то Спаситель, находясь в доме, на неё также не прореагировал бы, как и на первую просьбу. Потому что Спаситель Своими чудесами многократно подтвердил факт того, что Он Истинный Мессия, способный творить чудеса. Поэтому Он и требует к Себе надлежащего обращения, как к Истинному Мессии, обращение, которое упоминается в Ветхом Завете. Это предположительное рассуждение подтверждается вопросом Спасителя  "веруете ли, что, Я могу это сделать?". То есть Спаситель спрашивает у слепых, верят ли они в то, что Он, как Истинный Мессия, может сотворить чудо исцеления. Иными словами, Он спрашивает у слепых, признают ли они Его Истинным Мессией, способным творить чудеса. А если эти слепые признают Его Истинным Мессией-чудотворцем, то в таком случае Спаситель вразумляюще дает им понять, что они надлежащим образом, как того заслуживает Мессия, должны обращаться к Нему в своей просьбе с уважением и покорностью.

Некоторые атеисты это место из разбираемого стиха пытались представить в виде библейского противоречия. Суть их бездоказательного и неверного замечания сводится к тому, что Спаситель якобы не понимает того, о чём Его спрашивают. Эти атеисты говорили так. Слепые люди во время пути к дому ясно говорят Иисусу Христу о том, что они признают Его Мессией. Это выражено в их словах "помилуй нас Иисус, сын Давидов!". Ведь сыном Давидовым называли только Мессию в древнееврейском обществе. А Спаситель, услышав о том, что Его назвали сыном Давидовым, то есть Мессией, придя в некий дом зачем-то спрашивает этих людей о том, верят ли они в то, что Он, как Истинный Мессия, может совершить чудо исцеления. В действительности никакого противоречия в вопросе Спасителя о том, что Он Истинный Мессия, способный сотворить чудо исцеления, нет. А есть незаслуженный упрек атеистов, основанный на их невежестве и неумении пояснять Библию. Спаситель переспрашивает слепых людей о том, что признают ли они Его Истинным Мессией-чудотворцем, не потому что Он не понял их первой просьбы, а потому что их вторая просьба (в тот момент, когда они приступили к Нему в некотором доме) была произнесена без крика, в уважительной форме с покорностью. Поэтому как назидание для этих двух слепых звучит вопрос Спасителя о том, коль они признают Его Истинным Мессией, то должны и соответственно обращаться к Нему в уважительной форме, как Он того достоин. Поэтому вторая просьба слепых, произнесенная без криков и с уважением, была выделена Спасителем и противопоставлена их первой крикливой просьбе Его нравоучительным вопросом, имеющем в данном случае воспитательное значение. Поэтому вторая просьба этих слепых резко отличается от их первой просьбы тем, что она лишена крика, и как надлежит, произнесена с уважением и почтением. Их просьба, лишенная приказных интонаций, выраженная с покорностью и смирением, приобретает другой религиозный смысл. Этот религиозный смысл выражается в следующем.

В своей первой просьбе во время пути, указав на то, что Спаситель является Сыном Давидовым, эти слепые сказали о том, что они признают Иисуса из Назарета, как истинного Мессию-Бога. А если Иисус из Назарета является истинным Мессией, то Мессия и пришел в мир людей затем, чтобы помогать людям достигнуть спасения, а также взять их грехи на себя. "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:6). Просьба двух слепых подразумевает то, что Мессия пришел помогать людям, а значит Он, как истинный Мессия, и обязан выполнить Свое предназначение и исцелить их. Именно такой религиозный смысл имела данная просьба, повторенная этими слепыми. И когда Спасителю эту просьбу в почтительной и уважительной форме эти люди повторили в доме, в который вошли вслед за Спасителем, Он решил ответить им на их просьбу. "И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?" Такой вопрос Спаситель задал не случайно, а по многим причинам.

Можно предположить, что Спаситель переспрашивает, и таким образом заставляет повторить двух слепых то, что они признают Его Мессией-Богом для того, чтобы эту информацию услышали находящиеся в доме люди, которые не присутствовали со Спасителем в дороге к этому дому. Главным в этом вопросе Спасителя является то, что Он на первое место ставит то, что признают ли они Его истинным Мессией-Богом. Потому что сотворить чудо исцеления, о котором они Его просят, может только лишь истинный Мессия. А если это так, то значит, Иисус из Назарета и есть истинный Мессия-Бог. Потому что именно Он осуществит чудо исцеления двух слепых. Ведь речь идет не о медицинском, а о сверхъестественном исцелении. Именно за таким исцелением к Спасителю, как к Сыну Давидову, и обращаются двое слепых. Своим вопросом Спаситель дал понять этим слепым также и то, что коль они верят в чудеса Божьего исцеления, то в таком случае они должны чтить Бога, соблюдая Его заповеди. Своим вопросом Спаситель указал и на то, что коль эти слепые от Бога требуют помощи, то и сами, в виде благодарности Богу за помощь, должны вести богоугодный образ жизни. Своим вопросом Спаситель указал на то, что коль эти слепые сейчас готовы от Бога принять помощь в виде исцеления, то они в данный момент должны раскаяться во всех своих грехах. И в дальнейшем вести богоугодный образ жизни в благодарность за Божье исцеление. Вот такой, на первый взгляд простой, а в действительности многозначительный вопрос и задал Спаситель в ответ на настойчивые требования их исцелить двум слепым. Уразумев смысл Божьего вопроса, двое слепых ответили единодушным согласием. "Они говорят Ему: ей, Господи!". Тем, что Матфей написал фразу "они говорят Ему", он указал на то, что эти двое слепых вступили в активный диалог со Спасителем. Этой фразой Матфей указал и на то, что вероятнее всего в душах этих слепых возникло отчаяние, когда они увидели, что Спаситель не отвечает на их первую просьбу. И возможно это отчаяние и страх остаться слепыми до конца жизни и вызвало в их душах окончательное раскаяние. Можно предположить, что на тот момент, когда Спаситель начал разговор со слепыми, их души уже были очищены раскаянием в совершении своих грехов. То есть слепые столь дружно и единодушно отвечали Спасителю потому, что в их душах уже возникло искреннее раскаяние. А обращение Спасителя к слепым вероятнее всего и обозначает то, что момент раскаяния в их душах наступил. Поэтому Спаситель и начал говорить с ними.

