"Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Матф.10:7). Этот стих является продолжением предыдущего стиха. В нём дается конкретное указание на то, о чем должны проповедовать Апостолы. Прежде всего, Апостолы должны проповедовать о том, что "приблизилось Царство Небесное". Слово "проповедовать" обозначает "1 произносить проповеди; 2 распространять какое-либо учение" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, "Азъ", 1994, с.607). Слово "приблизиться" обозначает "стать близким или более близким" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, "Азъ", 1994, с.577). То есть Спаситель рекомендует Своим Апостолам проповедовать о том, что Царство Небесное стало более близким и уже находится недалеко.

Согласно смыслу разбираемого стиха Апостолы по указанию Спасителя в первую очередь должны были оповестить народ израильский о том, что приблизилось Царство Небесное. Вот как понятие Царства Небесного характеризуется в богословской литературе. "Царство Небесное, собственно «Царство Небес» (Мат. 3:2), название, которое встречается только у евангелиста Матфея; предсказано Даниилом (Дан. 2:44; 7:13 и дал.), чаще называется Царством Божиим (Матф. 12:28; Map. 1:14 и дал.; Лук. 6:20; Иоан. 3:3; Рим. 14:17) и изредка Царством Христа (Лук. 1:33; Еф. 5:5; Кол. 1:13). Некоторые придерживаются того мнения, что Царство Небесное и Царство Божие исключительно обозначают то Царство Христа, которое явится в будущем; конечно, многие места Писания должны пониматься так, например, Мат. 8:11; 13:43; 16:28; 25:1,34; Map. 14:25; Лук. 13:29; 19:11; 22:16, 18; Мат. 6:10 и также то место, где Павел выражает надежду, что Господь избавит его от зла и сохранит для Своего Царства (2Тим.4:18; Срав. 2Тим.4:1). Но верно и то, что эти слова в некоторых местах Писания обозначают уже существующее здесь на земле Царство Божие, а также и господство Христа над душами: «Праведность, мир и радость в Духе Святом (Рим, 14:17) объединяются словами «Царство Небесное» или «Царство Божие». Когда, например, Христос говорит: «приблизилось Царство Небесное» (Мат.4:17; 10:7), достигло до вас «Царствие Божие» (Мат.12:28), или, «отнимется от вас Царствие Божие» (Мат.21:43), «Царство Небесное силою берется» (Мат.11:12). «Всякий усилием входит в него» (в Царствие Божие, Лук. 16:16) или когда Христос говорит книжнику: «недалеко ты от Царствия Божия» (Map. 12:34), и когда Павел побуждает верующих благодарить Отца, Который избавил их от власти тьмы и ввел в Царство Сына Своего (Кол. 1:13), то ясно, что эти места нельзя понимать в смысле будущего царства, но царства, существующего уже теперь. В противовес мнению фарисеев, что Царство Божие приидет приметным образом, Иисус говорит, что Царствие Божие внутри них (Лук. 17:21). Посреди них было Царство Мессии, потому что Христос был и действовал среди них (Иоан. 1:26). Там, где находится Он, законный Царь, поддерживающий Свое Царство, назначенный для того Своим Отцом (Лук. 22:29), — там и было видимое Царство Мессии (которое Он окончательно установит при Своем втором пришествии) в первоначальной форме, подобно семени, горчичному зерну, закваске и т.д.» (Меиер). И это Царство Мессии или Небесное Царство, короче говоря, есть подчинение всего Богу через Христа, так что «Бог будет все во всем» (1Кор.15:25 и дал.)» (Эрик Нюстрем, Энциклопедический Библейский словарь, 1979, с.490).

Как же можно понимать слова Спасителя из этого стиха о том, что приблизилось Царство Небесное? Согласно представлениям древних евреев Бог обитал на небесах. Поэтому назывался Богом Небесным. А находящееся вокруг Него пространство называлось Его Царством, которое также находилось на небесах. Эта мысль подтверждается цитатой из Библии. "И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится" (Дан.2:44). Когда Второе Лицо Троицы, Сын Божий, пришел на землю, то с Его приходом на землю, к людям приблизилось и Царство Небесное. Это обусловлено такими причинами. Поскольку Мессия является Богом-Сыном, то пространство, находящееся рядом с Богом, и представляет собой часть Царства Небесного. Об этом и сказано в Библии. "Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство" (Дан.7:13-14). С приходом Мессии Царство Небесное приблизилось к людям также и потому, что на землю сошел Бог, как Создатель, Хранитель и Источник этого Царства. Поскольку Господь Бог, как источник этого Царства, пришел на землю, то с Его приходом Царство Небесное к людям и приблизилось.

Согласно древнееврейским воззрениям с приходом Мессии должна улучшиться жизнь древнееврейского народа. Потому что Мессия принесет новые законы жизни, живя по которым древнееврейский народ будет совершать богоугодные поступки и таким образом приблизит Царство Небесное. То есть то царство, в котором нет зла, а царит добро и счастье. Согласно смыслу разбираемого стиха Апостолы в первую очередь и должны были оповестить древнееврейский народ о том, что приблизилось Царство Небесное. А древним евреям из их религии было известно, что приближение Царства Небесного может произойти только с приходом обещанного им Мессии.

С этой проповедью о приближении Царства Небесного Апостолы и должны были обойти весь израильский народ для того, чтобы оповестить евреев о приходе долгожданного и обещанного им Богом Мессии. А также должны были в своей проповеди указать древним евреям на то, что теперь древнееврейский народ должен жить по новым заповедям, которые им дал Господь Бог через Своего Сына Мессию Иисуса Христа. Таким образом, проповедническая деятельность Апостолов в разбираемом стихе должна была сводиться к оповещению древнееврейского народа о том, что пришел Мессия, и к ознакомлению с Его Мессианским учением.

Однако с приходом Мессии не каждый человек может войти в Царство Небесное. Согласно Библии каждый человек грешен. "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23). "Как написано: нет праведного ни одного" (Рим.3:10). Поэтому для того чтобы освободиться от грехов и войти в Царство Божье человек должен покаяться в своих грехах. А власть отпускать грехи Бог-Отец дал Богу-Сыну, то есть Мессии, Который судит о том, стоит ли прощать грехи тому или иному человеку. "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Иоан.5:22). Поскольку Мессия появился среди людей, то люди, покаявшись, и могут у Него просить прощения своих грехов. На этот путь, ведущий в Царство Небесное, и указано в Библии. "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.4:17). Поэтому с появлением Мессии к людям и приблизилось Царство Небесное. Потому что там, где находится Царь Небесный - Иисус Христос, там находится вокруг Него и Его Царство Божье. "Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство" (Лук.22:29). "И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лук.1:33). "Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол.1:13).

Таким образом, люди через искреннее покаяние могут получить у Мессии прощение своих грехов. И таким способом приблизиться к Царству Божьему. А после прощения Мессией грехов, люди должны жить по заповедям Иисуса Христа, чтобы приблизить Царство Божье. Таким способом через приход Мессии у людей возникла возможность приблизить Царство Божье, получив от Мессии через покаяние прощение своих грехов и новые заповеди для дальнейшей богоугодной жизни.

Именно так и можно охарактеризовать понятие Царства Небесного, фигурирующего в данном разбираемом стихе. Однако понятие Царства Небесного и Царства Божьего в Библии упоминается и в других смысловых значениях.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-сентябрь 2007 г.