«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Матф.10:11). Этот стих является продолжением слов Спасителя из Его напутствия Апостолам перед тем, когда Он их отправлял на первое общественное служение. В этом стихе содержится указание Спасителя Своим Апостолам о том, как они должны себя вести и что должны делать после того, когда придут в тот или иной город или селение.

В начале стиха говорится о посещении Апостолами различных населенных пунктов. И выражено это таким словами «в какой бы город или селение ни вошли вы». Слово «город» обозначает «1 крупный населенный пункт, административный торговый промышленный и культурный центр…; 4 городская местность в отличие от сельской, деревенской» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, издательство «Азъ», 1994, с.136). Слово «селение» обозначает «населенный пункт, село, поселок» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, издательство «Азъ», 1994, с.699). Слово «село» обозначает «большое крестьянское селение» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, издательство «Азъ», 1994, с.699).

Как видим, уже в начале разбираемого стиха Спаситель, говоря о будущем общественном служении Апостолов, начинает с того, что указывает куда им следует идти. Города и селения Спаситель упоминает для того, чтобы указать на то обстоятельство, что Апостолы должны заходить как в крупные населенные пункты древнееврейского государства в виде городов, так и в небольшие, в виде селений. Ведь слово селение обозначает и село, и просто поселок в виде небольшого населенного пункта.

Анализируя разбираемый стих, можно предположить, что Спаситель, советуя Своим Апостолам посетить погибших овец дома Израилева, в первую очередь имел ввиду то, чтобы Апостолы посетили те населенные пункты, в которых проживало наибольшее количество представителей того или иного колена израильского (из двенадцати). Из Ветхого Завета известно, что за каждым коленом израильским была закреплена определенная территория, на которой и проживали представители этого колена. В то время, когда к людям пришел Мессия, религиозная культура древнееврейского народа находилась в упадке. Этому также способствовало повсеместно распространенное фарисейство, искажавшее истинный Закон Божий. Можно предположить, что в этих условиях оставалось малое количество древних евреев в каждом колене израильском, сохранявших истинную веру в Бога и ждавших прихода Мессии. Поэтому глядя на древнееврейский народ, который в большинстве своем перестал исполнять Закон Божий и забыл о Боге, Спаситель и охарактеризовал его в виде погибших овец дома Израилева. Можно предположить, что слова Спасителя о том, что Его ученики должны наведываться к достойным людям, как раз и относятся к тем людям, которые вопреки всему чтили Истинного Бога и соблюдали Его законы.

Рассказав Апостолам о том, что им следует заходить во встречающиеся на их пути города и селения, Спаситель в дальнейшей части разбираемого стиха говорит о том, что им нужно делать и как себя следует вести, когда они войдут в город или селение - «наведывайтесь, кто в нем достоин». Рассмотрим подробнее слова из разбираемого стиха и их смысловое значение. Слово «наведаться» имеет такое смысловое значение «1 зайти, прийти с целью, осведомиться о чем-нибудь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд. с. 367). Слово «достойный» обозначает «1 заслуживающий чего-либо; 2 заслуженный; 3 уважаемый, почетный, например достойная личность» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд. с. 172).

Из выше сказанного можно сделать предположение о том, что Апостолы Спасителя, придя к определенному населенному пункту, могли вести себя следующим образом. Войдя в город, они, согласно обычаям древнееврейского народа, должны были остановиться у городских ворот. Если они входили не в город, а поселение сельского типа, там также имелись или ворота, или арка, символизирующие вход в этот населенный пункт. Можно предположить что Апостолы, войдя в населенный пункт, останавливались возле ворот, потому что это было самое многолюдное место. Это было обусловлено тем, что люди входили и выходили через эти ворота. Можно предположить и то, что после того когда Апостолы останавливались возле ворот населенного пункта, они привлекали своей внешностью внимание прохожих. Это было обусловлено их необычным внешним видом, выражавшимся прежде всего в том, что они шли без сумы, посоха, второй одежды. Но главное, что привлекало внимание прохожих - это то, что Апостолы шли босиком, а над головами Апостолов находилось светящееся облако, олицетворяющее видимое присутствие Божье. Это облако с присутствовавшим в нем Господом Богом каждый взрослый еврей неоднократно видел в Иерусалимском храме.

Всё это вместе взятое и привлекало к Апостолам внимание окружающих людей. Можно предположить, что согласно обычаям древнееврейского народа Апостолы продолжали стоять у городских ворот, всем своим видом показывая, что они хотят сделать какое-то заявление.

Апостолы продолжали стоять молча у городских ворот также и по другой причине. Такое поведение Апостолов можно пояснить ниже следующим предположением. В Библии говорится о том, что зло не может пребывать пред Лицем Божьим. Эта мысль подтверждается такими словами. "Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога" (3Иоан.1:11). Из этой цитаты можно сделать вывод о том, что если делающий зло не видел Бога, то и нахождение рядом с Богом для него является угнетением. И он будет стараться уйти от Лица Божьего. Так как приобретенное зло, воплощенное в таком человеке, и извечное Добро, воплощенное в Боге, несовместимы. Поэтому такой одержимый злом человек, как закоренелый грешник, никогда не сможет находиться перед Лицом Божьим и будет стараться убежать от Него.

