"Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Матф.10:8). Этот стих является логическим и смысловым продолжением наставлений Спасителя, которые Он дает Апостолам перед тем, как отправить их на Апостольское служение.

Слово "больной" обозначает "пораженный какой-либо болезнью" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.52). Слово "исцелять" обозначает "то же, что и вылечить" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.251). Таким образом Спаситель дает наставление Своим Апостолам, согласно которому они должны лечить людей от болезней. Поскольку Апостолы в то время, когда они были учениками Спасителя, не изучали медицины, то естественно они и исцеление людей должны были производить не медицинскими методами, а при помощи Духа Святого, полученного от Спасителя. То есть исцеление людей, производимое Апостолами, осуществлялось не медицинским естественным путем, а сверхъестественным.

Согласно представлениям древних евреев любая болезнь давалась человеку как наказание за его грехи. Поэтому для того, чтобы вылечить человека от болезни, ему прежде всего нужно было получить прощение Богом его грехов. Именно так исцелял людей от болезней Спаситель. "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой" (Матф.9:6). По примеру Спасителя именно такой способ лечения и должны были использовать Апостолы во время своего Апостольского служения и прощать грехи именем Бога. И поскольку такой способ является сверхъестественным, то при помощи него Апостолы могли вылечить любую болезнь. Это происходило потому, что они исцеляли при помощи Духа Святого.

Можно предположить то, что Апостолы лечили излечиваемые медициной болезни, проявляющиеся у людей в тяжелых формах, так и те болезни, которые считались медициной неизлечимыми. Об этом и говорится во второй части разбираемого стиха.

Слово "прокаженный" обозначает больной проказой, "проказа - хроническая инфекционная болезнь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.602). Слово "очистить" обозначает "сделать чистым, освободить от присутствия кого чего-нибудь нежелательного" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.477). Таким образом, Спаситель дает следующее наставление ученикам на то, чтобы они излечивали больных проказой от этой болезни. Иными словами излечивали больных людей от этого недуга. Болезнь проказа поражала не только внутренние органы, но и кожу, которая покрывалась гнилью. Применяя образное выражение о чистоте тела Спаситель и советует Своим Апостолам очищать людей от этой болезни. То есть делать людей чистыми как внутренне, так и наружно от этого недуга. Если гниющая кожа перестанет гнить и сделается чистой, то всем будет видно, что болезнь прошла, и больной человек выздоровел. Поэтому выражение "прокаженных очищайте" и применено Спасителем для образного обозначения чистоты, как поверхности кожи, так и внутренних органов тела человека, которые после излечения будут как бы чистыми от этой болезни.

Выражение "очистить человека (в смысле вылечить) от проказы" широко применялось не только в древнееврейском царстве, но и в соседних с ним государствах. И такое выражение использовалось для того, чтобы при помощи слов процесс излечения показать более наглядно.

Как в древние времена, так и сейчас, такая болезнь как проказа, считается неизлечимой. Тот факт, что Спаситель дает силу Своим Апостолам исцелять такую серьезную болезнь, говорит о том, что её лечение будет проходить не методами обычной медицины, а чудесным сверхъестественным образом. Иными словами способность Апостолов исцелять неизлечимые болезни доказывает то, что они лечат не как врачи медицинскими методами, а как Апостолы Иисуса Христа, Истинного обетованного Мессии. Потому что только Истинный Мессия и мог дать Своим Апостолам способность исцелять все, в том числе и неизлечимые болезни. Эта мысль очень хорошо выделена Матфеем в тексте его Евангелия. В начале разбираемого стиха Матфей пишет "больных исцеляйте", а потом пишет "прокаженных очищайте".

Атеисты по поводу разбираемого стиха говорили о том, что очищение от проказы это и есть исцеление больного. А об исцелениях Матфей до упоминания о проказе, уже писал в своем стихе. Ведь написав "больных исцеляйте" Матфей, по мнению атеистов, уже указал на то, что Апостолы должны исцелять любую болезнь. Таким образом, по мнению атеистов в этом стихе якобы присутствует повтор мысли.

В действительности Матфей не повторяет мысль об исцелении два раза в своем стихе, а говорит о разных категориях болезней. Словосочетанием "больных исцеляйте" Матфей обозначил те болезни, которые поддавались лечению медицинскими методами. На отдельное место в своем стихе Матфей выдвигает исцеление проказы. И делает  он это для того, чтобы показать читателям, что проказа не относится к категории обычных болезней, которые лечат люди-врачи. А проказа - это именно та болезнь, которую можно вылечить только при помощи чуда сверхъестественным путем. И если эту болезнь исцеляют Апостолы, то делают это потому, что получили для исцеления этой болезни дар Святого Духа от Мессии. И только Истинный Мессия мог дать Своим Апостолам способность лечить такую сложную и неизлечимую болезнь. То есть при лечении неизлечимой болезни проказы Апостолы совершают чудо, так как лечат эту болезнь сверхъестественным путем.

Апостолы будут совершать чудо и тогда, когда будут совершать воскрешение людей. И будут делать это сверхъестественным образом, как это делал Спаситель. Чудо Апостолы будут совершать и тогда, когда будут выгонять из людей бесов. Изгнание злых духов из бесноватых людей также можно было совершить только благодаря Святому Духу. Потому что медицинскими человеческими средствами бесноватость не лечилась.

Слово "бес в религиях и народных поверьях обозначает злой дух" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.41). Слово "изгонять" обозначает "удалить насильственно откуда-нибудь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.234). Исходя из смыслового значения слов "бес" и "изгонять" можно прийти к выводу о том, что Спаситель рекомендует Апостолам с применением силы, то есть насильственным путем удалять злых духов, называемых бесами, из людей, ими одержимых. То есть Спаситель рекомендует избавлять бесноватых людей от злых духов, которыми они одержимы. Но поскольку злые духи добровольно из бесноватых людей уходить не будут, то Спаситель советует Своим Апостолам применять насилие для удаления злых духов из таких людей. Именно об этом и говорит слово "изгоняйте", примененное Спасителем в данном Его наставлении.

Анализируя это наставление, можно прийти к выводу о том, что насилие, которое должны будут применить Апостолы к злым духам для изгнания их из бесноватых людей, является духовным. Тот факт, что Апостолы обладают такой способностью, говорит что они могли получить её только от Истинного Мессии. Тот факт, что способностью, полученной от Мессии, Апостолы могли изгнать бесов и победить их, говорит о том, что Бог является самой могущественной Личностью на свете.

В завершении этого стиха Спаситель говорит, обращаясь к Своим Апостолам: "даром получили, даром давайте". Слово "даром" обозначает "то же, что и бесплатно" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.148). Слово "получили" обозначает "взять, приобрести вручаемое, предлагаемое" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.548). Слово "дать" обозначает "то же, что и вручить, предоставить" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.148). Анализируя смысловое значение слов к данной части разбираемого стиха можно сказать о том, что в нем говорится следующее. Апостолы бесплатно, безвозмездно, то есть даром, получили от Иисуса Христа духовные дары, позволяющие им проповедовать и исцелять. Спаситель наставляет Своих Апостолов в том, чтобы они даром, то есть бесплатно, безвозмездно давали эти дары людям. И произведенные ими чудеса проповеди и лечения Апостолы должны совершать бесплатно. Потому что они бесплатно получили духовные дары от Иисуса Христа.

Как видим, в разбираемой части стиха говорится о том, что Спаситель учит Своих Апостолов тому, чтобы они творили чудеса проповеди и лечения бескорыстно. О том, чтобы апостольская деятельность носила бескорыстный характер, говорится и в следующем стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-сентябрь 2007 г.