"Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Матф.9:38). Данный разбираемый стих является не только продолжением, но и выводом из стихов 36 и 37 9-й главы Евангелия Матфея. Такая мысль подтверждается тем, что в этом стихе не только продолжается речь Спасителя, начатая Им в 37-м стихе, но и дается призыв-вывод, обращенный к Своим ученикам. Слово "итак начинает собой предложение, содержащее вывод из предыдущего" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.251). Таким образом, словом "итак" уже в начале разбираемого стиха Матфей указывает на наличие в нём вывода. Сказав "итак", Спаситель далее говорит Своим ученикам "молите Господина жатвы". Слово "молить" обозначает "просить, умолять, например молить Бога" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.355). То есть Спаситель, как вывод из Своих предыдущих слов, рекомендует Своим ученикам просить, умолять Господина жатвы.

Слово "Господь" обозначает "в христианстве Бог" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.137). "Господь (еврейское слово Адонай) это слово часто встречается в Библии и соответствует еврейскому слову Иегова (вечный) и Адон (господин). Смотрите Быт.18:3; 39:2, Исх.4:10. Этому слову в греческом тексте соответствует "кириос", которое относится как к Отцу, так и к Сыну (Иоан.20:29, Деян.10:36, Откр.1:8; 19:6;19:16)" (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.93). То есть Спаситель советует Своим ученикам с молитвой обратиться к Господу Богу. Господом Спаситель называет Бога-Отца, к Которому и Сам часто обращался со Своей молитвой (Матф.11:25, 26:39).

В этом стихе Спаситель называет Бога-Отца Господином жатвы. Слово "жатва" обозначает "уборка урожая, время такой уборки" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.186). "Жатва или время жатвы в Палестине обыкновенно продолжалась с Пасхи до Пятидесятницы, после которой следовало собирание плодов с фруктовых деревьев и виноградных лоз. Время жатвы всегда было временем общей радости и веселья, которые проявлялись в добрых пожеланиях и благословениях (Руф.2:4), (Пс.11:7; 128:7). Такую же, и ещё большую радость дает Евангелие (Ис.9:3;6) (Иоан.4:35)" (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.135). Почему Спаситель называет Бога-Отца Господином жатвы? Да потому что у древнееврейского народа время жатвы было одним из самых радостных периодов в жизни их общества, так как жатва давала человеку пищу и плоды. Поэтому время жатвы древние евреи благословляли и радовались ему. А поскольку древние евреи считали, что всё доброе и благодатное в жизни человека исходит от Господа Бога (Пс.117:7,29), то они и большой урожай и успешную жатву также связывали с именем Бога и Его волей. И именем Бога благословляли работу жнецов. Именно о такой черте жизни древних евреев и пишется в Ветхом Завете "Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь!" (Руф.2:4). Как видим, для древних евреев процесс жатвы считался священным действием. Поэтому они перед началом жатвы возносили молитвы к Богу. А после жатвы не только воздавали хвалу Богу за хороший урожай, но и приносили плоды от своего урожая в качестве жертвы Богу. Об этом и говорится в эпизоде с Каином и Авелем, которые принесли Богу в виде жертвы плоды своего труда.

В разбираемом стихе согласно традициям древних евреев Спаситель называет Бога-Отца Господином. То есть обращается к Богу, как это традиционно делали древние евреи "Бог - Господь, и осиял нас" (Пс.117:27). Древние евреи благословляли именем Бога труд жнецов. И Спаситель одобрительно отзывается о труде обычных жнецов и о труде жнецов духовных. "Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут" (Иоан.4:36). И при этом называет Бога-Отца Господином жатвы. Спаситель называет Бога-Отца Господином жатвы, потому что следует представлениям древнееврейского народа. Согласно философско-религиозным взглядам древних евреев, коль Господь-Бог сотворил весь мир и посылает благо людям в их жизни (а урожай является тоже благом для человека), то именно Господь Бог является и Господином жатвы. Потому что только по Воле Господа Бога и может быть хороший урожай. Поэтому в Библии и пишется, что Господь, как Хозяин (то есть Господин) жатвы, делает все для того, чтобы урожай был обильным и жатва хорошей. Для этого Господь не допускает засухи и ливней, и дает нужное количество дождей. Именно о Воле Бога, как Господина, формирующего урожай, пишет Библия. "Но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал" (Амос.4:6-7).

