«Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас» (Матф.10:17). Анализируя разбираемый стих, можно сказать о том, что он является продолжением речи Спасителя, адресованной святым Апостолам. В этой речи Спаситель говорит о том, что Апостолы должны остерегаться людей «остерегайтесь же людей».

Слово «остерегаться» обозначает «беречься чего, кого-нибудь, предохранять себя от чего-нибудь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.455). То есть, в этом стихе словом "остерегайтесь" Спаситель призывает Апостолов к тому, чтобы они берегли себя от врагов и враждебных обстоятельств для своей дальнейшей проповеднической и целительской деятельности. Потому что эта деятельность будет очень важной, так как она связана с распространением нового религиозного учения Иисуса Христа. В Своем совете, отраженном в разбираемом стихе, Спаситель не только призывает Апостолов к тому, чтобы они остерегались. Но и указывает конкретно на то, что на пути Апостолов возникнут такие люди, которых нужно остерегаться. Такими людьми могут быть враги распространения учения Христова. Для того, чтобы пресечь это распространение, эти люди поступают с Апостолами как настоящие враги, пытаясь Апостолов не только оклеветать перед древнееврейским народом, но и причинить им более существенный вред. Этот вред может быть связан с выдворением Апостолов из города, приведением их к правителям и царям. Но главная цель причиняемого вреда состояла в том, чтобы помешать Апостолам распространять учение Мессии. Вот таких людей, враждебно относящихся к Апостолам, и советует остерегаться Спаситель и проявлять в отношении их осторожность.

Осторожность Апостолов должна основываться на Апостольской мудрости, подобной мудрости змей, и на простоте, миролюбии, святости и доброжелательности, подобной голубям. То есть совет Спасителя о том, что нужно остерегаться врагов, данный в этом стихе, непосредственно связан с качествами, которые должны проявлять Апостолы в виде мудрости змей и простоты голубей.

Из анализа этих слов можно сделать логический вывод о том, что если Апостолы будут остерегаться своих врагов и проявят в этом осмотрительность и осторожность, прибегая к мудрости и простоте по совету Спасителя, то сумеют обезопасить себя от враждебно настроенных к ним людей.

В дальнейшей части разбираемого стиха Спаситель рассказывает Своим Апостолам о том, почему же им нужно остерегаться враждебно настроенных к ним людей. И говорит об этом так «ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас». То есть в этих словах Спаситель говорит о том, что враги Апостолов за то, что ученики Христовы будут распространять Благую весть, будут их преследовать. И эти преследования выразятся в том, что враги Апостолов будут вести их в судилища.

О таких судилищах в "Толковой Библии" Лопухина пишется так. «Наказание назначалось судилищами из трех- семи- или двадцати трех, которые учреждены были в каждом городе для решения гражданских и уголовных дел. Что такие наказания действительно совершались и в синагогах, об этом мы имеем непререкаемое свидетельство (Деян. 22:19, 26:11). Это видно из свидетельства Евсевия» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.202).

Согласно обычаям древнееврейского народа после того когда в судилищах принималось решение о наказании людей, обвиненных в религиозном преступлении, этих людей вели в синагоги. И в присутствии судьи подвергали бичеванию. В своей книге "Толковая Библия" А.П. Лопухин об этом пишет так. «Бичевания были в то время обычны у иудеев. Мы имеем достаточно подробные сведения даже и о том, как они совершались» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.202).

Таким образом, в разбираемом стихе Спаситель призывает Своих учеников к тому, чтобы они остерегались враждебно настроенных к ним людей. Так как если ученики Спасителя не применят мудрости змей и простоты голубей и не проявят осторожности в отношении своих врагов, то могут от них сильно пострадать. Потому что за религиозные преступления, к которым в то время относилось и распространение христианства, Апостолов могли подвергнуть преследованиям в судах и синагогах.

Религиозное преступление Апостолов, по мнению книжников и фарисеев, состояло в том, что Апостолы распространяли учение Христово, шедшее в разрез официально утвержденному синедрионом толкованию Ветхого Завета. Но на деле это толкование представляло собой подогнанное под потребности книжников и фарисеев пояснение Ветхого Завета, во многом отличавшееся от истинного Закона Божьего. Поэтому Иисус Христос критиковал книжников и фарисеев за искажение Закона Божьего. Об этом и пишется в Библии (Матф.23:13-15,25,27). Книжники и фарисеи искажали Закон Божий для того, чтобы избежать его исполнения и получать благодаря этому выгоду и корысть. Справедливая критика Спасителя не нравилась книжникам и фарисеям. Поэтому они Иисуса Христа и объявили лжемессией. А учеников, распространяющих Его учение – лжепророками. Распространение учения Христова было объявлено религиозным преступлением, за которое велись преследования и вменялись наказания.

Данные слова Спасителя о враждебно относящихся к Апостолам людях являются пророческими и характеризуют тот промежуток времени в их общественном служении, который начинается сразу после первого периода описываемого путешествия в стихах 5-15 и продолжается до тех пор, пока Апостолы не успеют обойти городов Израильских. «Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Матф.10:23).

