Что представляет собой Царство Божье и Царство Небесное.

Чтобы разобраться в вопросе о том, что же представляет собой Царство Небесное и Царство Божье, которое фигурирует в Библии, рассмотрим это понятие всесторонне и досконально. По мнению многих богословов прошлого времени и современности, понятие Царство Небесное или Царство Божье является одним из главных и самых сложных понятий Библии. Сложность этого понятия, по словам богословов, обусловлена тем, что оно употребляется в Библии в разных смысловых значениях. Просвещенные древние евреи, а впоследствии и первые христиане, знали о многих смыслах, вкладываемых в это понятие. Но наряду с этим они говорили о том, что эти разные смыслы не противоречат друг другу, а дополняют это сложное понятие, характеризуя его с разных сторон. Потому что, несмотря на различные смыслы, в Библии содержатся определения, характеризующие это понятие, как единое целое. И эти характеристики не противоречат, а уместно дополняют друг друга, соответствуя всем смысловым значениям этого понятия.

Первые сведения о понятии Царства Божьего (Царства Небесного) упоминаются ещё в Ветхом Завете. "И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Дан.2:44). Из этой цитаты видно то, что "Бог небесный воздвигнет царство". А поскольку это царство воздвигается Богом Небесным, то вероятно, это царство и будет являться Царством Божьим (Царством Небесным). Из выше приведенной цитаты из Библии становится видно, что Бог Небесный воздвигает Свое Небесное Царство. Тот факт, что в этом месте из Библии речь идет не о царстве, сделанном людьми, а о Царстве Небесном, которое воздвигнет Бог Небесный, подтверждается характеристиками этого Царства Небесного. В отличие от земных человеческих царств, которые со временем разрушаются и исчезают, это царство "вовеки не разрушится". А царством, существующим вечно, может быть не земное царство, а именно Царство Небесное. Потому что оно создано Богом Небесным, создателем и Вседержителем всего сущего на земле и на небе. В последствии в Библии описано то, что Бог Отец власть и Царство Божье отдал Сыну Человеческому, то есть Мессии, или как Его называют в Новом Завете Сыну Божьему Иисусу Христу. Вот как об этом пишется в Ветхом Завете. "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан.7:13-14). Как известно из истории человечества земные царства, созданные людьми, разрушаются и со временем исчезают. А Царство Сына Человеческого "не прейдет", "и царство Его не разрушится". Из этой цитаты видно, что речь в ней идет не о земных царствах, созданных людьми, а о Царстве Сына Человеческого, которое дал Ему Бог-Отец. То есть речь идет о Царстве, принадлежащем Сыну Божьему (Мессии), являющемуся Богом, Вторым Лицом Пресвятой Троицы. Иными словами, в этой цитате речь идет о Царстве Мессии-Бога Иисуса Христа, которое раньше было создано Богом-Отцом, и которое было передано Сыну Человеческому, то есть Богу Сыну (Мессии).

Делая вывод из анализа двух выше приведенных цитат из Ветхого Завета, можно сказать о том, что Царство Божье (или Царство Небесное) было основано Богом Небесным, то есть Богом-Отцом. И Царство Небесное было создано, в отличие от разрушающихся земных царств, вечным "вовеки не разрушится, и... будет стоять вечно" (Дан.2:44). В последствии Свое Небесное Царство Бог-Отец передал Своему Сыну, то есть Мессии, названному Сыном Человеческим тогда, когда Он "подведен был к Нему". И Богу-Сыну (Сыну Человеческому) "дана власть, слава и царство... владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан.7:14). Выяснив тот факт, что именно Бог-Отец создал Царство Небесное, а также и то, что это Царство  принадлежит Сыну Человеческому, теперь выясним вопрос о том, в чем состоит глубинная суть и истинный смысл понятий Царство Небесное и Царство Божье.

Религиозно-философское понятие "Царство Небесное" обозначает царство небес. Царством называется определенная структура "2 правление кого-либо царствование; 3 та или иная область действительности, сосредоточение каких-либо предметов. Царство Небесное в религиозных представлениях - это место пребывания душ праведников" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, "Азъ", М., 1994, с.859).

Согласно представлениям древних евреев Господь Бог находится именно на небе. Поэтому в Ветхом Завете Его часто называют "Бог Небесный" (Дан. 2:44). А поскольку Бог находится на небе, то Царство Небесное, располагающееся вокруг Бога, и есть Царство Бога Небесного, или Царство Божье. Царством Божьим оно называется ещё и потому, что Господь Бог его сотворил. И в нем Бог господствует, и оно принадлежит Ему. Поэтому в различных Евангелиях в целом ряде мест понятия Царство Небесное и Царство Божье совпадают по своему смысловому значению. Вот как, например, по смысловому значению и логике одинаково сказано о приближении этого царства. "И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.3:2). "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 4:17). "Приблизилось Царствие Божие: покайтесь" (Мар.1:15). "говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук. 10:9). "знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук.10:11).

В одинаковом смысле в разных Евангелиях употребляются понятия Царства Небесного и Царства Божьего и далее. Например, применительно к нищим духом. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5:3). "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лук.6:20). В выше приведенных и других цитатах, взятых из различных Евангелий, в которых совпадают понятия Царства Небесного и Царства Божьего, говорится о том Небесном Царстве, в котором царит и повелевает Господь Бог. То есть говорится о Царстве Божьем.

Термин Царство Небесное упоминается только в Евангелии Матфея. Отвечая на вопрос, почему только в Евангелии Матфея применяется термин "Царство Небесное" можно предположить то, что Матфей этой формулировкой противопоставлял чистое непорочное светлое Царство Бога, расположенное на небесах, царству земному, человеческому, погрязшему в грехах и пороках. То есть словом "небесное" Матфей указывал на чистоту и святость этого Царства, ставя Его, как образец наивысшей духовности по сравнению с царством земным.

Однако в подтверждение того, что термин Царство Небесное соответствует понятию Царство Божье, Матфей в своей книге употребляет эти два термина и пишет как о Царстве Небесном, так и о Царстве Божьем. Более того, понятие Царство Небесное, употребляемое в книге Матфея, соответствует понятию Царства Божьего, употребляемого и другими Евангелистами, как по смыслу, так и по логике. Например, "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф.6:33). "Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам" (Лук.12:31). "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф.19:24). "Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Лук.18:25).

Понятие Царства Небесного или Царства Божьего является объемным и многогранным. И употребляется в Библии во многих и разных смысловых значениях. Рассмотрим основные значения и дадим им ясное и исчерпывающее пояснение. В своей книге Матфей пишет о том, что Иоанн Предтеча говорил такие слова: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.3:2). Матфей также пишет и о том, что "с того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 4:17). А также Спаситель говорит Своим ученикам: "Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Матф. 10:7). У других Евангелистов тоже пишется о том, что приблизилось Царство Божье. "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мар. 1:15). "Говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук.10:9). "Однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук.10:11). В выше приведенных цитатах говорится о том, что древнееврейский народ оповещали о необходимости покаяния, потому что приблизилось Царство Небесное (по Матфею) или Царство Божье (по остальным Евангелистам).

