«Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Матф.10:10). Этот стих является логическим продолжением предыдущего стиха, в котором Спаситель продолжает перечислять то, что не должны с собой брать Апостолы, идя на свое первое общественное служение.

Предыдущий стих начинается словами «не берите с собою» (Матф.10:9). Продолжая мысль предыдущего стиха о том, чего с собой брать не следовало, в начале разбираемого стиха говорится «ни сумы на дорогу». Слово «сума» обозначает «мешок из ткани или кожи для ношения или перевозки чего-либо» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., стр.768).

Согласно обычаям древнееврейского народа, суму, то есть мешок, используемый в виде кошелки, чаще всего шили из кожи, реже из холщевой ткани. Кожаная сума была более крепкой и износостойкой. Чаще всего такая сума имела длинную ленту в виде ручки, которую одевали поверх одежды, перекидывая через плечо. Таким образом, сума находилась на боку у носившего её человека. В эту суму клали нужные вещи и предметы туалета или одежду. Чаще всего такую суму вешал на свое плечо и брал в руки посох странник, то есть путешественник по дальним местам. Поэтому чаще всего такая сума и называлась сума для дороги, и говорилось так «взять суму с собой в дорогу», то есть в ближнее или дальнее путешествие. Именно как о сумке или мешке, предназначенном для длительного путешествия, о суме в Библии говорится следующее. "И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию" (1Цар.9:7).

Для кратковременного путешествия, например в работе пастухов, применялась пастушья сумка. Такая пастушья сумка была у Давида (1Цар.17:40). Чаще всего пастушья сумка отличалась от сумы странника размером и формой. Сума странника чаще всего шилась в виде прямоугольника, зашитого с трех сторон. А четвертая верхняя сторона представляла собой входное отверстие. Чаще всего походная сума закрывалась куском материи, пришитым с одного бока входного отверстия, и изготавливалась из кожи или из холста. То есть из того материала, из которого изготовлялась и сума. А пастушья сумка чаще всего имела другую форму. Зачастую она шилась из холста и имела форму треугольника. Один из углов треугольника срезался, представляя собой входное отверстие. И при помощи продетого внутри пастушьей сумки шнурка горловина этой сумки стягивалась и не прикрывалась сверху пришитым куском из материи, как сума путешественника. Однако Спаситель мира запрещает брать в дорогу Своим Апостолам суму любой формы и размера.

О суме, как о предмете, вмещающем в себя прежде всего хлеб и пищу, говорит Спаситель Своим ученикам. "И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем" (Лук.22:35). Поэтому Спаситель и запрещает Своим ученикам брать в дорогу суму, как мешок, в котором в первую очередь носят пищу. Потому что, как вытекает из выше приведенной библейской цитаты, они не будут иметь нужды ни в чем, так как Бог будет заботиться о них. И несмотря на то, что Апостолы в дороге были без сумы, то есть не носили с собой запаса пищи, они, согласно выше приведенным их словам, ни в чем не имели нужды. Потому что Господь Бог окружил их Своей заботой.

При характеристике сумы следует упомянуть и то, что она относилась к тем предметам быта древнееврейского народа, которые имели символическое значение. Сума в руках фарисеев и книжников символизировала собой стяжательство, жадность и скаредность. Ведь эти законоучителя, собирая пожертвования для Иерусалимского храма, часть этих средств присваивали себе. А так как Апостолы Христовы представляли собой духовных учителей нового типа, диаметрально противоположно отличающихся от книжников и фарисеев своим нестяжательством и бескорыстием, то Спаситель и рекомендует им в их первом апостольском путешествии отказаться от сумы, как символа стяжательства фарисеев и книжников. То есть Спаситель, посылая Своих учеников на первое общественное служение, заботился и о том, чтобы они ни в чем, в том числе и внешне, не походили на книжников и фарисеев, искажавших Закон Божий в своих корыстных интересах. И народу древнееврейского государства видевшему, что Апостолы Христовы проповедовали без сумы, этот факт указывал на то, что ученики Христовы имели поддержку Господа Бога. И поэтому к их проповедям следовало прислушиваться, так как через них к древнееврейскому народу обращался Сам Мессия-Сын Божий.

Наряду с этим Спаситель мира запрещает брать в дорогу Своим Апостолам и "две одежды" "не берите с собою... ни двух одежд". Слово «одежда» обозначает "совокупность предметов, которыми покрывают … тело" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., стр.436).

