"И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь" (Матф. 10:1). Этот стих содержит в себе логический вывод из того, что было сказано в предыдущих стихах. В 38-м и 39-м стихах 9-й главы говорилось о том, что Спаситель сказал ученикам Своим "жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою".

Можно предположить то, что ученики, последовав совету Спасителя, молили Бога-Отца чтобы Он "выслал делателей на жатву Свою" (Матф.9:38). То есть выслал учеников Спасителя, которые бы распространяли бы Его учение. Можно предположить также и то, что эта молитва учеников Спасителя к Богу-Отцу Им была услышана. И когда эта молитва была принята Богом-Отцом, только тогда Спаситель и призвал двенадцать учеников. Сопоставляя и анализируя тексты 38-го и 39-го стихов 9-й главы и 1-го стиха 10-й главы книги Матфея можно наглядно представить описываемую в них ситуацию и происходящие события. Словами, запечатленными в 38 и 39 стихах 9-й главы книги Матфея Спаситель сказал Своим ученикам, что для распространения учения Христова необходимо больше проповедников. А в разбираемом стихе Спаситель и призвал двенадцать Своих учеников чтобы направить их на проповедническую деятельность.

Начало разбираемого стиха начинается со слова "и". Слово "и - обозначает союз, соединяет однородные члены предложения а также части сложно-сочиненного предложения... внутренне связывает сообщение с предшествующей ситуацией" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.230). Как видим, слово "и", стоящее вначале разбираемого стиха, указывает на то, что в нем продолжается мысль начатая в предыдущем стихе. И для продолжения этой мысли и соединения описываемых событий в начале разбираемого стиха и поставлено слово "и". Это слово соединяет совет Спасителя (данный Им в предыдущем стихе) о том, чтобы Его ученики молили "Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Матф.9:38) с последующими действиями Спасителя по избранию двенадцати Апостолов, идущими сразу после этого совета.

После слова "и" в разбираемом стихе сказано "призвав". Слово "призвать обозначает позвать, пригласить, потребовать явиться и делать что-нибудь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.581). В разбираемом стихе это слово обозначает то, что Спаситель пригласил двенадцать учеников на Апостольское служение. Слово "призвав" в разбираемом стихе играет важную роль и употреблено в двух смысловых значениях. В первом значении - пригласить, позвать к себе. Во втором значении - указать на определенный вид деятельности Своих учеников. Важное и главное смысловое значение этого слова состоит в том, что оно указывает на призвание двенадцати учеников Спасителя на Апостольское служение. Иными словами двенадцать учеников Спасителя были отобраны и призваны для проповеднической и целительской деятельности.

Слова "и призвав" можно также понимать как указание на то, что Спаситель пригласил на Апостольское служение именно тех учеников, которые последовали Его совету и молили Господина жатвы "чтобы выслал делателей на жатву Свою". Слова "и призвав" стоящие в начале разбираемого стиха, говорят о том, что Спаситель имел власть призывать на Апостольское служение учеников, потому что Он был истинным Мессией. И что эта власть Ему и была дарована Богом-Отцом как истинному Мессии. Поэтому в начале разбираемого стиха Матфей и повествует о Спасителе, как об истинном Мессии, указав на это словами "И призвав двенадцать учеников Своих".

После слова "призвав" в разбираемом стихе употреблено слово "двенадцать". Это слово употреблено для того, чтобы обозначить количество Апостолов, которых призвал к Себе Спаситель. Таким образом слово "двенадцать" в разбираемом стихе указывает на то, что Спаситель отправил на Апостольское служение именно двенадцать учеников. Согласно толкованиям пояснителей Спаситель взял именно двенадцать учеников потому, что в древнеизраильском царстве было двенадцать колен израильских. Ранее в своей книге Матфей сообщает о призвании Спасителем четырех Своих учеников, Петра и Андрея, Иакова и Иоанна (Матф.4:18-22). И о призвании на ученичество Матфея (Матф.9:9). То есть в книге Матфея описывается призвание на ученичество всего пятерых учеников: Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея. Однако, став учениками, эти люди всюду ходили со Спасителем, и самостоятельно проповеднической и целительской деятельностью не занимались. Потому что они ещё не стали Апостолами, а были только учениками. Поскольку за Спасителем ходили толпы народа, то помимо этих пяти учеников были и другие люди, которые желали стать учениками Спасителя. Таким образом после призвания на ученичество ученики ходили вместе с Иисусом Христом и учились у Него продолжительное время.