Поскольку в облаке, парящем над головами Апостолов, присутствовал Господь Бог, то Он и оказывал определенное воздействие на рядом находившихся людей. Можно предположить то, что нераскаявшиеся закоренелые грешники не могли находиться рядом с Богом, присутствующим в сияющем облаке, и убегали от Него. Можно предположить, что фарисеи и книжники, погрязшие в лицемерии и стяжательстве, также не могли выдержать присутствия Божьего и уходили прочь, даже не пытаясь приблизиться к Нему. Можно предположить, что вокруг Апостолов оставались только такие грешники, которые желали покаяться и обрести прощение у Бога. А также оставались люди, обладавшие твердым верованием в Бога. Вот из таких людей постепенно и формировалась толпа, окружавшая выжидающе молчавших Апостолов. То есть они своим ожиданием дали возможность сформироваться группе людей не из случайных, а определенных людей, которым и можно было провозгласить Благую весть о приходе Мессии, потому что они нуждались в этой информации. Можно предположить что люди из окружающей толпы, стоявшие ближе к Апостолам и сияющему облаку, под воздействием увиденного снимали свою обувь и кланялись Богу, присутствующему в сияющем облаке.

Можно предположить что когда заинтересовавшихся людей вокруг Апостолов становилось особенно много, Апостолы, соблюдая обычаи проповедников, сперва кланялись, а потом обращались к ним со своим воззванием. Исполняя повеление Спасителя, они торжественно и громогласно заявляли: «Благочестивые иудеи услышьте и запомните наши слова и передайте остальным людям, кто не слышал. Исполнилось великое предсказание из Библии. К нашему народу пришел долгожданный и обещанный Мессия. Покайтесь благочестивые иудеи, так как с приходом Мессии приблизилось к вам Царство Небесное. Просите прощения у Мессии за свои грехи, и Он отпустит их вам, потому что наделен такой властью». Можно предположить, что примерно так Апостолы и обращались к древнееврейскому народу, исполняя повеление Мессии о том, чтобы сообщить людям о приближении Царства Небесного.

Можно предположить, что после этого Апостолы умолкали, ожидая ответной реакции окружающих их людей. Делали они это потому, что люди по-разному относились к заявлениям Апостолов. Одни люди уходили, выслушав Апостолов, не проявляя к ним никакого интереса. Некоторые люди робко подходили к Апостолам из любопытства, пытались с ними заговорить и робко задавали им свои вопросы. Евреи, имевшие твердую веру в Бога, как правило, подходили к Апостолам последними, пережидая всех остальных, и просили чтобы те им рассказали о новом учении пришедшего Мессии.

Далее в разбираемом стихе рассказывается о том, как надлежит вести себя Апостолам после того, когда они нашли в городе или селении достойных людей - «и там оставайтесь». Слово «там» обозначает «в том месте; не здесь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.777). Слово «оставаться» обозначает  «то же что и слово остаться» (Словарь русского языка в 4-х томах под ред. А.П. Евгеньевой, Москва, издательство «Русский язык», 1983, т.2, с.653). Слово «остаться» обозначает «продолжить свое пребывание нахождение где-либо, с какой-то целью» (Словарь русского языка в 4-х томах под ред. А.П. Евгеньевой, Москва, издательство «Русский язык», 1983, т.2, с.655). Судя по этой части стиха, Апостолы после того когда найдут достойных людей, должны оставаться "там", то есть в том городе или селении, в которое вошли, до определенного времени.

Справедливость такого предположения подтверждается сопоставлением первой и последней части разбираемого стиха, в которых говорится «в какой бы город или селение ни вошли вы,… и там оставайтесь». Содержание разбираемого стиха и указывает на именно такое его понимание. Потому что в начальной части разбираемого стиха говорится о том, что Апостолы должны войти в город или селение. А в завершающей части этого стиха говорится «и там оставайтесь, пока не выйдете». То есть в разбираемом стихе ясно говорится о том, что Апостолам надлежит оставаться «там», то есть в городе или селении до тех пор, пока они не выполнят свою апостольскую миссию.

Такое пояснение подтверждается дальнейшей частью разбираемого стиха, в котором указано время, до которого Апостолы должны оставаться в этом городе или селении. В этой дальнейшей части разбираемого стиха пишется так «оставайтесь, пока не выйдете». Слово «пока» обозначает «1 в течение некоторого времени; впредь до чего-нибудь; до сих пор; ещё; 2 в течение того времени как» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.539). Слово «выйти» обозначает «1 уйдя, удалившись оставить пределы чего-нибудь; 2 уйдя откуда-нибудь, появиться оказаться где-нибудь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, толковый словарь русского языка, ук. изд., с.109).

