"И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле" (Матф.9:33). Разбираемый стих содержит в себе информацию, продолжающую повествование, начатое в предыдущем стихе. В начале разбираемого стиха говорится о том, что Спаситель сумел излечить болезни, которые имел приведенный к Нему человек. Поэтому начало разбираемого стиха посвящено сообщению о том, что этот человек был вылечен. Можно предположить, что главной болезнью Матфей считает бесноватость. Поэтому в самом начале разбираемого стиха Матфей и сообщает именно об изгнании беса из этого человека. Более того, из начала разбираемого стиха видно то, что Матфей ставит излечение немоты в зависимость от излечения более главной причины - бесноватости. Поэтому чтобы показать эту зависимость между этими двумя болезнями Матфей и строит так предложение, обуславливая в нём причину и следствие "и когда бес был изгнан, немой стал говорить". То есть этой фразой Матфей указывает на то, что сперва нужно было вылечить бесноватость. И как только это было сделано, и больной освободился от беса, прошла и другая его болезнь - немота, и он заговорил. Анализируя разбираемый стих, можно сделать вывод о том, что Матфей представляет такую болезнь как немоту в виде последствия болезни бесноватости.

По всей видимости, Спаситель не применял никаких особенных методов и приемов для того, чтобы исцелить этого человека. Иначе бы Матфей об этих приемах написал бы. Можно предположить, что коль при лечении этого человека не было применено никаких особенных способов, то само излечение произошло очень просто. Вероятнее всего Спаситель произнес Свои святые слова, повелевающие покинуть бесу этого человека. И бес, покорно подчиняясь словам Спасителя, вышел вон из этого человека. Если бы бес сопротивлялся, Матфей непременно упомянул бы об этой детали. Можно предположить, что коль такого упоминания Матфей не делает, то значит исцеление этого человека произошло без всяких осложнений, быстро и легко.

Народу, который не мог видеть того, как невидимый сверхъестественный злой дух покинул этого человека, были представлены зримые и очевидные признаки исцеления. Исцеленный человек преобразился внешне. Он перестал быть изнуренным и истощенным. А взгляд его стал разумным и осмысленным. Но главный наглядный признак исцеления (согласно рассказу Матфея) выразился в том, что исцеленный немой человек заговорил "немой стал говорить". Первое предложение в разбираемом стихе является очень понятным и содержит ясно изложенную информацию. Суть этой информации сводится к тому, что Спаситель легко и свободно, без всяких особенных и сложных приемов изгнал беса. И в результате этого чуда исчезла и другая болезнь этого человека - немота. И он заговорил.

Матфей не уточняет того, что говорил излеченный бесноватый, потому что содержание слов бесноватого было и так понятно всем древним евреям. Ругаться за изгнание беса бывший бесноватый не мог в силу следующих логических рассуждений. Согласно представлениям древних евреев, ругательства в уста бесноватого мог вкладывать только бес. А он был изгнан. Поэтому бесноватый, освобожденный от мук и страданий, причиняемых ему бесом, мог только благодарить Спасителя за избавление от мучений. Поэтому, следуя логике, можно предположить, что кроме слов покаяния и благодарности за исцеление и спасение, бывший бесноватый ничего иного говорить не мог.

