"Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны как овцы, не имеющие пастыря" (Матф.9:36). Этот разбираемый стих является итоговым и обобщающим потому, что в нём Матфей делает вывод предыдущей (то есть идущей до этого момента) деятельности Спасителя. В своей книге перед этим стихом Матфей нам рассказывал о проповеднической и целительской деятельности Спасителя. Именно об этой деятельности Матфей и упоминает в предыдущем 35-м стихе, сказав о том, что Спаситель ходил по городам и селениям, проповедуя и исцеляя. А в разбираемом 36-м стихе Матфей как раз и подводит итог проповеднической и целительской деятельности Спасителя за всё время Его мессианского служения, описанное до этого момента. Поэтому слова Матфея "видя толпы народа" говорят не о том, что Спаситель увидел в данный момент какую-то толпу. Эти слова говорят о том, что Спаситель видел толпы народа на протяжении всего Своего Мессианского служения, вплоть до описанного момента. То есть этими словами Матфей хочет сказать читателю о том, что Спаситель возможно "видя толпы народа" в настоящий момент и вспоминая о том как Он видел толпы народа раньше, анализирует увиденное и приходит к обобщающему философскому выводу. На то, что разбираемый стих носит обобщающий характер, указывают предыдущий перед ним стих и последующие стихи. В предыдущем стихе говорится о том, что Спаситель активно занимался проповеднической и целительской деятельностью. Причем занимался этой деятельностью не в отдельном каком-либо случае, а долгое время просвещал и исцелял толпы людей. Как итог этой деятельности в 36-м стихе говорится о том, что Спаситель, "видя толпы народа, сжалился над ними". А в дальнейших стихах дается пояснение того, к чему привела жалость Спасителя. Он призывает двенадцать учеников, которые будут помогать толпам народа, будут просвещать и исцелять эти толпы народа. Таким образом, слова Матфея в 35-м, 36-м и последующих стихах непосредственно связаны между собой и представляют логический смысловой комплекс. Потому что во всех этих стихах высказывается логически обоснованная мысль о том, что Спаситель учил и лечил людей. Затем "видя толпы народа", Спаситель сжалился над этими людьми и дал им двенадцать учеников, которые также учили и лечили народ. Таким образом, разбираемый 36-й стих, предыдущий 35-й и последующие стихи нужно воспринимать как описание единого цельного, логически связанного между собой события.

Начало разбираемого стиха нужно понимать следующим образом. Слова Матфея "видя толпы народа" обозначают то, что Спаситель видел, то есть зрительно воспринимал толпы народа. Толпа – это большое скопление людей. А Спаситель видел многочисленные толпы, то есть огромное количество людей. В начале разбираемого стиха Матфей пишет "видя толпы народа", но не уточняет того, видит ли Спаситель эти толпы в данный момент, или видел их раньше. А в данный момент видит их Своим мысленным взором. Исходя из контекста (из 35-го и последующих стихов) можно сделать вывод о том, что Спаситель "видя толпы народа" на протяжении Своей мессианской деятельности до этого описываемого момента, "сжалился над ними". То есть над этими толпами. То есть проявил к ним жалость. Слово "жалость" обозначает "1 сострадание; 2 сожаление" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, 2-е изд., с.185). Иными словами к толпам народа Спаситель проявил глубокое чувство сострадания к их бедственному состоянию, и большое чувство сожаления о том, что толпы народа находятся в таком бедственном положении. Во второй части разбираемого стиха рассказывается, чем же была вызвана жалость Спасителя к толпам народа. То есть дается пояснение того, за что Спаситель пожалел толпы народа. За то, что они "были изнурены". Слово "изнуренный" обозначает "крайне утомленный, выражающий крайнее утомление, истощение" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, 2-е изд., с.236). То есть перед взором Спасителя предстал утомленный обессиленный народ, истощенный физически и духовно. И поэтому Спаситель проявил к этому народу жалость. Помимо этого жалость Спасителя вызвало и то, что толпы народа были рассеяны. Слово "рассеять" обозначает "2 разместить, расположить на большом пространстве; 3 ослабить, сделать менее сосредоточенным; 4 разогнать в разные стороны, заставить разбежаться" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, 2-е изд., с.652). Таким образом, слово "рассеяны" в данной фразе Матфея обозначает то, что народ древнееврейский на тот момент в духовном смысле был разобщен и разрознен. И не имел между собой духовной сплоченности и единства.

