Сравнительная характеристика призвания Апостолов по Евангелиям.

У многих читателей может возникнуть вопрос о том, почему у разных Евангелистов призвание учеников на Апостольское служение описано по-разному. Атеисты эти различные описания объясняют как противоречия, якобы имеющиеся в Библии, что естественно не соответствует истине. Для того, чтобы разобраться в чем же истина, нужно сравнить призвание Апостолов, описанное тремя Евангелистами. И проанализировать эти описания с позиции Библии, логики и здравого смысла.

Сначала следует рассмотреть то, что описание призыва Апостолов, сделанное тремя Евангелистами, в котором они указывают список имен призванных Апостолов. Это описание условно выделим как главное в текстах трех рассматриваемых Евангелий.

Рассмотрим предыдущие и последующие события, фигурирующие перед этим описанием и после него. По книге Матфея предшествующим событием перед призванием Апостолов было следующее. "И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними" (Матф.9:35-36). Согласно описанию Марка событием, предшествующим призванию Апостолов было следующее. Спаситель "пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку" (Мар.3:1). После вопроса об исцелении в субботу в присутствии фарисеев Иисус Христос исцелил руку человека. Тогда фарисеи "выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю" (Мар.3:6-7). После этого события Спаситель "взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел" (Мар.3:13).

Согласно описанию Луки призванию Апостолов предшествовало такое событие. "Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая" (Лук.6:6). После вопроса о том, должно ли в субботу делать добро или зло, Спаситель исцелил правую руку человека. Книжники и фарисеи "пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу." (Лук.6:11-12). После этого "когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Лук.6:13).

Как видим, события, предшествующие избранию Апостолов у всех трех Евангелистов разные. По Матфею Спаситель проповедовал и исцелял людей, и видя толпы народа, сжалился над ними. По Марку Спаситель с учениками удалился к морю. И только после этого Он взошел на гору и без предварительной молитвы призвал учеников. По Луке Спаситель молился на горе всю ночь. И лишь когда пришло утро и настал день, призвал к Себе учеников.

Далее все три Евангелиста прилагают список Апостолов. У Матфея и Марка этот список совпадает. У Луки этот список имеет расхождение со списком Матфея и Марка на два имени. У Матфея и Марка одиннадцатым Апостолом фигурирует Симон Кананит. У Луки этот Апостол назван Симоном Зилотом. Можно предположить то, что было два человека с одинаковым именем Симон. Но одного прозвали Симон Зилот, а другому дали прозвище Симон Кананит. Однако богословы бездоказательно говорят о том, что это одно и то же лицо. Потому что Апостол Симон состоял в партии зилотов. Слово "зилот" греческое, и переводится как "ревнитель". А слово "кананит" древнееврейское, и тоже обозначает "ревнитель".

Как уже говорилось, религиозно-политическая партия зилотов в основном располагалась в Галилее и боролась в основном против владычества римлян. Таким образом, всех сторонников и участников этой партии в народе называли именно греческим словом "зилот" по наименованию этой партии. То есть Симона, приверженца этой партии и прозвали Симоном Зилотом. Можно предположить, что Симон Кананит, был прозван древнееврейским словом "кананит" потому, что не принадлежал к партии зилотов. Иначе бы его назвали зилотом. Можно предположить и то, что поскольку Симон Кананит не входил в партию зилотов, но проявлял горячую ревность за освобождение своего народа от римского владычества, то в народе этого человека прозвали древнееврейским словом "кананит". То есть это прозвище указывало на то, что он был тоже ревнителем верований и независимости древнееврейского народа, но не принадлежал к партии зилотов.

Отличаются имена в списках и других Евангелистов. И если в списках Матфея фигурирует Апостол Леввей, прозванный Фаддеем, а у Марка Фаддей, то в списке Луки вместо него назван Апостол под именем Иуда Иаковлев. Богословы утверждают, что это тоже один и тот же Апостол, названный у трех Евангелистов разными именами. Но ни чем это не доказывают.

