«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16). В разбираемом стихе Спаситель продолжает давать характеристику первому служению Апостолов. Однако, начиная с этого стиха, Спаситель дает принципиально новую характеристику продолжающегося первого служения Апостолов. И для того, чтобы обратить внимание Апостолов на то, что в их первом общественном служении начинается новый этап, Спаситель употребляет слово «вот», которое как бы разделяет первое путешествие Апостолов на периоды, отличающиеся различными условиями, в которых они будут проводить свою проповедническую деятельность.

Слово «вот» «придает смысл подчеркнутого указания на что-нибудь…, открывая предложение, слово вот употребляется для выделения того, на чем должно быть сосредоточено внимание, что оценивается как главное, существенное или безусловное» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.97).

Слово «вот» специально употреблено Спасителем для того, чтобы указать Его ученикам на то, что дальнейшая часть их первого общественного служения будет резко отличаться от предыдущей. Это предположение подтверждается тем фактом, что Спаситель дает разные характеристики различным этапам первого общественного служения Апостолов в стихах 5-15 и 16-23 Евангелия Матфея в 10-й главе.

Характеристика первого этапа первого общественного служения Апостолов начинается со слов Спасителя «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря» (Матф.10:5). По словам Спасителя именно этот этап первого путешествия Апостолов будет отличаться следующими характерными чертами. Апостолы будут ходить без второй одежды, сумы, посоха, поясов с деньгами и без обуви. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф.10:9-10). И при этом они будут ходить перед Лицом Божьим, присутствие Которого сделает землю под их ногами святой. Поэтому Апостолы и ступали по святой земле босыми ногами. Главной целью этого этапа было оповещение древних евреев о том, что в мир людей пришел Мессия. Поэтому они должны покаяться, потому что с Его сошествием на землю приблизилось Царство Небесное. «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10:7). Во время этого первого этапа своего первого общественного служения Апостолы, зайдя в город или селение, должны наведываться, кто достоин ознакомления с Благой вестью. И оставшись у того человека, разъяснять ему учение Христово (Матф. 10:11-12). Главной характеристикой этого этапа было отсутствие вражды и притеснений со стороны древних евреев, в среде которых Апостолы и распространяли учение Христово. И сообщали древнееврейскому народу известие о том, что пришел Мессия к людям.

Совершенно другую картину в дальнейшем первом путешествии Апостолов описывает Спаситель, начиная это описание с разбираемого стиха. Главной характеристикой второго этапа в первом продолжающемся путешествии святых Апостолов является появившаяся вражда и гонения на них. Иисус Христос говорит Своим ученикам о будущих гонениях и притеснениях со стороны людей, в среде которых Апостолы должны вести свою проповедническую деятельность. Этот этап характеризуется тем, что Апостолов поведут в суды, к царям и правителям. «Ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня» (Матф.10:17-18). В этом и проявляются преследования и притеснения Апостолов.

Если в предыдущей части первого общественного служения Апостолы не сталкивались с враждебным отношением к себе, и, узнав о том, кто достоин, оставались в доме достойного человека и мирно проповедовали учение Христово. То во время второго этапа первого продолжающегося путешествия Апостолы будут находиться во враждебной обстановке. Поэтому Спаситель, характеризуя второй этап первого путешествия Апостолов, пророчески и говорит им «посылаю вас, как овец среди волков».

Характеризуя первое путешествие Своих учеников, Спаситель в стихах 5-23 не говорит о том, что Апостолы будут возвращаться во время этого путешествия и пойдут на свое общественное служение повторно. Отсутствие этой информации дает возможность предположить то, что Спаситель в стихах с 16-го по 23-й продолжает характеризовать первое путешествие Апостолов. Но поскольку Он дает этому путешествию разные характеристики, то это указывает на то, что их путешествие будет состоять из двух различных этапов или периодов. Характерной чертой этих периодов будет то, что во время этого первого путешествия меняется отношение людей к проповеднической деятельности Апостолов.

Таким образом, разбираемый стих является ключевым и поворотным местом, с которого начинается другая характеристика дальнейшей части первого общественного служения Апостолов. Это видно из слов, стоящих в начале разбираемого стиха «вот, Я посылаю вас». Как уже говорилось, слово "вот" поставлено в начале разбираемого стиха для того, чтобы выделить и сосредоточить внимание Апостолов на новом этапе в их продолжающемся первом путешествии.

В разбираемом стихе Спаситель применяет иносказательную речь и использует символические образы, хорошо знакомые древнееврейскому народу.