Свою мысль о рассеянности древнееврейского народа Матфей иллюстрирует на примере овец. И пишет о том, что толпы древнееврейского народа были "рассеяны как овцы, не имеющие пастыря". То есть как овцы бывают на пастбище разогнаны в разные стороны. Так на тот момент и древнееврейский народ был духовно и морально рассеян, разрознен и не имел духовного единства между собой. Всё это привело к духовной слабости к морально-философскому упадку народа. Несмотря на краткость изложения, Матфей указывает и на причину этого бедственного духовно-идеологического состояния, в котором оказался древнееврейский народ на то время. Согласно взглядам Матфея причина, что древнееврейский народ в тот момент был изнурен и рассеян, состояла в том, что он не имел духовного пастыря. Вот этими краткими словами из разбираемого стиха Матфей сумел емко и полноценно дать всестороннюю характеристику духовного и идеологического состояния народа того времени. Матфей указал на то, что упадок в духовно-нравственной сфере народа возник потому что еврейский народ в то время жил на изломе (встрече) двух идеологических и религиозных эпох. То есть народ жил в то время, когда существовал уклад жизни (с его идеологией и философией) до прихода Мессии, и когда пришел обещанный Богом Мессия. Но Его правила жизни только распространялись и ещё не были усвоены народом. Вот в такое время на стыке двух идеологических и религиозных эпох и нужен был древнееврейскому народу пастырь духовный. Слово "пастырь" обозначает "1 то же, что и пастух; 2 наставник паствы " (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, 2-е изд., с.486). Таким образом, Матфей слово "пастырь" употребил в двух смысловых значениях, обозначив этими словами роль пастуха (овчара), как заботливого лидера или начальника над овцами. В переносном смысловом значении Матфей указал на роль пастуха (пастыря) как духовного руководителя религиозной общины, как философского наставника и заботливого помощника. Таким образом, несмотря на краткость изложения, Матфей в разбираемом стихе поднял очень важный вопрос о роли и назначении пастыря в пастве. А также о взаимоотношении пастыря и паствы. Указав на то, что овцы (то есть члены паствы) без пастуха-пастыря рассеяны и истощены, Матфей тем самым дал понять, что назначение пастыря как раз и состоит в том, чтобы собрать рассеянных овец (то есть истинно верующих людей) воедино. Иными словами Матфей и сказал о том, что пастырь в духовном плане должен заботиться о своей пастве. И давать пастве необходимые религиозно-философские знания о том, как следует правильно жить и служить Богу. И этими знаниями пастырь ликвидирует духовное истощение паствы. И делать это пастырь должен для того, чтобы просвещать разум и сердце людей. Чтобы научить людей правильно жить, творя добро и не нарушая законы Божьи. В конечном счете, пастырь дает людям истинные знания об окружающем их мире и о Боге для того, чтобы научить людей правильно строить свою жизнь и жить в мире и согласии с Богом. И как результат богоугодного образа жизни, иметь радостную и счастливую жизнь. То есть пастырь должен заботиться о духовном, нравственном и религиозно-философском развитии своей паствы для того, чтобы улучшить моральный уровень членов своей паствы, усовершенствовать нравственный облик и научить их разбираться в жизненных ситуациях и научить умению избегать искушений и соблазнов нечисти. И уметь строить свою жизнь по Божьим заветам и совершать добрые поступки. Всё это делается для того, чтобы в конечном счете человек, совершая добро, жил в мире с Богом и имел счастливую жизнь под защитой Бога. Именно такой вывод и можно сделать при логическом анализе слов Матфея о том, что овцы (члены паствы) без истинного доброго пастыря будут изнурены и разрознены. Иными словами согласно мысли Матфея, назначение пастыря как раз и состоит в том, чтобы собрать пасомых воедино и не допускать того, чтобы они были изнурены и рассеяны. То есть пастырь должен помочь своей пастве в достижении счастливой и радостной жизни по законам Божьим. Потому что только совершение добрых поступков в виде богоугодных дел и обеспечит человеку счастье в его жизни. Правдивость таких выводов и подтверждается словами Матфея о том, что овцы рассеяны. То есть паства была разрознена в первую очередь в духовном и идеологическом смысле. Они не имели твердых религиозных и философских убеждений. Это происходило потому, что пастырями духовными у них были фарисеи, не истинные, а ложные религиозно-нравственные учителя. И люди, глядя на таких лжеучителей, видели их притворство и ханжество, их стремление к наживе. И многие люди из паствы шли к этой наживе своим путем, блуждая в потемках жизни и не имея твердой жизненной позиции. Именно о заблудших и блуждающих людях, похожих на разбежавшееся стадо овец, и говорит Матфей, сравнивая их с рассеянными овцами, не имеющих пастыря. А словами об отсутствии пастыря Матфей указывает на лживых и лицемерных фарисеев, объявляющих себя духовными вождями народа. Но в действительности из за своего корыстолюбия и властолюбия истинными пастырями не являющиеся. Именно таким изнуренным и рассеянным предстал древнееврейский народ перед взором Спасителя в то время, когда Он ходил по древнееврейскому царству. Именно такой изнуренный и рассеянный народ, по мнению Спасителя, и нуждался в истинном, мудром и добром пастыре.

Можно предположить, что в разбираемом стихе Матфей при помощи сравнения толп народа с овцами, не имеющими пастыря, проводит сопоставление между обязанностями обычного пастуха и пастыря духовного. Обязанности обычного пастуха в Израиле сводились к тому, чтобы он выбирал для стада поля с сочной травой для обеспечения хорошей пищей своего стада. А хорошая пища являлась залогом достижения наибольшего привеса стада. В свою очередь пастырь духовный должен также заботиться о том, чтобы дать истинную духовную пищу своей пастве. То есть пастырь духовный должен обеспечить религиозное и моральное развитие своих прихожан, давая им нужные знания, ведя среди них просветительскую работу и добиваясь этим их духовного роста.

Обычный пастух также обязан был охранять свое стадо от хищников. Духовный пастырь должен защищать свою паству от духовных хищников. Духовными хищниками являлись те люди, которые распространяли ересь и лжеучение. Спаситель духовных хищников называет лжехристами. "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Матф.24:24). А также Спаситель духовными хищниками называет и фарисеев. "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф.7:15). Таким образом, в разбираемом стихе говорится не только о взаимоотношении пастыря и паствы, но и о назначении и функциях пастыря духовного.

Вот как этот стих пояснял известный толкователь А.П. Лопухин. "Причиной жалости выставляется то, что люди были утомлены (изнурены) и рассеяны. Что означают эти понятия, определить нелегко, хотя сравнение и показывает, что люди походили на овец в пустыне, у которых нет пастуха. Эти овцы от голода худы телом и имеют страдальческий вид; у них нет единства, они не собраны в одно стадо, а блуждают, где придется, подвергаясь многочисленным опасностям" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.188).