Таковы были представления древних евреев, которые хороший урожай связывали с именем Бога и благословляли урожай именем Бога, помогающего сделать урожай богатым и хорошим. Однако в разбираемом стихе Спаситель использует представление древних евреев об урожае, связанное с Волей Божьей иносказательно. И говорит Своим ученикам об урожае на духовной ниве, на ниве просвещения людей новым христианским учением. Но при этом Спаситель не только умело переносит представления древнееврейского народа об урожае на ниву духовного просвещения. Но и сохраняет главное понятие о том, что Господином обычной и духовной жатвы является Господь Бог. Поэтому в разбираемом стихе ведя речь о духовной жатве, Спаситель и называет Бога-Отца Господином этой жатвы. И советует Своим ученикам обратиться к Господину жатвы с молитвой. О чем же Господина жатвы должны молить ученики Спасителя? О том, чтобы Он выслал "делателей на жатву Свою".

Подробнее разберем эту часть стиха. Слово "выслать" обозначает "послать откуда-нибудь, например выслать сына на встречу гостю" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.115). Слово "делатель" означает того человека, который что-либо делает. Слово делать означает "1 проявлять какую-либо деятельность, заниматься чем-либо; 2 производить, совершать, исполнять что-нибудь работая" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.154).

Некоторые читатели могут задать и такой вопрос о том, почему Спаситель Своих учеников, которых Он послал на Апостольское служение, назвал не жнецами на духовной ниве, а делателями? А потому, что слово "жнец" согласно своему смысловому значению обозначает человека, выполняющего только одну работу. Этот человек только жнёт. А Апостолы выполняют не одну единственную работу, а много видов работ. Они и проповедую, и лечат болезни, и изгоняют злых духов. Поэтому для обозначения функций Апостолов больше подходит не слово "жнец", а слово "делатель", имеющее более широкое смысловое значение и указывающее на выполнение многих работ, осуществляемых Апостолами. Жнец духовный - это тот человек, который пожинает плоды, связанные с воспитанием и поведением людей, чьё мировоззрение развивалось в условиях Ветхого Завета. А Апостолы Христовы не только жнецы духовные, потому что они не только занимались проповеднической деятельностью. Апостолы Христовы просвещали народ словом Божьим, изгоняли нечисть, лечили и другие болезни. А также давали ответы на вопросы, как человеку строить свою жизнь, чтобы жить счастливо, с учетом нового учения Мессии. Поэтому слово "делатель", имеющее более широкое смысловое значение, и более подходит для обозначения деятельности Апостолов, чем слово "жнец".

Наряду с этим, Спаситель говорит Своим ученикам о том, чтобы они молили Бога-Отца, как Господина жатвы, для того чтобы Он выслал, то есть послал делателей - людей, способных делать жатву. Словосочетание "на жатву Свою" как раз и говорит о том, что эта жатва принадлежит Господу Богу, и что Бог, как Господин жатвы, на Свою жатву и должен выслать делателей. Под жатвой Божьей Спаситель имеет ввиду духовную ниву, на которой как спелые колосья, созрели под влиянием Ветхого Завета души людей для принятия нового христианского учения. Почему Спаситель духовную ниву называет Божьей жатвой? Да потому что именно Господь Бог сделал так, что под воздействием Ветхозаветного учения росло и развивалось сознание людей, как наливаются колосья в поле. И духовное созревание и религиозное развитие древних евреев продолжалось до тех пор, пока не пришел Мессия для того, чтобы дать людям Новый Завет, новое христианское учение. Вот для того, чтобы распространить среди людей это учение, принесенное Мессией, и нужны делатели. Поэтому Спаситель и рекомендует, наставляет учеников Своих молить Бога-Отца, чтобы Он и выслал делателей, то есть Апостолов, которые смогли бы распространять новое христианское учение Мессии на ниве духовного и религиозно-философского просвещения людей.

Спаситель также рекомендует обратиться Своим ученикам с молитвой к Богу, как Господину жатвы для того, чтобы Он даровал им успешное Апостольское служение. И ученики Спасителя по образцу жнецов (которые молились Богу перед началом жатвы чтобы она была успешной) тоже должны молить Бога о своем успешном Апостольском служении.

Известный комментатор Библии А.П. Лопухин о разбираемом стихе говорит следующее. "Христос не относит послание делателей к Себе, а к Богу, Которого называет Господином жатвы, собственником поля, где выросли поспевшие к жатве колосья" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, изд. "Терра", М., 1998, т.9, с.189).