"Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого" (Матф.9:32). В начале разбираемого стиха Матфей указывает на время, в котором начало происходить новое Евангельское событие. Для этой цели он упоминает о людях, которые фигурируют в предыдущем Евангельском событии. Описание этого события было закончено в 31-м стихе, в котором сказано: "А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той". То есть в этом стихе было указано, что эти люди уже вышли из дома "а они, выйдя". Более того, в этом стихе рассказано о том, что сделали эти люди после того, когда вышли из дома "разгласили о Нем по всей земле той". Зачем же в таком случае Матфей повторяет в разбираемом 32-м стихе ещё раз, что эти люди выходили из дома? Он это делает для того, чтобы начать рассказ о новом Евангельском событии и обозначить время, когда оно начало происходить. Поэтому после сообщения об исцеленных слепых, выходивших из дома, Матфей пишет о том, что в это время "привели к Нему человека". Таким образом, Матфей не повторяет дважды информацию об уходе этих людей в 31-м и 32-м стихах. А в 32-м стихе уточняет тот факт, что "когда же те выходили", то есть выходили уже прозревшие бывшие слепые люди, к Спасителю привели нового больного. Таким образом, Матфей описание нового Евангельского события начинает с момента, уточняющего, когда оно начало происходить. Рассмотрим начало разбираемого стиха подробнее.

Как уже говорилось ранее, в начале рассматриваемого стиха говорится о людях, которые, когда стали зрячими, то самостоятельно выходили после излечения "когда же те выходили". Эти излеченные Спасителем от слепоты люди в разбираемом стихе обозначены словом "те". В ранее идущих стихах 9-й главы Евангелия Матфея говорится о том, что Спаситель чудо исцеления этих людей от слепоты сотворил в некотором доме. В каком конкретно доме произошло чудо исцеления этих двух людей, Матфей не уточняет. Поэтому в сообщении об этих людях, содержащемся в начале рассматриваемого стиха и рассказывается о том, что "те выходили" из некоторого дома, в котором Спаситель их излечил от слепоты. Вся выше рассмотренная информация о двух исцеленных от слепоты людях в виде сообщения о том, что они, то есть "те выходили" содержится только в начале разбираемого стиха. Во второй части этого стиха дается другая информация о новом Евангельском событии.

Каким же было новое Евангельское событие, и в чем состояла его суть? Об этом Матфей предельно кратко сообщает во второй части разбираемого стиха. "То привели к Нему человека немого бесноватого". Эта короткая фраза кажется простой и несложной только на первый взгляд. В действительности эта фраза у внимательного и любознательного читателя может вызвать много вопросов. Первый вопрос, который вероятно может возникнуть у читателя, такой: кто привел к Спасителю этого больного? Матфей не дает прямого ответа на этот вопрос, считая, что для древних евреев этот ответ был очевиден.

Некоторые толкователи Евангелия говорят о том, что дескать неважно кто привел немого больного к Спасителю. Таким толкователям хочется напомнить о том, что в Евангелии важно каждое слово и каждая деталь. Ведь только при полном и исчерпывающем понимании всех слов, мыслей и деталей, моментов и эпизодов Евангелия и можно наиболее правильно и правдиво пояснить и понять Великую Книгу - Библию. А также наиболее ясно понять и осознать Великое Учение Иисуса Христа и Его земную жизнь. Поэтому при пояснении Евангелия не должно оставаться темных мест, недосказанностей, неясных эпизодов, слов и событий. Тем более Матфей, несмотря на свою краткость, всегда сообщает необходимую информацию для понимания описываемого события. Применим метод логического анализа и обоснованных предположений для пояснения разбираемого стиха.