В этот период проповедь Апостолов выглядела следующим образом. Так же, как и в предыдущий период, они продолжали ходить по городам и селениям и исполнять наставления Спасителя о том, чтобы проповедовать Благую весть. Но если в предыдущий период их проповеднической деятельности никто не мешал, то теперь ситуация несколько изменилась. Сведения о том, что по древнеизраильскому царству ходят ученики Спасителя с проповедью, достигли синедриона. Синедрион не только пытался пресечь проповедническую деятельность Спасителя, но и то же самое делал в отношении Его учеников. На этом этапе общественного служения Апостолов находились люди, которые по заданию синедриона пытались сорвать их проповедническую деятельность и оклеветать их перед народом.

Можно предположить, что выглядело это примерно так. Когда ученики Спасителя на людном месте взывали к народу о том, что пришел Мессия, и они ищут достойных людей, для того, чтобы ознакомить их с Его учением, шпионы синедриона громогласно заявляли о том, что Апостолов слушать не нужно, потому что они якобы являются лжепроповедниками. И вот на этом этапе своей деятельности Апостолы и должны были сообразно ситуации выбрать ту или иную методику своего поведения в отношении врагов распространения Благой вести. И в таких ситуациях ученики Спасителя должны были определить, как же себя вести. Или проявлять мудрость змей, или простоту голубей.

Можно предположить то, что проявляя мудрость змей в ответ на агрессию врагов Апостолы могли выражать эти действия различными способами. Ведь Спаситель не зря указал на такое животное как змея, которая может и излечить своим ядом, и убить. И мудрость змеи как раз и состоит в том, насколько верно она выберет то, или другое действие. Так и Апостолы, столкнувшись с врагами, мешающими им заниматься проповеднической деятельностью, оценивали душу определенного врага. И если этого человека невозможно было спасти из-за тяжести содеянных им грехов, то они обращались к помощи Духа Святого и заставляли этого грешника уйти за пределы этой местности. И он подчинялся их словам, как проявлению Воли Божьей. Если человека можно было вразумить и вернуть на путь истинный, например, при помощи чудесного перечисления его тайных и явных грехов, или при помощи его исцеления от неизлечимых болезней, то Апостолы совершали эти чудеса. А это и являлось доказательством истинности Иисуса Христа, как Мессии, учение которого они проповедовали. Потому что такие чудеса могли совершать только посланники Божьи (Матф.10:8).

Других врагов, удавалось вразумить при помощи кротости, доброжелательного отношения, доходчивости слов, в чем и проявлялась простота голубя. Например, доброжелательным отношением, проявлением сочувствия и ласковыми разговорами Апостолам удавалось согреть строптивое сердце человека, обозленного жизненными неудачами. И не только посочувствовать ему, но и рассказать о том, что если он будет избегать совершения грехов и будет вести богоугодный образ жизни, то неудачи и невезение уйдут из его жизни.

Такое поведение Апостолов и способствовало тому, что они воплощали в своих поступках заветы Спасителя, о том, как следует себя вести в окружении враждебно настроенных людей.

Некоторые любознательные читатели, ознакомившись с данным стихом, могут сказать о том, что Апостолы не выполнят заповедь Спасителя по остережению врагов, так как, по словам Спасителя, их будут отдавать в судилища и в синагогах бить. В действительности это не так. Потому что Апостолы не могли не исполнить заповедь Божью по остережению от врагов. Потому что неисполнение заповеди Божьей являлось бы грехом.

Для того, чтобы пояснить причину, по которой Апостолы попадут в судилища и синагоги, можно использовать ниже следующее предположение. Главной целью для Апостолов являлась проповедь, посредством которой они должны были возвращать души ко спасению и наставлять их на путь истинный. В том случае, когда душа враждебно настроенного к ним человека могла покаяться только после того, когда увидит муки и страдания Апостолов, они могли пойти на самопожертвование. То есть Апостолы знали о том, что душа этого человека раскается только после того, когда он увидит их страдания и терпение. И в этом случае Апостолы сознательно шли в судилища для того, чтобы своими муками искупить душу этого человека. Зная о будущем самопожертвовании Апостолов, Спаситель и говорил в утвердительной форме как о событии, которому надлежит исполниться, о том, что Апостолов будут отдавать в судилища.

Таким образом, Апостолы не нарушили заповедь о предостережении, а сознательно шли на самопожертвование во имя исполнения наиглавнейшей заповеди, связанной с проповедью Благой вести и спасением человеческой души.

Поясняя разбираемый стих, можно предположить и то, что Апостолам страдания в синагогах, в судах, перед царями и правителями были даны не случайно. А для того чтобы они этими страданиями искупили ранее совершенные ими грехи. Наряду с этим можно предположить и то, что страдая во искупление своих грехов, Апостолы страдали за веру в Бога. А страдание за веру является одним из условий истинного христианина. О чем и сказано в Новозаветной части Библии. "Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил.1:29).


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.