В разбираемом стихе Матфей описывает тот момент, когда Спаситель обучил Своих учеников Своему новому учению и решил послать их на Апостольское служение. Потому что, по Его мнению, для этого уже наступило подходящее время. Призвание учеников на Апостольское служение следует после периода ученичества и представляет собой то, что ученики Спасителя самостоятельно занимались проповеднической и целительской деятельностью и выступая как посланники Спасителя, исполняя Его поручения.

"Апостол - посланник, вестник. Обыкновенно это звание прилагается к 12 апостолам, которых Господь Иисус Христос избрал из Своих учеников и дал им это наименование (Мар.6:12-13, Матф.10:1-4, Мар. 3:14)" (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.23). "Апостол - в христианстве ученик Христа, несущий людям Его учение" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.25). Поскольку слово "Апостол" обозначает ученика, который распространяет учение Спасителя, то в разбираемом стихе и сказано именно об учениках "и призвав двенадцать учеников Своих". Слово "ученик обозначает человек, который учится чему-нибудь, последователь какого-либо учения" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.834). В разбираемом стихе слово "учеников" употреблено в двух смысловых значениях. Для обозначения людей, которые признавали и исповедовали учение Иисуса Христа. А также для обозначения людей, которые ранее изучали учение Христово под руководством Самого Спасителя. Это слово имеет очень большое значение в разбираемом стихе, потому что указывает на тех людей, которые с именем Спасителя могли распространять Его учение и лечить всякую болезнь. Такими людьми были люди, исповедующие учение Христово, изучившие это учение, применявшие его в своей жизни и получившие дар к проповеднической и целительской деятельности от Господа Бога. Поэтому в данном стихе и описывается тот важный момент в Мессианской деятельности Иисуса Христа, когда Он посылает Своих учеников на Апостольское служение. Иисус Христос на Апостольское служение отобрал таких Своих учеников, которые могли пояснять и распространять Его учение.

Далее в разбираемом стихе идут слова "Он дал им власть". В разбираемом стихе слово "Он" написано с большой буквы и обозначает Спасителя. Слово "дать обозначает то же, что и вручить, предоставить" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.148). В разбираемом стихе слово "дать" обозначает то, что Спаситель наделил Своих учеников Божьим даром Святого Духа. То есть дал Своим ученикам в качестве чудесного дара способность изгонять нечистых духов и исцелять всякую болезнь. Слово "власть обозначает право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.83). Слово "власть" в разбираемом стихе употреблено для обозначения способностей по изгнанию нечистых духов и по излечению всяких болезней. Именно этими способностями Спаситель и наделил Своих учеников перед тем, как послал их на Апостольское служение.

Далее идут слова "над нечистыми духами". Слово "над" обозначает "1 пребывание, нахождение кого-нибудь поверх, выше кого-нибудь; 2 указывает направленность действия на что-нибудь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.370). В разбираемом стихе слово "над" указывает на то, что власть учеников в виде чудодейственной способности распространялась на нечистых духов. То есть эта чудодейственная способность по изгнанию нечистых духов стоит выше нечистых духов, является сильнее их и подчиняет их себе. Слово "нечистыми" в русском языке обозначает "1 лишенный чистоты, загрязненный; 2 в народных поверьях злой дух" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.407). В разбираемом стихе слово "нечистый" употреблено для обозначения нечистых злых духов, то есть падших ангелов, которые противостоят Господу Богу, в отличие от чистых Божьих Ангелов, которые служат Богу.