Под влиянием ясно написанных строк Матфея при их чтении сама собой в мыслях появляется такая картина. Спаситель находится в некоем доме, из дверей которого только что вышли излеченные Им от слепоты двое человек. И в этот момент в сопровождении чинно идущих фарисеев, разодетых в богатые одежды и имеющих заносчивый и гордый вид, вводится немой бесноватый человек. Он одет в бедную, поношенную, потрёпанную одежду и имеет изнуренную уставшую внешность. Щеки его осунулись, кожа лица бледная. Глаза застыли в напряженном неподвижном взгляде, опущенном вниз. Люди, видевшие как вели этого человека, стали тихо говорить между собой: "Смотрите, вон четвероколенника повели". Люди говорили так потому, что узнали этого, некогда богатого человека. И знали о том, что он был представителем четвертого колена в своем роду. И нес на себе тяжесть не только своего греха, но и грех трех поколений своих родственников. Главный фарисей, сопровождающий больного, оказавшись в комнате со Спасителем, надменно, но вежливо говорит Ему тихим и вкрадчивым голосом, и при этом небрежно указывает на больного. "Вот больной человек, который нуждается в излечении, помогите ему!" И после этих слов фарисей с притворным поклоном и ехидной улыбкой отступает вглубь (в угол комнаты), напряженно наблюдая вместе с кучкой других фарисеев за действиями Спасителя. Спаситель, одетый в белые сияющие одежды, обводит присутствующих в комнате людей спокойным, добрым, всепонимающим, чуть грустным взглядом. Он видит удивленно-заинтересованные лица простых людей, стоящих по углам комнаты. Он оборачивается и смотрит на Своих учеников, которые взирают на Него с радостью и надеждой. Он обводит спокойным и уверенным взглядом, насмешливо-высокомерные лица фарисеев, сгруппировавшихся отдельной хищной группой в углу комнаты. Он с состраданием смотрит на изможденное лицо больного. Оценив реакции людей, в центре внимания которых Он находился, Спаситель обвёл их всех долгим и спокойным взглядом. Затем Спаситель взглянул на бесноватого и медленно вытянул правую руку по направлению к нему. А потом с непререкаемой властью, но мягким добрым голосом уверенно и медленно произнес фразу "Злой дух, повелеваю тебе, оставь этого человека!". И сразу же после этих слов у бывшего больного преобразилось лицо. У него появилось осмысленное выражение глаз и слабая счастливая улыбка на устах. Всё произошло так быстро, без каких-либо особых приемов, что многие люди, находившиеся в этой сводчатой комнате, сначала не поняли, очевидцами какого события они стали. В это время больной развеял все сомнения окружающих. Он вдруг рухнул на колени перед Спасителем и дрожащим запинающимся голосом произнес: "Спасибо Тебе, Господи за то, что я снова стал здоровым!" И уже после этих слов люди стали оживленно шептаться и зашумели. И комната стала наполняться возгласами одобрения и восхищения. Многие говорили о том, что такого чуда ещё никогда не было в Израиле. Другие люди уже кричали восторженными голосами "Слава Мессии!". Вот несколько богатых людей, с серьезным видом обсуждая увиденное, стали говорить о том, что такое чудо исцеления действительно может совершить только Истинный Мессия. При этих словах Спаситель слегка улыбнулся. А Его глаза засияли небесным светом безбрежной любви ко всему человечеству. Вот к Спасителю подошли Его ученики, до этого стоявшие за Его спиной. "Это чудо! Настоящее чудо!" - взволнованным голосом говорил Апостол Иоанн, глядя Спасителю в лицо. "Иначе не могло быть" - рассудительно заметил сдерживающий свои чувства Апостол Андрей. И только фарисеи среди этого всеобщего ликования напряженно и враждебно молчали. Спаситель перевел взгляд в угол комнаты, в котором отдельно от окружающих стояла кучка фарисеев в дорогих одеждах. Их лица выражали разочарование и ненависть. А глаза светились злобой и гневом. Немного придя в себя от увиденного и услышанных приветствий и одобрений, старший фарисей вдруг нервно замахал руками, как бы стараясь прервать всеобщее ликование, вызванное чудом исцеления, совершенным Спасителем. Но видя, что тишины в комнате установить ему не удается, он пискляво-крикливым голосом с истерическими интонациями прокричал, стараясь перекричать шум толпы: "Чему радуетесь законопослушные и благочестивые израильтяне?!" Затем, немного помолчав, с враждебностью в голосе надменно произнес: "Мы, представители касты фарисеев считаем, что никакого чуда Божьего не было". При этом он медленно и разочарованно развел руками. А затем многозначительно сказал, показывая на Иисуса: "Просто Он изгоняет бесов силою князя бесовского". При этих словах одобряющими возгласами стали поддерживать своего начальника и другие фарисеи. Однако их никто не стал слушать. И их жалкие голоса потонули в шумных возгласах всеобщего ликования, которыми древнееврейский народ приветствовал Своего Мессию, после совершенного Им чуда. Известие о том, что Спаситель посредством чуда исцелил немого бесноватого, быстро распространилась и на улице, за пределами дома. И вот огромная толпа людей, окружающая дом, в котором находился Спаситель и в котором Он только что совершил чудо исцеления, неистовала от восторга, всячески прославляя Иисуса Христа и называя Его Истинным и долгожданным Мессией.