«Еврейская одежда вообще была широка, имела много складок, и, наверное, весьма напоминает современную одежду в библейских странах, особенно у арабов… Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4 Цар. 1:8; Мат. 3:4; Иер. 13:1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четырехугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Чис,15:38; Втор.22:12)… Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2Тим.4:13)» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1986, с.286). В разбираемом стихе вероятнее всего речь идет о верхней одежде, предназначенной для путешественников.

Из этого можно сделать предположение о том, что Спаситель мира Иисус Христос запрещает Своим Апостолам брать в дорогу не второй комплект одежды, а запрещает одевать поверх своей одежды мантию. Такое предположение подтверждается тем доводом, что если бы Спаситель запрещал брать именно второй комплект одежды, Он так бы прямо об этом и сказал.

Такой запрет Спаситель дает для того чтобы показать отличие Своих учеников от фарисеев и саддукеев. Эти лжепроповедники, называя себя вероучителями от Бога, на своей верхней одежде или мантии писали цитаты из Библии, чем хотели продемонстрировать свою показную святость перед людьми. Об этом и пишется в Библии. «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья» (Матф.23:5-8).

Запретив Своим ученикам брать в дорогу вторую одежду (предположительно мантию или верхнюю накидку), Спаситель тем самым желает показать принципиальное отличие Своих учеников от фарисеев и в одежде. Фарисеи тем, что писали цитаты из Ветхого Завета на своей мантии, указывали древнееврейскому народу на то, что они якобы святые люди. А если они, по их мнению, являлись праведными людьми Божьими, то и их поучения якобы тоже исходили от Бога. И эти их поучения необходимо исполнять, как Божьи повеления. Апостолы Христовы, выйдя на свое первое общественное служение без второй одежды в виде мантии с цитатами из Библии, показывали людям, что им не нужно доказывать свою очевидную праведность. Они и без этого внешнего атрибута показной святости имеют видимые для древнееврейского народа проявления поддержки Божьей и заботы с Его стороны в распространении Его нового христианского учения.

Из выше сказанного становится ясно, что наставление Спасителя об отказе от второй одежды (предположительно мантии с цитатами из Библии) служило для демонстрации истинной праведности учеников Христовых в отличие от ложной святости фарисеев. И было призвано привлечь внимание древнееврейского народа к новому христианскому учению.

Далее в разбираемом стихе пишется о том, что нельзя брать обувь. «Не берите с собою… ни обуви» (Матф.10:9-10). Обувью называется «предмет одежды для ног; изделия из кожи или других материалов» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., стр.430). У евреев «обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1986, с.287).

В разбираемом стихе из Евангелия Матфея видно, что Апостолам запрещена не вторая пара обуви, которую они могли брать с собой, а запрещалось именно в этом путешествии брать обувь вообще. Можно предположить, что в таком случае Апостолы посылались на свое апостольское служение босыми. Подтверждением такого предположения служат слова Спасителя, обращенные к Его Апостолам: "когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви" (Лук.22:35). В этих словах Спасителя ясно сказано о том, что Апостолы во время своего первого общественного служения ходили "без обуви", то есть босиком.

Установив то, что Апостолы во время этого путешествия ходили босиком, давайте ответим на вопрос о том, почему Спаситель запретил Своим ученикам брать в дорогу обувь?

Из Ветхого Завета древние евреи знали те случаи и обстоятельства, когда им полагалось снимать обувь. Перед тем как ступить на землю, освященную непосредственным присутствием Божьим, пророк Моисей снимал обувь перед несгораемым терновым кустом. "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3:2-5).

В другом месте Библии также пишется о том, что преемник Моисея, Иисус Навин, снимал свою обувь перед тем, как ступить на святое место, когда перед ним появился Вождь воинства Господня. "Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал" (Иис.Нав.5:14-15).

Рассматривая и анализируя выше приведенные отрывки из Библии можно прийти к выводу, что снятием своей обуви древние евреи выражали свое почтение Богу, Который освятил это место Своим непосредственным зримым присутствием.

