«И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Матф. 10:13). Этот стих из десятой главы Евангелия Матфея является продолжением предыдущего стиха и представляет собой дальнейшую часть речи Спасителя, обращенную к Своим ученикам. Посылая Своих Апостолов на общественное служение в предыдущем стихе, Спаситель сказал им о том, чтобы Его ученики входя в дом, говорили слова «мир дому сему». В начале разбираемого стиха пишется так «и если дом будет достоин». То есть в начале разбираемого стиха рассматривается тот вариант, когда дом, в который вошли Апостолы, и на который послали мир, будет достоин принять апостольское благословение и учение Христово. Слова «и если», стоящие в начале разбираемого стиха, говорят о том, что рассматривается одна из двух ситуаций.

Из логического анализа разбираемого стиха видно, что речь в нем идет о том, что достоин ли дом того, чтобы принять на себя «мир», который ему послали Апостолы. Из первой части разбираемого стиха видно, что после того когда Апостолы послали свой мир дому сему, некая сверхъестественная сила определяет то, что достоин ли этот дом мира, который послали Апостолы, или нет. Согласно религиозным представлениям и философским взглядам такой определяющей силой может быть только Господь Бог. Потому что только Он является Всезнающим и Всемогущим. И только Он на основе Своего Всезнания, как справедливый Судья, и может принять справедливое решение в отношении того, достоин этот дом посланного ему мира, или нет. Критерием определения достойности дома может служить в первую очередь то, как люди, населяющие этот дом, относятся к Господу Богу и Его законам. Если в этом доме Господь Бог и Его законы почитаются, то такой дом достоин мира, посланного Апостолами. Это рассуждение подтверждается цитатой из Библии о том, что если человек будет соблюдать законы Божьи, то с таким человеком и будет пребывать Господь Бог. «И будет Господь с добрым» (2Пар.19:11). Поэтому Апостолы, посещая дом людей, которые согласно мнению жителей данного поселения достойны принять учение Христово, и посылают свое благословение в виде мира. Но простые люди не всезнающи. Они не обладают всеведением. А помимо мнения жителей данного поселения, которые не обладают всезнанием, существует мнение Господа Бога об этом человеке и его доме. В разбираемом стихе как раз и указывается на то, что мнение Господа Бога стоит значительно выше по сравнению с мнением обычных жителей города или селения об этом человеке. Это и доказывается тем, что по сравнению с жителями города или селения, указавшими Апостолам на человека, способного принять Благую весть, существует и Верховный Судья, Который окончательно, на основе Своего Всеведения и определяет то, достоин ли этот человек и его дом мира, посланного Апостолами.

Далее в разбираемом стихе говорится о том, что будет с миром после того, когда Господь Бог решит, достоин ли данный дом принять этот мир, или нет. Поэтому в разбираемом стихе и дается пояснение этой ситуации. В разбираемом стихе говорится о том, что если дом, то есть люди, которые его населяют, в глазах Бога являются достойными благочестивыми евреями, свято исполняющими заповеди Божьи, то мир, посланный Апостолами, придет на этих людей и на их дом. Если же по мнению жителей города или селения человек достоин принять Благую весть, а по мнению Бога такой человек не достоин такой великой чести из-за своих тайных и скрытых пороков и грехов, то в таком случае мир, посланный Апостолами, не придет к такому человеку и его дому, а возвратится назад к Апостолам. Именно об этом и говорится в разбираемом стихе.

Далее в разбираемом стихе под словом «дом» понимается то, что не только хозяева, но и все жители данного дома достойны посещения Апостолов. Словосочетание «дом достоин» в разбираемом стихе обозначает то, что жители этого дома, в который пришли Апостолы Христовы, достойны: во-первых, получить апостольское благословение; во-вторых, достойны воспринять учение Христово; в-третьих, через исполнение учения Христова могут получить спасение. Чем же жители этого дома заслужили все эти блага и стали достойны их. По логике вещей жители этого дома удостоились столь великой чести тем, что до встречи с Апостолами вели благочестивый образ жизни, соблюдали законы Божьи. А главное в их поведении состояло в том, что они знали об учении, рассказывающем о приходе Мессии, верили в это учение и ждали Мессию. То есть эти люди, представляющие собой дом, в который пришли Апостолы, уже духовно созрели для принятия нового учения Мессии и уже были готовы воспринять слово Христово, донесенное до них Апостолами. Потому что в учении Христовом такие люди и видели Новый Завет Божий, рассказывающий об их дальнейшей жизни по новым заповедям. Вот такие люди, представляющие дом свой, и были достойны посещения Апостолов и были способны адекватно воспринять донесенное Апостолами слово Божье. О том, как же должны вести себя Апостолы, столкнувшись с такими людьми, то есть столкнувшиеся с домом, который достоин их посещения и описано в последующей части разбираемого стиха.