Примерно так можно предположить и представить те события, которые описал в своей книге Матфей. Текст 33-го стиха как раз и является подтверждением такого предположения. В первой части этого стиха и говорится о том, что Спаситель сперва изгнал беса из больного человека и затем излеченный человек стал говорить. А во второй части 33-го стиха говорится о том, как же народ воспринял это чудо исцеления. Народ восхищался этим чудом и говорил о том, что никогда доселе такого чудесного явления в Израиле не было.

Разберем вторую часть 33-го стиха более подробнее. Словом "народ" в этом стихе обозначены люди, находившиеся около дома и в доме, рядом со Спасителем. У подавляющего большинства людей, то есть народа, чудо исцеления, совершенное Спасителем, вызвало удивление. Слово "удивление" обозначает "впечатление от чего-либо неожиданного и странного, непонятного" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ",2-е изд., 1994, с.815). Применительно к разбираемому стиху это слово обозначает то, что народ говорил, выражая в своих словах свое впечатление в виде удивления. Такое впечатление и было вызвано тем, что народ столкнулся с доселе невиданным и необычным чудом исцеления немого бесноватого (предположительно четвероколенника), совершенным Спасителем. Словосочетанием "народ … говорил" Матфей указывает на то, что присутствующие в доме и около дома люди переговаривались между собой. И ведя беседы, они говорили главным образом о только что совершенном Спасителем чуде исцеления. То есть народ в своих разговорах анализировал и обсуждал только что совершенное чудо.

О том, как же народ отнесся к этому чуду, Матфей также ясно говорит в своем стихе. Простой народ воспринял событие исцеления четвероколенника как великое чудо, равного которому в Израиле не было. "Никогда не было такого явления" – пишет об оценках этого исцеления, сделанных народом, Матфей. Народ, по словам Матфея, говорил о том, что такого явления не было ещё в Израиле. Чудо исцеления люди оценили и называли явлением. Слово “явление” обозначает "в философии проявление, выражение сущности, и того, в чём она обнаруживается" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ",2-е изд., 1994, с.904). Применительно к разбираемому стиху это слово обозначает то, что такого необычного события с выражением его чудесной сущности никогда ещё не было в древнееврейском государстве.

Во второй части разбираемого стиха Матфей отразил мнение и позицию простого народа (то есть большинства людей) на чудо исцеления, совершенное Спасителем. Народ утверждал, что именно в Израиле такого великого события, такого явления никогда не было. Вдумчивый читатель может задать вопрос, неужели за всё время существования Израиля никто никогда не производил какого-либо великого исцеления? Безусловно, ранее исцеления были, например проводимые великими пророками. Почему же тогда в таком случае Матфей пишет о том, что "никогда не бывало такого явления в Израиле".

