"А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (Матф.9:34). В начале этого стиха говорится о врагах Спасителя, фарисеях. "А фарисеи говорили" этими словами Матфей говорит о том, что фарисеи в противоположность народу имели свое мнение о чуде исцеления и говорили об этом событии сперва между собой, а затем объявили свое мнение громогласно. Такое предположение подтверждается логическим рассуждением о том, что во время совершения чуда исцеления и сразу же после этого события фарисеи естественно тихо говорили о нем между собой, советуясь о том, что сказать народу и как оценить это явление. Тот факт, что фарисеи свое мнение объявили громогласно, подтверждается тем, что фарисеи привыкли объявлять всенародно свое мнение, как самое правильное. А также они всенародным оглашением своего мнения пытались скомпрометировать и унизить Спасителя в глазах народа. Учитывая эти две выше указанные причины, которые итак были понятны древним евреям, Матфей и не уточняет того обстоятельства, что фарисеи сперва шептались между собой, а затем свое мнение объявили всенародно и громогласно. Рассмотрим более подробно это мнение фарисеев, представленное в разбираемом стихе. В этом стихе сказано о том, что фарисеи говорили о Спасителе, что Он якобы "изгоняет бесов силою князя бесовского".

Слово "бес" обозначает "в религии и народных повериях злой дух" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ",2-е изд., 1994, с.41). Слово "сила" обозначает "3 материальное или духовное начало, как источник энергии, деятельности" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ",2-е изд., 1994, с.705). В разбираемом стихе словосочетание “изгоняет бесов силой” обозначает то, что Спаситель изгоняет, то есть прогоняет, удаляет бесов (злых духов) именно силой (при помощи источника энергии, духовного начала). Словосочетание "князь бесовский» обозначает главного начальника в мире бесов.

Слова фарисеев о том, что изгнание происходило "силою князя бесовского» надо понимать следующим образом. Согласно представлениям древних евреев злые бесы, вызывающие болезни в человеке, подчиняются своему главному начальнику - князю бесовскому. И исполняя его волю, вселяются в человека и вредят ему. Согласно ложному объяснению фарисеев излечение немого бесноватого произошло потому, что якобы князь бесовский (то есть главный бес) отозвал из этого больного злого духа, вызывавшего бесноватость. То есть согласно ложному объяснению фарисеев, князь бесовский якобы сделал доброе дело - освободил немого бесноватого от мучившего его беса. В действительности излечение немого бесноватого произошло потому, что Спаситель простил грехи этому человеку, даже без его предварительного покаяния. И таким образом очистил его душу. Без Воли Божьей злые духи не смогли бы вселиться в этого человека. Потому что Воля Божья господствует не только над людьми, но и над бесами. Поэтому заявление фарисеев о том, что якобы князь бесовский совершил добрый поступок, отозвав немого беса из больного человека, является ложным и не логичным. Почему именно так фарисеи оценили чудо исцеления, совершенное Спасителем? Да потому, что факт исцеления они отрицать не могли. Ведь исцеление, совершенное Спасителем, было очевидным для всех людей. Поэтому бы люди фарисеям не поверили, если бы фарисеи начали отрицать факт исцеления. Потому что люди сами видели это исцеление. Не сумев опровергнуть сам факт исцеления, совершенного Спасителем, фарисеи решили это исцеление дискредитировать, умалить в глазах древнееврейского народа. Для этой цели они лицемерно заявили о том, что исцеление было. Но оно было сделано якобы не от Бога, потому что осуществлялось при помощи силы князя бесовского. То есть они, не сумев опровергнуть сам факт совершения чуда исцеления, дают ему пояснение, которое должно нравственно зачеркнуть это исцеление в глазах народа. Иными словами характеризуют это исцеление как вредное и таким образом ненужное. Чтобы убедиться в правильности такого вывода, разберем и проанализируем слова фарисеев более детально. Словом "Он» фарисеи принародно указали на то, что свои ложные обвинения адресуют ни кому-нибудь, а Спасителю. Чудо исцеления, совершенное Спасителем, они определили одним словом "изгоняет». Далее фарисеи также конкретно указывают на то, кого же изгоняет Спаситель. Он изгоняет бесов. То есть злых нечистых духов. Бесы всегда вредили человеку, и их изгнание в глазах народа являлось добрым и полезным делом. Однако фарисеи ложно убеждают народ в том, что якобы Спаситель изгоняет бесов при помощи силы князя бесовского. Иными словами фарисеи сказали о том, что Спаситель творит Свои чудеса, в том числе и делает исцеления, при помощи сил зла. То есть согласно ложному утверждению фарисеев, Спаситель якобы вступил в контакт с самым главным бесом, князем бесовским, и его силой якобы творит Свои чудеса. Причем свои ложные обвинения в адрес Спасителя фарисеи ничем не подтвердили.