У любознательного читателя может возникнуть вопрос о том, какое смысловое значение имеют слова о приближении Царства Небесного? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно проанализировать то, кто говорит эти слова и с какой целью он это делает. В выше приведенных местах из различных Евангелий эти слова произносит Иоанн Предтеча и Иисус Христос. Эти слова обращены к древнееврейскому народу для того, чтобы оповестить его о том, что приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. И поэтому древним евреям следует покаяться.  В выше приведенных цитатах из Евангелий понятия Царства Небесного и Царства Божьего употребляются для обозначения того, что сбылись предсказания пророков, и к древним евреям пришел обетованный Мессия, Сын Человеческий - Иисус Христос. Поскольку Иисус Христос представляет собой Второе Лицо Пресвятой Троицы и является Богом-Сыном, то вокруг Него, как вокруг Бога, и находится часть Царства Божьего, или Царства Небесного.

Поэтому в Евангелиях и говорится о том, что с приходом долгожданного Мессии к земным людям приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. Это происходит потому, что Господь Бог, воплотившийся в человеческую плоть, пришел на землю к древним евреям. И с Его приходом Царство Небесное или Царство Божье, пришедшее вместе с Ним и окружающее Его, приближается к людям. Именно такие представления и имели древние евреи о приходе обетованного Мессии. Поэтому в древнееврейском государстве о людях, веривших в приход Мессии, говорили, что они ждут прихода Царства Божьего. Об этом пишется в Евангелии. "Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия" (Мар. 15:43). Под ожиданием Царства Божьего подразумевается ожидание прихода Мессии.

Однако земной человек не может войти в это Царство, потому что грешен. Об этом в Библии пишется так. "Потому что все согрешили" (Рим.3:23). "Нет праведного ни одного" (Рим. 3:10). Однако Господь Бог милостив к людям. И Он дал им возможность путем искреннего покаяния снять с себя свои грехи. Бог-Отец предоставил право прощать грехи Мессии. И об этом сказано так. "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой" (Матф.9:6). Поскольку Бог-Отец отдал власть прощать грехи Богу-Сыну, то люди и должны именно у Него, пришедшего к ним в виде Сына Человеческого, Мессии, и просить прощение своих грехов. И тогда прощенные Богом-Мессией люди сумеют войти в Царство Небесное.

В целом ряде мест в Евангелиях говорится о Царстве Небесном или Царстве Божьем как об учении Христовом. Например, "Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Матф.13:52). То есть в этой цитате говорится о том, что книжник, как ученый человек "наученный Царству Небесному" (то есть учению Христову), выносит из своей сокровищницы и новозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом "новое". И выносит ветхозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом "старое". Потому что в Библии ясно сказано о том, что с приходом Иисуса Христа на смену Ветхого Завета приходит Новый Завет. "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лук.16:16).

У Марка также конкретно указывается на то, что под Царством Божьим имеется ввиду именно учение Христово. "Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия" (Мар.1:14). Евангелие - это благая весть, то есть рассказ о земной жизни и учении Иисуса Христа. "Евангелие - это раннехристианское сочинение, повествующее о жизни Иисуса Христа" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Азъ, М., 1994, с.181). Евангелие Царства Божьего это и есть учение Мессии, то есть Новый Завет, который и выражает новые религиозные законы. А через эти новозаветные заповеди и законы и выражается религиозное христианское учение Царства Божьего. О том, что именно через Новый Завет, то есть через Евангелия, выражается учение Царства Божьего, ясно написано в Библии. "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мар.1:15). То есть в этой цитате понятно говорится о том, что с приближением Царства Божьего нужно покаяться и уже нужно веровать именно в Евангелие, которое пришло на смену ветхозаветному учению. О том, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, и что Сам Спаситель должен его распространять, ясно указано в Библии. "Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан" (Лук.4:43). Из этой цитаты становится понятно, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, которое Спаситель и должен распространять.

Доказательством справедливости этой мысли является тот факт, что в этой цитате говорится о Царстве Божьем, которое нужно благовествовать. А благовествуют только учение. Доказательством справедливости этой мысли является также и то, что это учение должен благовествовать Сам Спаситель. Он о Себе говорит, что "ибо на то Я послан". А Спаситель мог быть послан Богом-Отцом только для того, чтобы благовествовать, то есть распространять именно учение Нового Завета, учение пришедшего Мессии. Поэтому под словами о том, что Спаситель "благовествовать... должен Царствие Божие" понимается распространение учения Христова, которое в данной цитате названо Царством Божьим.

Можно предположить также и то, что учение Христово названо Царством Божьим по целому ряду причин. Во-первых, поскольку главным в учении Иисуса Христа является достижение Царства Божьего человеком, то само учение Христово и называется Царством Божьим. Во-вторых, потому что это учение в основной своей части и посвящено описанию этого Царства. В-третьих, поскольку в учении Иисуса Христа фигурируют основные понятия о Царстве Небесном, то это учение в кратком названии и называется Царством Небесным. В-четвертых, поскольку в учении Иисуса Христа даются исчерпывающие характеристики Царства Небесного и Его ожидание, то это учение кратко и названо Царством Небесным. В-пятых, поскольку учение Иисуса Христа рассказывает как достичь в жизни Царства Небесного и войти в Него, то это учение и называется Царством Небесным.

Не только Спаситель благовествует Царство Божье, но и Его ученики. О чем и пишется в Библии. "И послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных" (Лук. 9:2). Выражение из этой цитаты о том, что ученики Спасителя посланы Им "проповедывать Царствие Божие" понимается в том смысле, что ученики распространяют именно учение Христово, которое в данной фразе названо Царством Божьим, или Царством Небесным.

В другом месте в своей книге Матфей пишет "горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Матф.23:13). В этой цитате говорится о Царстве Небесном, как о религиозном учении, и о неправильном исполнении Закона Божьего по совету фарисеев и книжников. Говоря о том, что книжники и фарисеи затворяют "Царство Небесное человекам", Спаситель имеет ввиду то, что книжники и фарисеи искажают религиозные понятия Ветхого Завета и не признают учения Христова. И искажая понятия Закона Божьего, не могут научить людей правильно его исполнять. И сами его не исполняют. Поэтому Спаситель и говорит книжникам и фарисеям "сами не входите и хотящих войти не допускаете". Неправильным толкованием и исполнением Закона Божьего книжники и фарисеи для себя затворяют Царство Небесное, и закрывают его для людей, которые искренне хотят служить Богу. За то, что книжники и фарисеи не дают людям надлежащих знаний по исполнению Закона Божьего, Спаситель порицает их. О чем пишется и в других местах Библии. "И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, - сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение" (Мар.12:38-40).

В Библии понятие поиска Царства Небесного или Царства Божьего употребляется и для обозначения определенного образа жизни человека. Такой образ жизни должен отличаться праведностью, что достигается соблюдением заповедей Божьих.

