«И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Матф.10:18). В этом стихе говорится о дальнейших гонениях, которым будут подвергнуты Апостолы за распространение учения Христова на территории древнеизраильского государства во время своего первого общественного служения.

В этом стихе сказано о том, что Апостолов за их проповедническую деятельность враждебно настроенные иудеи поведут к правителям. Можно предположить, что под правителями следует понимать старейшин. В религиозной литературе о старейшинах упоминается так. «Со временем стали отличать особыми названиями тех, которые были народными представителями, областеначальниками, или служили как начальствующие лица, отправляющие правосудие в провинциальных городах. Они удержали свое положение при всех политических переворотах…а также в евангельское время (Лук.22:66, Деян.22:5)» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, указ. изд., с.433). Таким образом, можно предположить то, что под правителями подразумеваются старейшины, обличенные определенной властью в городах и селениях.

«Старейшины имели сильное влияние на народ… их злобная деятельность особенно сказывалась в постоянном противлении Христу и Его Апостолам» (Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия, труд и издание архимандрита Никифора, ук. изд., с.675).

Помимо старейшин, которые названы правителями, гонение на Христа оказывали и цари.  Они также, наряду с судьями и старейшинами, могли осуществлять суд. «Царские обязанности состояли в том, чтобы решать различные тяжбы в качестве судьи, царь имел право жизни и смерти… При царе обыкновенно состояли советники, военноначальники и старейшины» (Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия, труд и издание архимандрита Никифора, ук. изд., с.776).

Подтверждением того предположения, что древнееврейское государство времен Христа имело не одного царя, а несколько, является цитата из Новозаветной Библии. "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лук.3:1,2).

Анализируя рассматриваемый стих, можно предположить то, что с Апостолами сперва разбирались судьи. И судя по предыдущему стиху, выносили  соответствующие древнееврейским законам наказания. Если бы Апостолов сразу бы привели к правителям и царям, то эти правители и цари могли бы отказаться от разбирательства обвинений, адресованных Апостолам и могли бы отослать их к судьям. Потому что правители и цари представляли собой верховную власть, стоявшую значительно выше местных судей.

Можно предположить, что в последующие разы, когда Апостолов за распространение Благой вести обвиняли в повторении религиозного преступления, судьи для искоренения этого нарушения в дальнейшем направляли их к правителям, которые были выше местных судей и имели возможность выносить более строгие наказания. Правителями в провинциальных городах, как сказано выше, были старейшины. Представ перед ними, Апостолы должны были свидетельствовать о своей проповеднической деятельности. Или как говорили в то время враги христианства, о своем религиозном преступлении. Поскольку Апостолам задавался всегда один и тот же вопрос, почему они занимаются проповедью, то они и отвечали именно только на этот вопрос. В своем ответе Апостолы рассказывали о том, что согласно всем предсказаниям древнееврейских пророков уже пришло время появления и прихода Истинного Мессии. А как известно из Библии, Мессия должен принести древнееврейскому народу Новый Завет. Об этом написано так. "Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна" (Матф.11:13). После Иоанна люди должны жить по заповедям Благой вести, которую им дарует Мессия, Иисус Христос. Поэтому Апостолы, как ученики Мессии, и распространяли Его учение при непосредственной помощи Духа Святого. Под влиянием Духа Святого, не имея возможности присудить какое либо наказание Апостолам, правители отправляли их к царям.

Когда Апостолов приводили к царям, они опять перед ним, как перед старейшинами, начинали свидетельствовать о своей проповеднической деятельности. Находясь под воздействием Духа Святого, Который не давал царям возможности принять какое-либо враждебное решение против Апостолов, они отсылали их к язычникам.

Можно предположить, что язычниками в данном стихе названы представители Римской власти. Это предположение доказывается тем, что цари к просто язычникам, не имеющим никакой административной власти, Апостолов бы не посылали. Поскольку представители верховной власти, присланные из Рима, исповедовали язычество, то в данном стихе они и названы язычниками. Во множественном числе они названы так потому, что чиновников из Рима было много. И они составляли свиту как прокуратора, так и других низших чиновников. О том, кого в древнееврейском народе называли язычниками, ясно сказано в ниже следующей цитате. "И предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет" (Матф.20:19). В этой цитате язычниками названы представители римской власти. Язычники, которые были римлянами и представляли собой высшую власть, также как и цари, не могли осудить Апостолов. Потому что не пришло ещё время, обозначенное Богом, для такого осуждения. Поэтому Спаситель и говорит о том, что перед правителями, царями и язычниками Апостолы будут всего лишь свидетельствовать об учении Христовом и своей проповеднической деятельности.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос о том,  почему Матфей подробно описывает должностных лиц древнееврейского государства, перед которыми представали Апостолы? При этом Матфей уточняет и детально рассказывает о том, что Апостолы свидетельствовали перед судьями, правителями и царями. Вопреки такому подробному перечислению древнееврейских должностных лиц, Матфей почему-то представителей римской власти называет одним словом – язычники, не перечисляя постов, которые занимали чиновники, присланные из столицы римского государства? На этот вопрос предположительно можно ответить так. Матфей, будучи евреем, разделявшим взгляды своего народа на римскую власть, поработившую его родину, всех представителей Рима называет одним метким и емким словом - язычники. В этом слове он выражает не только ненависть древнееврейского народа к представителям Рима, как к завоевателям древнееврейского царства. Но этим словом он указывает на главный недостаток представителей Рима, состоящий в том, что они стоят на более низкой ступени в религиозно-философском развитии, так как исповедуют многобожие и не могут осознать простой истины о том, что миром управляет Единый Всемогущий Господь Бог. Поскольку древние евреи относились с презрением к представителям язычества, то Матфей это неуважение и презрение вкладывает в позорное с точки зрения древних евреев слово "язычники". В данном случае это слово звучит как ярлык и содержит в себе презрительное отношение древнееврейского народа к представителям других народов, которые из-за своей низкой религиозной культуры исповедуют многобожие.