Слово "дух" в русском языке обозначает "в религии и мифологии бесплотное сверхъестественное существо" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.178). Слово "духов" в разбираемом стихе употреблено для обозначения сверхъестественных сущностей, являющихся представителями сверхъестественного мира.

Далее говорится "чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь". Слово "чтобы - присоединяет к главному придаточное предложение с изъяснительным, или целевым значением" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.876). В разбираемом стихе слово "чтобы" выполняет пояснительную функцию и растолковывает то, зачем была дана власть ученикам. А власть была дана затем, чтобы изгонять нечистых духов и исцелять любую болезнь. Слово "изгонять" обозначает "удалить насильственно откуда-нибудь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.232). В разбираемом стихе слова "изгонять их" употреблено для того, чтобы указать на насильственное удаление нечистых духов из бесноватых, немощных, или больных людей. То есть данные слова указывают на то, что ученики Спасителя получили от Него такую сильную власть, что с её помощью они могут насильственно по Божьей Воле удалить нечистых духов. И эти духи не в состоянии будут им сопротивляться.

В разбираемом стихе союз "и - внутренне связывает сообщение с предыдущей ситуацией" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.230). В разбираемом стихе соединительный союз "и" применен затем, чтобы связать два важных слова "изгонять" и "врачевать". В русском языке слово "врачевать" обозначает "лечить, исцелять" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.99). В разбираемом стихе это слово обозначает то, что ученики Спасителя имели власть исцелять и излечивать (без лекарств) при помощи Духа Святого болезни. Слово "всякую" обозначает "1 какой угодно из всех; 2 разный, всевозможный; 3 какой бы то ни было" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.103). В разбираемом стихе слово "всякую" применено для того, чтобы указать на то, что ученики Спасителя могут вылечить любую, всевозможную болезнь. И нет такой болезни, которую они не смогли бы вылечить. Слово "болезнь" в русском языке обозначает "расстройство здоровья, нарушение деятельности организма" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., "Азъ", 1994, с.53). В разбираемом стихе это слово применено для указания на то, что ученики Спасителя могли вылечить любые расстройства, любую хворь в человеческом организме, и могли сделать любого человека здоровым.

В разбираемом стихе слова "болезнь" и "немощь" соединены союзом "и". Такое соединение нужно для того, чтобы выразить мысль о том, что ученики Спасителя легко и свободно могли вылечить не только любую болезнь, но и любую немощь. Слово "немощь обозначает слабость, болезнь, старческие немощи" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.399). Таким образом, слово "немощь" в разбираемом стихе употреблено для обозначения особого болезненного состояния когда человек чувствует слабость. Например, во время старости. Таким образом, в разбираемом стихе слова "всякую болезнь" и "всякую немощь" обозначают то, что ученики Спасителя могли вылечить в человеке любую болезнь и сделать его здоровым. И таким образом избавив человека от недугов, могли вернуть его к полноценной здоровой жизни.

Анализируя слова из разбираемого стиха можно прийти к выводу о том, что Матфей говорит об Иисусе из Назарета как об истинном Мессии и подтверждает это действиями Спасителя. Матфей пишет о том, что Спаситель Своим ученикам "дал им власть" для изгнания злых духов и лечения болезней. Согласно словам Матфея выходит, что Спаситель Сам обладал этой властью. Ведь дать можно только то, что имеешь. Анализируя слова из разбираемого стиха можно прийти к выводу о том, что Спаситель получил эту власть от Бога-Отца. Потому что власть на изгнание злых духов и лечение всякой болезни мог дать только Бог-Отец. Эту власть Бог-Отец дал не кому-нибудь, а именно Иисусу из Назарета, потому что Он и был истинным Мессией. Поэтому слова из разбираемого стиха о том, что Спаситель дал власть Своим ученикам над злыми духами и всякими болезнями и указывают на то, что Спаситель Сам обладал этой властью. Потому что был истинным Мессией. Поэтому каждая фраза в разбираемом стихе несет в себе двойной смысл. И не только описывает определенные события, но и указывает на то, что Спаситель, как главный участник данных событий, является истинным Мессией. Потому что Спаситель совершает действия, которые мог совершить только истинный Мессия.