Как образец лицемерия и нарушения Закона Божьего Спаситель приводит образ жизни фарисеев и книжников, и постоянно порицает их. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Матф.23:23). "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды" (Матф. 23:25). Поэтому людям говорит Спаситель о том, что не нужно подражать книжникам и фарисеям, потому что они ведут себя неправильно. И поэтому недостойны Царства Небесного. Поэтому Спаситель и говорит людям о том, чтобы они не уподоблялись книжникам и фарисеям. "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф.5:20). Слово "праведность" это свойство по значению прилагательного праведный. Слово "праведный" обозначает "1 человека, который строго соблюдает правила религиозной морали, благочестивый; 2 справедливый правильный" (Словарь русского языка, под ред. А.П. Евгеньевой, "Русский язык", М., 1984, т.3, с.353). "Слово "превзойти" обозначает "оказаться выше, сильнее, значительнее в каком-нибудь отношении" (С.П. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, "Азъ", М., 1994, с.568).

Таким образом, Спаситель говорит о том, чтобы мораль, порядочность, справедливость людей стала выше, сильней, значительней ложной праведности фарисеев. Только тогда и можно будет людям войти в Царство Небесное. Потому что праведность фарисеев и книжников была показной и ложной, направленной на искажение Закона Божьего. Спаситель и говорит о том, что Царство Божье открывается лишь тем людям, которые живут честно и справедливо, соблюдая Законы Божьи, совершая добрые поступки. То есть ведут высоконравственный богоугодный образ жизни.

Понятие невозможности войти в Царство Небесное употребляется в Библии как характеристика образа жизни, связанного с неискренним, лицемерным верованием в Бога. Таким людям Спаситель говорит "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф.7:21). То есть Спаситель говорит о том, что люди, которые часто упоминают имя Бога, молятся Ему, но признают Бога только на словах, для вида, не войдут в Царство Небесное. Потому что нужно не только говорить о Боге и на словах Его признавать, но и подтверждать свое верование в Бога добрыми богоугодными поступками. То есть исполнять "волю Отца Моего Небесного". И когда человек и на словах, и на деле будет совершать добрые богоугодные поступки и соблюдать Закон Божий, то в этом случае он будет достоин Царства Небесного.

Понятие Царства Небесного употребляется в Библии и для обозначения, как душевного состояния человека, так и его поведения. Это выражается в таких словах Спасителя "и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матф.18:3). В этих словах Спасителя говорится о том, что люди должны быть искренними и чистыми душой как дети, которые не знают злобы, зависти, коварства, ненависти, вражды и мести. В другом месте Библии Спаситель поясняет Свои слова о детях и Царстве Небесном. "Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Матф.18:4). Слово "умалиться" обозначает "то же, что и уменьшиться, стать меньше, слабее по степени проявления" (Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, ук. изд., с.489). То есть Спаситель рекомендует людям снизить свою роль, приуменьшить свое значение в области своей гордыни и себялюбия, быть скромным и не выдвигать своих заслуг, не выпячивать себя среди других людей. То есть Спаситель советует людям вести себя как вот этот не запятнанный грехом ребенок, который не стремится выпячивать себя в обществе и не выставляет напоказ свои достоинства и достижения. А живет, проявляя искрение светлые эмоции с чистой душой не загрязненной злобой, завистью, местью и другими негативными человеческими чувствами.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в выше указанных цитатах из Библии понятие о Царстве Небесном применяется для характеристики поведения человека и его образа жизни. В первой цитате Спаситель говорит о праведности людей, которая должна превзойти праведность фарисеев. Во второй цитате Спаситель говорит об образе жизни, при котором человек не только должен произносить слова о Боге, но и на деле, через совершение добрых богоугодных поступков, исполнять Волю Отца Небесного и соблюдать Божьи Законы. В третьей цитате Спаситель говорит об образе жизни, при котором люди должны стать подобными детям. То есть должны жить искренними чувствами и иметь искреннюю чистую душу. В четвертой цитате Спаситель говорит об образе жизни, при котором человек должен умалиться, как ребенок. То есть не выпячивать свои заслуги, а уменьшить свой эгоизм и себялюбие.

Таким образом, все выше перечисленные и рассмотренные цитаты посвящены Царству Небесному. Но в данном случае в слова о достижении Царства Небесного вкладывается определенный философский смысл, направленный на характеристику образа жизни и поведения человека. И если человек, следуя выше указанным советам Спасителя, будет совершенствовать свой характер, нравственность и образ жизни, то войдет в Царство Небесное.

То же самое говорится и о Царстве Божьем. "Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мар.10:15). То есть в этой цитате Спаситель говорит о том, что дитя принимает Царство Божее со всей чистотой своей детской непорочной души, не запятнанной грехами гордыни, мести, злобы и другими пороками. Иными словами дитя проявляет искренность, открытость и чистоту своих чувств для принятия Царства Божьего. Те же слова повторил в своей книге Лука. "кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Лук.18:17). Как видим в этом случае у Матфея (18:3), Марка (10:15) и Луки (18:17) о Царстве Божьем и о Царстве Небесном говорится в одном и том же смысловом значении, связанном с тем, как это Царство воспринимают дети, и с тем, что они могут войти в него, потому что они непорочны и имеют чистую душу и не совершают греховных поступков.

Понятие приближения к Царству Божьему и Царству Небесному, обозначающее совершение добрых поступков и богоугодный образ жизни человека, употребляется и в других местах Библии. Например, праведный образ жизни и совершение богоугодных дел является показателем того, насколько близко стоит человек к Царству Божьему. То есть приближение к Царству Божьему и является показателем высокой нравственности и праведности человека. Об этом в Библии пишется так. "Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия" (Мар.12:34). То есть Спаситель, оценил слова и дела этого человека, жизненная мудрость которого и проявилась в его ответах. И видя, что он не только говорит о Боге, но и живет по Его заповедям, для обозначения праведности этого человека привлекает такое понятие, как Царство Божье. И для того, чтобы указать на то, что этот человек ведет Богоугодную жизнь, Спаситель и говорит ему: "Недалеко ты от Царствия Божия". Как видим, в этих словах Спасителя понятие Царства Божьего выступает как мерило нравственности человека, его житейской мудрости и указание на его богоугодный образ жизни.

В других местах Библии понятие Царства Божьего выступает как призыв к праведному образу жизни. Например, об этом пишется так: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф. 6:33). "Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам" (Лук.12:31). Слово "искать" обозначает "1 стараться найти, обнаружить; 2 стараться получить" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.246). В этих глубокомысленных словах говорится о том, что человек, находясь в различных жизненных ситуациях, должен вести постоянный поиск того, как правильно поступить, поиск единственно правильного решения, которому человек подчиняет свои действия, поступки и слова. А главным критерием того, как правильно поступить в жизни, у человека и должно быть не что иное, как Царство Небесное. То есть перед совершением каждого своего поступка человек должен серьезно подумать о том, позволит ли совершенный им поступок войти в Царство Небесное, или нет. Соответствует или нет совершенный человеком поступок правде Царства Божьего. То есть должен поступать, руководствуясь правдой, справедливостью и добродеянием. Потому что Бог является воплощением правды "ибо Господь есть Бог правды" (Ис.30:18), справедливости "Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои" (Пс.118:137), и добра "кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога" (3Иоан.1:11).

Вот такое серьезное обдумывание решений перед совершением поступков и нахождение правильного выхода из той, или иной жизненной ситуации, что в конечном итоге приводит к совершению добрых поступков, и называется поиском Царства Небесного и правды Его в жизни каждого человека.