В разбираемом стихе ясно говорится, за что будут наказывать Апостолов «и поведут вас к правителям и царям за Меня».

Поскольку разбираемые слова принадлежат Спасителю, то слова «за Меня» указывают на то, что Апостолы будут страдать именно за Спасителя. Поскольку Спаситель посылал Апостолов на проповедь Своего учения, то именно за эту проповедь и будут наказываться Апостолы. «И призвав двенадцать учеников Своих» (Матф.10:1) Спаситель сказал им «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10:7).

Из всего сказанного вытекает логически обоснованный вывод, что в начале разбираемого стиха словами «за Меня» назван Иисус Христос. А в дальнейшей части разбираемого стиха говорится о том, что к правителям и царям Апостолов поведут для свидетельства. То есть для дачи показаний об их проповеднической деятельности.

В конце разбираемого стиха говорится о том, что Апостолы будут свидетельствовать, то есть давать свои свидетельские показания «перед ними и язычниками».

Слово «свидетельство» обозначает «1 показание свидетеля; 2 то, что подтверждает, удостоверяет какое-либо событие» (С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова, ук. изд., с.692).

Словом «ними» обозначаются местные цари, правители, старейшины, управлявшие различными землями древнееврейского царства. А словом "язычники" обозначены представители римской власти. Так сказано о них потому, что прибыв из Рима в древнееврейское царство эти правители не принимали иудаизма, а оставались приверженцами своей языческой религии.

Тот факт, что в 17-м стихе упомянуты судьи, а в разбираемом 18-м упомянуты правители и цари, можно расценивать как указание на устройство административной машины древнееврейского царства. Потому что сперва дела должны были рассматривать местные судьи. А потом уже после них должны были разбираться правители и цари.

Толкователи, которые считают, что разбираемый стих описывает гонения первых христиан в языческих странах, не правы. Так как в выше рассмотренных стихах Спаситель посылает Своих учеников на проповедь не к язычникам, а к древнееврейскому народу. "А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Матф.10:6). А также в выше рассмотренных стихах нигде не сказано о том, что после проповеди у древних евреев Апостолы отправились на проповедь к язычникам и проповедовали им.

Наряду с этим в конце разбираемой 10-й главы, в которой содержится завершение наставлений Спасителя ясно указано, что Его слова обращены к двенадцати Апостолам для характеристики их сугубо первого общественного служения. Об это ясно говорится в таких цитатах. Более того в начале наставлений Спаситель ясно говорит «на путь к язычникам не ходите,... а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.10:5-6). «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10:7).

Ещё одним аргументом, доказывающим то, что Апостолы в разбираемых стихах проповедовали древним евреям, но не другим языческим народам, являются слова их проповеди. "Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10:7). Слова о приближении Царства Небесного могли быть понятны только древним евреям, которые знали их значение и ожидали прихода Мессии. Язычникам слова о приближении Царства Небесного были бы не понятны, так как они не знали их религиозно-философского смысла, а знали только свою языческую религию.

Из этих цитат становится ясно видно то, что речь Спасителя направлена на характеристику первого общественного служения Апостолов, при котором они перед язычниками не проповедовали Благую весть. Об этом же говорится и в завершении разбираемых наставлений Спасителя. «Кто принимает вас, принимает Меня» (Матф.10:40). «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми» (Матф.10:32) Эта цитата обращена не ко всему миру, а конкретно к древним евреям, которые на тот момент должны признать Истинного Мессию и исповедовать Его учение.

Доказательством правоты такого рассуждения является тот факт, что в разбираемой главе не упоминается о том, что Апостолы должны проповедовать Благую весть перед язычниками. Наоборот, здесь сказано о том, что Апостолы будут свидетельствовать, как преступники, давая показания, сначала перед древнееврейскими правителями и царями, а потом перед язычниками римскими чиновниками за вменяемое им религиозное преступление. Наставлений о проповеди Благой вести перед язычниками во всех рассмотренных стихах Спаситель Своим ученикам не давал.


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.