На основе выше изложенной информации можно сделать предположение о том, почему Спаситель рекомендует Своим Апостолам совершать их первое посольство без обуви. Для этого ещё раз проанализируем слова Спасителя, в которых говорится «не берите с собою... ни обуви». Из этих слов Спасителя становится видно, что Его запрет распространяется на то, чтобы Апостолы не брали никакой обуви с собой вообще. Можно предположить, что этими словами о том, что Апостолы именно в этом своем путешествии должны проповедовать босиком, Матфей указывает на очень важный момент. Как известно, свое Евангелие Матфей писал для древних евреев, которые хорошо знали обычаи своего народа. Поэтому Матфей и не поясняет тот эпизод, почему Спаситель рекомендует Своим ученикам совершать это общественное служение без обуви. Матфей подробно не поясняет этого момента потому, что каждому еврею того времени было хорошо известно, что обувь древние евреи снимали только в тех местах, в которых непосредственно зримо присутствовал Господь Бог. Поэтому описанием того, что ученики Спасителя осуществляли это общественное служение без обуви, Матфей указывает на то, что ученики так вели себя потому, что непосредственно, зримо рядом с ними находился Господь Бог, освящавший Своим присутствием землю, по которой они ступали.

Для пояснения этого момента приведем следующие цитаты из Библии. Евангелист Лука в своей книге в 10-й главе описывает эпизод избрания семидесяти учеников. «После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук.10:1). Из этой цитаты видно, что семьдесят учеников Спасителя были избраны таким же образом, как и двенадцать. Об этом и говорится в выше приведенной цитате такими словами «после сего избрал Господь и других семьдесят». И что Спаситель избрал их, как и двенадцать, для проповеднической деятельности. "И послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти". То есть и двенадцать учеников Спасителя, избрание которых описано у Матфея в 10-й главе, и семьдесят учеников, избрание которых описано у Луки в 10-й главе, собирались совершить свое первое общественное служение.

Такой точки зрения придерживается и известный толкователь Библии А.П. Лопухин. "О послании 70-ти апостолов на проповедь сообщает только один ев. Лука. Но наставления, с какими у него Христос обращается к этим апостолам, представляют собою повторение того, что Господь в Евангелии Матфея говорит 12-ти апостолам... В самом деле, тут сказано, что Господь послал "и" других ... а именно 12 апостолов: там стоит только слово "двенадцать", а здесь ему соответствующее "семьдесят" (Толковая Библия, А.П. Лопухин, ук. изд., т.10, с.187).

Далее в этой цитате из Луки говорится о том, как Спаситель поступал с учениками. Он посылал их на проповедническую деятельность «пред лицем Своим». Из этих слов можно предположить то, что Он, как Всемогущий Бог, зримо присутствовал во время первого путешествия Своих учеников, как двенадцати, так и семидесяти.

Такое предположение подтверждается анализом словосочетания «пред лицем Своим», употребляемого в Ветхом Завете. Согласно ветхозаветным текстам эти слова обозначают следующее. «И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке» (Исх. 16:9,10). Исходя из этой цитаты становится понятно, что слова «пред лице Господа» обозначают непосредственное видимое присутствие Бога перед людьми, которое в данном эпизоде выразилось в виде сияющего облака. Та же мысль подтверждается и другой цитатой из Библии. «И скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном» (Чис.14:14). Из этой цитаты следует, что  Господь Бог неоднократно давал возможность людям, шедшим с Моисеем из Египта,  "видеть Себя лицем к лицу" в виде столба облачного или огненного. Это указывает на то, что слова «пред лицем Своим», приведенные у Луки, обозначают непосредственное присутствие Божье в виде облака, в котором проявлялся Лик Божий.

Слова Господа Бога «пред лицем Своим» обозначают не случайное Его присутствие, а указывают на то, что для древнееврейского народа они обозначали всегда именно то, что Господь являет Себя и зримо присутствует с людьми, показывая, например, Себя в виде светящегося облака. Эту мысль подтверждает ещё одна цитата из Библии. «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред [ковчегом] откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. [Это] устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх.27:20,21).

Не только пророки древнееврейского народа в виде избранных и особых людей, но и обычные простые люди удостаивались великой чести общаться с Богом, когда представали пред Лицом Его. О чем и говорят цитаты из Ветхого Завета. «Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева» (Исх.34:23).