О том, что Царство Божье - это эталон и образец высшей святости и праведности, прямо сказано в Библии. "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим.14:17). Слово "праведный" обозначает "1 благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам; 2 основанный на правде, справедливый" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.566). Слово "мир" обозначает "1 согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; 3 спокойствие, тишина" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.350). Слово "радость" обозначает "веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; 3 радостное, счастливое событие, обстоятельство" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.629). Таким образом, согласно выше приведенной цитате Царство Божье - это мир (отсутствие вражды, ссоры, войны, присутствие согласия). Царство Божье - это радость (то есть ощущение большого душевного удовлетворения и счастья). Царство Божье - это праведность (то есть благочестие, безгрешность, соответствие религиозным правилам, правдивость и справедливость). Причем все эти качества должны проявляться в Духе Святом. То есть должны быть освящены Святым Духом, как проявлением Высшей духовности и искреннего служения Богу.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что когда человек будет вести праведный Богоугодный образ жизни, соответствующий религиозным правилам и будет строить свои поступки на основе правды и справедливости, то он не только получит в награду от Господа Бога радость, мир и счастье, но и будет приближаться к Царству Божьему. А все остальные блага жизни в виде везения, успеха и прочего, приложатся к такому человеку.

Как видим, понятие Царства Божьего играет огромную роль в построении образа жизни человека и в совершении им добрых и богоугодных поступков.

Понятие Царства Небесного употребляется в Библии для обозначения степени праведности и добродетели человеческой души. Об этом в Библии пишется так. "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21). Согласно выше приведенной цитате Царство Божье может возникнуть внутри человека и присутствовать в его душе и разгореться в ясный свет из искры Божьей. Под искрой Божьей у всех толкователей подразумевается Божественное доброе светлое начало, которое вдыхается в человека при его рождении Богом, как дух жизни. Например, как Бог вдохнул дух жизни в Адама. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7). Применяя религиозные представления можно сказать о том, что Царство Божье, как состояние счастья, радости, мира, умиротворения, справедливости, правдивости может возникнуть только в душе человеческой. Применяя логику и здравый смысл для пояснения этого места Библии, можно предположить что Царство Божье может возникнуть в душе не каждого человека, а только добродетельного и праведного. Подтверждением правильности такого рассуждения являются слова из Библии о том, "неправедные Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9). Из этой цитаты становится видно то, что для достижения Царства Божьего человек должен удерживать себя от греховных  поступков, превозмогать соблазны, побеждать искушение, терпеть без обиды и мщения несправедливость, проявлять любовь к Богу и ближнему своему. То есть человек должен проявить усилие для обуздания своей греховной натуры, для воздержания от греха. На это ясно указывается в Библии. "С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лук.16:16). "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его" (Матф.11:12). Слово "усилие" обозначает "напряжение сил физических и умственных" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.827). Слово "сила" обозначает "способность проявления какой-либо деятельности, состояние, отличающееся определенной степенью напряженности, устремленности" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.706). Таким образом, чтобы войти в Царство Божье, необходимо применить усилие по достижению праведности в своей душе и жизни. Усилие, направленное на совершение добрых богоугодных поступков и на воздержание от совершения греха.

О том, что человек должен бороться с соблазнами, которые мешают ему войти в Царство Божье, также ясно сказано в Библии. "И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Мар.9:47). Поэтому в Библии и приводятся слова человека, который просит Господа Бога, чтобы Он избавил его от злых дел и допустил войти в Царство Небесное. "И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь" (2Тим.4:18). И когда человек победит свои соблазны и искушения, не будет совершать греховных поступков, а будет делать Богоугодные добрые дела, вот тогда в душе такого человека и возникнет Царство Божье, и расцветет как прекрасный ароматный цветок, излучающий чистый и ясный свет, прогоняющий мрак порока и греха.

И тогда сбудутся слова Спасителя "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21).

Если Царство Божье находится внутри праведного и добродетельного человека, значит, оно находится в душе такого человека, который преисполнен умиротворения и небесного блаженства. Поэтому, разбирая и анализируя выше приведенные слова из Библии, можно сказать о том, что понятие Царства Божьего применяется и для того, чтобы указать на праведность и добродетельность души человека, ведущего земное существование. Таким образом, термином Царство Небесное обозначается в Библии не только существование человеческой души на небе, но и на земле, в период земной жизни человека-праведника. Именно о таких людях-праведниках, ведущих добродетельный и Богоугодный образ жизни, Спаситель и сказал, что они сумеют увидеть Царство Божье, пришедшее во всей его силе, славе и могуществе. "И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мар.9:1). "Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие" (Лук.9:27).

Анализируя эту цитату, можно заметить то, что в ней ясно говорится о том, что не все люди, а "есть некоторые из стоящих здесь..." "увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". То есть Царство Божье придет не для всех людей, живущих земной жизнью. А только для некоторых людей, которые своими добрыми и Богоугодными поступками подготовили свою душу для принятия Царства Небесного. Иными словами Царство Божье придет в своей силе в души праведных добродетельных и благочестивых людей, которые самозабвенно чтят Бога и добросовестно исполняют Его Законы.

Наряду с этим, понятие Царства Божьего применяется в Библии не только для обозначения Его присутствия на земле в душах людей. Этот термин используется и для обозначения потустороннего сверхъестественного мира. Например "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Матф.8:11). На то время, когда Спаситель говорил эти слова, уже не было в живых ни Авраама, ни Исаака, ни Иакова. Поэтому, сказав о том, что эти патриархи древнееврейского народа находятся в Царстве Небесном, Спаситель имеет ввиду то, что они находятся в загробном мире. Таким образом, в данной цитате из Библии термином Царство Небесное обозначается потусторонний сверхъестественный мир. Эта же мысль высказана и в другой цитате из Библии. "Когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон" (Лук.13:28). И в этой цитате понятие Царства Божьего применяется для обозначения потустороннего сверхъестественного мира.

