«Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Матф.10:15). Данный стих является продолжением слов Спасителя, адресованным Его ученикам. В этом стихе дается продолжение описания, тех событий, которые произойдут после отрясания праха Апостолами.

Словосочетание «истинно говорю вам» поясняется следующим образом. Слово «истина» обозначает правда, то есть то, что соответствует действительности. А слово «говорю» обозначает «передаю определенную информацию». Слово «вам» в данном случае обозначает Апостолов, к которым с этими словами и обращается Спаситель. Суммируя смысловое значение выше рассмотренных слов, можно сделать из них такой вывод. В начале разбираемого стиха Спаситель обращается к Своим ученикам со словами «истинно говорю вам». То есть Спаситель сообщает о том, что говорит правду (слова, соответствующие действительности). И при этом с сообщением этих истинных слов обращается к Своим ученикам.

Выше разбираемая фраза говорит о том, что Спаситель подчеркивает важность того, о чем он хочет сказать Своим ученикам. Для этого Он применяет словосочетание «истинно говорю». Ораторский прием в виде предварения сказанных фраз о том, что они истинны, применяется для того чтобы подчеркнуть особую важность последующих слов Спасителя. И в Своих последующих словах Спаситель рассказывает Апостолам о том справедливом воздаянии Божьем, которое в будущем постигнет людей, отвергнувших Апостолов. Причем это воздаяние Божье начинает постепенно действовать после того, когда святые Апостолы отряхнут прах от ног своих. Об этом справедливом наказании Божьем, последующим на неблагочестивых людей сказано так. «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому».

Как же нужно понимать эти слова из разбираемого стиха? В этих словах сказано о том, что жители земли Содомской и Гоморрской, которые совершили тяжкий грех, будут чувствовать себя отраднее, то есть легче и лучше в день суда, чем жители того города, которые отвергли учение Христово, исходившее из уст святых Апостолов. То есть в разбираемом стихе говорится о том, что в Судный день, в день Гнева Господня, в день Воздаяния Божьего даже таким грешникам, которые жили в Содоме и Гоморре, наказание будет легче и мягче по сравнению с тем тяжелым наказанием, которое постигнет тот город, прах при выходе из которого отряхнули со своих ног святые Апостолы. Таким образом, в выше разбираемой части стиха высказана мысль, что поступок непризнания Бога через неприятие Апостолов является очень тяжелым грехом. И по сравнению с этим грехом Содомский и Гоморрский грех являются не такими тяжелыми.

Согласно Библии в городах Гоморре и Содоме жили гомосексуалисты. Благодаря этому в обиход вошло выражение из Библии «содомский грех». "Содом и Гоморра,- это выражение, обозначающее крайнюю распущенность" (Н.С. Ащукин, М.Г. Ащукина, "Крылатые слова", "Художественная литература", Москва, 1988, с.325). В Библии в Новом Завете сказано о том, что за содомский грех грешники наказываются тем, что лишаются Царства Божьего. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Таким образом, наказание городу, после посещения которого Апостолы отряхнули прах, в новозаветном понимании состоит в том, что жители этого недостойного города лишаются возможности попасть в Царство Божье.

Царство Божье - это обширное и емкое религиозно-философское понятие. Царство Небесное отличается от этого понятия тем, что оно является частью Царства Божьего, и находится на небе. Понятие Царства Божьего включает в себя как Царство Небесное, так и земное. Поэтому грешники, виновные в совершении содомского греха, "Царства Божия не наследуют". Наряду с этим они не будут иметь счастья и удачи в земной жизни. И если грешников за содомский грех ждет такое суровое воздаяние Божье, то ещё большая кара будет ждать грешников из того города, прах после ухода из которого отряхнут Апостолы со своих ног.

Из всего выше сказанного и можно сделать логически обоснованный вывод о том, что если в древнееврейском государстве обряд отряхания праха после посещения недостойного места защищал человека от греховности, нечисти и скверны, связанной с этим плохим местом. То после наставления Спасителя, адресованного Своим ученикам, этот обряд приобретает иное христианское значение и наполняется новым новозаветным смыслом и содержанием. После отряхания праха, произведенного святыми Апостолами, недостойные люди в первую очередь лишаются благословения Божьего, Божьей благодати, помощи и заботы. А главное они лишаются возможности попасть в Царство Божье потому что не приняли святых Апостолов, а через них не приняли учения Мессии. Можно также предположить и то, что по новозаветным взглядам самым суровым наказанием этим грешникам будет то, что они утратят возможность спасения своей души.

То есть отказом послушать проповедь святых Апостолов об учении Христовом, посредством которого достигается спасение, эти недостойные люди сами себя лишили возможности спасения и возможности попасть в Царство Небесное.