Из этих цитат видно что для поколений древнееврейского народа слова «пред лицем Господним» обозначали непосредственное видимое присутствие Бога в скинии собрания над ковчегом. Таким образом, для древнееврейского народа вошло в обычай то, что словесная формулировка «пред лицем Своим» (Господним) всегда обозначала зримое явление Бога и Его помощь людям. Поэтому Лука при описании евангельских событий и употребляет эту общеизвестную древнееврейскому народу словесную формулировку, которую и произносил Спаситель.

Согласно евангельским текстам, отправляя как семьдесят, так и двенадцать Своих Апостолов на общественное служение, Спаситель использует это выражение, хорошо известное древнееврейскому народу и говорит о том, что посылает Своих учеников «пред лицем Своим» (Лук.10:1). То есть этими словами Спаситель сказал о том, что посылает учеников перед лицом зримо присутствующего Бога. Можно предположить то, что это присутствие Божье зримо выражалось в сияющем облаке, в котором присутствовал Лик Божий, как об этом пишется в выше приведенных цитатах из Библии. Можно предположить и то, что это сияющее облако, обозначавшее непосредственное видимое присутствие Божье, находилось над головами Апостолов и сопровождало их. Поэтому земля, по которой ступали Апостолы, и была освящена присутствием Божьим в виде этого сияющего облака. И поэтому Спаситель рекомендует Своим ученикам (как из числа двенадцати, так и из числа семидесяти), согласно традиции древнееврейского народа, идти босыми ногами по освященной присутствием Божьим земле. Так делал и Моисей, так делал и Иисус Навин, и другие пророки древнееврейского народа.

У некоторых любознательных читателей может возникнуть вопрос о том, почему Апостолы, находясь во время своего ученичества рядом со Спасителем, не снимали обувь? Ведь Спаситель являлся сосредоточием Божьей силы и Святости. Отвечая на этот вопрос, можно предположить то, что Божья святость во время земной жизни Иисуса Христа распространялась только на Спасителя, то есть непосредственно на Его тело. Можно предположить, что с передвижением Спасителя Божья святость перемещалась вместе с Ним. Рядом с Ним находящееся место было обычным. Поэтому Апостолы ступали по обычному месту в обуви.

На разницу между земной и Божественной природой Христа указывает Евангельское событие, связанное с Преображением Господним. Именно во время Преображения Господнего Иисус Христос явил Себя во всей Своей Божьей Благодати и Славе, зримо показав избранным людям Свою Божественную природу. Когда же Он пребывал в человеческом теле, Божественная святость незримо пребывала только на Нём Самом.

Первое общественное служение Апостолов было необычным и знаменательным в жизни древнееврейского народа. Эта необычность состояла в том, что Апостолы выполняли великую миссию, громогласно оповещая древнееврейский народ, все его двенадцать колен, о пришествии долгожданного и обещанного Мессии, и распространяли Его учение. В то время, когда Апостолы были посланы на свое первое апостольское служение, им было даровано зримое присутствие Божье, предположительно выраженное в виде Божественного светящегося облака у них над головами. Можно предположить то, что в этом облаке проступало Его Лицо. Поэтому в Библии и сказано что Бог посылает Апостолов перед Лицом Своим. Это и выражается словами «пред лицем Своим».

Можно также предположить и то, что в этом первом общественном служении Бог Своей Всемогущей силой защищал ноги Апостолов от камней и колючек, и других опасностей, встречавшихся на их дороге. Можно также предположить и то, что присутствие Бога рядом с Апостолами в виде светящегося облака у них над головами, давало им физические силы, вдохновение, делало их работу одухотворенной и окрыленной.

Далее в разбираемом стихе Апостолам запрещается брать с собой посох. «Не берите с собою… ни посоха» (Матф.10:9-10). Посохом называется «длинная и толстая трость» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., стр.559). Посох – это специально приспособленная для ходьбы палка, используемая для того, чтобы оказывать помощь идущему человеку в виде опоры. Опираясь на палку-посох путешественнику легче совершать ходьбу.

Запрет Спасителя, связанный с тем, чтобы Апостолы не брали с собой посох предположительно можно объяснить следующим образом. Чаще всего фарисеи появлялись среди людей с посохом в руках. Они это делали потому, что посох был непременным атрибутом духовного учителя по примеру пастухов, которые пасли стада с посохом в руках. Духовные вероучителя также везде ходили с посохом, как бы указывая на то, что они тоже пастыри, только духовные. Чаще всего фарисеи использовали в качестве посоха красиво украшенную трость. Эта трость представляла собой ювелирное изделие, инкрустированное кусками из драгоценных пород дерева. Такой дорогой тростью фарисеи показывали всем свое богатство и указывали при этом на свое отличие от бедных слоев населения. О трости фарисеев в Библии пишется так. "Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь" (Иер. 8:8).