Для того, чтобы подчеркнуть уникальность этого исцеления, Матфей, как умелый рассказчик, сопоставляет друг с другом два исцеления, шедших по времени одно за другим, и совершенные Спасителем в некотором доме. В исцелении слепых Матфей показывает людей, которые сами бежали за Спасителем и просили Его помощи. Они выразили словами свое верование в то, что Спаситель способен их исцелить. То есть они сказали о том, что принимают Иисуса как Мессию, признают Бога, а следовательно и покаяние в грехах. Сразу за этим случаем Матфей описывает ситуацию, когда бесноватого приводят к Спасителю, когда бесноватый добровольно не обращается с просьбой к Спасителю об исцелении. Подробностями описания двух этих случаев Матфей указывает на разницу между исцеляемыми больными, и на различные средства исцеления. В одном случае исцеление наступает после того, когда больные, признавая Иисуса как Мессию, просят Его об излечении. А значит, перед такой просьбой они каются в своих грехах. В другом случае исцеление наступает в ситуации, когда больного приводят к Спасителю, и больной не проявляет склонности к покаянию. Тем, что Матфей производит описание этих исцелений рядом друг с другом, он сопоставляет эти разные случаи исцеления, указывая на их различность и подчеркивает мысль о том, что исцеление пришедших к Спасителю просящих об излечении двух слепых и исцеление приведенного к Спасителю немого бесноватого, не просящего об исцелении, являются различными явлениями. Более того, исцеление бесноватого немого являлось уникальным исцелением в Израиле, которое мог совершить только истинный Мессия.

Для того, чтобы разобраться, в чем же состоит уникальность этого явления, нужно предварительно разобраться в целом ряде вопросов, что мы и сделаем. После прочтения разбираемого стиха у многих любознательных читателей могут возникнуть, например, такие вопросы. Почему Спаситель при исцелении двух слепых людей спрашивает у них "веруете ли, что Я могу это сделать?" (Матф.9:28). А в данном случае Он не обращается с подобными словами к немому бесноватому, хотя больной и не глухой. Почему после излечения двух слепых у Матфея ничего не сказано о том, что это было уникальным явлением? А после исцеления немого бесноватого "народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле" (Матф.9:33). Неужели до Спасителя пророки не исцеляли бесноватых? А если исцеляли, то почему именно об этом исцелении Матфей пишет как о случае, которого не было в Израиле? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, сравним некоторые случаи исцеления, совершенные Спасителем и проанализируем их. Чаще всего перед тем, как исцелить больного, Спаситель совершал два непременных действия. Интересовался верованием больного в Бога, или спрашивал о том, может ли Он, Спаситель, по мнению больного, осуществить исцеление. И затем прощал грехи. И только после прощения грехов наступало исцеление. Например: "И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои." (Матф.9:2). О наличии верования Спаситель спрашивает или упоминает потому, что если в душе человека есть вера в Бога, или верование в силу Спасителя, как Мессии, то значит такой человек и признает законы Божьи. А значит, признает и свои грехи, и способен в них покаяться. Ведь если человек признает Мессию, то значит признает и Его религиозно-философское учение, и согласен жить по нему в своей жизни, совершая покаяние и богоугодные поступки. Но поскольку верование бывает разной степени и силы, то Спаситель и говорит людям о том, что чудо исцеления произойдет по мере их верования "по вере вашей да будет вам" (Матф.9:29). Таким образом, одним из главных условий исцеления больного является верование в Бога-Отца, и в Мессию-Сына Божьего. Потому что и Бог-Отец, и Мессия-Сын Божий едины. "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30). А такое верование значит, что верующий человек признает Закон Божий о совершении богоугодных поступков и о воздержании от зла, и способен каяться в своих грехах. "Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян.3:19). А согласно представлениям древних евреев болезни человеку давались за его грехи. И когда Спаситель, убедившись, что человек верит в Бога, и в силу Мессии (а значит, наряду с другими понятиями он признает свою греховность и способен каяться), то тогда говорит "прощаются тебе грехи твои" (Матф.9:2). "Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян.10:43). И согласно представлениям древних евреев, после прощения Богом грехов, как причины болезни, устраняется и сама болезнь, как следствие наказания за грех.