Выше рассмотренный стих имеет большое философское значение и глубокое содержание, состоящее в следующем. В этом многозначительном стихе ясно изложена мысль о том, что недостойный город, и люди, населяющие его, в силу своей греховности и нежелания каяться, не хотят слушать проповедь святых Апостолов об учении Христовом и лишают себя знания новозаветных заповедей, не могут их применить в своей жизни, из-за чего и не могут достигнуть спасения. Потому что другого пути для спасения, кроме исполнения учения Христова, у людей нет. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). То есть не приходят к Отцу без исполнения учения Христова. Более того, значение разбираемого стиха состоит в том, что в нем указывается на то, что люди, отвергнув возможность ознакомления с учением Христовым и исполнение Его заповедей в своей жизни, сами себя лишают возможности попасть в Царство Небесное. А делают это люди из-за своей греховности и в силу того, что закостенев в грехе не желают покаяться. Поэтому призыв Иисуса Христа «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4:17) был своевременным в те времена и остается актуальным и поныне. Потому что грех, как разновидность зла, мешает человеку покаяться и преследует данного человека, причиняя ему вред. «Убьет грешника зло» (Пс.33:22). «Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром» (Прит.13:22). Поэтому воспитательное значение разбираемого стиха состоит в том, что в отличие от недостойного города и населяющих его людей, нужно не отвергать Слово Божье, а каяться в своих грехах и свою жизнь посвятить служению Богу и совершению богоугодных дел, за которые Господь и воздаст благоприятным воздаянием.

Слово «истинно» представляет собой особое обращение у древних евреев, которое часто применялось древнееврейскими пророками, которые хотели сказать о том, что они передают слова Бога. "Ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши" (Иер.26:15). Употреблением этой словесной формулировки Спаситель указывал не только на то, что Он передает слова Бога, но и предсказывает дальнейшие события. Наряду с этим эта словесная формулировка использовалась для привлечения особого внимания, а также для указания на важность текста, идущего за этими словами. Поскольку эти слова были произнесены Спасителем, то это говорило о том, что они имеют пророческий смысл. Анализируя эти слова, можно прийти к выводу о том, что их произносит Господь Бог, Которому дана власть осуществлять суд. К такому выводу можно прийти учитывая ниже следующие соображения. Спаситель не просто говорит слова, а начал Свою речь со словесной формулировки, которая указывала, что после неё идущие слова принадлежат Богу. Сами слова Спасителя содержат информацию о том, что земле Содомской и Гоморрской будет отраднее в день суда. Тот факт, что Спаситель знает какую кару в день суда получат эти земли, доказывает то, что Спаситель ведет Себя как Судья. Потому что ни один древнееврейский пророк в своих пророчествах не говорил о тех приговорах, которые получат конкретные грешники в день суда. Такой приговор мог знать только Судья, Который будет вершить этот суд. Поэтому слова Спасителя, в которых фигурирует окончательный приговор городу, отвергшему Мессию через Апостолов, указывает на то, что Спаситель ведет Себя как Судья.

Далее в Своих словах Спаситель говорит о том, что земле Содомской и Гоморрской будет отрадней, чем городу тому. Слово «отрадный» обозначает «доставляющий отраду, приятный». Слово «отрада» обозначает «удовольствие, радость» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.469). Смысловое значение этих слов указывает на то, что земля Содомская и Гоморрская будет радоваться, что их постигнет меньшая кара небесная по сравнению с городом тем.

Как нужно понимать слова «земле Содомской и Гоморрской»? В религиозной литературе пишется так. «Содом, главный из пяти городов, завоеванных Кедорлаомером (Быт. 14:1 и дал.), название которых — Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Все они, за исключением Сигора, за свое нечестие были истреблены огнем, сшедшим с неба (Быт. 19; Втор. 29:23; Иер. 49:18; 50:40; Ам. 4:11; 2 Пет. 2:6)» (Библейский энциклопедический словарь, Эрик Нюстрем, ук. изд., с.425). Можно предположить, что Содом и Гомора вместе с находившимися рядом населенными пунктами, и называются землей Содомской и Гоморрской.

Любознательный читатель может задать вопрос, почему земле Содомской и Гоморрской будет отраднее, нежели городу тому? То есть почему эти земли будут радоваться, сравнивая свою участь с участью города того? Можно предположить то, что в день суда за Содомский грех Господь наложит наказание более легкое, чем наказание «городу тому». Потому что содомский грех представляет собой нарушение заповеди, запрещающей разврат. Это седьмая заповедь Закона Божьего, которая гласит так: «Не прелюбодействуй» (Втор.5:18). "Седьмой заповедью Господь Бог запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь" (Закон Божий, протоиерей Серафим Слободской, 1987, с.581). Можно предположить, что наказание в день суда земле Содомской и Гоморрской будет меньше потому, что грех их меньше по сравнению с городом тем. Можно предположить что грех Содомской и Гоморрской земли состоит в нарушении седьмой заповеди, запрещающей прелюбодеяние. А грех «города того» состоит в нарушении первой заповеди, которая гласит «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх.20:2,3). Можно предположить что нарушение первой заповеди является более тяжким грехом, чем нарушение седьмой заповеди.