Можно сделать предположение о том, что  для демонстрации существенной разницы между Апостолами и всеми, до этого времени существовавшими проповедниками с посохами, в том числе и фарисеями с тростью, Спаситель и запретил Своим ученикам брать с собой посох. Можно предположить, что тем самым Спаситель указывал на то, что Апостолы Христовы - это не ветхозаветные духовно-религиозные учителя, а представители и проповедники новой христианской религии. И как проповедники нового учения Христова они вступили на путь проповеднической деятельности без посоха, обуви, сумы и второй одежды. То есть без всех тех внешних атрибутов, которые были свойственны ранее существовавшим до них древнееврейским проповедникам. Подтверждением правильности такого предположения является то место из Библии, в котором один из важнейших символов Ветхого Завета, Пасху, рекомендуется съедать так: "Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня" (Исх.12:11). То есть если приверженцы иудаизма съедали пасху с поясами на бедрах, обувью на ногах и с посохами в руках, то Апостолы, как представители христианства, пропагандировали и распространяли это учение без второй одежды и без посоха. Можно предположить, что это сделано для того, чтобы указать на существенную разницу между приверженцами иудаизма и христианами. А если Апостолы отличаются от ветхозаветных духовных учителей, то и новое христианское учение отличается от предыдущей древнееврейской религии. Поэтому Спаситель в Своей проповеди говорит "Заповедь новую даю вам" (Иоан.13:34).

Помимо этого, Апостолы не нуждались в посохе (для того, чтобы опираться на него), так как в их первом общественном служении Господь Бог был для них самой действенной опорой, заменяющей собой посох. И в отличие от фарисеев и книжников, Апостолы Христовы, находясь под воздействием Божьей Благодати, имели избыток сил и не нуждались в посохе, как опоре. Придерживаясь этой аналогии можно предположить и то, что Апостолы не нуждались во второй одежде, чтобы она их согревала и защищала в пути. Потому что самой лучшей защитой было присутствие Божье рядом с ними. Отказ от второй одежды в виде мантии выполнял и религиозное предназначение, указывая на то, что для Апостолов важны не цитаты из Библии, написанные на верхней одежде, а сила Всемогущего Бога, Который пребывал в этот момент рядом с ними.

Далее в разбираемом стихе следуют такие слова «ибо трудящийся достоин пропитания». Как же нужно понимать эти слова? Эти слова некоторые толкователи объясняют при помощи древнееврейского обычая, который предписывал древним евреям заботиться о своих духовных учителях. Эта забота выражалась в том, что своих духовных учителей древние евреи должны снабдить всем необходимым. То есть древние евреи должны дать своим духовным учителям кров, пищу, одежду, обувь, суму и посох. За что же древние евреи должны были одаривать учеников Спасителя? По мнению толкователей, такое заботливое отношение древних евреев должно проявляться за работу, которую выполняют святые Апостолы. В чем же эта работа состоит? В том, что святые Апостолы распространяют в среде древних евреев новое Слово Божье в виде учения Иисуса Христа. То есть Апостолы занимаются распространением понятий и заповедей Нового Завета, пришедшего на смену Ветхому Завету.

Именно такое объяснение разбираемого стиха в своем толковании приводит святой Фома Аквинский. «До страданий Апостолы были посланы к иудеям. У иудеев же был обычай заботиться о своих учителях. Поэтому Христос, посылая к иудеям учеников, заповедал им ничего не брать с собою. Но такого обычая не было у язычников. Поэтому когда ученики были посланы к язычникам, то им дано было позволение брать с собою иждивение. И так они брали его, когда проповедовали другим, кроме иудеев» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.200).

Эту же точку зрения поддерживает и экзегет А.П. Лопухин в своей книге «Толковая Библия». Об этом он пишет так. «Почему же ученики должны были устранять себя от всяких забот пред своим путешествием? Потому, что народ рад будет услышать новые евангельские вести, и в случае надобности снабдить лиц, которые принесли их, всем необходимым. Эта мысль выражается в дальнейших словах (трудящийся достоин пропитания), ставших почти пословицей. Феофилакт замечает, что Спаситель сказал здесь — пропитания, пищи, а не роскошь, изнеженность, потому что учителям не должно предаваться роскоши» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.200).