В разбираемом стихе Он, как истинный Мессия, наделенный правом посылать Своих учеников для распространения мессианского учения, говорит о том, что именно как Мессия и посылает их в мир людей. Это и выражено словами "Вот, Я посылаю вас". В дальнейшей части этого стиха дается характеристика новых взаимоотношений, которые будут складываться между Апостолами, несущими Благую весть, и людьми из окружающего мира. Спаситель говорит Своим ученикам о том, что посылает их в мир людей «как овец».

В жизни древнееврейского народа овца занимала большое место. Для древнееврейской семьи овца служила источником молока, мяса, шерсти. То есть от правильного ухода за овечьим стадом напрямую зависело благосостояние древнееврейской семьи. Поэтому у древних евреев численность овечьих стад являлась показателем их достатка. Занимаясь разведением овечьих стад, древние евреи хорошо изучили характер и повадки этого животного, и очень часто образ овцы использовали в своей повседневной разговорной речи. Древние евреи знали, что овца является абсолютно беззащитным, миролюбивым и очень послушным человеку животным, не способным существовать без помощи пастуха. Такие черты как покорность человеку и миролюбие овцы стали нарицательными и применялись как символ в культуре древнееврейского народа.

Поэтому древние евреи не только на словах, но и в своей практической деятельности очень ценили овцу, ухаживали за ней, и даже занимались её селекцией. В результате селекции древними евреями была выведена особая разновидность домашней овцы, которая отличалась повышенной густотой шерсти и повышенным количеством жира. Именно домашняя овца была не приспособлена для жизни в диких условиях и нуждалась в заботе пастухов. Именно домашняя овца у древних евреев являлась жертвенным животным, чему способствовали её кроткий нрав, беззащитность и покорность.

Наряду с этим овца у древнееврейского народа имела символическое значение. «Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, все это служит отличительной чертой этого животного и очень нередко упоминается иносказательно священными писателями… Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры» (Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия, труд и издание архимандрита Никифора, Москва, типография А.И. Снегиревой, 1891, с.523).

В других словах Спасителя, сказанных Им гораздо позже и в другой обстановке, присутствует обращение к символическому образу овцы и иносказательно говорится об этом животном. «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Матф.25:32). То есть овца символизирует послушных Богу добродетельных людей. А козлы символизируют людей, служивших в своей жизни силам зла.

В разбираемом стихе Спаситель указывая на то, что Он посылает Своих учеников в мир людей, как овец, имеет ввиду именно кротость, миролюбие этого животного. А перенося эти черты с овец на людей, Спаситель подразумевает то, что эти люди преданы Богу и ведут богоугодный образ жизни.

Таким образом, посылая Своих Апостолов в мир людей, и говоря о том, что Он их посылает как овец, Спаситель дает краткую, но емкую характеристику как поведению Апостолов, так и тому положению, которое они будут занимать, оказавшись в мире людей во время своей проповеднической деятельности. Аллегорически назвав Апостолов овцами, Спаситель иносказательно говорит о том, что во время своего общественного служения Его ученики должны проявлять кротость, доброту, терпимость. То есть проявлять все те черты, которые присущи и овце, ставшей символом покорности и отсутствия агрессии в среде древнееврейского народа.

Окружающий Апостолов мир людей, в котором им предстоит проводить проповедническую деятельность, на этом этапе Спаситель аллегорически представляет как мир волков, тем самым указывая на будущее враждебное отношение многих людей к Апостолам.

Поскольку главным занятием древних евреев было разведение овец, то, следовательно, они ненавидели волков, которые являлись главными врагами овечьих стад. Отрицательное отношение к волку у древних евреев основывалось на его коварном и хищном характере. Древние евреи знали, что если волк попадает в овечье стадо или в овчарню, то не успокоится до тех пор, пока не уничтожит всех овец. Поэтому древние евреи не только боролись с волками, но и наделяли в своей разговорной речи этих животных самыми нелестными характеристиками.

У древнееврейского народа такое животное как волк, наделялся символическим значением и смыслом. «За хищность и дикий нрав волк считался особенно отвратительным животным» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, указ. изд., с.74).

Очень часто в Священном Писании словом «волк» обозначается хищный и злой человек. Например, патриарх Иаков хищность и коварство колена Вениаминова сравнивает с волками (Быт.49:27). В Священном Писании лжепророки также уподоблялись хищным волкам (Матф.7:15). Враги Евангелия тоже уподобляются волкам (Деян.20:29). Неправедные князья и судьи также названы волками (Иез.22:27, Соф. 3:3).