Рассмотрим правильность этих предположений. Город тот будет наказан сильнее, чем земля Содомская и Гоморрская за то, что откажется принять Апостолов Божьих. Своим отказом этот город продемонстрирует то, что он не принимает Посланца Божьего, сошедшего на землю истинного Мессию. Иными словами, отказавшись принять Апостолов Божьих «город тот» отказывается принять Мессию, как истинного Бога, и Его новозаветное учение. А это и есть не что иное, как самый тяжкий грех в виде нарушения первой заповеди Закона Божьего. Любознательный читатель может спросить о том почему грешные земли, Содомская и Гоморрская, и грешный город тот получают за свои грехи разное наказание? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Жители земли Содомской и Гоморрской нарушили седьмую заповедь Закона Божьего, запрещающую разврат и прелюбодеяние. Но совершив этот грех, они не нарушили первой заповеди Божьей. То есть они не отвергали Бога. А жители того города, отказав Апостолам, в действительности отказались принять Истинного Бога, сошедшего на землю. Таким образом жители города того нарушили первую, самую главную заповедь Божью, отвергнув через Апостолов Самого Бога. Если Господь Бог является воплощением правды, справедливости, то и воздавать Он будет грешникам за их грехи с учетом справедливой оценки тяжести их грехов.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос, почему грех города того тяжелее, чем содомский грех. Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Совершив грех прелюбодеяния, жители земли Содомской и Гоморрской не отказались от Бога, тем самым они сохраняли за собой право обратиться к Богу с покаянием для искупления совершенного ими греха. Жители города того, не приняв истинного Бога в лице Его Апостолов, тем самым отказались от возможности искупления любого греха через покаяние. Жители земли Содомской и Гоморрской всё же получили кару небесную потому, что Господь Бог знал о том, что они никогда не покаются в своем грехе. Но помимо кары, которая их постигла в земной жизни, их ждет кара, которую они получат во время судного дня, о котором и упомянуто в разбираемом стихе. Согласно разбираемому стиху кара жителям земли Содомской и Гоморрской будет гораздо меньшей по сравнению с карой, которую получат жители города того, не принявшие Мессию в лице Его Апостолов. Именно об этом и сообщается в разбираемом стихе такими словами «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда».

У некоторых читателей может возникнуть предположение о том, что до наступления судного дня жители земли Содомской и Гоморрской были покараны в земной жизни. А жители города того якобы будут продолжать счастливо жить земной жизнью и умрут в положенное время, и получат кару только во время судного дня. Такое предположение в корне неправильное. В разбираемом стихе конкретно говорится о воздаянии Божьем, которое получат жители земли Содомской и Гоморрской и города того во время судного дня. Но это не значит, что жители города того не будут наказаны за свой грех во время их земной жизни, до наступления судного дня. Подтверждением такому предположению является то обстоятельство, что жители города того сравниваются с жителями земли Содомкой и Гоморрской. Из Библии известно, что жители земли Содомской и Гоморрской получили справедливое покарание Божье до наступления Судного дня во время их земной жизни. В Библии не пишется о том, какое наказание постигло жителей города того во время их земной жизни. Однако, зная из Библии, какая кара обещана Господом Богом за нарушение первой заповеди, мы можем предположить о том воздаянии, которое постигнет жителей города того при их земной жизни. Во Второзаконии сказано "Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете; как народы, которые Господь истребляет от лица вашего, так погибнете [и вы] за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего" (Втор.8:19,20).

В разбираемом стихе фигурирует такое понятие как Судный день. Это понятие очень хорошо характеризуется в книге Эрика Нюстрема. «Согласно христианским представлениям будет решаться окончательно участь всех грешников и праведников в день Суда (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, ук. изд., с.101). Поэтому в разбираемом стихе и фигурирует Судный день, как окончательное вынесение возмездия Божьего.

Анализируя этот стих, можно также предположить и то, что если весь город не принял Христа Спасителя через Его Апостолов, то можно предположить что люди в подавляющем большинстве совершили такой поступок потому, что были одержимы злым нечистым духом, который является исконным врагом Бога. Анализируя этот стих, можно предположить и то, что во время первого общественного служения Апостолов, на их пути встретился только один город, который их не принял. Это предположение подтверждается тем фактом, что в разбираемом стихе о городе, не принявшем Апостолов, говорится в единственном числе. Можно предположить и то, что Спаситель пророчески предвидел то обстоятельство, что во время первого путешествия Апостолов на их пути встретится именно такой город. И как Истинный Мессия, Которому открыто будущее, Спаситель в беседе с Апостолами и предсказал судьбу этого города.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь 2007-август 2008 г.