В 33-м предыдущем стихе сказано о том, что Спаситель изгнал одного немого беса из бесноватого. Эта мысль наглядно запечатлена в словах Матфея "и когда бес был изгнан». Фарисеи же говорят о том, что "Он изгоняет бесов». В описываемом Евангельском событии Спаситель изгнал одного беса из немого бесноватого. Слова же фарисеев о том, что Он (Спаситель) изгоняет многих бесов, нужно понимать как оценку не только этого случая исцеления бесноватого, но и предыдущих исцелений, совершенных Спасителем. Таким образом, они всю предыдущую деятельность Спасителя пытаются представить в глазах народа как совершаемую не при помощи Бога, а исходящую от нечистой бесовской силы.

  они преследовали несколько целей. Во-первых, фарисеи пытались дискредитировать суть и умалить чудо исцеления, совершенное Спасителем. Во-вторых, они пытались исказить представление о личности Спасителя и внушить народу мысль, что Спаситель пришел не от Бога, а от князя бесовского. Поэтому они пытаются насадить людям мысль, что удивляться и восхвалять чудеса, сделанные Спасителем, не нужно, потому что они якобы идут не от Бога. А если Спаситель пришел не от Бога, то значит он и не Мессия. Поэтому к Нему не стоит обращаться и удивляться Его чудесам. А главное, не стоит слушать Его проповеди и вникать в суть Его религиозно-философского учения. Вот это главная задача, которую своим ложным утверждением пытались достичь фарисеи.

При изложении враждебного отношения фарисеев к Спасителю Матфей проявил себя как умелый писатель, удачно составивший композицию в описании этого Евангельского события. В 33-м стихе Матфей умело показывает реакцию людей и отношение народа, к чуду исцеления, осуществленного Спасителем, как к великому явлению. А потом, только после истинной оценки подавляющего большинства народа Матфей дает ложную оценку малочисленной группки фарисеев, присутствовавших при этом чуде исцеления. Как умелый писатель, за счет применения контраста двух мнений, правдивого мнения народа в противопоставлении его с ложным мнением малочисленной кучки фарисеев, Матфей усиливает значение правдивого мнения и наглядней показывает лживость ругательного мнения фарисеев. Если в 33-м стихе описано мнение народа на чудо исцеления, совершенное Спасителем, то в следующем, 34-м стихе представлено мнение фарисеев об этом чуде исцеления. Таким образом, в стихах 33 и 34 представлены две различные позиции, две разные оценки одного и того же чуда исцеления, которое совершил Спаситель. Причем мнение большинства людей, присутствовавших во время этого события, о том, что чудо исцеления, совершенное Спасителем, представляет собой великое явление, которого до этого времени не было в Израиле, является правдивой оценкой. А мнение фарисеев, изложенное в 34-м стихе, отражает неверную оценку чуда исцеления, совершенного Спасителем, необъективно сделанную сторонниками этой секты. Матфей в 33-м стихе показал, что народ сумел разобраться и правдиво оценил чудо исцеления, совершенное Спасителем.

Наряду с этим Матфей в 34-м стихе противопоставил и показал ложное мнение фарисеев об этом чуде исцеления. При таком сопоставлении мнений в 33 и 34 стихах Матфей показал, что народ в своей оценке чуда исцеления, сделанного Спасителем, стремится найти истину и хочет объективно оценить это исцеление. А мнение фарисеев, противоположно мнению народа израильского, направлено на искажение истины, на унижение этого чуда и дискредитацию Спасителя в глазах окружающих.

В 35-м стихе Матфей пишет о том, что Спаситель не прислушивается к ложным словам фарисеев, а продолжает Свою Мессианскую деятельность. В ответ на ложные и бездоказательные обвинения фарисеев, Спаситель учит в синагогах и проповедует Свое учение и продолжает исцелять больных. То есть Спаситель, как непреклонный борец за истину, за правдивое слово Божье, непрестанно распространяет Свое учение, не мстит фарисеям и не обращает на их козни внимания.

Известные толкователи так поясняли разбираемый стих. "Великих чудес не могли отрицать; и потому приписывают их великому виновнику, но самому худшему" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, изд. "Терра", М., 1998, т.9, с.188).

Фарисеи же, чтобы охладить произведенное этим чудом впечатление на народ, говорили, что Иисус изгоняет бесов силою князя бесовского, то есть дьявола. Очевидно, они говорили это не в присутствии Иисуса, иначе Он опроверг бы их клевету" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 4-е издание, С-Пб., 1913, с.317). Однако Евангелист Матфей своим стихом дает ясно понять, что слова фарисеев были произнесены сразу же после слов народа об удивительном явлении, и в том же месте, где произошло исцеление немого бесноватого. "И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили..." (Матф.9:33-34). И Свое несогласие со словами фарисеев Спаситель выразил не словами, а делами. Об этом и говорится в следующем стихе.