«А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему» (Матф.10:12). Этот стих является органичным и непосредственным продолжением предыдущего стиха. Этот стих представляет собой продолжение речи Спасителя, обращающегося к Своим Апостолам в тот момент, когда Он посылал их на первое общественное служение. В этом стихе Спаситель дает Апостолам рекомендации о том, как им надлежит вести себя в момент входа в дом.

Данный стих начинается словами «а входя в дом». Эти слова имеют такое смысловое значение и обозначают ниже изложенные понятия. Слово «а» представляет собой «союз. 3. Употребляется в начале вопросительных и восклицательных предложений. А также в начале речи для усиления выразительности убедительности» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, «Азъ», М., 1994, с.13). В данном случае союз «а» употреблен в начале предложения для того, чтобы усилить и придать выразительность высказываний мысли. Слово «войти» обозначает «вступить, проникнуть внутрь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, «Азъ», М., 1994, с.90). Слово «дом» обозначает «1 жилое здание; 2 место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, «Азъ», М., 1994, с.169). В данном случае слово «дом» обозначает и здание, и место, в котором проживал человек, достойный апостольской проповеди.

Зная обычаи древнееврейского народа, слова из разбираемого стиха «входя в дом» предположительно можно пояснить следующим образом. Подойдя к дому человека, который был достоин по мнению жителей этого поселения познать учение Христово, Апостолы останавливались у калитки или ворот. Можно предположить что после этого когда хозяин их пускал на территорию двора, они излагали ему цель своего визита и говорили о том, что хотят его ознакомить с учением Христовым. Потому что по мнению жителей этого населенного пункта он считается человеком, достойным такого ознакомления. Если хозяин дома желал ознакомиться со словами Апостолов, то он предлагал им выслушать их в своем доме. И в качестве выражения своего уважения в отношении Апостолов предлагал им войти в свой дом. Вход в дом у древних евреев был связан с определенной традицией. Согласно взглядов древних евреев порог дома отделял жилище от окружающего мира. По представлениям древних евреев во внешнем мире таилась для них опасность, которая состояла в том, что человека там подстерегал искуситель или называемый ещё противостоящим Богу. От него исходила опасность, потому что он «враг человека» (Матф.13:28). А через благословение порога Дух Святой при помощи Своей Божественной силы охранял этот дом от зла, как естественного, так и сверхъестественного. Поэтому порог в домах древних евреев всячески освящался чтобы защитить жилище от нечистой силы. Учитывая выше изложенное можно предположить что Апостолы, приглашенные в дом, после того когда переступили порог, говорили традиционную формулировку «мир дому сему» в виде священного приветствия.

Слово «приветствие» обозначает «обращение к кому-нибудь с приветом, речь с выражением добрых пожеланий, расположения» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, «Азъ», М., 1994, с.577). Слово «мир» обозначает «1 согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; 3 спокойствие, тишина» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, «Азъ», М., 1994, с.350).

Знаменитый толкователь Библии А.П. Лопухин эти слова поясняет таким образом. «Мир в словах Спасителя как бы олицетворяется, представляется как бы лицом, которое входит к хозяину; но отвергнутый им, возвращается к апостолам. Под миром можно разуметь вообще благосостояние, зависящее от спокойствия, здоровья, отсутствия вражды, споров, несогласий, разделений; в переносном смысле словом мир означается спасение» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.200).

Однако в отличие от современного понимания, слово «мир» у древних евреев имело более широкое смысловое значение и вмещало более глубокий религиозный смысл. Согласно представлениям древнееврейского народа пожелание мира имело одно главное и несколько второстепенных смысловых значений. Главное смысловое значение в этом пожелании состояло в том, что человеку, к которому оно обращено, желалось в первую очередь установление мира между его душой и Господом Богом. То есть такому человеку желали, чтобы он жил в мире с Богом. А для этого человек должен жить, соблюдая Божьи законы. И тогда такому человеку Господь Бог будет помогать во всем, и будет заботиться о нем. Об этом и сказано в Библии «и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было» (Втор.6:18). То есть древние евреи знали о том, что если кому-нибудь из них пожелали мир в их жизни, то это значило пожелание мира и союза человеческой души с Богом.

