Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Матф.10:19). В разбираемом стихе говорится о том, что должны делать Апостолы в то время, когда их будут предавать. Согласно главному смыслу этого стиха Апостолы не должны заботиться о том, что нужно им говорить. Потому что дано будет им что сказать. Можно предположить то, что этот стих характеризует ниже следующую часто повторяющуюся в деятельности Апостолов ситуацию, которая связана с предательством, сделанным врагами христианства против учеников Христа.

Шпионы синедриона следили за Апостолами и старались их не только предать в руки стражников, но и подорвать их авторитет в глазах древнееврейского народа. Можно предположить, что когда шпионы синедриона, выследив Апостолов, не только публично передавали их в руки стражников, но и при помощи коварных вопросов принародно старались выставить их на осмеяние, для того, чтобы доказать окружающим людям, что Апостолы являются распространителями учения не истинного Мессии. Вот в этот момент проявлялось действие Духа Святого в виде высказываний и рассуждений, при помощи которых помогал Апостолам давать точные, ясные и нужные ответы их клеветникам.

Такие точные ответы Апостолам необходимо было давать потому, что к их проповеднической деятельности было приковано внимание всего древнееврейского народа. И каждое их слово запоминалось людьми и в дальнейшем обсуждалось, анализировалось и передавалось другим людям. Поэтому шпионы синедриона в момент предательства Апостолов и старались задать коварные, заранее подготовленные вопросы, чтобы дискредитировать Апостолов в глазах окружающих людей. А Апостолы для того чтобы защитить свой авторитет распространителей учения Христова и показать себя учениками Истинного Мессии и должны были дать перед лицом народа ясные и точные ответы на все каверзные вопросы.

Помимо шпионов синедриона дискредитировать Апостолов перед народом старались также и стражники, в руки которых передавались Апостолы. Согласно древнееврейской традиции стражники не просто забирали Апостолов, а публично предъявляли им свои обвинения, на которые Апостолы должны были дать умные и находчивые ответы. Для того чтобы дать такие ответы перед народом Апостолам и помогал Дух Святой, Который постоянно охранял Апостолов, а в данной ситуации начинал говорить в них.

Теперь рассмотрим анализируемый стих более подробно. Поскольку христианское учение было объявлено вне закона, то распространители христианства считались людьми, совершающими религиозное преступление, суть которого состояла в распространении Благой вести. Поэтому с Апостолами, как с преступниками, власти боролись на территории древнееврейского государства. О методах этой борьбы и об отношении враждебно настроенных людей к Апостолам и говорится в разбираемом стихе словами «будут предавать».

В словаре С.И. Ожегова сказано, что слово «предавать» истолковывается в пояснении слова «предать». Слово «предать» обозначает «1 отдать что-либо кому-либо; 2 изменнически выдать кого-нибудь врагу; 3 изменить, нарушить верность» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.569). Анализируя смысловое значение слова «предать» можно предположить то, что это слово в разбираемом стихе употреблено в двух смыслах сразу. Рассмотрим каждый из них.

Чаще всего Апостолы, придя в селения, наведывались, то есть узнавали о том, кто достоин ознакомиться с Благой вестью. Но поскольку Апостолы были наделены дарами Святого Духа, то они могли чудесным образом определить человека, который имел шанс на спасение своей души и добровольно изъявлял свое желание на ознакомление с Благой вестью. И несмотря на то, что Апостолы знали о том, что такой человек может их предать, они в качестве самопожертвования все таки знакомили его с учением Христовым.

А осуществить предательство такой человек может двумя способами. Первый способ проявляется в том, что человек, которому Апостолы рассказали Благую весть в надежде на то, что она спасет его в будущем, самолично доносил на них властям. Такого человека можно назвать  предателем по следующей причине. Когда он добровольно выражал свое желание ознакомиться с учением Христовым, он знал, что оно запрещено. И вместо того, чтобы сохранить тайну распространения этого учения, он открывал тайну властям, преследующим Апостолов за распространение Благой вести. Согласно законам древнееврейского государства стражи порядка требовали от доносчика, чтобы он собственноручно указал на преступника и привел их к нему. Поэтому доносчик и передавал собственноручно Апостолов в руки властей. Подобный случай своей типичностью отразился в поступке Иуды, который не только предал Спасителя, но и привел к Нему представителей власти. (Матф.22:47-48). В этой ситуации люди не только предавали Апостолов, но и собственноручно передали их властям.

Второй способ состоял в том, что этот человек рассказал о проповеднической деятельности Апостолов другим людям. И они донесли на Апостолов властям, а также собственноручно участвовали в передаче Апостолов.

И тот и другой жизненный случай является предательством, несмотря на то, что это предательство имеет отличительные особенности. Поэтому в книге Матфея без уточнения этих особенностей и названа главная суть, характеризующая то, что Апостолов за распространение христианского учения люди будут предавать.

В дальнейшей части разбираемого стиха говорится о том, как надлежит веси себя Апостолам, которых предали. После того когда враги предадут Апостолов, им, по словам Спасителя, не надо заботиться о том «как или что сказать».

Слово «забота» обозначает «1 беспокойство; 2 действие, направленное на благополучие чего-либо; 3 внимание к чему-либо» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.193). В данном стихе словом «забота» обозначено то, что Апостолам не нужно проявлять внимание и беспокоиться, то есть заботиться и думать о том, что сказать, когда их предадут. Заботиться им не следует потому что «в тот час дано будет вам что сказать». Можно предположить то, что Апостолам будет дано что сказать Самим Господом Богом. Причем коль Апостолам в их ответах на вопросы обвинителей будет помогать Сам Господь Бог, то такие ответы будут самыми убедительными и исчерпывающими.

Можно предположить что словами «заботиться о том, что сказать» обозначается умственная работа, связанная с подбором наиболее удачного смысла ответа, с подбором наиболее подходящих слов, через которые наиболее удачно будет выражен смысл ответа. Вероятнее всего и смысл ответа, и наиболее подходящие слова, выражающие этот смысл, будут предоставлены Апостолам Господом Богом. Поэтому им и не надо заботиться о том, какой смысл вкладывать в ответ, и какие слова следует подбирать для наиболее удачного выражения мыслей, содержащихся в этом ответе. Именно о том, что помощь Божья будет дана Апостолам при формулировке нужного ответа, и сказано в разбираемом стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.