Уникальность случая с бесноватым немым состоит в том, что больной не может сказать о том, что он хочет излечиться, и что он кается в своих грехах, потому что он нем. А если больной не раскаялся в своих грехах, то значит излечение невозможно. Предвидя эту ситуацию, фарисеи специально и привели к Спасителю больного, который в результате духовной неспособности покаяться и своей физической немоты не может просить об излечении. Однако Спаситель, как Мессия, способен без слов человека увидеть его верование и понять его покаяние. Об этом и пишет Матфей "И, видя Иисус веру их" (Матф.9:2). Поэтому для Спасителя важен голос души человека. Однако, согласно богословскому учению, бывают случаи когда человек не способен каяться даже в своих мыслях. Богословы говорят о том, что если человек делает слишком много грехов на протяжении долгого периода времени, то душа его окостеневает в грехе и не способна к покаянию. Предположим, что фарисеи и привели к Спасителю немого бесноватого человека, душа которого погрязла в грехе настолько, что он не может каяться. Это предположение подтверждается именно тем обстоятельством, что данный бесноватый нем. Известно, что Господь мудр и Всемогущ и ничего не делает зря. "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц" (Матф.10:29-32), "но и волос с головы вашей не пропадет" (Лук. 21:18). Логично предположить и то, что Господь и не дает голоса тому человеку, который в Нём не нуждается. Ведь главное в положении этого бесноватого вымолить у Бога прощение своих грехов и через покаяние избавиться от болезни. Если человек не способен каяться, то ему и не нужен голос для совершения главного дела в его положении - молитв о покаянии. Таким образом, можно предположить, что в данной ситуации немота этого бесноватого и слова Матфея о том, что "никогда не бывало такого явления в Израиле" (Матф.9:33) ясно указывают на то, что Матфей описывает не обычный, а уникальный случай излечения. Можно предположить, что особенность этого случая именно и состоит в том, что фарисеи привели к Спасителю человека, который не способен каяться под тяжестью своих собственных грехов и грехов своих предков, и не имел верования в Бога. И как наружный признак неспособности к покаянию и является немота этого бесноватого. То есть можно предположить в данной ситуации, что коль этот человек не способен совершать молитву и покаяние, то Господь и не дал ему голоса, с помощью которого он мог бы озвучить свои молитвы и покаяние. Можно предположить, что в данной ситуации отсутствие голоса является прямым признаком, указывающим на отсутствие способности к покаянию и молитве. А согласно представлениям древних евреев, без искреннего покаяния невозможно отпущение грехов, и как следствие этого, невозможно и излечение болезни. Поэтому в Ветхом Завете нигде не говорится о том, чтобы какой-либо пророк излечил именно немого бесноватого. Потому что ни один пророк или святой не может покаяться за другого человека. А только может просить Бога о смягчении наказания этому человеку.

Таким образом, излечение человека, не способного каяться в своих грехах, действительно является уникальным случаем. Поэтому, указывая на уникальность этого случая, Матфей и сказал о том, что "никогда не бывало такого явления в Израиле" (Матф.9:33). Коль этого больного из-за того, что он не способен каяться, не смогли бы вылечить ни пророк, ни святые, то исцелить его мог только Богочеловек, Истинный Мессия. Потому что именно Мессии Богом-Отцом дано право прощать грехи людей. Об этом в Евангелии говорится так "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Матф.9:6). О том, каким же образом Спаситель прощает грехи людей также сказано в Евангелии: "Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Матф.8:16-17). Таким образом, коль "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи", то только Он и может по Своей собственной Воле совершить снятие греха без предварительной молитвы и покаяния самого грешного человека. А пророки и святые не могут снять грехи без предварительного покаяния грешного человека, потому что Бог-Отец дал право прощать грехи только Сыну человеческому, то есть Мессии. О том, что именно Спаситель является Мессией, знают даже духи, которых Он изгоняет. "И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос" (Мар.1:34). Впоследствии Спаситель запрещал и Своим ученикам говорить о том, что Он Христос. "Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос." (Матф.16:20). Таким образом, если наше предположение о том, что фарисеи привели к Спасителю немого бесноватого, который не мог каяться, правильно, то в таком случае этого человека мог излечить только Мессия. Потому что только Ему дана власть по Его собственной Воле прощать грехи даже без предварительного покаяния грешного больного человека.