Наряду с этим, в среде древнееврейского народа пожелание мира имело и второстепенные значения. Эти значения обозначали мирную жизнь без ссор и войны, пожелание процветания, благосостояния и благополучия. Но главным смысловым значением всегда оставалось указание на то, чтобы между душой человека и Богом был мир. При наличии мира с Богом человек ощущает заботу Божью не только на себе самом. Но эта забота Божья распространяется и на весь его дом, на все его дела и занятия. Вот именно в этом главном смысловом значении Апостолы и желали мир дому, когда входили в него.

Можно предположить, что после того когда Апостолы оповестили народ о том, что нужно покаяться, ибо приблизилось Царство Небесное, и после того когда они осведомились о том, кто достоин принять учение Христово, они и отправлялись к дому этого достойного человека. Соблюдая постановления Спасителя, Апостолы, входя в дом такого достойного человека, громогласно желали ему и его дому мира. Можно предположить также и то, что Апостолы, получившие дары Святого Духа на время своего первого апостольского служения, и посылали этот Святой Дух для достижения мира, исходящий от Бога, направляя Его определенному дому и его обитателям. Если же обитатели дома не принимали этот мир, то мир возвращался назад к Апостолам.

То, что именно приветствию Христос и Его Апостолы придавали огромное значение, подтверждается тем фактом, что в данном разбираемом стихе указано на то, каким должно быть апостольское приветствие и из чего оно должно состоять. И в данном стихе конкретно указано на то, какие это должны быть слова. Оказывается, свое приветствие Апостолы должны выразить строго определенной словесной формулировкой «мир дому сему». Именно такой словесной формулировкой и должно выражаться благословение Апостолов, адресованное дому, в который они зашли. Именно такая словесная формулировка Апостолов не случайна. Слово «мир» в древнееврейском понимании обозначало не только спокойствие и взаимопонимание, отсутствие вражды и войны. Слово «мир» для древних евреев имело более глубокий религиозный смысл. Это и подтверждается цитатами из Библии. Например, тогда когда пожелание мира исходит из уст человека. «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис.6:26). В другом случае слово «мир» исходит из уст Божьих и является пожеланием не только хорошей жизни, но и защищает от смерти. «Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь» (Суд.6:23). Формулировка «мир дому твоему» была у еврейского народа очень древней и насчитывала не одно столетие. Такая формулировка была устоявшейся словесной конструкцией и содержала в себе не только пожелание всяческого блага и благосостояния, но и Божьего доброжелательного участия в жизни человека. Это видно из  применения этой словесной формулировки в Ветхом Завете. «Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему» (1Цар. 25:6). То есть эта формулировка у древних евреев имела религиозное содержание и означала и приветствие и благословение, освященное Богом. У древних евреев считалось, что мир творит именно Господь Бог. Об этом и пишется в Ветхом Завете. «Он творит мир на высотах Своих!» (Иов.25:2). А также древние евреи считали, что мир людям в виде своего благословения дарует Господь Бог. «Господи! Ты даруешь нам мир» (Ис.26:12). По представлениям древних евреев и люди по примеру Божьему тоже должны творить мир между собой. «Велик мир у любящих закон Твой» (Пс.118:165).

