"Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем" (Матф.10:3). Этот стих является продолжением предыдущих стихов. В этом стихе продолжается перечисление учеников Спасителя, вошедших в состав двенадцати Апостолов.

О Святом Апостоле Филиппе известны такие сведения. Уроженец галилейского города Вифсаида. Филипп был призван Спасителем на ученичество на следующий день после Петра и Андрея. После своего призвания Филипп сразу сообщил своему другу Нафанаилу о том, что Иисус тот "о Котором писали Моисей в законе и пророки" (Иоан.1:45). В ответ на это Нафанаил скептически заявил "из Назарета может ли быть что доброе?" (Иоан.1:46). Но затем, увидев Спасителя, уверовал в Него. Спустя три дня после этого призвания Филипп присутствовал в Кане Галилейской на бракосочетании, где оказался очевидцем первого чуда Спасителя. "Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" (Иоан.2:11). Через год после этого события Спаситель избрал Филиппа в число двенадцати Апостолов (Мар.3:14-18). Видя приближающуюся толпу числом пять тысяч человек и желая испытать Филиппа, Спаситель спросил у него "где нам купить хлебов, чтобы их накормить?" (Иоан.6:5). Филипп рассудительно ответил, что им "на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось, хотя понемногу" (Иоан.6:7). Однако Спаситель накормил эту толпу пятью ячменными хлебами и двумя рыбками, взятыми у мальчика. После торжественного входа Спасителя в Иерусалим, к Филиппу обратились эллины, чтобы увидеть Иисуса. Филипп известил об этом Андрея, а потом они вместе обратились к Иисусу, Который ответил "пришел час прославиться Сыну Человеческому" (Иоан.12:23). После Тайной вечери когда Спаситель сказал ученикам о Своем отшествии к Отцу Своему, Филипп под влиянием эмоций нетерпеливо воскликнул "Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас" (Иоан.14:8). На это Иисус с укором ему ответил "столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?" (Иоан.14:9-10).

Согласно богословским представлениям Филипп в ряду Святых Апостолов занимает пятое место. По одной версии Филипп был женат и имел трех дочерей. Проповеднической деятельностью занимался в Скифии и Фригии. Именем Святого Филиппа назван пост перед праздником Рождества Христова, начинающийся 15 ноября (старый стиль). Память Святого Апостола Филиппа католиками празднуется 3 мая, а православными 14 ноября (старый стиль).

Следующим из двенадцати Апостолов в разбираемом стихе назван Варфоломей. Об этом Апостоле известны такие сведения. Имя "Варфоломей" арамейское и обозначает "сын Толмая", то есть Птолимеев. О жизни и деятельности этого Апостола имеются крайне скудные сведения. И поэтому недостаток сведений возмещается предположениями и домыслами. Например, экзегет Фаррар отождествляет Варфоломея с Нафанаилом из Канны Галилейской, с тем истинным израильтянином, в котором, по словам Спасителя "нет лукавства" (Иоан.1:47). Такое предположение основано на том, что Филипп обратился к своему другу Нафанаилу со словами о том, что появился обетованный Спаситель. Но Нафанаил не поверил его словам. И лишь после того, когда он увидел Спасителя и поговорил с Ним, Нафанаил признал "Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев" (Иоан.1:49). Однако доказательств тому, что Нафанаил и Варфоломей одно и то же лицо, нет никаких. Предположением того, что это были разные люди, может служить такое рассуждение. У древних евреев к именам очень часто могли давать прозвища. Но само имя при этом никогда не менялось. При сопоставлении двух человек, Апостола Варфоломея и Нафанаила, фигурируют разные имена, а не прозвища. Что может послужить основой для предположения, что это были разные люди. По рассказам Евсевия Варфоломей проповедовал в Индии. По другим рассказам в Аравии и в Армении. Память об этом Святом почитается 11 июня и 25 августа.