Как же можно объяснить расхождения в описании трех Евангелистов такого Евангельского события, как призвание Апостолов. Напомним читателям ещё раз о том, что эти расхождения связаны с разными предшествующими и последующими событиями призвания Апостолов. И связаны с расхождением в списках двух имен Апостолов. Объяснение, данное атеистами о том, что расхождения представляют собой якобы противоречия в Библии, являются неверными. Потому что Библия - это святая книга, и писали её люди по вдохновению Божьему. Поэтому тексты Библии и названы боговдохновенными и не могут содержать в себе каких-либо противоречий.

Как же в таком случае можно объяснить расхождения, встречающиеся в трех описаниях Евангелистов, посвященных призванию Апостолов. Для того, чтобы объяснить эти различия предположим то, что Спаситель не сразу сформировал коллектив из двенадцати Апостолов. Ведь согласно традициям древних евреев учитель философских или религиозных знаний ("равви") должен был обучать своих учеников не менее трех лет. И действительно ученики Спасителя ходили с Ним три года. Согласно традициям древнееврейского народа после трехлетнего обучения ученики сразу специалистами не становились, а проходили практику. Например, ученик лекаря после обучения медицинским знаниям начинал лечить людей под присмотром учителя. То есть согласно традиции после обучения у ученика начинался период практического воплощения полученных им знаний (просто говоря - практики). Этот период практики обычно длился около года. И только после того, когда ученик достойно проявил себя на практике, ему присваивалось звание мастер. И только после успешно пройденной практики ученику разрешалась самостоятельная деятельность без присмотра учителя. Потому что он становился специалистом.

Предположим, что после обучения религиозным и философским знаниям, связанным с познанием нового христианского учения и навыкам проповедничества, Спаситель также посылал Своих учеников с Апостольским служением на практику. Перед посыланием на практику Спаситель отобрал наиболее способных Своих учеников поименно. То есть из множества окружавших Спасителя учеников Он "призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Лук.6:13). Поскольку Спаситель обладал способностями ясновидения, то поэтому Он заранее знал, кого и куда посылать, и какую работу кому придется делать. Тот факт, что Апостолы возвращались к Спасителю после своей Апостольской работы и указывает на то, что их Апостольская деятельность была не самостоятельной и носила вид практики. Это подтверждается тем, что они не уходили навсегда на свою Апостольскую деятельность, а возвращались к Иисусу и вероятно рассказывали о том, как справились с выполнением своей работы. И консультировались со Спасителем о том, почему у них не получилось то, или иное деяние. "Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?" (Матф.17:21). "И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?" (Мар.9:28). А главный аргумент в том, что их Апостольская деятельность не была самостоятельной, а являлась практикой, состоит именно в том, что Апостолы не сами выбирали, куда им идти и что им делать. А Спаситель давал им определенные задания куда идти и что делать. То есть Спаситель, как Учитель, Сам выбирал для Апостолов определенную работу, на которую их и посылал. И впоследствии мог проверить то, как эта работа была выполнена Его Апостолами. Такую проверку после выполнения предварительного задания и делали учителя своим ученикам в период их, так называемой, практики. Об этом периоде Апостольской практики (проходящем при учителе, который дает задание и контролирует его выполнение), наступившем после изучения учениками теоретических знаний учения Христова, очень ясно написано в Библии. "И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов" (Мар.3:14-15). То есть этими словами Марк очень ясно сказал о том, что избранные двенадцать Апостолов не отпускались на самостоятельную Апостольскую деятельность, а должны были быть со Спасителем "чтобы с Ним были". И избраны в Апостолы были для того, "чтобы посылать их" для проповеди и исцеления. И после этого Апостолы должны были возвращаться к Своему Учителю и по-видимому должны были отчитываться как справились с заданием, для выполнения которого их и послал Учитель.

Все эти факты говорят о том, что Апостолы ещё не вели самостоятельной апостольской деятельности. Потому что самостоятельно не выбирали куда идти и что делать. А были посылаемы с определенным заданием Спасителем. А после выполнения задания должны были возвратиться к Учителю и рассказать о проделанной работе.