В последствии с приходом Иисуса Христа священная формулировка «мир вам» не исчезла, а продолжала широко употребляться в среде древнееврейского народа. Более того, Сам Спаситель мира использовал её в Своей речи. «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лук.24:16). Однако с приходом Спасителя мира Иисуса Христа эта священная словесная формулировка несколько изменилась по своему значению и существенно обогатилась новым смыслом. Теперь пожелание мира стало обозначать не только пожелание Божьего благословения на счастливую мирную жизнь. Теперь эти слова после прихода Мессии стали ещё и обозначать пожелание спасения души человеческой. Причем пожелание спасения души человеческой стало в этой словесной формулировке главным. Эта мысль подтверждается словами Спасителя. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан.14:27). А миром Его, Мессии-Спасителя, может быть именно спасение души человеческой как главный смысл этого пожелания. В другом месте Спаситель подтверждает эту мысль и говорит: «Чтобы вы имели во Мне мир» (Иоан.16:33). Мысль о том, что пожелание мира в словах Спасителя означает спасение души человеческой повторяется уже не Самим Христом а Его Апостолами. «Благовествуя мир чрез Иисуса Христа» (Деян.10:36). А распространение мира через Спасителя может означать именно распространение спасения и методов его достижения на основе познания учения Христова. Потому что у Мессии, пришедшего спасти мир людей, тема спасения является главной. Поэтому благовествуя об идее мира, прошедшей через Спасителя, то есть через Его учение Христово, можно увидеть, что христианские идеи мира несут на себе отпечаток главной темы учения Спасителя - это темы спасения души человеческой. Поэтому Апостолы, упоминая о мире, как о синониме спасения души и говорили «мир вам всем во Христе Иисусе» (1Пет.5:14).

Повторяя старую ветхозаветную формулировку с пожеланием мира и обогащая её новым христианским смыслом в виде пожелания спасения души, Апостолы Христовы сохранили  в ней ветхозаветные представления о том, что мир, как святое благословение, в первую очередь исходит от Бога. Об этом и пишется в новозаветной части Библии. «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего» (Рим.1:7), (1Кор.1:3), (2Кор.1:2), (Гал.1:3), (Еф.1:2).

Новой характерной чертой в христианской формулировке о пожелании мира стало и то, что такое пожелание, наряду с другими понятиями, связывалось с понятием о Царстве Божьем. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

В христианской формулировке о пожелании мира первое место также принадлежит Иисусу Христу, о котором христиане говорят: «Ибо Он есть мир наш» (Еф.2:14). Причем мир Божий у христиан почитается выше всяких усилий человека, его ума, его логики и умения мыслить. Об этом и сказано в христианской части Библии. «Мир Божий, который превыше всякого ума» (Фил.4:7). Причем, согласно представлению христиан, мир в виде Божьего мира, спасения души и других его черт и характеристик, дает Сам Господь Бог. Это и подтверждается христианскими текстами Библии. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2Фес.3:16). «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет» (Откр.1:4). Таким образом, древнееврейская священная формулировка о пожелании мира в христианском варианте дополнилась новыми смысловыми значениями и получила целый ряд новых черт. Поэтому Спаситель, рекомендуя Своим ученикам заходя в дом, приветствовать его пожеланием мира, имеет ввиду прежде всего христианский вариант. Причем Спаситель рекомендует произносить это пожелание «дому сему», в который заходят Его ученики. А под «домом сим»  Спаситель имеет ввиду прежде всего его хозяев и других жителей в виде прислуги и домочадцев, атмосферу, которая царит в этом доме и между его жителями, а также животных и растений, которые тоже находятся в этом доме и на которых распространяется это пожелание мира.

Таким образом ветхозаветное традиционное, пожелание мира дому сему в устах учеников Христовых было наделено новым христианским смыслом и звучит в виде пожелание спасения души как апостольское благословение, направленное на этот дом и на всех, живущих в нем. Это и подтверждается высказываниями Апостолов в их пожелании мира. «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2Пет.1:2). «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Еф.2:17).

Можно предположить, что в тот момент, когда из уст Апостолов прозвучало это пожелание, под воздействием Духа Святого Благословение Божье незримо переходило на хозяев этого дома и на всех, живущих в этом доме.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь 2007-август 2008 г.