В этом стихе сообщается, что к Спасителю привели больного "то привели к Нему человека". На первый взгляд можно предположить, что к Спасителю для лечения больного человека привели его родственники. Такое предположение вполне логично, потому что в подавляющем большинстве случаев во всех странах мира и во все эпохи чаще всего именно родственники ухаживают за больными людьми. Однако для того, чтобы правильно ответить на вопрос о том, кто же привел к Спасителю данного больного, необходимо знать быт и уклад жизни именно древнееврейского народа во времена земной жизни Иисуса Христа. В то время в общественной жизни древних евреев огромную роль играла политико-религиозная секта фарисеев. Эту секту за лицемерие, показную набожность и притворство заслуженно обличал Иисус Христос. В борьбе за власть и свое влияние на народ эта секта старалась вторгнуться во все сферы жизни древнееврейского общества. И прикрываясь цитатами из Библии и преследуя свои корыстные цели, эта секта поучала древнееврейский народ тому, как нужно жить. Для того, чтобы показать народу свою якобы искреннюю набожность и милосердие, фарисеи публично демонстрировали заботу о больных людях. И даже помогали отдельным бедным семьям. Поэтому представители секты фарисеев, отвечающие за помощь населению, свободно могли сопровождать немощного больного к врачу, и даже к Спасителю.

Из строки Матфея якобы неясно, кто же привел к Спасителю больного: его родственники, или фарисеи. Однако Матфей, несмотря на краткость своего изложения, всегда дает необходимую информацию для правильного понимания описываемых им событий. После того, когда в 33-м стихе Матфей рассказал об исцелении данного больного, он в 34-м стихе 9-й главы говорит о том, что среди людей, находившихся в доме и наблюдавших за исцелением этого больного, присутствовали фарисеи. Именно они и говорили после исцеления бесноватого немого о том, что якобы Спаситель "изгоняет бесов силою князя бесовского" (Матф.9:34). Именно этим ярким штрихом Матфей и указывает на то, что к рассматриваемому исцелению данного больного определенное отношение имеют и фарисеи. Эту мысль можно подтвердить следующим логическим рассуждением. Фарисеи представляли собой секту, которая очень тщательно готовила все свои акции и мероприятия. Акцию против Спасителя фарисеи предположительно могли подготовить по той причине, что люто ненавидели Его, относились к Нему, как к конкуренту в области религиозных проповедей и всячески старались Его дискредитировать. Можно предположить и то, что для того, чтобы принародно скомпрометировать Спасителя и громогласно заявить о том, что Он якобы изгоняет бесов силой князя бесовского, фарисеи должны были тщательно подготовить соответствующую акцию. Для осуществления своих гнусных целей они могли найти немого бесноватого, у которого не было семьи. И в таком случае сами фарисеи могли привести его к Спасителю, делая вид, что проявляют об этом больном заботу и внимание.

Фарисеи могли заранее разработать план о проведении акции с немым бесноватым. Согласно этому плану в том случае, если Спаситель не исцелит этого неизлечимого человека, то они обвинят Спасителя в том, что Он лжемессия и никого не может исцелить. В том случае, если Спаситель вылечит этого человека, то они заранее договорились объявить народу о том, что Он лечит при помощи бесовских сил. Этим заявлением они не отменят чудо исцеления, но скомпрометируют Его. Таким образом, можно предположить, что для дискредитации Спасителя нужен был именно этот неизлечимый больной. Можно предположить, что если у этого больного была семья, то в таком случае фарисеи могли уговорить родственников этого больного чтобы те разрешили привести его к Спасителю. В любом случае немой бесноватый был приведен к Спасителю при непосредственном участии фарисеев. Это предположение подтверждается словами фарисеев о том, что якобы Спаситель изгоняет бесов силой князя бесовского. Для того чтобы громогласно сделать такой вывод, фарисеи спланировали и организовали свою гнусную акцию против Спасителя и специально привели к Нему этого не поддающегося лечению больного.