Таким образом, сказав  том, что Апостолы посылаются «как овцы среди волков» Спаситель имел ввиду агрессивное отношение многих людей, враждебно настроенных к распространителям Благой вести.

Как уже говорилось, согласно представлениям древних евреев считалось, что если небольшая группа овец встретилась с волками, то она обречена на гибель. Поэтому некоторые любознательные читатели могут сделать неправильный вывод из этого стиха о том, что якобы Спаситель посылает Своих Апостолов на гибель, как овец, оказавшихся среди волков. Однако из жизни древних евреев известно, что если овец от волков защищает их пастырь, то такие овцы не погибнут. Поскольку в данном стихе имеются слова «вот, Я посылаю вас», то этими словами в разбираемом стихе Спаситель указывает на Свое постоянное незримое присутствие с учениками, которых Он и послал на общественное служение. В данном случае среди людей, которые агрессивно, как волки, относятся к Апостолам.

Во второй половине разбираемого стиха Спаситель говорит Своим ученикам о том, как они должны вести себя, оказавшись во враждебной обстановке - «итак будьте мудры, как змии». В Библии именем змия назван противостоящий Богу падший ангел – сатана. В Откровении он назван древним змием и драконом (Откр.12:9). Тот факт, что Спаситель говорит о змиях во множественном числе, указывает на то, что Иисус Христос имеет в виду не змия-искусителя, дьявола (фигурирующего в Библии в единственно числе), а обычных животных змей, о которых сказано во множественном числе.

Змеи у древнееврейского народа имели символическое значение, которое часто применялось иносказательно в разговорной речи. «В символических выражениях Библии встречаются часто слова: «змей», «ехидна», «яд змеи», «порождения ехидны», обозначающие хитрость, злобу, идолопоклонство и безбожие (Быт.49:17, Втор.32:33, Пс.57:5, 90:13, Матф.3:7, 12:34). Изредка мудрость змеи представляется достойно подражания, но в соединении с простотой голубя» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, указ. изд., с.153).

Змея по своей природе могла выявить агрессию и напасть на беззащитного человека. Однако змея проявляла изворотливость и хитрость при встрече со змееловом и пыталась скрыться от него, избегая нападения. Змеелов представлял собой человека, прекрасно знакомого с повадками змеи, и знающего как её поймать. Поэтому между змеей и змееловом устанавливалась особая ситуация, при которой змеелов являлся врагом змеи. По той же схеме выстраивалась ситуация между овцой и волком, когда волк являлся врагом овцы. Для того чтобы скрыться от своего врага-змеелова, змея проявляла изворотливость, хитрость и гибкость ума. В опасной ситуации в виде встречи со своим врагом-змееловом мудрость змеи проявлялась в том, что она старалась избежать данной ситуации и выйти из рискованных обстоятельств, не вступая в схватку со своим врагом.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что одним из проявлений мудрости змеи является её умение ориентироваться в окружающей ситуации и оценивать предметы и живые существа из окружающего мира.

Другим проявлением мудрости змеи является её умение приспосабливаться к трудностям и выживать во враждебной ситуации. По примеру змеи Апостолы, оказавшись во враждебной обстановке, должны проявлять мудрость, направленную на сохранение своей безопасности, а также на то, чтобы во враждебной обстановке совершить правильные поступки, позволяющие им выжить и защитить себя от врагов, не причиняя им вреда.

То обстоятельство, когда змея уползала от своего врага-змеелова, характеризует один из случаев, связанных с тем, как по примеру поведения змеи Апостолы должны проявлять мудрость, находясь в окружении врагов-волков. Иными словами, врагов, которых нельзя превратить в друзей, Апостолы, подобно мудрым змеям, должны избегать. И они должны просить Духа Святого о том, чтобы пути Апостолов с непримиримыми врагами не пересекались. В другой ситуации змея может проявлять иные повадки. Например, для того чтобы отпугнуть врага, она может применить угрожающую позу и вызвать страх. Подобно змее Апостолы, разговаривая со своими врагами, могут использовать для их вразумления суровые слова, направленные на разоблачение греховности таких людей. Можно предположить то, что враги Апостолов со страхом воспринимали то, что Апостолы знали все их грехи, и воспринимали это обстоятельство как чудо Божье и больше не препятствовали Апостолам в их проповеднической деятельности.

