"А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Матф.10:6). Этот стих является логическим и смысловым продолжением предыдущего стиха. Спаситель, в предыдущем стихе запретив Своим Апостолам ходить к язычникам и самарянам, в разбираемом стихе указывает на то, к кому следует идти. Нужно идти в первую очередь "к погибшим овцам дома Израилева ". Слово "идти" обозначает "1 двигаться, переступая ногами; 2 двигаться, перемещаться; 3 отправить, направиться куда-нибудь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, " Азъ ", 1994, с.231). Слово "наипаче является устаревшим и обозначает наиболее, в особенности, прежде всего" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, " Азъ ", 1994, с.374). То есть Спаситель предлагает Своим Апостолам идти со своей проповедью в первую очередь, прежде всего к евреям, представляющим собой Богоизбранный народ. Слово "погибнуть" обозначает "то же что и слово гибнуть" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, " Азъ ", 1994, с.521). Слово "гибнуть" обозначает "подвергаться уничтожению, гибели" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, " Азъ ", 1994, с.125). То есть Спаситель говорит о древнееврейском народе, который, по мнению богословов, уничтожается, гибнет в духовно-религиозном смысле.

У многих любознательных читателей может возникнуть вопрос о том, как же можно идти к погибшим овцам (то есть людям) дома Израилева , то есть израильского государства? Ведь если они уже являются погибшими, то их уже нет. Они не существуют. К кому же, в таком случае, идти? Попытки пояснить это место в Библии предпринимались в течение многих веков. Однако до сих пор не дано ясного и вразумительного пояснения фрагмента этого стиха. Некоторые толкователи говорили о том, что слово "погибшим" нужно понимать как погибающим овцам дома Израилева . При такой замене слова, "погибшим" на "погибающим" по их мнению, становится ясно то, к кому должны идти Апостолы. Если бы овцы дома Израилева не погибли, а только погибали бы в духовно-религиозном невежестве, то к ним и стоило идти. Однако такое пояснение этого стиха является в корне неверным. Потому что в тексте стиха сказано именно не о погибающих, а о погибших овцах. Для того, чтобы ликвидировать трудность при пояснении этого места, толкователи пытались говорить о якобы неверном переводе этого слова. Что также было неправильным. В большинстве случаев толкователи это место поясняли в смысле погибающих овец, не вдаваясь в детали и не уточняя разницу между словами уже "погибшие" и ещё только "погибающие". Так делает и толкователь А.П. Лопухин. "Под овцами погибшими нет никакой надобности разуметь только безнравственные или преступные классы населения. Но всех евреев, без всяких отличий и исключений, которые не веровали ещё в Мессию, и не обратились к Нему по сердцу и жизни" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.625).

По смыслу этой фразы Лопухин рассуждает не о погибших, а о погибающих людях, к которым и можно идти. Потому что к погибшим идти нельзя, незачем, так как они погибли и не к кому идти.

Если строго придерживаться Библейского текста, в котором фигурирует слово "погибшие", а не погибающие овцы, как же в таком случае правильно нужно пояснить фрагмент этого стиха? Для правильного понимания этого места можно предположить то, что Спаситель, как Бог, обладая Всеведением, знал, что большая часть древнееврейского народа не примет Его учения и не признает Его, как Истинного Мессию. Это подтверждается фактами из современного иудаизма. Приверженцы современной еврейской религии не признавая Иисуса Христа, до сих пор ждут прихода Мессии. Поэтому, зная о том, что большинство древнееврейского народа не примет Его, как Истинного Мессию, Спаситель и сказал о том, что этот народ является не погибающим, а именно погибшим. Подтверждением такому предположению и являются разбираемые слова Спасителя из рассматриваемого стиха. Под овцами дома Израилева Он подразумевает древнееврейский народ. А за то, что этот Богоизбранный народ не принял Его Мессианского учения, Спаситель и называет этот народ именно погибшим, а не погибающим. Таким образом, фрагмент разбираемого стиха можно пояснить как оценку, данную Спасителем на тот факт, что древнееврейский народ не признает Его Мессианского учения.

Однако, зная о факте непризнания Мессианского учения древнееврейским народом, Спаситель всё же посылает Своих учеников с Евангельской проповедью. И делает это для того, чтобы исполнить обещание Бога-Отца о том, что Богоизбранному древнееврейскому народу будет дарован Мессия с новым религиозным учением. Поэтому из выше изложенного предположения становится видно то, что в тексте разбираемого стиха слово "погибшим" в речи Спасителя употреблено правильно. И его не нужно менять на слово "погибающим".