Таким образом, при тщательном логическом анализе текстов Матфея становится ясно и то, для чего фарисеи привели к Спасителю именно этого больного. Для того, чтобы сделать свой компрометирующий вывод о Спасителе перед присутствующими во время исцеления людьми. Вопрос о том, сопровождали ли родственники этого больного во время того, когда его вели фарисеи к Спасителю, Матфей не рассматривает, считая его не важным. Главным в этом эпизоде Матфей выделяет гнусную роль фарисеев, которые организовали акцию против Спасителя. А для осуществления её нашли неизлечимого больного, а затем привели его к Спасителю. И после излечения Спасителем немого бесноватого сделали принародно свой очерняющий бездоказательный вывод, который также был заранее продуман и подготовлен. Таким образом, Матфей гнусным выводом фарисеев (о том, что Спаситель якобы изгоняет бесов силой князя бесовского) ясно указал на то, что привели к Спасителю именно этого больного фарисеи.

При чтении разбираемого стиха у читателя может возникнуть вопрос о том, к кому же конкретно привели фарисеи больного? Из текстов Матфея ясно видно, что больного привели именно к Спасителю. Такой вывод подтверждается не только тем, что в словосочетании "привели к Нему" слово "Нему" написано с большой буквы (что указывает на Спасителя), но и тем, что речь в этой фразе идет о Спасителе. На эту мысль указывают и тексты предыдущих стихов. Так в 30-м стихе Спаситель ясно назван по имени: "Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал". А в 31-м стихе продолжена эта мысль, и вместо имени Иисус, сказано "о Нём": "А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той". Из 31-го стиха ясно видно, что излеченные от слепоты люди, разгласили именно об Иисусе Христе. А в следующем, разбираемом нами, 32-м стихе также употреблено местоимение "к Нему", обозначающее Спасителя: "когда же те выходили, то привели к Нему человека". Из выше процитированных стихов по смыслу ясно видно, что в разбираемом стихе словами "к Нему" обозначен именно Спаситель.

У внимательных читателей может возникнуть вопрос и о том, что же представлял собой больной человек, которого привели для исцеления к Иисусу Христу? Матфей характеристику этого человека делает посредством указания его болезней. Этот человек был немым и бесноватым "привели к Нему человека немого бесноватого". Согласно воззрениям древних евреев, человек наказывался Богом справедливо теми болезнями, которые он заслуживал. Согласно характеристике Матфея, этот человек был немым. "Немота - отсутствие дара речи, способности говорить" (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., "Азъ", 1994, с.399). А также этот человек был бесноватым. "Бесноватый - это душевно больной ненормальный человек, по религиозным представлениям такой, в которого вселился бес" (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., "Азъ", 1994, с.42). Можно предположить, что этими тяжелыми болезнями данный человек был наказан за свои греховные поступки.

Даже для древних евреев такая болезнь как немота с бесноватостью была очень редким явлением. И по их воззрениям такой болезнью наказывались закоренелые грешники за особо тяжкие грехи. Поскольку эта болезнь была особо тяжелой даже для одного человека, то можно предположить, что такой болезнью как немая бесноватость наказывался человек не только за свои грехи, но и за грехи своих предков. В Ветхом Завете говорится о родительском грехе. "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода" (Исх.34:6-7).

Некоторые читатели могут задать себе вопрос о том, какое сочетание грехов было у немого бесноватого, фигурирующего в разбираемом стихе? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Возможно, предки рассматриваемого немого бесноватого нарушали заповеди Божьи, например, нечестно занимаясь торговлей. То есть нарушали заповедь Божью "не укради". И благодаря этому приобрели солидные состояния. Можно предположить, что их торговое дело, например, связанное с обменом денег и с купеческим промыслом, передавалось из поколения в поколение. Грехи, совершавшиеся при ведении этого торгового дела, накапливались. Можно предположить, что фигурируемый в разбираемом стихе бесноватый был последним представителем из торговой династии в четвертом поколении. Он был воспитан в роскоши, привык к безнаказанности и не знал отказа в исполнении своих прихотей. Можно предположить, что такой, развращенный богатством, человек мог позволить себе, например, такой большой грех как кощунство в храме Иерусалимском. "Кощунство - это глумление, надругательство над чем-либо почитаемым или святым" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.296). Можно предположить, что этот человек получил воздаяние Божье не только за свои грехи, но и за преступления своих предков, греховным путем сформировавших свой капитал. Эти предположения подтверждаются горькой участью немого бесноватого, который впоследствии заболел и из богача превратился в нищего. И в довершение ко всему, был наказан не просто бесноватостью, а особым, более тяжелым видом бесноватости - немой бесноватостью. И как бесноватый, вынужден был жить вне города, без роскоши и богатства, влача жалкое нищенское существование.