Тот факт, что Спаситель посылал Апостолов по Своему усмотрению для выполнения Им заранее выбранной для Апостолов работы неоднократно подтверждается Библией. "И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами" (Мар.6:7). Таким образом, из Евангельских текстов становится видно, что между Спасителем и избранными Им Апостолами установились отношения особого рода. Поскольку деятельность Апостолов ещё не была самостоятельной, а проходила под наблюдением Спасителя. О чём и сказано "чтобы с Ним были и чтобы посылать их" (Мар.3:14). То такая деятельность, скорее всего, напоминала практику Апостолов перед началом их самостоятельной деятельности. То есть, находясь под присмотром Учителя, Апостолы на практике показывали то, как они усвоили полученные от Него знания по учению Христову. А в таком случае можно предположить то, что Спаситель во время этой так называемой практики Апостолов, глядя на их практическую деятельность, мог заменить одного Апостола на другого, который лучше справляется с Апостольской деятельностью. И как подтверждение этого предположения в списках Апостолов у разных Евангелистов и появляются разные имена. Матфей (Матф.10:4) и Марк (Мар.3:18) пишут о Симоне Кананите, а Лука (Лук.6:15) пишет о Симоне Зилоте.

Можно также предположить и то, что Спаситель во время Апостольской практики заменил Симона Кананита на Симона Зилота. Подтверждением этого предположения является тот факт, что в Деяниях (1:13), в которых дан более поздний окончательный список одиннадцати Апостолов (потому что они уже были без Спасителя), фигурирует именно Симон Зилот. Можно предположить и то, что Спаситель во время Апостольской практики поменял и Фаддея на Иуду Иаковлева. Именно поэтому в окончательном списке одиннадцати Апостолов, фигурирующем в Деяниях (Деян.1:13), и указан Иуда Иаковлев. Ещё одним доказательством постепенного формирования списка Апостолов является пример избрания в ряды Апостолов Матфия вместо выбывшего Иуды Искариота предателя. "Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам" (Деян.1:24-26).

Ни у кого из читателей не вызовет возражений то, что список Апостолов, представленный в Деяниях (1:13) является самым поздним по времени. Это доказывается тем, что этот список написан тогда, когда Апостолы уже были без Спасителя. А если список Апостолов, указанный в Деяниях, является окончательным вариантом, то можно предположить, что список Апостолов, указанный Матфеем, является одним из ранних. Можно также предположить и то, что списки Апостолов, представленные у Марка и Луки. были даны по мере того, как формировалась Апостольская дюжина во время апостольской практики, когда Спаситель заменял отдельных Апостолов, входивших в число двенадцати.

А если списки Апостолов, представленные у трех Евангелистов, отражают не их самостоятельную Апостольскую деятельность, а период Апостольской практики, проходившей при Спасителе, во время которой Спаситель посылал Апостолов для выполнения разовых заданий, то в таком случае становится понятным то, почему эти списки не совпадают.

Из Библии известно, что Спаситель несколько раз посылал Апостолов на Апостольское служение. Например, у Марка говорится следующее. "И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов" (Мар.3:14-15). После этого избрания двенадцати Апостолов проходит определенное время, за которое случается много разных событий. Спаситель спорит с книжниками (Мар.3:23-29). Учит при море (Мар.4:1). Разговаривает с народом и учениками. "Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все" (Мар.4:34). Затем переправился с учениками на ту сторону Генисаретского моря (Мар.4:35). Затем утихомирил бурю на море (Мар.4:39). Исцелил одержимого (Мар.5:7-8). Вселил нечистых духов в стадо свиней (Мар.5:12-13).Переправился на другой берег (Мар.5:21).  Излечил кровоточивую женщину (Мар.5:34). Вылечил дочь Иаира (Мар.5:42). После вернулся в Свое отечество (Мар.6:1). И только после того, когда произошло столько много событий, которые совершились не за один день, Спаситель снова призывает ранее избранных Им двенадцать Апостолов и вновь дает им "власть над нечистыми духами" (Мар.6:7). Именно эти ранее призванные Апостолы (Мар.3:13) и ранее получившие "власть исцелять от болезней и изгонять бесов" (Мар.3:15) после всех выше приведенных событий вновь получили власть над нечистыми духами. И "пошли и проповедовали покаяние" (Мар.6:12). Детально анализируя выше приведенный текст Марка с уверенностью можно сказать, что Спаситель несколько раз посылал на проповедь избранных Им Апостолов из числа двенадцати. Причем мог "посылать их по два" (Мар.6:7). И каждый раз давал им власть для изгнания нечистых духов и излечения болезней. А это значит что Спаситель посылал каждый раз Апостолов с конкретным заданием, о выполнении которого они Ему вероятно и докладывали.