Следующим учеником, призванным на Апостольское служение в разбираемом стихе назван Святой Апостол Фома. Об этом Апостоле известны такие сведения. Имя "Фома" арамейское. По-гречески оно звучит как "Дидим". Оба имени обозначают "близнец" (Иоан.21:2). Предполагают, что Апостол Фома был родом из Галилейского города Пенеады. Некоторые черты характера этого Апостола запечатлело Евангельское повествование. Он был очень предан Спасителю. Однако отличался от других Апостолов скептицизмом и недоверием. Например, об этом говорит такой эпизод. Однажды Спаситель так сказал Своим ученикам "А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете" (Иоан.14:4). Фома, в отличие от остальных учеников не промолчал, а честно сказал "Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?" (Иоан.14:5). В другом эпизоде также проявляется недоверчивый и скептический характер Фомы. Фома не был с остальными Апостолами, когда к ним явился Спаситель после Своего Воскрешения. И в ответ на рассказ Апостолов о посещении их Спасителем категорически заявил "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20:25). А спустя восемь дней Спаситель вошел в запертый дом и появился посреди Апостолов и сказал Фоме "подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Иоан.20:27). И тогда Фома вскричал в ответ на это "Господь мой и Бог мой!" (Иоан.20:28). Спаситель сказал ему "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Иоан.20:29). После Вознесения Спасителя Фома проповедовал в Палестине, а затем в Месопотамии. О том, что Фома проповедовал у парфян, пишут Ориген, Евсевий, Руфин, Сократ. О том, что Фома проповедовал в Эфиопии, пишет Иоанн Златоуст. А о проповеди Фомы в Индии пишет Григорий Богослов, Григорий Великий и другие авторы. Известно, что христиане, возникшие в Индии, издревле называют себя "христианами от Святого Фомы". И возникновение христианства в Индии связывают с этим Апостолом. Великолепный храм во имя этого Апостола был построен в городе Эдессе. Даже из отдаленных стран мира предпринимались путешествия в этот храм. О том, что этот Апостол чтим во всем мире показывает тот факт, что он почитаем у многих народов. Память этого Апостола сирийцы празднуют в марте, армяне-григориане в августе, католики 3 июля, православные 6 октября и 30 июня.

Следующим в списке учеников Спасителя, приглашенным Им на апостольское служение в разбираемом стихе назван Матфей. Об этом Святом Апостоле имеются такие сведения. Матфей был призван Спасителем в Его ученики из должности мытаря, то есть сборщика пошлин. Однажды Спаситель проходил мимо Матфея и позвал его с Собой. И Матфей "встал и последовал за Ним" (Матф.9:9). Затем Матфей устроил пир в своем доме в честь Иисуса и Его учеников. На этом пиру книжники и фарисеи стали упрекать Иисуса за то, что Он общается "с мытарями и грешниками" (Матф.9:11). На это им Иисус ответил так "не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Матф.9:12-13). После вознесения Спасителя Матфей на протяжении пятнадцати лет проповедовал христианство в Иерусалиме. А затем ходил проповедовать учение Христово эфиопам, македонянам, и персам. Память Святого Апостола Матфея почитают 16 ноября. По некоторым сведениям через восемь лет после Вознесения Матфей написал свою книгу Евангелие от Матфея, которая вошла в канон и считается боговдохновенной. Согласно сообщениям Папия первоначально книга Матфея была написана на арамейском языке. Эти сведения подтверждаются Оригеном и Иеронимом. Однако целый ряд критиков старались доказать, что эта книга была написана якобы на греческом языке. До нас не дошло ни одного экземпляра в подлиннике книги Матфея на арамейском. И имеется только греческий перевод этой книги. Эта книга была адресована древним евреям, чтобы указать им тот факт, что Иисус из Назарета и есть Истинный Мессия. Поэтому в Евангелии Матфея очень часто упоминаются слова "да сбудется реченное пророком". Считается, что Евангелие Матфея является самой древней, самой первой книгой из всех четырех канонических Евангелий. Особую известность имеют толкования, написанные на Евангелие Матфея такими писателями как Ориген, Иероним, Иоанн Златоуст, Де Витте, Кейль Плюскар и другие.

Следующим из двенадцати Апостолов в разбираемом стихе назван Святой Апостол Иаков Алфеев. Для отличия от Иакова Зеведеева его называли Иаковом младшим. Возможно, потому что он стоит позже в списке Апостолов. Иаков младший является сыном Клеопы (Алфея) и Марии. В Новом Завете ничего не говорится ни о деятельности, ни о его судьбе. В Новом Завете он упоминается при перечислении Апостолов (Матф.10:3, 27:56; Мар.3:18, 15:40; Лук.6:15, 24:10; Деян. 1:13). В Евангелии Иоанна пишется о том, что Мария, родительница Иакова Алфеева, была двоюродной сестрой Богородицы. "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова" (Иоан.19:25).

Следующим в списке Апостолов в разбираемом стихе назван "Леввей, прозванный Фаддеем". О нем известны следующие очень краткие сведения. Во всех справочниках прежде всего обращается внимание на то, что в трех Евангелиях якобы одному и тому же Апостолу Евангелисты дали разные имена. Причем никаких доказательств, подтверждающих это утверждение, не приводится. Марк этого Апостола называет Фаддеем (Мар.3:18). Матфей назвал Леввеем, прозваным Фаддеем. Можно предположить, что у этих двух Евангелистов речь идет об одном и том же человеке. В предании пишется о том, что имя Фаддей обозначало женскую грудь. Поэтому этот Апостол и был назван Леввеем.

Согласно толкованию экзегетов Лука именно этого человека называет Иуда Иаковлев (Лук.6:16). Согласно преданию Леввей, прозваный Фаддеем, а по Луке он же Иуда, был сыном Иакова. В Новом Завете кроме его упоминания в списке Апостолов, приведенном Матфеем и Марком, нет других сведений. Поэтому отождествлять этого Апостола с другими Апостолами, при этом носящими другие имена, нет никаких оснований.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2006 г.