Тем читателям, которые могут поинтересоваться, почему мы дали именно такую характеристику немому бесноватому, можно дать такое объяснение. Коль этот человек был бесноватым, значит, он вынужден был жить вне города и комфорта и вести жизнь нищего. К тому же он был наделен бесноватостью, отягощенной ещё и немотой. Поскольку все события в жизни человека происходят по Воле Божьей, то и этот человек получил такую жизнь только от Бога, как наказание за грехи. "Испытаете [наказание] за грех ваш, которое постигнет вас" (Чис.32:23). Поскольку его болезнь в виде бесноватости усилена ещё немотой и усугубляется нищенским существованием (то есть этот человек терпит не одно, а несколько страданий), то можно предположить, что этот человек расплачивается не только за свои собственные тяжкие грехи, а и за грехи своих предков, неся на себе тяжесть так называемого родительского греха. Ведь у древних евреев ясно говорится: "Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода" (Чис.14:18).

При ознакомлении с разбираемым стихом у некоторых читателей может возникнуть вопрос о том, почему этот больной был одновременно немым и бесноватым? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо иметь целый ряд предварительных знаний. Прежде всего, необходимо дать более подробную характеристику главной болезни этого больного, бесноватости. По воззрениям верующих людей бесноватость - это особая болезнь, при которой в человека вселяются злые духи (бесы) чтобы мучить его. Об этом пишется и в пояснительной литературе. "Эти больные терпели сильные мучения от злых духов: духи помрачали их ум и терзали их до того, что одержимые испускали пену, падая на землю (Лук.4:35; 8:27; 9:39)"(Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.39). Бесноватость не является обычной физической болезнью и отличается от неё. Об этом и говорится в толковательной литературе. "Бесноватость не была обыкновенной болезнью. Это ясно видно из различных подробностей Евангельского повествования, в котором бесноватые отличаются от телесных больных (Матф.4:24; Мар.1:32; Лук.6:18). Демоны, вселившись в человека, говорят от своего лица, знают больше чем люди и почитают Иисуса не только "за Сына Давидова", как это делают люди, но и за "Мессию, Сына Божьего" (Матф.8:29; Мар.1:24; 5:7; Лук.4:41)" (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.39). Спаситель "определенно говорит о Своей силе и власти над князем бесовским и его слугами... Рассказы о том, как Иисус исцеляет бесноватых, показывают Его нам как могущественного победителя мира злых духов. Заметьте слова Иоанна в 1Иоан.3:8, что разрушение дел дьявола и было целью воплощения Сына Божьего" (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.39).

По воззрениям древних евреев, любая болезнь давалась человеку как кара Божья за его грехи. А такая страшная не физическая болезнь как бесноватость, связанная с вселением в человека злого духа, давалась как наказание Богом за особо тяжкие грехи. Как уже говорилось, при бесноватости человек сам наносит себе увечья и сильно мучается злыми духами. Согласно представлениям древних евреев, злой дух, особо сильно мучающий человека, может быть немым. Именно об этом и пишется в Евангелиях. "Однажды изгнал Он беса, который был нем" (Лук.11:14). "Сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него" (Мар.9:25). Анализируя разбираемый стих, можно предположить, что в описываемого бесноватого вселился именно немой злой дух. Вероятнее всего такой злой дух отличался особой жестокостью и причинял очень много мук и страданий этому человеку. Мучимый человек не мог облегчить криком свои страдания, так как был наделен от беса немотой. Можно предположить и то, что даже среди бесноватых, облегчающих свои страдания криками, немой бесноватый был очень большой редкостью. И такого бесноватого, наказанного за особо тяжкие грехи, людям было невозможно вылечить.