Все эти выше изложенные факты с разовыми посыланиями Апостолов говорят о том, что Апостолы самостоятельной апостольской деятельности в тот период ещё не занимались. А выполняли определенные поручения Своего Учителя. И отношения между Спасителем и Апостолами напоминали апостольскую практику, которую и проходили Апостолы после своего трехлетнего ученичества.

В процессе практики учитель продолжает подсказывать ученикам, что лучше делать и продолжает учить их. Именно этот принцип отношений сохраняется между Спасителем и его Апостолами после того, когда Спаситель посылал Апостолов на их служение, Он всё же продолжал их учить. "И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мар. 9:35). И перед посыланием на апостольское служение Спаситель дает наставления Своим Апостолам. Этот факт подтверждают разные Евангелисты. "Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите" (Матф.10:5). "И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы" (Лук.9:2-3). Все эти факты и указывают на то, что между Спасителем и Апостолами установились такие отношения, какие устанавливаются между учителем и учениками в период вырабатывания практических навыков у учеников, то есть в период практики. А это значит, что состав двенадцати Святых Апостолов пока окончательно сформирован не был. И каждый конкретный раз посылая Своих Апостолов на выполнение определенного задания Спаситель мог изменить состав посылаемых Апостолов. Вероятно это было обусловлено тем, что Спаситель для каждой конкретной работы посылал тех Апостолов, которые для выполнения именно этой работы подходили лучше всего.

Это предположение правильно, потому что подтверждается Евангельскими текстами. Ведь в Библии пишется о том, что Спаситель несколько раз посылал Апостолов для выполнения разных заданий. А если Спаситель посылал Апостолов на выполнение разовых заданий несколько раз (потому что ещё не был окончательно сформирован состав двенадцати Святых Апостолов) то этими разными посыланиями Апостолов на выполнение разных заданий и объясняется разница в списках имен Апостолов у разных Евангелистов. А также этими разными посыланиями и объясняется разница в описании Евангелистами предшествующих и последующих событий, связанных с отдельными посыланиями Апостолов на разные задания. Можно предположить то, что коль Спаситель посылал Апостолов несколько раз на выполнение разных заданий в разное время, то и список Апостолов, и события, предшествующие и последующие после каждого конкретного посылания и были разные. Потому что каждый конкретный случай посылания Апостолов на разовое Апостольское служение и происходил в разное время при различных обстоятельствах.

Можно предположить также и то, что три Евангелиста в качестве примеров Апостольской практики и описали разные посылания Апостолов на их Апостольскую работу, происходившие в разное время и при различных обстоятельствах. А коль три Евангелиста описывали разные случаи посылания Апостолов на их служения (причем каждый Евангелист выбрал тот случай для своего описания, который посчитал нужным), то естественно разные случаи посылания Апостолов на их служение у трех разных Евангелистов и будут иметь различные предшествующие и последующие события. И даже разные имена Апостолов, привлеченных Спасителем для определенного и конкретного выполнения задания. А если Евангелисты описывали разные случаи посылания Апостолов, то в их книгах содержатся не противоречащие друг другу подробности и не библейские противоречия (как ошибочно и бездоказательно говорят атеисты), а описание различных обстоятельств, свойственных каждому конкретному и различному случаю посылания Спасителем Апостолов для выполнения их определенного и конкретного апостольского служения.