У некоторых любознательных читателей может возникнуть вопрос о том, почему же Спаситель именно этому человеку без его предварительного покаяния решил простить его грехи? Почему Спаситель по Своему собственному желанию не простил грехи, например, первосвященнику Каиафе, без его предварительного раскаяния? Можно предположить что Спаситель по Своему желанию простил грехи этому человеку потому что (как сказано у Матфея) к Спасителю привели этого больного человека. Иными словами, к Спасителю обратились с просьбой об излечении этого человека. А Сам Спаситель говорил, что отвечает на просьбы людей. "Просите, и дано будет вам" (Матф.7:7). То есть излечивая того человека, Спаситель исполнил просьбу людей. Поскольку случай с излечением этого человека был уникален, а само излечение мог осуществить только Мессия, то Спаситель и вылечил этого человека, чтобы показать всему народу то, что Он и есть Истинный Мессия.

Однако есть и другая причина, почему Спаситель по Своей Воле простил грехи именно этому человеку. Об этом так говорится в Евангелии, в котором записаны подлинные слова Самого Спасителя: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю" (Иоан.14:13). Иными словами Спаситель исполнит просьбу именно того человека, который совершает поступки во имя Его. То есть такой человек живет по заповедям, данным людям Мессией-Спасителем. Просьбу именно такого человека Спаситель и мог бы исполнить. Исходя из этого Евангельского указания об исполнении Спасителем просьб людей, и можно сделать такое ниже следующее предположение. Предположим, что у бесноватого немого была родственница, например сестра. И она в отличие от бесноватого немого (который сам совершал много грешных поступков и унаследовал грехи своих родственников) была человеком добрым и чтившим Бога и Его заповеди. И поэтому на неё не распространилось проклятье родительского греха. Об этом и говорится в Библии. "Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им... исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив" (Иез.18:14,17).

Можно предположить и то, что видя, как страдает её брат, сестра немого бесноватого молила Господа Бога о прощении его грехов. В то время народ Израиля стал говорить о появлении Мессии и о Его чудесах. И сестра немого бесноватого, узнав о появлении Мессии, стала жить по Его заповедям. Поскольку она жила, соблюдая заветы Иисуса Христа (то есть жила во имя Его), и обращалась в молитвах к Спасителю с просьбой о прощении грехов её брата, то Иисус Христос и услышал её молитвы. И сделал так, чтобы обстоятельства сложились таким образом, что именно этого немого бесноватого отыскали фарисеи и привели к Нему на лечение. И поскольку приведшие немого бесноватого люди также обратились к Спасителю с просьбой об излечении этого больного, то Спаситель, следуя Своей заповеди "просите, и дано будет вам" (Матф.7:7), излечил этого человека. Так Спаситель выполнил просьбу сестры немого бесноватого и формальную просьбу фарисеев, приведших на излечение к Спасителю этого больного.

Каким же образом Спаситель мог излечить человека, не способного на покаяние? Оказывается для излечения такого человека Спасителю достаточно произнести желание о том, что Он хочет, чтобы этот человек (не способный каяться) очистился от своих грехов. О том, что достаточно только желания Спасителя для того, чтобы очистить человека от грехов и излечить его от болезни, знали даже простые люди из народа. Такая способность Спасителя очищать от грехов и излечивать от болезней подтверждается эпизодом из Евангелия. "Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист" (Мар.1:40-42). Таким образом, можно предположить что и в данном рассматриваемом случае Спасителю достаточно было произнести Свое святое желание, по которому даже с человека, не способного каяться, все грехи снялись. И как последствие этого, исчезли и все его болезни. Можно предположить, что в данном случае Матфей и не описывает процедуру излечения немого бесноватого потому, что считает её единственно возможной и понятной всем древним евреям. А процедура излечения именно такого, не способного каяться больного, могла быть связана только с тем, что Спаситель произнёс Свои святые слова о том, что желает, чтобы с этого человека, даже без его покаяния, снялись все его грехи. После чего и наступает исцеление.

