"Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои" (Матф.10:9). В этом стихе Спаситель продолжает Свои наставления, которые Он дает Своим Апостолам перед их Апостольским служением. Поэтому разбираемый стих является логическим и смысловым продолжением предыдущего стиха. Частица "не", стоящая в начале разбираемого стиха, "служит для выражения отрицания при различных членах предложения" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.392). Слово "брать" обозначает "1 захватывать что-либо рукой; 4 получать, приобретать в свою собственность, в свое пользование, в свое распоряжение" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.55).

Исходя из логического анализа первых двух слов, стоящих в начале разбираемого стиха, можно понять, что Спаситель говорит Своим Апостолам о том, что они не должны брать с собой на проповедь определенные вещи. Словом "не" Спаситель выражает Свое отрицание того, чтобы Апостолы эти вещи брали с собой. Поэтому Евангелист Матфей и поставил слово "не", выражающее отрицание, со словом "берите". То есть Апостолам Спаситель советует не иметь при себе, не брать с собой, не иметь в своем распоряжении, в своем пользовании определенные вещи. Предлог "с" (в сочетании со словом "собой") "указывает на сопровождение одного лица или предмета другим при совершении какого-либо действия. Например: взять с собой" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.680). Из анализа смыслового значения словосочетания "с собой" становится видно, что Спаситель запрещает Своим Апостолам брать определенные предметы и именно с собой. То есть Спаситель запрещает нахождение определенных предметов у Апостолов во время их апостольского служения.

Далее в тексте разбираемого стиха идет частица "ни", обозначающая "1 в сочетании с родительным падежом обозначает полное отсутствие чего-нибудь. Например: ни облачка, или ни шагу назад. 2 служит для усиления отрицания" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.408). Таким образом словом "ни" Спаситель усиливает отрицание в Своем запрете на то, чтобы Апостолы не брали с собой определенные вещи. Слово "золото" в разбираемом стихе обозначает "драгоценный металл желтого цвета, употребляемый как мерило ценностей и используемый в драгоценных изделиях; 2 монеты или изделия из этого металла" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.228). Слово "серебро" из разбираемого стиха обозначает "1 драгоценный блестящий металл серо-белого цвета; 2 мелкая разменная монета" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.702). Слово "меди", фигурирующее в разбираемом стихе, обозначает "1 металл красно-желтого цвета; 2 мелкие разменные монеты из этого металла" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.340). Анализируя смысловое значение слов, фигурирующих в разбираемом стихе, можно прийти к выводу о том, что Иисус Христос категорически запрещает брать с собой Своим Апостолам золото, серебро и медь. И частица "ни", стоящая перед перечислением этих металлов, усиливает Его запрет.

Слово "поясы", фигурирующее в разбираемом стихе, обозначает "лента, шнур, ремень или прошитая полоска ткани для завязывания или застегивания на талии" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.566). Слово "свои" обозначает "принадлежащий себе, имеющий отношение к себе" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. "Азъ", 1994, с.694). Анализируя смысловое значение слов, фигурирующих в разбираемом стихе, можно прийти к выводу о том, что Иисус Христос категорически запретил Своим Апостолам брать с собой на апостольское служение пояса с золотом, серебром и медью.

Как нужно понимать этот запрет Спасителя? Словами золото, серебро и медь в этом разбираемом стихе обозначены не изделия из этих металлов, а деньги. Согласно старинному обычаю древнееврейского народа евреи свои деньги хранили не только в кошельках или мешочках, но и в поясах. Причем пояса для хранения денег представляли собой два куска материи, сшитые между собой наподобие рукава, образующие пустоту внутри. Вот в такие пояса и засыпали мелкие монеты из золота, серебра и меди. Поэтому указание в этом стихе о том, чтобы Апостолы не брали "в поясы свои" "ни золота, ни серебра, ни меди" как раз и говорит о том, что речь идет не о ювелирных изделиях из этих металлов, а о деньгах, монетах, изготовленных из этих металлов. То есть в данном стихе говорится о том, что Спаситель запретил Своим ученикам брать в их Апостольское служение деньги. Но ведь Апостолам в их путешествиях по городам и селениям нужны были деньги хотя бы для того, чтобы удовлетворять свои естественные потребности в еде, питье, одежде и прочих нуждах? Спаситель дает запрет Апостолам брать в их путешествие деньги потому, что у древних евреев был обычай заботиться о нуждах законоучителей философов и религиозных наставников, проповеди которых они одобряли и признавали. Поэтому посылая Своих Апостолов на проповедь именно к евреям (а не язычникам) Спаситель и имел ввиду исполнение этого древнего обычая, согласно которому еврейский народ должен был снабдить всем необходимым (едой и питьем) своих религиозных наставников и учителей. Таким образом Спаситель этим Своим запретом указывает на высокий ранг Апостолов, давая понять им самим, и окружающим людям, что Апостолы Спасителя являются полноценными проповедниками. И то, что они несут людям слово Божье и представляют собой учение Истинного Мессии. Запретом брать с собой деньги Спаситель также снимал с Апостолов подозрение, которое могло возникнуть у посторонних людей и которое связано с тем, что они проповедуют из за денег. То есть Своим запретом Спаситель показывал всему миру бескорыстную работу Апостолов. Этим запретом Спаситель предоставлял Апостолам возможность заниматься только проповедью и исцелением, и не думать о деньгах и об обеспечении их всем необходимым. Более того, Своим запретом Спаситель показывал Апостолам Свое могущество и заботу о них. Ведь посылая их на проповедь, Спаситель охранял Своих Апостолов Своей Всемогущей Божественной силой. Поэтому когда Апостолы вернулись после своего апостольского служения, Спаситель спросил у них: "Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем" (Лук.22:35).

Заботиться о бытовых нуждах Апостолов должна была та часть древнееврейского населения, которая была готова к приходу Мессии, и которая в речах Апостолов услышала новые заповеди пославшего их Мессии. Именно о таких людях, ожидавших прихода Мессии, и говорит Спаситель Своим Апостолам. "В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете" (Матф.10:11). Вот так рекомендовал проповедовать Спаситель Своим ученикам.

Данный разбираемый стих вызвал у толкователей целый ряд вопросов и разногласий, о которых А.П. Лопухин пишет так: "В связи с этим повелением у экзегетов возникают вопросы о том, было ли повеление только временным или постоянным, т. е. касалось ли только одних апостолов и притом во время их первоначальной проповеди, или же имело обязательную силу для всех проповедников Евангелия. Одни отвечают, что повеление было постоянным (Иларий, Иерон., Амвросий, Августин), так что апостолы должны были в течение всей своей жизни, когда проповедовали язычникам, соблюдать эту форму и вид бедности. Но другие полагают, что заповеди Спасителя отличались временным характером и были обязательны только на время проповеди апостолов иудеям при жизни Христа" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, т.9, с.200). Из Евангелий вытекает та мысль, что дух нестяжательства и аскетический образ жизни должен быть свойственен не только Апостолам, но и всем проповедникам Евангелия. А не забота о своих бытовых нуждах указывает на то, что проповедники верят во Всемогущую силу Спасителя, Который обеспечит их не роскошью, а всем необходимым для жизни. Недаром в Евангелии сказаны мудрые слова "ибо трудящийся достоин пропитания" (Матф.10:10). Потому что истинный проповедник самозабвенно трудится на ниве распространения слова Божьего. И такого проповедника Своей заботой и вниманием никогда Господь Бог не оставит.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-сентябрь 2007 г.