Итак, указав Своим Апостолам, что они должны более всего идти именно к евреям, Спаситель во второй части разбираемого стиха применяет иносказательную речь. Это выражается в том, что Спаситель евреев называет овцами. Делает это Он потому, что овца являлась жертвенным животным у древнееврейского народа и символизировала собой покорность, кротость и смирение перед Богом. А также потому что овца имела большое значение в жизни древнееврейского народа. В Своей иносказательной речи Спаситель употреблял издревле известные для евреев понятия и предметы. В разбираемом стихе Спаситель не случайно употребил образ овцы. Потому что древнеизраильские патриархи были пастырями. А их стада были многочисленны настолько, что составляли главное богатство древнееврейского народа во времена патриархов. Поэтому овцеводство считалось у евреев самым древним и самым почетным занятием. "Моисей пас овец у Иофора , тестя своего, священника Мадиамского " (Исх.3:1). "И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец" (1Цар.16:11). О том, что овцеводство было почетной и жизненно важной для древних евреев работой подтверждается и тем, что, например семь дочерей священника Иофора были овцеводами. А Патриарх Иаков пас овец Лавана . А Моисей пас стада у своего тестя Иофора . Таким образом, овца в жизни древнееврейского народа имела большое значение. Поэтому боязливость, беззащитность и беспомощность овцы ещё в Ветхом Завете употребляется как символ в иносказательном смысле. "Тогда [Михей] сказал: я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, - и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром" (2Пар.18:16). "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас" ( Ис . 53:6). А образ заблудившейся овцы символически обозначал человека, отступившего от верования в Бога.

Поскольку в жизни древнееврейского народа такое большое значение имела овца, то наряду с образом этого животного возрастает роль и пастуха-пастыря. Пастырь-пастух постоянно находился при стаде овец чтобы собирать, охранять его и заботиться о нём. Об этом пишется в Библии. "В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего" (Лук.2:8). Влияние пастыря на пасомых им овец было очень большим. "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных" (Ис.40:11). Поэтому образ пастыря у древнееврейского народа был символичным и употреблялся иносказательно. Великим Пастырем у древнееврейского народа называли Иегову. "Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя" (Пс.79:2). В Новом Завете слово пастырь обозначает Иисуса Христа. "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" ( Иоан . 10:11). "Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)" ( Евр . 13:20). С приходом Мессии словом пастырь называли распространителей Евангелия. А людей, среди которых распространялось Евангелие, называли стадом словесным или пасомым. Пастырь духовный, также как и пастух, должен был заботиться о своих пасомых, или другими словами о своей пастве. Поэтому пророк Исаия Мессию характеризует как заботливого Пастыря. "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей" (Ис.40:11). Поскольку в обычае древнееврейского народа было уподоблять верующих людей словесному стаду, а покорных и преданных Богу верующих людей называть овцами словесного стада, то Спаситель и употребил хорошо известный древним евреям образ овец для обозначения верующих людей. Причем в Своей речи Спаситель говорит о народе еврейском как о верующих людях.

Словосочетание из разбираемого стиха "дом Израилев " тоже употреблено иносказательно. Оно издревле употреблялось в еврейском обществе для обозначения еврейского народа. "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его" (Ис.5:7). "Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев " (Иер.10:1). "Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева " (Ис.48:1). Поэтому Спаситель употребил в Своей речи известный словесный символ, хорошо знакомый древнееврейскому народу.

Слова о том, чтобы Апостолы шли к погибшим овцам дома Израилева нужно понимать так. Словами о погибших овцах Спаситель не только указывал на то, что Апостолам нужно идти к той части древнееврейского народа, которая живет не по Закону Божьему. Словами о погибших овцах Спаситель обозначил весь древнееврейский народ, как паству, нуждающуюся в духовном пастыре. Этот вывод подтверждается тем, что и в других местах Библии еврейский народ сравнивался с рассеянными овцами. "Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря" ( Матф . 9:36). Потому что весь древнееврейский народ ещё не уверовал в учение Христово и не жил по нему.

Поскольку Мессия уже пришел, а древнееврейский народ продолжал жить не по законам Ветхого Завета, слушая и исполняя наставления книжников и фарисеев, то такой народ жил в духовном заблуждении и был погибшим. Поэтому Спаситель и назвал этот народ погибшими овцами дома Израилева . То есть под этими словами Спаситель имел в виду духовную гибель древнееврейского народа, который с приходом Мессии должен был жить по новым христианским духовно-религиозным законам. Именно среди древнееврейского народа Спаситель велел распространить христианское учение потому, что именно этот народ был Богоизбранным . То есть именно этот народ уверовал в Единого и Истинного Бога и принял Его заповеди. Именно этому народу и был обещан Мессия. То есть этот народ в определенной мере ждал прихода Мессии и был подготовлен к этому событию. А значит именно этот народ первым, по сравнению с язычниками и самарянами, имел право услышать новую заповедь Мессии. Эта мысль высказана и в других местах. "Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией , чтобы исполнить обещанное отцам" (Рим.15:8).


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-сентябрь 2007 г.