Говоря о Себе, Спаситель также употребляет понятие Царства Божьего для обозначения сверхъестественного потустороннего нематериального мира. Спаситель о Себе говорит так. "Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием" (Мар.14:25). Поскольку эти слова Спаситель произносит на Тайной вечере перед восхождением на гору Елеонскую, то понятие Царства Божьего в этих словах употреблено для обозначения нематериального сверхъестественного мира. Подобная мысль высказана и в другом месте из Библии. "Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50). Слово "наследовать" обозначает "1 получить в наследство или в наследие от кого что-нибудь; 2 иметь права на получение наследства" (С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова, толковый словарь русского языка, "Азъ", М., 1994, с.385). Из выше приведенной цитаты из Библии видно, что получить в наследство Царство Небесное "плоть и кровь не могут". Поскольку люди во время своей земной жизни имеют кровь и плоть, то значит, по этой цитате они в плоти и крови не могут войти в Царство Божье, находящееся на небе. Таким образом понятие Царства Божьего, которое употреблено в данной цитате, применяется для обозначения потустороннего нематериального сверхъестественного мира. Однако, несмотря на то, что термин Царство Небесное и Царство Божье применяются в Библии для обозначения разнообразных религиозных понятий, в описании Царства Божьего никаких противоречий нет. Наоборот, применение словосочетания Царство Божье для обозначения различных понятий, говорит о том, что это очень широкий и многогранный термин. Но, несмотря на свою многогранность, это понятие объединено единой сущностью и представляет собой цельную монолитную структуру. И это доказывается глубинной сутью этого понятия. И в каком бы смысловом значении не употреблялось бы понятие Царства Небесного и Царства Божьего, прежде всего оно указывает на присутствие Божественного Начала на том человеке, предмете или явлении, о котором говорится. Именно в этом главное смысловое значение понятий Царства Небесного и Царства Божьего. Поэтому, указывая на то, что Спаситель ходил, проповедуя Царствие Божие, Евангелисты и говорят о том, что такая проповедь была угодна Богу-Отцу. Сказав человеку о том, что "недалеко ты от Царствия Божия" (Мар. 12:34) Спаситель указал на определенную степень праведности и Богоугодности этого человека. Сказав людям "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф.6:33) Спаситель говорит о том, что люди должны совершать Богоугодные праведные поступки, на которых лежит Благодать Божья. Сказав людям "ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21), Спаситель говорит о том, что такие люди вели праведную Богоугодную жизнь и поэтому достигли благочестивого состояния своей души. И на них также присутствует Благодать Божья. Упоминая о Царстве Небесном, как о потустороннем сверхъестественном нематериальном мире, Спаситель сказал "если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матф.18:3). И этими словами Спаситель указал на то, что в Царство Небесное, существующее в виде сверхъестественного мира, могут войти только те люди, которые обладают искренностью и чистотой души ребенка, те люди, которые делают добрые Богоугодные поступки. Потому что "неправедные Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9).

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что во всех случаях, когда применяются понятия Царство Небесное или Царство Божье, на первый план выступает основной доминирующий признак, который и указывает на присутствие Божественного Начала, проявления Добра, Разума, Света. То есть во всех случаях Царство Божье или Царство Небесное обозначает присутствие такой Высшей Разумной Святой Силы как Праведного Бога. И исполнение Его Воли вызывает появление Царства Небесного, например, в душе человека, в его образе жизни, в его поступках, словах и мыслях. А также понятие Царство Небесное или Царство Божье указывает на то, что там, где Оно присутствует, всегда соблюдаются законы Божьи и господствует добро, справедливость, благочестие и праведность. Вот для обозначения всех выше указанных понятий и применяется в Библии термин Царство Небесное или Царство Божье.

Итак, в Библии понятие Царство Небесное или Царство Божье имеет такие характеристики. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его" (Матф. 11:12). "Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лук.16:16). То есть одной из отличительных черт Царства Божьего является то, что вхождение в Него требует от человека определенных усилий. И эти усилия, с одной стороны, связаны с подавлением греховных страстей и порочных наклонностей, с другой стороны, с совершением добрых Богоугодных поступков. Для того, чтобы войти в Царство Небесное нужно иметь чистую душу и добродетельные Богоугодные поступки. Одной из характерных черт является и то, что в Царство Божье трудно войти богачу. "Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное" (Матф.19:23). "И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф. 19:24). Богатый не может расстаться со своим богатством, потому что его душа отягощена таким пороком как стяжательство и жадность. Об этом очень хорошо рассказано в притче о богатом начальнике. "И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Лук.18:18). "Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Лук.18:22-25). Некто из начальствующих опечалился потому, что ему жалко было расставаться со своим богатством. Причем Спаситель поясняет то, почему богач не может войти в Царство Божье. "Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!" (Мар. 10:24). Иными словами Спаситель говорит о том, что человек, который надеется на деньги и думает, что за них всё на свете может купить, ошибается. Потому что за деньги не войдешь в Царство Божье. Более того, богатство портит душу человека, внушая ему мысль о вседозволенности, взращивая в его душе жадность, стяжательство и алчность. То есть богач не может войти в Царство Божье не потому, что он имеет много денег, а потому, что эти деньги развратили его и развили в его душе целый ряд пороков, которые толкают его на греховные поступки, совершаемые им ради стяжательсва и наживы, и ради ублажения своих страстей и пороков. То есть под дурным влиянием богатства портится душа человека и в ней начинают процветать грехи и пороки и уменьшаться добродетели.

Именно из за несовершенства человеческой души, её греховности и порочности, и недостатков характера, грешный человек не подходит для Царства Божьего. Об этом и говорится в Библии. "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лук.9:62). В данной цитате под несовершенством души понимается её греховность и непостоянство характера человека, то есть его ненадежность. Иными словами в выше приведенной цитате из Библии говорится о человеке, который проявляет в своих действиях непостоянство, например, ложит "руку свою на плуг" и в то же время озирается назад, чем показывает неустойчивость своих убеждений. И потому такой человек может легко поменять свои убеждения и изменить свои решения. И начав служить Богу, затем, проявляя неустойчивость своих взглядов, начнет служить противоположной Богу силе. Поэтому такой ненадежный человек также не подходит для Царства Небесного из за греховности и порочности своей души, как и богач. Потому что не имеет преданности Богу из за изменчивости и непостоянства своих намерений и поступков.

Другой красноречивой характеристикой Царства Божьего является указание на то, кто же может войти в это Царство Божье. В Библии об этом говорится так. "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Матф. 19:14). Как в случае с богачом, которому мешают войти в Царство Небесное не богатство, а греховные чувства (алчность , стяжательство и т.д.), так и в случае с детьми их чувства позволяют им войти в Царство Небесное. Потому что дети проявляют искренность чувств, чистоту души, не запятнанной грехом, и совершают добрые непорочные поступки. И с открытой душой и чистыми чувствами и искренними помыслами они воспринимают окружающий мир и Бога.

Следующей наглядной характеристикой Царства Небесного является то, что в Него может войти человек, находящийся в определенном духовном состоянии. И это состояние характеризует и его поступки, и его образ жизни. Например, "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф.5:3), "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лук. 6:20). Нищие духом - это такие люди, которые при помощи покаяния (как необходимого элемента духовного роста) способны осознать свои грехи и недостатки и осудить их. И через осознание своей греховности считают себя духовно бедными. И поэтому просят у Бога-Отца ниспослать им Духа Святого. Иными словами такие люди осознают то, что они нищие на присутствие в их душе Духа Божьего. То есть эти люди считают, что им не хватает Духа Святого. И молят Бога о том, чтобы Он ниспослал им Духа Святого. Об этом и говорится в Библии. "Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него" (Лук.11:13). "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Иоан.7:38-39). Как видим, нищие духом это те люди, которые осознают в своей жизни недостаток Духа Святого и молят Бога, чтобы Он Его им ниспослал.

Поэтому люди с такими чертами характера и являются блаженными, то есть испытывающими радость блаженства. И именно таким людям, как и детям, незапятнанным грехом, осознающим в своей жизни недостаток Духа Святого (то есть осознающим свою духовную нищету) и просящим Бога о том, чтобы Он наполнил их жизнь Духом Святым, и принадлежит Царство Небесное.