То, что Спаситель несколько раз посылал Апостолов на их служение, подтверждает и Евангелист Лука. Он пишет о том, что Спаситель "призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Лук.6:13). Лука пишет о том, что после этого призвания Апостолов прошел большой промежуток времени, заполненный множеством различных событий. Лука описывает проповедь Спасителя народу (Лук.6:17-49). Потом Лука говорит о том, что Спаситель пошел в Капернаум (Лук.7:1). Там Спаситель исцеляет слугу сотника (Лук.7:10). После в Наине воскрешает умершего сына вдовы (Лук. 7:14-15). Затем Спаситель отвечает на вопрос двух учеников Иоанна и говорит об Иоанне Крестителе (Лук.7:22-23). Затем вкушает пищу с фарисеем и прощает грехи женщине, помазавшей миром Его ноги (Лук.7:36-50). После этого Спаситель ходил по городам и селениям, проповедуя народу (Лук.8:1-21). Затем Спаситель укротил бурю на море (Лук.8:24). Вылечил бесноватого (Лук.8:33). Потом Иисус возвратился к народу и исцелил кровоточивую женщину (Лук.8:47) и воскресил дочь Иаира (Лук.8:49-56).

Естественно такое огромное количество выше перечисленных событий произошло не за один день, а заняло продолжительное время. И только после всех этих событий Лука пишет о том, что Спаситель собирает Своих двенадцать Апостолов ещё раз. "Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать" (Лук.9:1-2). Лука в своей книге описывает два случая призвания Апостолов (Лук.6:13) и (Лук.9:1). Можно предположить то, что описанием двух случаев созыва Апостолов, Лука дает понять то, что после трехлетнего ученичества Спаситель несколько раз посылал Апостолов на их служение. А это значит, что и по сообщениям Евангелиста Луки Апостолы ещё самостоятельной деятельностью не занимались. А их разовые посылания представляли собой период Апостольской практики, наступившей после трехлетнего ученичества у Спасителя. Таким образом, в описываемый Лукой период апостольская дюжина, которая бы занималась самостоятельной апостольской деятельностью, ещё не была окончательно сформирована.

Ещё одним подтверждением правоты этой мысли может быть и такое рассуждение. Апостольская дюжина не могла быть святой и окончательно сформированной до тех пор, пока среди Апостолов находился предатель Иуда. Согласно житиям Апостолов Иуда Искариот, не смотря на то, что был избран в число двенадцати, проповеднической и целительской деятельностью никогда не занимался. После смерти Иуды и последующего избрания на его место другого Апостола, Матфия, апостольская дюжина становится полностью состоящей из лучших приверженцев Спасителя. В день Святой Пятидесятницы на Апостолов снизошли языки пламени, и Апостолы получили все Дары Святого Духа. В этот раз они получили Дары Духа Святого на всю жизнь, в отличие от духовных даров, которые они получали от Спасителя каждый раз перед тем, как посылались Им на Апостольское служение во время их практики. И после получения Даров Духа Святого заканчивается период апостольской практики у Апостолов и начинается их самостоятельная апостольская деятельность. То есть если раньше Апостолы закрепляли свои теоретические знания учения Христова в своей апостольской практике, то теперь они становятся зрелыми специалистами. Подтверждением чего и является их дальнейшая самостоятельная апостольская деятельность.

Поэтому для полного понимания Евангельских событий и нужно различать эти особенности, когда Апостолы после своего трехлетнего ученичества проходили апостольскую практику под руководством Спасителя, и когда после дня Святой Пятидесятницы они становятся полноценными проповедниками Христова учения и начинают свою самостоятельную апостольскую деятельность.

Поэтому, несмотря на отличия у трех Евангелистов в описании такого Евангельского события, как призвание Спасителем двенадцати Апостолов, никаких библейских противоречий нет. Просто Евангелисты описали в своих книгах разные случаи, во время которых Спаситель посылал Апостолов на их апостольское служение сразу же после их ученичества. И этот период можно, применяя современную речь, условно назвать апостольской практикой, проходившей под руководством Спасителя, как их Наставника и Учителя. И этот период практики предшествовал самостоятельной деятельности Святых Апостолов, наступившей после дня Пятидесятницы.

То есть три Евангелиста в своих книгах описали период постепенного становления и формирования Апостольской дюжины во время апостольской практики, как будущего прообраза христианской общины. Просто атеистам и всем другим критикам Библии следует повнимательней читать эту Великую книгу и делать правильные выводы. И убедиться в том, что в этой Великой книге противоречий нет.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-декабрь 2006 г.