Судя из приведенных выше цитат, толкователи полагают, что Спаситель рекомендует не брать с собой "ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои", "ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха" по той причине, что якобы всем этим, как необходимым, должны снабдить Апостолов в их путешествии благодарные за проповедь древние евреи. Некоторые читатели из процитированных слов толкователей невольно могут сделать следующее предположение о том, что древние евреи должны были обеспечить Апостолов золотом, серебром, медью, сумой на дорогу, второй одеждой, обувью и посохом. Но, как видно из выше приведенного пояснения, Апостолы не испытывали потребности в этом путешествии в золоте, серебре, меди, суме, второй одежде, обуви и посохе. А испытывали необходимость только в пропитании, нужном для жизнедеятельности - в пище и питье. А пищу и питье они получали благодаря заботе Божьей. Об этом и говорит Спаситель "ибо трудящийся достоин пропитания". Поэтому во всем остальном, в золоте, серебре, меди, в суме, второй одежде, обуви и посохе во время первого своего путешествия Апостолы просто не нуждались. И смысла получать все эти перечисленные предметы от благодарных евреев (как об этом пишут некоторые толкователи) не было. Поэтому рассуждения некоторых толкователей о том, что древние евреи предоставят Апостолам иждивение, как духовным учителям, а Апостолы на это иждивение купят себе и суму и вторую одежду, и обувь и посох, являются не только бездоказательными, но и в корне неверными.

Применительно к Апостолам, которых Спаситель мира посылает на общественное служение, эта завершающая часть разбираемого стиха должна пониматься следующим образом. Перед тем, как запретить Апостолам брать предметы, которые они не должны брать с собой в дорогу, Спаситель дает характеристику деятельности Апостолов, то есть разъясняя им ту работу, которую они должны выполнять, Он говорит о том, что Апостолы прежде всего должны заниматься проповеднической деятельностью. Их проповедь должна состоять в том, что уже приблизилось Царство Небесное. А произошло это потому, что пришел долгожданный и обещанный Мессия в обозначенные ранее времена. Поэтому древние евреи, желающие ознакомиться с учением Христовым, могут подробно узнать о нем от Апостолов Христовых. Далее Апостолы всем желающим должны были рассказать учение Христово кратко сформулированное в Нагорной проповеди. Помимо проповеднической деятельности работа Апостолов состояла в следующем. Они должны были больных людей исцелять, прокаженных очищать, бесов изгонять (Матф.10:8). Вот за выполнение этой работы по словам Иисуса Христа Его Апостолы и достойны пропитания. Причем свою работу в виде проповедническо-просветительской и обрядовой деятельности Апостолы должны делать бесплатно. Иными словами даром. Об этом ясно сказано в Евангелии «даром получили, даром давайте» (Матф.10:8). Иными словами, за свою работу Апостолы не должны брать никакого вознаграждения в виде предметов или денег. Однако наряду с этим за выполнение своей работы они достойны пропитания. Противоречия между двумя выше приведенными утверждениями нет, потому что пропитание является не вознаграждением, а необходимым удовлетворением человеческих потребностей в еде и питье.

Из разбираемого стиха видно, что слова "ибо трудящийся достоин пропитания" произносятся Богом. Этими словами Он говорит о том, что Господь Бог, как Всемогущая Всевышняя сила, через благоприятные обстоятельства пошлет им пропитание.

Необходимо уточнить то, что люди обеспечивали Апостолов необходимым пропитанием, делая это по наитию Божьему. То есть при толковании слов о том, что трудящийся достоин пропитания, нужно прежде всего учитывать сообщения о том, что Апостолы ходили в своем первом путешествии не сами по себе, а перед Лицом Божьим. Это означает что Господь Бог, перед Лицом Которого протекало первое общественное служение Апостолов, заботился об их насущных потребностях. И когда у Апостолов возникала потребность в еде и питье, под влиянием Божьим именно в это время появлялись люди, по своей доброй воле желавшие бескорыстно обеспечить Апостолов всем необходимым пропитанием. Тот факт, что слова о пропитании были высказаны Самим Спасителем, красноречиво указывает на то, что Спаситель при помощи Божьей силы будет воплощать эти слова в жизнь и заботиться об Апостолах.