Мудрость змеи проявляется также и в том, что она своим ядом может излечит многие болезни. Поэтому слова Спасителя о том, что Апостолы должны проявлять мудрость змей указывают и на то, что Апостолы, помимо проповеднической деятельности, должны заниматься и целительской деятельностью. Древним евреям было хорошо известно, что змея является символом исцеления. Поэтому Апостолы, проявляя чудеса исцеления и врачуя неизлечимые болезни, доказывали то, что способны творить чудо. А это привлекало к ним внимание людей, вызывало их доверие, обозначало то, что Апостолы обладают поддержкой Божьей. Это также способствовало беспрепятственному проведению проповеднической деятельности Апостолами.

На примере змей Спаситель советует Своим Апостолам в конфликтной ситуации проявлять мудрость и избегать опасностей, не причиняя никому никакого вреда, и проявлять бдительность и осторожность.

Такое понимание слов «будьте мудры, как змии» подтверждается дальнейшими словами Спасителя, изложенными в этой главе Евангелия от Матфея. Например, в словах к Апостолам Спаситель говорит «остерегайтесь же людей» (Матф.10:17). То есть если Апостолы проявят мудрость змеи и благоразумно остерегутся своих врагов, то они сумеют избежать опасности, им грозящей. Например, в качестве проявления благоразумия и мудрости Спаситель советует Своим Апостолам «когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матф.10:23). То есть, анализируя слова Спасителя можно предположить то, что мудрость змеи проявляется в виде умения выстраивать свою защиту в условиях опасности. В защиту, не причиняющую никому никакого вреда.

В разбираемом стихе мудрость змеи Спаситель рекомендует соединять с простотой голубя. Слово «простота» имеет в 1-м смысловом значении смысл слова «простой». Слово «простой» обозначает «2 не сложный, не трудный, легко доступный пониманию; 5 добродушный, простодушный, не церемонный» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, с.611).

В разбираемом стихе Спаситель указывает на то, что Апостолы должны быть просты как голуби. У древнееврейского народа такое животное как голубь наделялось символическим значением. «Голубь – чистая птица по закону Моисееву, и часто упоминаемая в Священном Писании… Голуби отличаются чистотой, незлобием, не противятся своим врагам. Поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям «будьте мудры как змии и просты как голуби»... Дух Святой сошел на Спасителя при крещении в виде голубя (Матф.3:16)» (Полная популярная Библейская энциклопедия, труд и издание архимандрита Никифора, ук. изд. с.168).

У древних евреев образ голубя был наделен такими чертами как кротость и нежность (Пс.54:7). Наряду с этим у древних евреев голубь считался святой птицей. Это подтверждается тем, что Святой Дух изображался в виде голубя. «И увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь» (Матф.3:16). Характерной чертой голубя является то, что он любит чистоту. «Причем голубь есть самая чистая птица, так что он не садится там, где есть нечистота: так и Дух Святой» (Епископ Михаил, Толковое Евангелие, Минск, Харвест, 2000, с.74). То есть голубь уподобляется Духу Святому и символизирует святость.

Наряду с этим, согласно воззрениям Библии голубь олицетворяет собой как святость, так и миролюбие, направленное ко всему миру. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Недаром существует крылатое выражение «голубь мира», в котором голубь символизирует мир.

Таким образом, в разбираемом стихе Спаситель советует Своим ученикам во время их проповеднической деятельности и во время их взаимоотношений с враждебно настроенными людьми, названными в этом стихе волками, проявлять мудрость змей в сочетании с миролюбием, святостью и простотой голубей.

Этот совет Спасителя можно проиллюстрировать определенной ситуацией. Апостолы во время своей проповеднической деятельности могли столкнуться с людьми, которые к ним первоначально относились враждебно. Но если Апостолы начинали общаться с этими людьми, проявляя при этом доброжелательность, ненавязчивость, искренность и простоту в общении, то благодаря такому способу поведения Апостолы могли сделать из людей, относящихся к ним враждебно, тех людей, которые заинтересовавшись проповедью Апостолов, с желанием могли выслушать их рассказ об учении Христовом. Таким образом, доброжелательное поведение Апостолов, лишенное надменности и заносчивости, основанное на непринужденных простых отношениях и правдивом рассказе о святых истинах, помогало изгонять из душ людей злобу. И являлось воплощением слов Спасителя о том, что нужно быть простым, как голуби, для того, чтобы определенную категорию людей, первоначально относившихся враждебно, заинтересовать учением Христовым и сделать разумным поведением из врагов друзей.


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.