Таким образом Апостолам надлежало оставаться "там", в том городе или селении, до тех пор, пока они не выполнят задание в этом населенном пункте, с которым их послал на проповедь Спаситель (Матф.10:7-8). А именно, пока не пояснят учение Христово всем достойным. То есть тем людям, которые сохранили твердое верование в Господа Бога, не искаженное фарисейством, и желают познать учение Мессии. А также пока по просьбе достойных, глубоко верующих в Бога, людей не исцелят больных, немощных и бесноватых, и не воскрешат умерших. И только после этой выполненной работы им следовало идти в другой город или селение.

После ознакомления со смысловыми значениями выше указанных слов предположим, как могли развиваться описываемые события. После того, когда Апостолы перед лицом собравшихся людей громогласно провозгласили о том, что нужно покаяться, так как приблизилось Царство Небесное, они, соблюдая наставления Христовы, начинали спрашивать о том, кто достоин принять учение Мессии. При этом Апостолы поясняли, что под словами "достойные люди" они подразумевают тех людей, которые сохранили твердое верование в Бога, не искаженное фарисейским лжеучением. Поскольку Апостолы бывали в разных селениях и городах, то в каждом населенном пункте отношения между людьми и Апостолами складывались по-разному.

Можно предположить что люди, стоявшие близко к Апостолам, в первых рядах, и при виде Лика Божьего в сияющем облаке над Апостолами снявшие свою обувь, и даже ставшие на колени, говорили в ответ Апостолам, что они жаждут услышать учение Мессии, так как являются глубоко верующими людьми. И ученики Христовы шли к ним домой и проповедовали там Слово Божье.

Возможно в других местах равнодушные люди, выслушав Апостолов из любопытства, заявляли о том, что они не достойны такой чести люди, и рассказывали Апостолам о том, где живут, по их мнению, достойные люди и указывали Апостолам, где находятся их дома. Соблюдая наставления Спасителя, Апостолы шли к указанным людям. И если эти люди у себя дома с большой радостью и желанием встречали учеников Спасителя, то они оставались у них и поясняли им учение Христово.

Затем закончив свою проповедническо-целительскую деятельность, Апостолы должны выйти из города или селения, в котором протекало их первое общественное служение. И должны были продолжить нести Благую новозаветную весть другим коленам израильским.

В связи с анализом разбираемого стиха любознательный читатель может задать ниже следующий вопрос. Зачем Апостолам узнавать о том, где живут достойные верующие люди, если они при помощи Божьей могут их и сами найти? На этот вопрос можно ответить так. Согласно христианскому учению, которое проповедовали Апостолы, нельзя навязывать какие-либо идеи другому человеку. Поэтому Апостолы искали тех, кто добровольно желает ознакомиться с христианским учением. Задав вопрос жителям поселения о том, кто достоин, Апостолы рассчитывали на то, что эти жители либо сами выразят желание услышать учение Мессии, либо об их вопросе расскажут и другим людям. И возможно со слов этих людей, человек, верующий в Бога и узнавший об Апостолах, которые распространяют учение Мессии, сам добровольно придет к Апостолам для того, чтобы ознакомиться с учением Христовым. Таким образом, Апостолы соблюдали одно из предписаний христианства о том, чтобы не навязывать Христово учение силой, а распространять его среди тех людей, которые добровольно хотят с ним ознакомиться.

Другим предписанием в христианстве являются слова из новозаветной части Библии "просящему у тебя дай" (Матф.5:42). Узнавая в данном поселении о том, кто из людей в нем является достойным человеком, Апостолы это делали потому что именно достойный человек, отличающийся твердым верованием в Бога, добровольно и с радостью воспримет учение Христово, и даже будет просить об этом. Поэтому и в этом случае поиски достойных, твердо верующих в Бога людей, в поведении Апостолов были обоснованы главными основополагающими принципами христианства о ненасильственном распространении учения Христова среди тех людей, которые добровольно хотят его познать и просят об этом.

Возвращаясь к пояснению разбираемого стиха, следует отметить тот факт, что многим толкователям Библии эти слова "пока не выйдете" из разбираемого стиха кажутся непонятными. Об этом, например, пишет пояснитель А.П. Лопухин в своей книге «Толковая Библия». «К достойному человеку Апостолы должны были прямо идти и там оставаться, сколько будет нужно,- до времени своего выхода оттуда – выражение неопределенное, но хорошо характеризующее деятельность Апостолов» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.200).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что пока Апостолы не обошли города и селения, где проживали двенадцать колен израильских, и не разыскали всех глубоко верующих людей, которые были достойны воспринять добровольно учение Христово, и даже просили об этом, святые Апостолы до тех пор не прекращали своего первого общественного служения. И люди, ознакомленные Апостолами с учением Христовым  и впоследствии ставшие жить по заповедям Христа, становились первыми христианами той местности, города или селения. То есть деятельность Апостолов приносила свои духовные плоды.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь 2007-август 2008 г.