Можно предположить, что эти слова относятся только ко времени первого общественного служения Его Апостолов. Такое предположение обосновывается целым рядом аргументов. Из истории Нового Завета нам известно, что Апостолы до своего ученичества занимались активной трудовой деятельностью. Во время своего ученичества Апостолы находились под опекой и заботой Спасителя, как их Учителя. На пожертвования, которые они получали от глубоко верующих людей, была создана общая касса, которая позволяла удовлетворять самые насущные их потребности. После Вознесения Спасителя и при занятии самостоятельной апостольской деятельностью они при этом занимались активным трудом, обеспечивающим их существование. Все эти факты позволяют предположить то, что слова Спасителя о том, что за апостольскую проповедническую деятельность они достойны пропитания, были адресованы только на время их первого общественного служения. Спаситель при помощи промысла Божьего проявлял о Своих Апостолах заботу и попечительство. Потому что первое апостольское служение было очень важным событием не только в жизни Апостолов и древних евреев, но и в жизни всего человечества. Это было обусловлено тем, что во время своего первого общественного служения Апостолы провозгласили всему миру о том великом событии, что в мир людей пришел долгожданный и обещанный Мессия Иисус Христос, и принес Свое новое учение. Поэтому Апостолы во время этого общественного служения выступили как проповедники нового типа, новой христианской формации. На это указывает и то, что они пришли к людям, проповедуя Благую весть без денег в своих поясах, что указывало на их бескорыстие. Без второй одежды, что указывало на их новые религиозные взгляды. Без посоха и сумы, что указывало на адресованную им заботу Божью. Без обуви, что указывало на то, что они вместе с Богом несут новое христианское учение и ступают по освященной непосредственным присутствием Божьим земле.

На основе всего выше сказанного можно предположить, что древние евреи во время первого служения Апостолов видели такую, ниже описанную картину, которая поражала их воображение. И которая впоследствии заставила их рассказать об этих событиях своим родственникам и соседям, детям и внукам. Можно предположить, что древние евреи с удивлением наблюдали за тем, как по выжженной солнцем дороге бодрой походкой и уверенным шагом шли двенадцать человек. Над их головами древние евреи видели светящееся облако с проступающим Ликом Божьим, по которому люди узнавали, что эти двенадцать человек идут перед Лицом Божьим, то есть в сопровождении Господа Бога. Именно такое Божественное облако с проступающим Ликом Божьим древние евреи видели в Иерусалимском храме, в котором представали три раза в год перед Лицом Божьим. "Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева" (Исх. 34:23). Поэтому глядя на двенадцать человек, древним евреям было понятно, что эти люди идут в сопровождении Бога. Помимо этого главного отличия древних евреев поражало то, как выглядят эти двенадцать идущих людей. Эти люди были настолько необычны, что привлекали к себе внимание окружающих. Это выражалось прежде всего в том, что они имели одинаково сияющие от счастья выражения лиц. Их лица были наполнены какой-то внутренней непоколебимой силой и уверенностью, а глаза излучали доброту и радость ко всему, что их окружало. Так могли выглядеть только самые счастливые люди на земле, испытавшие счастье от встречи с Самим Господом Богом. Необычность этих двенадцати уверенно идущих вперед людей выражалось и особенным их внешним видом. Они шли без верхней накидки (второй одежды), что для добропорядочного еврея было нежелательным. Более того, у этих путников в руках не было ни посоха, ни сумы, отягощающей плечи, ни поясов, туго набитых деньгами. Но зато их сердца переполняла великая радость о том, что в мир людей пришел долгожданный Мессия. И этой великой новостью они хотели поделиться со всем миром. Казалось, их не жгло беспощадными лучами палящее солнце и под их босыми ногами не встречалось ни одного острого камня. Потому что над их головами сияло небесным светом искрящееся облако, которое своей Божественной силой освещало их нелегкий путь и делало землю под их босыми ногами святой. Потому что в этом облаке, сопровождавшем Апостолов, присутствовал Господь Бог. И осененные присутствием Божьим, радостные и счастливые, Апостолы уверенной походкой шли к людям, чтобы рассказать им Благую весть, принесенную долгожданным Мессией. Можно предположить, что именно такими, бодрыми и счастливыми, запомнились древним евреям двенадцать Апостолов Христовых во время своего первого общественного служения.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь 2007-август 2008 г.