И если нищие духом просят о даровании им Духа Святого, то другие люди удостоились Царства Небесного за то, что они испытали на себе гонения за правду Божью. "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Матф.5:10). Поскольку Бог является воплощением правды, то Ему угодны люди, стоящие за правду Божью. Потому что Бог любит правду. "Ибо Господь есть Бог правды" (Ис.30:18). Поэтому люди, которые отстаивали правду Божью, несмотря на то, что их за это подвергали гонению, угодны Богу. И поэтому таким правдивым людям и принадлежит Царство Небесное. Потому что правда в понимании Библии есть соблюдение Божьих заповедей. "1 правда - это то, что соответствует действительности, истина; 2 порядок, основанный на справедливости и честности" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Азъ, М., 1994, с.566). А Бог и является воплощением истины, справедливости и честности. "А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный" (Иер.10:10).

Поскольку понятие Царства Небесного или Царства Божьего является одним из главных и основополагающих в религиозно-философском учении, то по этой причине Спаситель много внимания уделяет для пояснения этого понятия. Его суть состоит в том, что там, где соблюдаются законы Божьи и исполняется Воля Божья, там и присутствует Царство Божье, как выражение Божьей Власти, Силы и Правды Его.

На определение глубинной сути Царства Божьего направлены притчи-характеристики Иисуса Христа. Рассмотрим главные из них. "Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем" (Матф.13:24). В этой притче Царство Небесное представлено в виде человека, который сумел не уничтожить пшеницу из за плевел. А разрешил взрастить пшеницу и сорняк. И затем велел мудро отделить пшеницу от плевел. То есть Царству Небесному присуща мудрость и дальновидность, как и главному герою этой притчи. В другой притче о Царстве Небесном Спаситель говорит так. "Царство Небесное подобно зерну горчичному" (Матф.13:31). Горчичное зерно "меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Матф.13:32). Поэтому Спаситель и уподобил в Своей притче Царство Небесное горчичному зерну. Потому что Царство Небесное может вырасти в душе человека и дать человеку, как и горчичное зерно, очень полезный плод.

В третьей притче Спаситель сказал: "Царство Небесное подобно закваске" (Матф. 13:33). И как закваска для теста является необходимой и дающей вкус, так и Царство Небесное в душе человека является главным компонентом его существования, дающим закваску для мыслей, дел и образа жизни человека. В следующей притче о Царстве Небесном говорится так. "Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то" (Матф.13:44). Иными словами Царство Небесное сравнивается с самым ценным сокровищем, ради которого разумный человек продает всё, но это сокровище обязательно приобретет. Продолжая Свое поучение о Царстве Небесном, Спаситель сказал: "Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее" (Матф.13:45-46). То есть Царство Небесное подобно умному человеку-купцу, который ради редкой жемчужины продал всё, но приобрел великое сокровище. Далее Спаситель говорит: "Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных" (Матф.13:47-49). Таким образом Царство Небесное, как невод в море, вылавливает праведных людей и выделяет их из среды грешников.

Анализируя характеристики Царства Небесного или Царства Божьего, приведенные в Библии, можно прийти к выводу о том, что между пребыванием в Царстве Небесном и земной человеческой жизнью существует непосредственная взаимосвязь. Эта мысль подтверждается такой цитатой из Библии. Обращаясь к Петру, Спаситель сказал: "И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Матф. 16:19). Слово "связать" обозначает "2 завязывая, соединить одно с другим; 3 соединить, установить связь, общение, близость между кем чем-нибудь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.694). Слово "разрешить" обозначает "1 дать право на что-нибудь, дать согласие на совершение чего-нибудь; 3 найдя решение чего-нибудь, разъяснить, рассудить" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.643). Согласно предположениям многих толкователей Спаситель дал Апостолу Петру власть прощать грехи людям. Иными словами если Апостол Петр считал, что человек достоин прощения грехов, и искренне раскаивался в них, то он, Петр, именем Божиим мог простить их. И таким образом открыть человеку двери в Царство Небесное. То есть Петр мог решать, достоин ли человек в будущем пребывания в Царстве Небесном, или нет. Подобную власть прощать грехи людям, и таким образом открывать им дорогу в Царство Небесное, Спаситель дал и другим Апостолам. "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан.20:23). "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Матф.18:18).

Таким образом, действия Петра, совершенные на земле, непосредственно взаимосвязаны с Царством Небесным, и отражаются и запечатлеваются в Царстве Небесном. Из этой цитаты можно сделать логически обоснованный вывод о том, что человеческие деяния и поступки на земле непосредственно связаны с Царством Небесным. Поэтому человек, живя на земле, и должен думать о том, как его земная жизнь отразится на его пребывании в Царстве Небесном. Потому что в зависимости от поступков, какие совершает праведный человек, живя земной жизнью, он и получит мало или много блаженства, когда окажется в Царстве Небесном. Иными словами каждый человек, как и Святой Апостол Пётр, своей добродетельной земной жизнью формирует свое будущее существование в Царстве Небесном. И каждый человек за свои правильные или греховные поступки на земле, получит благоприятное или карающее воздаяние в потустороннем сверхъестественном мире.

Подтверждая эту мысль, в Библии пишется так: "Какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить" (Матф.7:2) не только в последующей части вашей земной жизни, но и во время вашего дальнейшего существования в Царстве Небесном. Зная об этой взаимосвязи между делами и поступками человеческими и участи человека в Царстве Небесном, Спаситель и призывает людей "ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф.6:33). То есть Спаситель советует людям во время их земного существования вести праведную жизнь, совершать добрые богоугодные поступки. И через эти поступки и будет выражаться поиск Царства Божьего. А в другом месте Спаситель наставляет людей "не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф.6:19-21). То есть в этой цитате Спаситель советует людям во время их земного пребывания вести их земную жизнь так, чтобы она не была подчинена глупой цели накопления земных богатств. А жить так, чтобы совершать добрые Богоугодные поступки, которые и создадут сокровища для этих людей в Царстве Небесном. И все эти советы Спаситель дает потому, что между земным существованием человека и последующим его пребыванием в Царстве Небесном имеется непосредственная взаимосвязь. Причем в зависимости от совершаемых на земле добрых поступков (больших или малых) человек в Царстве Небесном занимает маленькое или большое место и наречется малым или большим человеком в Царстве Небесном.

Правильность таких рассуждений подтверждается такой цитатой из Библии. "Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Матф.5:19). Эту цитату нужно понимать следующим образом. За то, что человек во время своего земного существования соблюдает заповеди Божьи, он все же входит в Царство Небесное, в отличие от тех грешников, которые за нарушение и несоблюдение заповедей Божьих не войдут в Царство Небесное. Об этом в Библии и говорится: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф.7:21).

В качестве образца грешников, на которых не стоит равняться, и которые свои нарушения заповедей Божьих прикрывают ложной праведностью, приводятся книжники и фарисеи, осуждаемые Спасителем. "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф.5:20). Таким образом, за нарушение Божьих заповедей люди, наподобие книжников и фарисеев, не войдут в Царство Небесное. Но в отличие от людей, вообще не соблюдающих никакие заповеди Божьи, тот человек, который всё же соблюдает эти заповеди, но нарушит одну малую заповедь, всё же входит в Царство Небесное. Но за то, что такой человек всё же нарушил одну из малых заповедей Божьих, он, оказавшись в Царстве Божьем, будет наречен малым человеком. То есть такой человек будет иметь очень мало прав и привилегий в Царстве Небесном.