В Евангелии существует очень много фактов, указывающих на то, что этот бесноватый был неизлечим, так как не имел способности совершить покаяние. Согласно представлениям древнееврейского народа главное назначение человеческой жизни состояло в том, чтобы признавать Бога, служить Ему, и общаться с Ним через молитвы, просьбы, восхваления, обряды. Выражать свое отношение к Богу человек должен был не только при помощи мысли, но и при помощи слов. А потом уже, во вторую очередь, дар речи человек должен использовать для общения друг с другом и для выражения своих бытовых и творческих способностей и потребностей. Согласно представлениям древних евреев, если Господь отбирал у человека речь, то этим самым Он указывал людям на то, что этот человек не нуждается в языке, потому что не желает служить Богу и не возносит молитв к Нему. Поэтому можно предположить, что в данном случае немота у бесноватого являлась наружным признаком того, что он не принимал и не чтил Бога. А тем более не хотел каяться в своих грехах. Подтверждением этого предположения являются слова Матфея о том, что этого бесноватого привели к Спасителю, возможно силой. Об этом ясно пишет Матфей в 32-м стихе "то привели к Нему человека". Как видим, этот бесноватый сам, по своей доброй воле к Спасителю не пришел предположительно по той причине, что не желал получить излечение от бесноватости. Потому что его душа находилась в таком состоянии, когда она не способна была ни каяться, ни желать излечения. Это предположение подтверждается поведением других бесноватых, душа которых не была до такой степени отягощена грехом, и способна была покаяться и вступить в контакт с Богом. Именно о таких бесноватых и пишется в Евангелии "встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени... Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним" (Лук.8:27-28). На примере этого бесноватого видно, что его душа не была отягощена грехами, мешавшими ему покаяться. Поэтому, несмотря на свою бесноватость, этот человек приветствовал появление Спасителя и добровольно пришел к Нему сам. И упал на колени перед Спасителем, этим действием указывая на то, что он признает Иисуса Христа как Мессию. А значит, способен и на покаяние и просит Его о помощи. Слова Матфея о том, что "привели к Нему человека немого бесноватого" как раз и указывают на то, что этот бесноватый добровольно к Спасителю не пришел. Потому что окостенелостью в грехах был закрыт для покаяния и не способен был на контакт с Богом. И даже не стремился использовать редкую возможность встречи со Спасителем для того, чтобы просить Мессию об излечении. Вот такое поведение этого бесноватого и указывает на уникальность одержимости такого человека, характеризующуюся неспособностью его к покаянию.

Суммируя выше изложенные сведения, можно сказать, что слова Матфея про то, что этого бесноватого привели к Спасителю (а не он сам добровольно пришел на эту встречу), а также то, что он был наделен немотой (то есть не мог общаться с Богом посредством молитвы, выраженной словами), и то что Матфей ясно указывает на то, что "никогда не бывало такого явления в Израиле" и подтверждает вывод о том, что этот бесноватый был уникален. И необычность этого бесноватого как раз и проявлялась в том, что из-за его неспособности каяться, из-за его безразличия к Богу, этого человека не могли излечить ни святые, ни пророки, а мог излечить только Мессия-Бог. Можно предположить и то, что фарисеи специально разыскали именно такого неизлечимого бесноватого, (надеясь, что Спаситель не сможет его излечить) чтобы дискредитировать Спасителя перед народом. Однако, как видно из повествования Матфея, Спаситель легко справился с этой болезнью и быстро излечил этот особо трудный случай бесноватости, потому что лечил как Мессия-Бог – Святым Духом.

Известные толкователи Библии очень кратко пересказывают разбираемый стих. Вот как об этом говорит пояснитель Гладков: "Не успели ещё прозревшие выйти из дома, где был Иисус, как привели к Нему немого, который вместе с тем был и бесноватым" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб., 1913, с.317). А известный толкователь А.П. Лопухин никак не комментирует этот стих, считая итак его понятным.