"Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам" (Матф.9:29). Этот стих является логическим продолжением рассказа, начатого в предыдущих стихах. В этом стихе говорится о том, что же произошло после ответа слепых людей Спасителю. Из предыдущего стиха видно, что своим ответом они громогласно заявили о том, что признают Иисуса из Назарета истинным Мессией, Сыном Давида и верят в то, что только Он и может совершить чудо исцеления. После этих слов Спаситель "коснулся глаз их". То есть сделал легкое прикосновение к их глазам. Как осуществлялось это Божье прикосновение, по очереди или произошло одновременно, Матфей не поясняет. Зато Матфей сосредотачивает внимание на последующих после этого прикосновения словах Спасителя. То, что Спаситель сперва коснулся глаз слепых людей, а только потом сказал, ясно написано у Матфея "Он коснулся глаз их и сказал". Слова Спасителя, сказанные слепым людям, полностью вытекают из слов этих слепых, сказанных перед этим Спасителю. Спаситель сказал им очень многозначительные и весомые слова "по вере вашей да будет вам". В этой фразе слова Спасителя "по вере" обозначают по мере (степени) вашего верования. В данной фразе словосочетание "по вере" обозначает то, что человек придерживается определенного верования, имеет определенные религиозные взгляды и убеждения. Слово "верить" обозначает "1 быть убежденным, уверенным в ком, чём-нибудь; 2 принимать за истину что-нибудь; 3 вполне доверять; 4 верить в Бога, то есть быть убежденным в существовании Бога" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 2-е изд., с.71). В предыдущем стихе Спаситель спросил у этих слепых "веруете ли, что Я могу это сделать?". То есть вылечить их. И слепые ответили Ему единодушно. "Они говорят Ему: ей, Господи!". То есть да. Иными словами слепые верят в то, что Иисус из Назарета, как истинный Мессия, сможет вылечить их Своей Божественной силой. На эти слова Спаситель и ответил слепым "по вере вашей". То есть согласно силе вашего верования "да будет вам". То есть будет вам излечение ваше в виде избавления от вашей болезни. Таким образом Своими словами Спаситель указал на явную зависимость силы верования этих слепых со степенью излечения их болезни. Иными словами в ответе слепым Спаситель показал, насколько они верят в то, что Он может их излечить, настолько и получат излечение своей болезни. Для чего же такую зависимость верования людей и их излечения выстраивает Спаситель? А для того, чтобы показать людям, что излечение идет сверхъестественным путем, и такое чудесное излечение полностью основано на веровании в Бога. Так вот, на сколько человек верит в силу Божью, настолько он и получит излечение от своей болезни. Зависимость пропорции между верованием человека и степенью его излечения указывает на существование закона воздаяния Божьего за поступки людей. Применительно к данной ситуации по закону воздаяния Божьего человек и получает в зависимости от своего верования в Бога такое же количество излечения от своей болезни. Ведь чем сильней и искренней верит человек в Бога, тем меньше он делает греховных поступков. Значит, в таком случает душа человека стоит ближе к Богу. И Бог проявляет об этом человеке больше заботы.

Однако Спаситель к этим слепым с учетом их настойчивых требований об излечении, относится по-особому. Это отношение Спасителя видно из Его поведения во время самого процесса излечения. Как Всемогущий Бог, Спаситель мог только одним Своим Святым словом излечить любую болезнь. Это Спаситель и показывал не раз при излечении других людей (Матф.8:13,16,32; 9:6). Однако, применительно к этим слепым, Спаситель сперва коснулся их глаз, а потом сказал о зависимости их излечения от их верования. Можно предположить, что такое прикосновение понадобилось Спасителю для того чтобы показать этим слепым, а также всем находящимся рядом людям тот факт, что для сверхъестественного исцеления этих людей слов мало. Потому что эти люди ранее были достаточно грешны. Поэтому для излечения именно этих людей Спаситель к Божьему слову добавляет ещё и Божье прикосновение. Древние евреи знали о том, что чем больше праведник тратит сил и времени на излечение человека, применяя к нему прикосновения и слова, тем сильнее ранее была отягощена душа этого человека грехами. Чем меньше грехов у человека, тем проще его лечить праведнику. Таковы были представления древнееврейского народа о сверхъестественном исцелении праведником грешных людей. Можно предположить и то, что Спаситель, использует эти традиционные представления древнееврейского народа, потому что они были известны из практики их пророков. А также показывает длительной процедурой исцеления то, как трудно лечить этих слепых. То есть, как бы говорит этим об их ранее имевшемся тяжком грехе.

Наиболее известные толкователи Библии разбираемый стих поясняли так. "Сообщается об открытии глаз слепым вследствие прикосновения руки. Это было ответом на веру слепых. Рассказ настолько краток, что о характере болезни слепых или о том, что и как они видели, когда открылись их глаза, не может быть и речи" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.187-188). В своем пояснении Лопухин не очень точно сообщает о том, что "сообщается об открытии глаз слепым вследствие прикосновения руки". В действительности после прикосновения руки были ещё и слова Спасителя, после которых и открылись глаза у слепых. О словах Спасителя Лопухин сказать забыл.

"Спросив у них: "веруете ли, что Я могу это сделать" и получив ответ: "Ей, Господи" то есть Да! Господи! Веруем, Христос коснулся глаз их и сказал: по верованию вашему да будет вам. Убедившись в действительном веровании слепых, называвших Его к тому же сыном Давидовым и Господом, Иисус дал им зрение силою Своего Всемогущего слова. прикосновение к глазам слепых было излишним для совершения чуда, но было необходимо для самих слепых. Многих слепых испытал Христос, но каждый раз поведение Свое сопровождал прикосновением к глазам их. А из этого следует заключить, что такое прикосновение было необходимо для того, чтобы слепые, не видевшие Иисуса, могли лучше уразуметь, что исцелил их именно Он, так как зрение возвращалось к ним в то самое мгновение, которое совпадало с прикосновением к ним Иисуса" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 2-е ук. изд., с.284). В своем толковании пояснитель Б.И. Гладков допускает неточность. Как указывает толкователь Цан (в цитате по книге А.П. Лопухина) Спаситель исцелял как при помощи прикосновения, так и без этого жеста. Далее Гладков неверно пишет: "такое прикосновение было необходимо для того, чтобы слепые, не видевшие Иисуса, могли лучше уразуметь, что исцелил их именно Он". Это утверждение Гладкова неверно. Потому что слепые итак хорошо знали о том, что их исцелял не кто-нибудь, а именно Спаситель. Так как они обратились за исцелением непосредственно к Иисусу Христу.

"Иисус спросил их, веруют ли они, что Он может их исцелить. Получив утвердительный ответ, Господь коснулся очей их, дабы слепцы почувствовали сами момент исцеления и очи их отверзлись" (Архиепископ Аверкий, Четвероевангелие, ук. изд., с.146).


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-июль 2005 г.