Анализируя всё выше сказанное, можно прийти к такому логическому выводу. Во-первых, что между земной жизнью человека и Царством Небесным существует прочная и нерушимая взаимосвязь. Во-вторых, эта взаимосвязь определяется земными поступками человека. В-третьих, для того, чтобы в Царстве Небесном человек мог занять надлежащее хорошее положение, человек не просто время от времени должен совершать добрые Богоугодные поступки, а соблюдать все заповеди Божьи. Причем такой человек не только сам должен соблюдать все заповеди Божьи , но и должен научить соблюдению законов Божьих и других людей. Вот тогда такой человек в Царстве Божьем и наречется великим. "А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Матф.5:19).

О том, что в Царстве Небесном есть большие и меньшие, Спаситель прямо указывает в Своей проповеди. "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его" (Матф.11:11), (Лук.7:28). Эти слова нужно понимать следующим образом. На земле Предтеча больше любого человека "из рожденных женами". Потому что в отличие от земных людей он не только вел образ жизни праведника, но и первый начал проповедовать учение Христово. Он первым сказал людям "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.3:2). За совершение этого великого Богоугодного дела Иоанн Креститель был больше не только простых людей. Но даже больше пророков. "Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя" (Лук. 7:28). Но в Царстве Небесном обитают Ангелы Божьи и души праведников, которые по сравнению с земными людьми наделены высшей святостью и имеют сверхъестественные способности. Поэтому пока Предтеча жил земной жизнью, он не обладал в полной мере всеми сверхъестественными способностями, присущими жителям Царства Небесного. Поэтому о Предтече, жившим в то время земной жизнью, Спаситель и говорит: "Но меньший в Царстве Небесном больше его" (Матф.11:11).

Утверждение Спасителя о том, что Предтеча больший из всех людей и пророков на земле, "но меньший в Царстве Небесном больше его", ни в коем случае не умаляет заслуг Иоанна Крестителя. А просто показывает на разницу между земным человеком (хотя этот человек и праведник во время своего земного существования) и небожителем (хотя этот небожитель и наименьший в Царстве Небесном).

Зная о том, что небожители в Царстве Небесном занимают разное положение и могут быть великими или наименьшими, ученики Спасителя интересовались вопросом о том, кто наивысший в Царстве Небесном? Об этом в Библии пишется так. "В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?" (Матф.18:1). На этот вопрос Спаситель дал Своим ученикам очень ясный ответ. "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" (Матф.18:2-5). Этим образным иносказательным ответом Спаситель указал Своим ученикам на то, что в Царстве Небесном больше всего ценится искренность и доброта незапятнанной грехами детской души, не способной на зло, коварство и другие греховные поступки. Поэтому Спаситель и говорит Своим ученикам "если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матф.18:3).

Отвечая на вопрос, кто же больший в Царстве Небесном, Спаситель, как идеал и образец большего существа, указал на ребенка. "Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Матф.18:4). То есть Спаситель сказал о том, что большим в Царстве Небесном может стать тот человек, который на земле (во время своего земного существования) имеет качества непорочного ребенка. Потому что этот ребенок пока ещё в своей земной жизни не совершил ни одного греховного поступка, не нарушил ни одну заповедь Божью, не запятнал себя темными греховными помыслами. Поэтому в Царстве Небесном больший тот человек, который, как этот ребенок, имеет чистую наивную, добрую душу, не затемненную злом, имеет бескорыстные детские поступки, имеет светлые помыслы и добрые чувства, не омраченные злобой, коварством, завистью и другими пороками. То есть ребенок, живущий детской счастливой жизнью, в отличие от взрослого человека не думает ни о деньгах и их приобретении, не думает о прибыли и о наживе, ни о похоти и разврате, не завидует ближним, не имеет коварных замыслов и расчетов, не мстит за обиды и прощает обидчикам своим. Душе такого чистого и доброго ребенка чужда зависть, вызванная богатством соседа, чужды стремления к наживе и корысти, чужды лукавство, обман и лживость. Он воспринимает мир с его доброй и светлой стороны. Верит в счастье и добро, и живет радостной жизнью. Его надежды являются жизнеутверждающими. Его помыслы свободны от зависти, обиды и мести. Он живет легко и просто, радуясь окружающему миру, сотворенному Богом, испытывая счастье от благ жизни. Ребенок искренне радуется аромату цветов и теплым солнечным лучам, ласковому небу и сладкозвучному пению птиц. И прославляет Бога за счастливую жизнь и блага, которые создал Господь Бог для человека. Это происходит потому, что находясь в детском возрасте человеческая душа ещё не успела испортиться гнусными чувствами и греховными замыслами. А человеческий ум ещё не отравлен пороками, соблазнами, плутовством, завистью, коварством и лукавством. Поэтому детская душа открыта навстречу Богу. Детская душа полна доброты, чистоты и счастья. Это происходит потому, что именно в первозданной непорочности, красоте и доброте Бог и создал человеческую душу, в которой в детском возрасте, не омраченном греховными помыслами и поступками, ясно светит искра Божья. А противостоящий Богу своими искушениями соблазняет человека, засоряет его душу греховными мыслями и стремлениями. Толкает человека на совершение греховных поступков, заражает человеческую душу страстью к накопительству, богатству и похоти. Вселяет в человеческую душу греховные желания. Такие как зависть и нелюбовь к ближнему, злоба, мстительность, алчность и другие. Поэтому Спаситель и обращается к душе ребенка, как к образцу первозданного творения Божьего.

Безусловно ребенок, которого в качестве примера избрал Спаситель, имел не только чистую и непорочную душу, но и ещё верил в Господа Бога. Эта мысль подтверждается тем аргументом, что Спаситель, наделенный всезнанием, злобного и коварного ребенка в качестве примера никогда бы не избрал. А мог использовать в качестве примера только непорочного ребенка (личность и характер которого были известны присутствовавшим собеседникам Спасителя) для того, чтобы показать Своим ученикам на примере его чистой души того, кто может быть большим в Царстве Божьем.

В другой Своей беседе Спаситель говорит Своим ученикам о том, что тот будет большим в Царстве Небесном, кто помогает людям. И таким образом выражает свою любовь  к ближним, соблюдая эту важную заповедь Божью. Поэтому Спаситель и говорит Своим ученикам: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мар.9:35).

Таким образом, из выше сказанного можно сделать логически обоснованный вывод о том, что в Царстве Небесном будет тот человек большим, который это положение заслужит своими добрыми Богоугодными поступками и соблюдением заповедей Божьих во время своего земного существования. То есть тот человек, который жил не ради удовлетворения своих греховных страстей и пороков, а своей жизнью служил Богу, жил во славу Божью. Говоря словами из Библии, искал прежде всего в жизни Царства Небесного. И как награду за это такой человек получает то, что не только сумеет войти в Царство Небесное, но сумеет в нём наречься большим и великим. А во время земной жизни человек, ведущий праведную жизнь, делающий добрые Богоугодные поступки, получает от Бога по закону воздаяния Божьего счастье и радость в жизни.

О том, что Царство Божье распространяется и на небе и на земле, доказывается такой цитатой из Библии. "Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Матф.6:10). Эти слова взяты из молитвы, которую дал нам Спаситель для того, чтобы мы, люди мира, усердно молились Богу-Отцу. Из выше приведенной цитаты видно то, что Царство Божье должно прийти на землю и установиться на земле "да приидет Царствие Твое".