Слова же слепых "ей, Господи!" поясняются так. "Слово, переведенное по-русски "ей"... много раз употребляется в Новом Завете" (А.П. Лопухин, Толкова Библия, ук. изд., т.9, с.187). И означает "да", то есть окончательное и категорическое согласие. Слово "Господи", прозвучавшее из уст слепых, означает что они обращаются к Спасителю, как к Богу. Потому что слово "Господи", обозначающее "господин, Господь" применялось древними евреями колько к Богу и обозначало почтительную форму обращения.  То есть словом Господи эти двое слепых показали, что считают Спасителя Мессией-Богом. И поэтому называют Спасителя "Господи", то есть Богом, способным сотворить чудо излечения. Верят в то, что Иисус из Назарета сможет совершить это чудо исцеления, так как считают Его истинным Мессией и Господом Богом. А также своим ответом эти слепые указали на то, что ждут этого сверхъестественного чуда исцеления и готовы его принять из рук истинного Мессии, Сына Давидова, Господа Бога. Вот такой многосмысловой ответ и дали слепые своей короткой, но емкой по смыслу фразой.

Предыдущие наиболее известные толкователи Библии разбираемый стих поясняли так. "Неизвестно, в какой дом вошел Спаситель. Что событие произошло на дороге из дома Иаира, этого никак нельзя утверждать с достоверностью, даже ввиду пренебрежительного отношения со стороны Матфея к хронологическим и отчасти топографическим данным. Во всяком случае можно думать, что это не был дом Иаира... "Вообще Матфей сообщает о большом разнообразии действий при исцелениях: простое слово (Матф.8:13,16,32; 9:6); слово и прикосновение (Матф.8:3; 9:29); только прикосновение (Матф.8:15; 9:25 иначе Мар.5:41); ни то ни другое (Матф.9:20-22); никакого описания нет (Матф.9:33)" (Цан). Слово, переведенное по-русски "ей", много раз употребляется в Новом Завете, и означает: да, точно, конечно" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.187). Вызывают замечания слова из толкования Лопухина о пренебрежительном отношении со стороны Матфея к хронологическим и отчасти топографическим данным. "Даже ввиду пренебрежительного отношения со стороны Матфея к хронологическим и отчасти топографическим данным". Эти слова Лопухина ничем не подтверждены и не верны. Потому что святой Апостол Матфей не мог пренебрежительно относиться к хронологии и топологии при изложении своего Евангелия. Эта мысль подтверждается истинной святостью Матфея, а также тем, что Матфей описывает события того времени, в котором жил сам. И поэтому Матфей проявлять небрежность и ошибаться не может в изложении описываемых им событий.

"Когда Иисус пришел в дом (какой неизвестно), кричавшие в толпе приблизились к Нему. Это были двое слепых. Они конечно приступили с просьбою об исцелении их от слепоты. О даровании им зрения" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 2-е ук. изд., с.284).

"Когда же пришел Он в дом, какой неизвестно, и слепцы приступили к Нему с просьбой об исцелении, Иисус спросил их, веруют ли они, что Он может их исцелить" (Архиепископ Аверкий, Четвероевангелие, ук. изд., с.146).

"Пришел в дом: испытывая твердость верования слепцов и намериваясь наедине сотворить чудо, о котором бы никто не знал" (Епископ Михаил, Толковое Евангелие, ук. изд., с.189). Слова этого толкователя о том, что Спаситель "намериваясь наедине сотворить чудо, о котором бы никто не знал", вызывают сомнение. В тексте Библии не указано, что Спаситель исцелял слепых наедине. Наоборот, Спаситель, путешествуя по древнееврейскому царству, Своими чудесами публично подтверждал факт того, что Он является истинным Мессией. А запрет о неразглашении, который дал Спаситель, объясняется тем, что Он дал наказ, как Мессия, для того, чтобы эти люди его исполнили. И именно на практике исполнением этого строгого наказа подтвердили свое словесное признание Спасителя Мессией.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-июль 2005 г.