Эта многогранность смыслов является отличительной особенностью разбираемого стиха. Матфей именно так строил свой текст потому, что писал свою книгу для древних евреев с целью доказать им при помощи описания фактов из жизни Иисуса из Назарета то, что именно Он является истинным Мессией. Поэтому именно на этой мысли Матфей и сосредотачивал главное внимание в своей книге. То, что было хорошо известно древним евреям, Матфей описывал кратко, в виде упоминаний. Например Матфей не описывает то, каким образом Спаситель дал Своим ученикам власть изгонять злых духов и лечить всякую болезнь. Потому что это было хорошо известно древним евреям. Но это не известно современному читателю. Можно предположить, что Спаситель призывал не одновременно всех двенадцать учеников, а обращался к каждому поименно. И при помощи слов даровал власть над злыми духами и болезнями. Это предположение подтверждается поступками Спасителя, описанными в Евангелиях. Если Спасителю достаточно было сказать больному "прощаются тебе грехи... встань и ходи" (Матф.9:5). То в момент произнесения слов Спаситель мог ниспослать Святого Духа, дарующего ученикам власть изгонять злых духов и излечивать всякие болезни.

Спаситель излечивал болезнь в определенной последовательности. Он сначала прощал грехи больному человеку, а затем проходила и сама болезнь. В этой же последовательности действовали и Апостолы. Но они прощали грехи именем Иисуса Христа и изгоняли злых духов тоже именем Иисуса Христа. Поэтому Апостолы отличались от простых проповедников тем, что имели не только дар проповеди, но и власть изгонять злых духов и излечивать любую болезнь при помощи Духа Святого. За это Апостолов и называли святыми людьми.

Значение этого стиха состоит в том, что в нём говорится об очень важном моменте в Мессианской деятельности Иисуса Христа и повествуется о том, как Спаситель впервые избрал двенадцать Своих учеников на Апостольское служение. Значение этого стиха состоит в том, что в нем дается ясная характеристика того, какую деятельность должны вести Апостолы. Поскольку они являются учениками Спасителя, посланными в народ, то они должны как посланники Иисуса Христа распространять Его учение. Наряду с этим в данном стихе говорится о том, что они должны изгонять злых духов и лечить любую болезнь у просящих об этом у них людей. Для этого Спаситель и дал им власть над нечистыми духами и болезнями.

Значение этого стиха состоит и в том, что по соизволению Спасителя проповеднической и целительской деятельностью начали заниматься простые обычные люди, на которых присутствует благословение Божье. Значение этого стиха состоит и в том, что в нем сказано о том, что люди, достигшие высокого духовного развития и за это избранные Спасителем, могли заниматься апостольской деятельностью. Такими людьми являлись те люди, которые не только разделяли и понимали учение Спасителя, но и применяли Его в своей жизни, люди, которые жили по заповедям Христовым.

Значение этого стиха состоит и в том, что в нем показано доверительное отношение Спасителя к тем людям, которые стали Его искренними учениками. И Он посылает простых, но благочестивых и искренне верующих людей заниматься проповеднической и целительской деятельностью и дает им власть для этого. Значение этого разбираемого стиха состоит и в том, что фарисеи и книжники, лицемерно заявлявшие о своих знаниях Закона Божьего якобы для принятия Мессии, из за своей неискренности, лицемерия и алчности оказались неспособными для принятия и распространения христианского учения. С избранием двенадцати Апостолов Спаситель учредил новый тип религиозной общины, которая представляла шаг вперед по сравнению с древнееврейской синагогой. Древнееврейская синагога была проникнута духом книжников и фарисеев. В ней формально исполняли Закон Божий и строго придерживались чинопочитания. Апостольская дюжина представляла собой новое духовно-религиозное объединение людей, основанное на равенстве, взаимопонимании и братской поддержке. Поэтому Апостольская дюжина, в отличие от синагоги, представляла собой прообраз новой христианской церкви, дающей знания, основанные на Новом Завете и обучающей правилам новой христианской жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2006 г.