Итак, «если дом будет достоин, то мир ваш придет на него». Как уже говорилось, такое пожелание мира представляет собой: во-первых, пожелание Божьего благословения и успеха во всех делах и начинаниях хозяев дома; во-вторых, пожелание благополучия, здоровья и счастья; в-третьих, пожелание успеха в восприятии и ознакомлении с новым Мессианским учением Христовым; в-четвертых, пожелание успеха в деле спасения души через исполнение учения Иисуса Христа. В дальнейшей части разбираемого стиха Спаситель и говорит Своим Апостолам о том, что если дом (то есть люди, живущие в нем) будет достоин благословения Апостолов в виде их пожелания мира этому дому, «то мир ваш придет на него». То есть Святой Дух придет на этот дом и его жителей и будет в виде благословения Божьего пребывать на них и будет помогать им в жизни и во всех их делах. В дальнейшей части разбираемого стиха описывается иная ситуация, с которой могут столкнуться Апостолы во время своего первого общественного служения. При этой ситуации дом, в который пришли Апостолы «если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится». Слова «если же» как и в предыдущем случае описывают определенную новую ситуацию, которую и характеризует Иисус Христос. Эта ситуация сводится к следующему «если же не будет достоин». То есть в этой части разбираемого стиха говорится о том варианте, при котором дом и живущие в нём люди не достойны благословения Апостолов, потому что не желают исполнять Закон Божий и не хотят ознакомиться с учением Христовым. А также имеют тайные прегрешения. То есть такие люди духовно не созрели получить апостольское благословение в виде пожелания мира. Потому что они не заслужили его своей предыдущей благочестивой жизнью и потому, что закостенев в своих грехах не доросли для восприятия нового учения Христова. Хотя такие люди могли умело скрывать свои грехи, и по мнению несведущих жителей поселения они якобы были достойны посещения Апостолов. Если Апостолы Христовы во время своего общественного служения столкнутся с такими людьми и войдут именно в такой дом, то как им следует поступить в таком случае. Об этом и говорит Спаситель мира Своим Апостолам в дальнейшей части разбираемого стиха. Дом «если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится». Из этих слов Спасителя видно то, что и при встрече с такими недостойными людьми Апостолы всё равно должны посылать им свое благословение. Это нужно сделать в надежде на то, что может быть кто-либо из этих заблудших людей покается. Потому что покаяние – это возможность, данная человеку Богом. И эта возможность не отходит от человека долгое время. «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:18). «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Если и после благословения Апостолов души этих заблудших людей останутся закрытыми для покаяния, то таким образом эти люди будут недостойны апостольского пожелания мира им и их дому. То в таком случае «мир ваш к вам возвратится». Иными словами Спаситель говорит о том, что если апостольское благословение будет адресовано недостойным людям, не желающим каяться, то в таком случае посланная Апостолами через пожелание Божья Благодать вернется к ним же назад и не останется на головах и на доме недостойных людей. То есть как волна, омывшая неприступную скалу, убегает назад в море, так и апостольское пожелание мира не задержится на недостойных людях и на их неблагочестивом доме и вернется назад к Апостолам.

Этот разбираемый стих имеет глубокий философский смысл и большое назидательное значение. Потому что в этом стихе говорится о том, что по Благословению Божьему, высказанному через Апостолов, Святой Дух пребывает только на достойных людях и их благочестивом доме. И Святой Дух, несмотря на то, что Он послан через апостольское благословение, не будет находиться на нечестивых людях и на их оскверненном многочисленными грехами доме. И тогда Святой Дух вернется вновь к Апостолам. Этот стих поучительно рассказывает о том, что Дух Божий никогда не пребудет с недостойным грешником. "Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его - к воплю их" (Пс. 33:16). Потому что Дух Божий пребывает на благочестивых людях и помогает им в их жизни. «Ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс.10:7).

Познавательное значение рассматриваемого стиха состоит в том, что в нём описывается то, как ведет себя Святой Дух, посланный через Апостольское пожелание мира по отношению к достойным благочестивым и недостойным грешным людям.

Можно предположить то, что после того, как Апостолы высказали свое пожелание мира определенному человеку, душа этого человека подвергается определенному Божественному воздействию со стороны Святого Духа, и человек вынужден говорить правду. Это обусловлено прежде всего тем, что Апостолы имели на себе дары Святого Духа и присутствовали перед Лицом Божьим. А также это было обусловлено решением Бога, оставить этот мир данному человеку, или возвратить его Апостолам. Можно предположить что человеческая душа после того, когда на данного человека и его дом был послан мир в виде Духа Святого, начинала говорить правду о своем отношении к Богу и соблюдении Его законов.

Философский смысл этого стиха как раз и состоит в том, чтобы показать то, что решение Бога о том, какой человек достоин принять мир, а какой нет, выше мнения не во всем сведущих горожан об этом человеке.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь 2007-август 2008 г.