Можно предположить, что Матфей не описывает сам процесс исцеления именно потому, что считает, что процедура и причина исцеления может быть только одна. Это желание Спасителя о том, чтобы снялись грехи с человека, не способного каяться. Причем такую единственную процедуру излечения этого больного Матфей считает ясной и понятной всем древним евреям. Поэтому Матфей и описывает момент, наступивший уже после излечения этого больного. "И когда бес был изгнан, немой стал говорить" (Матф.9:33). Правильность таких предположений подтверждается следующими рассуждениями. Когда Спаситель лечил людей, предварительно проявивших сильное верование в Бога, а значит раскаявшихся в своих грехах и получивших прощение от Спасителя за свои грехи, то такое исцеление народ уникальным явлением не называл, а называл чудом. После такого лечения люди "славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне." (Лук.5:26). В данном случае излечения немого бесноватого Матфей пишет о том, что народ говорит не просто о чуде, а об уникальности такого исцеления. "И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле" (Матф.9:33). Именно этими словами Матфей и указал на то, что в данном случае Спаситель исцелил не просто немого бесноватого, а совершил уникальное исцеление, которое не могли осуществить ни пророки, ни святые, жившие до Спасителя в Израиле.

Поэтому фразой о том, что никогда не бывало такого явления в Израиле Матфей указал не только на уникальность этого исцеления, но также и на то, что народ прекрасно знал о том, что фарисеи привели к Спасителю закоренелого грешника, окостеневшего в грехе настолько, что он не мог покаяться под тяжестью как своих собственных грехов, так и грехов его родственников (из его рода). Но несмотря на коварство фарисеев, Спаситель, как Истинный Мессия, сумел победить их козни и осуществить уникальное исцеление, которого никогда не было в Израиле. Потому что никто другой, кроме Мессии, не мог такое исцеление совершить. То есть никто другой кроме Мессии не мог снять грехи с человека, не способного каяться. Можно предположить то, что коль Матфей в хронологической последовательности описывает жизнь и деятельность Спасителя, то словами о том, что такого явления не было в Израиле, Матфей указывает на то, что исцеление немого бесноватого Спаситель произвел впервые в Своей Мессианской целительской деятельности. Потому что до этого, согласно описанию Матфея, Он исцелял просто бесноватых, не наделенных немотой. Краткость в изложении Матфеем этого эпизода вызвана тем, что описываемые события древним евреям были хорошо знакомы. Потому что рассказы о жизни и деятельности Иисуса Христа устно многократно передавались в народной среде. Поэтому Матфей легким штрихом об уникальности этого исцеления и уточняет то, какого рода исцеление осуществил Спаситель в этом случае. Несмотря на краткость изложения, Матфей всегда дает нужное количество информации, которой всегда хватает для воссоздания ясной и цельной картины описываемого Матфеем события или ситуации.

Вот как разбираемый стих комментировали известные толкователи. "О чуде исцеления немого бесноватого сообщается только у Матфея. Исцелением вызывается удивление в народе, но такое, какое свойственно при виде чуда" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, изд. "Терра", М., 1998, т.9, с.188). К сожалению, толкователь не делает различия между смыслом слов "чудо" и явление". Хотя между чудом (подобные которому уже были) и явлением, которого "никогда не бывало ... в Израиле", как мы убедились выше, большая разница.

Немой не мог, конечно, просить Иисуса об исцелении; его нельзя было и спросить о силе его веры. Поэтому Христос повелевает злому духу выйти из немого, в то же время возвращает последнему способность говорить" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб., 1913, с.317).