Согласно представлениям, изложенным в Библии, Царство Божье обязательно придет и установится на земле. Потому что это Царство основано на Самой могущественной силе в мире - Силе Божьей. Поэтому верующие в своей молитве и говорят: "ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки" (Матф.6:13). Согласно Евангельским взглядам Царство Божье уже воцарялось на земле с приходом Иисуса Христа. Поскольку Спаситель является Богом-Сыном, Вторым Лицом Пресвятой Троицы, то естественно вокруг Него находилось и Царство Божье. И эту мысль Спаситель подтверждает Своими словами. "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Матф.12:28).

Из всего выше сказанного становится видно, что с приходом Спасителя Царство Божье уже появилось на земле. Однако не каждый человек может воспринять Царство Божье, появившееся на земле. А только тот человек, который уже готов душой и разумением своим воспринять истины Царства Божьего. Поэтому для тех людей, которые готовы к восприятию Царства Божьего, Спаситель и поясняет тайны Царства Божьего доступно, понятно, открыто. А для тех людей, которые не готовы воспринять понятия Царства Божьего, Спаситель о Царстве Божьем говорит притчами. Именно об этом и говорится в разговоре Спасителя с Его учениками, которые, в отличие от других людей, духовно были уже готовы к восприятию истин Царства Божьего. "И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют" (Матф.13:10-13). В данном стихе под словами "ибо кто имеет" Спаситель обозначил сильное верование в Бога, которое имели Его ученики, и которое в дальнейшем будет крепнуть и приумножаться. А другие люди, слабо верующие в Бога, если не исправятся, могут лишиться и этого верования. Далее Спаситель поясняет то, почему люди не только не воспринимают пришедшее на землю Царство Божье, но и могут лишиться своего слабого нестойкого верования в Бога. "Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите" (Матф.13:13-14). Это происходит потому, что сердца людей, не верящих в Бога, закрыты для Царства Божьего. А их души огрубели для восприятия Слова Божьего. Потому что такие люди закостенели в грехах своих и пороках. Именно об этом и говорит Спаситель в Своей речи, цитируя слова пророка Исаии. "Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Матф.13:15). То есть Спаситель в этих словах говорит о тех людях, которые настолько погрязли в грехе и пороке, и закостенели в неверии в Бога, что не хотят слушать Слова Божьего, не хотят видеть приход Мессии "и не уразумеют сердцем, и да не обратятся" (Матф.13:15). Вот такие люди и не могут понять то, что с приходом Мессии уже пришло на землю Царство Божье, и они не способны воспринять Его.

В противоположность таким неверующим людям ученики Спасителя своим сильным верованием в Бога подготовили себя для восприятия Царства Божьего и новых заповедей Божьих. Поэтому о них Спаситель и говорит: "Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат" (Матф.13:16). В этих словах сказано о том, что ученики Спасителя видят приход Мессии, слышат Его Божественное Слово. И поэтому способны воспринять Царство Божье, пришедшее с Мессией. На примере Своих учеников Спаситель одобряет поведение истинно верующих людей и говорит о них так. "Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали" (Матф.13:17). То есть в этих словах Спаситель говорит о том, что ученики Спасителя и другие верующие люди удостоились чести увидеть великое событие - приход Мессии к людям, и услышать Его святые слова. Об этом мечтали многие пророки и праведники. Далее Спаситель, в Своей речи раскрывая значение притчи о сеятеле, конкретно указывает на то, почему не каждый человек может воспринять Царство Божье, которое уже пришло на землю. "Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге" (Матф.13:18-19). Спаситель говорит о том, что к человеку, не имеющему стойкого верования в Бога, и поэтому не разумеющему истин Божьих, приходит лукавый и похищает из сердца такого человека посеянное в нем семя слова Божьего. Поэтому такой человек не способен воспринять Царство Божье и подобен семени, посеянному при дороге. Далее Спаситель говорит: "А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется" (Матф.13:20-21). То есть Спаситель говорит о том, что семя, посеянное на камнях, обозначает человека, который слышит слово Божье и с радостью воспринимает Его. Но жизненные трудности в виде гонений за Слово Божье заставляют такого человека отречься от Слова Божьего. Потому что такой человек соблазняется более легкой, но греховной жизнью, и отступает от Слова Божьего. Поэтому люди этого типа не способны воспринять Царства Божьего и Слова Божьего всей душой окончательно и бесповоротно.

Характеризуя другой тип людей, Спаситель говорит: "А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно" (Матф.13:22). Этими словами Спаситель говорит о тех людях, которые, несмотря на услышанное ими Слово Божье, сильно обременены заботами века сего и обольщены богатством. И поэтому для таких людей Слово Божье бесплодно. Мы знаем, что князь мира сего - это лукавый дух. "Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон" (Иоан.12:31). "Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан.14:30). Поэтому заботами века сего обозначены заботы, связанные с удовольствиями, гордыней, похотью, стяжательством и богатством. То есть обозначены соблазны, исходящие от лукавого. И конечно люди, поддающиеся этим соблазнам, неспособны воспринять ни Царства Божьего, и Слова Божьего.

Характеризуя следующую категорию людей, Спаситель говорит: "Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать" (Матф.13:23). То есть Спаситель говорит о том, что люди, которые отличаются твердым верованием в Бога, способны воспринять Слово Божье. Они уподобляются зернам, посеянным на доброй земле. Потому что они Слово Божье слышат сердцем и разумеют умом, воплощают заветы Божьи в своей жизни, и ведут богоугодный образ жизни. Всем этим они и дают плод Богослужения. Вот таким людям и подобны Апостолы Божьи и другие люди, имеющие твердое верование в Бога, и исполняющие добрые Богоугодные поступки.

Из всего выше сказанного видно, что с приходом Мессии на земле вокруг Него находилось Царство Божье. Однако Его не воспринимали неверующие люди. Те, кто "видя не видят, и слыша не слышат" (Матф.13:13). Но Его воспринимали истинно верующие люди наподобие учеников Спасителя, Святых Апостолов. Поэтому Спаситель, делая вывод, и говорит о людях: "Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого" (Матф.13:38). Спаситель также говорит о том, кто есть сеятель. "Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий" (Матф. 13:37). Далее в Своей речи Спаситель говорит о том времени, когда будет ликвидировано царство зла, и о том, что победит Добрая Сила - Господь Бог. "Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Матф. 13:39-43). То есть Спаситель говорит о том, что в конце веков будет уничтожено царство зла и наступит Божье Царство Добра. В другом месте Библии уточняется, когда будет конец миру зла. "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Матф.24:14). "Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим.6:22). Таким образом, царство зла в конце концов будет окончательно разрушено и будет установлено Царство Добра - Царство Божье, которое будет вечным.

Все притчи Спасителя направлены на то, чтобы показать людям истинную сущность Царства Божьего и направить людей на Его достижение. Поэтому воспитанный на притчах Христовых человек, выбрав правильный путь в жизни, совершая Богоугодные поступки, и говорит: "И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь" (2Тим.4:18). И с этим главным принципом человек и идет по жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-сентябрь 2007 г.