Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Матф.10:20). В этом стихе Спаситель продолжает Свою речь, начатую в предыдущем стихе, и говорит о том, что через Апостолов перед правителями и царями будет свидетельствовать Святой Дух.

Некоторые любознательные читатели могут задать вопрос о том, неужели Апостолы самостоятельно не могли найти ответы на вопросы враждебно настроенных к ним правителей и царей, и для ответа врагам распространителей Благой вести необходима была помощь Духа Святого? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Апостолы Христовы были святыми людьми, наделенными проницательным умом и сообразительностью. Таким образом, Апостолы могли бы самостоятельно ответить на любые каверзные вопросы враждебно настроенных к ним царей и правителей. Однако, цари и правители могли не обратить внимания на правдивые ответы Апостолов, лицемерно не заметить их правоты и, вероломно попирая правду и справедливость, обречь Апостолов на суровое наказание.

Древним евреям хорошо была известна истина, что если с человеком начинал говорить Господь Бог или Дух Святой, то этот человек несмотря на свою склонность к совершению несправедливых поступков, в присутствии Бога не мог сотворить зла. В Библии говорится "ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой" (Пс.5:5). Слова Бога, сказанные через Апостолов правителям и царям, являлись истиной в конечной инстанции, которой никто не мог опровергнуть, и вынужден был подчиниться ей. Это подтверждалось тем доводом, что Дух Божий, на тот момент находящийся в душах Апостолов, вступал в контакт с душами царей или правителей. И поэтому эти души, обезоруженные присутствием Бога, не могли совершить никакого зла и противиться Воле Божьей. "Ты- Господь всех, и нет [такого,] кто воспротивился бы Тебе" (Есф.4:17). Таким образом, Дух Святой говорил через Апостолов для того, чтобы защитить их от несправедливости и зла, которые могли исходить от правителей и царей.

А теперь рассмотрим разбираемый стих более подробно и детально. Разбираемый стих начинается со слова «ибо». Это слово представляет собой соединительный союз и обозначает «потому что так; так как» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.230). Этим словом пояснено и обоснованно то, почему это событие произойдет в таком виде. Этим словом Спаситель говорит о том, что Апостолам будет дано, что сказать, потому что в них будет говорить Дух Святой. Об этом ясно пишется в разбираемом стихе «ибо не вы будете говорить». Этими словами Спаситель указывает на то, что Апостолам не придется думать о том, какие ответы давать.

В дальнейшей части стиха сказано, кто будет говорить в душах Апостолов. «Но Дух Отца вашего будет говорить в вас». То есть в этой части разбираемого стиха конкретно говорится о том, Кто за Апостолов будет выполнять работу, связанную с подготовкой ответов Апостолов, которые будут адресованы их врагам и направлены для защиты Апостолов. Это будет делать Дух Отца вашего.

Древние евреи всегда считали своим духовным отцом Господа Бога. Об этом в Библии пишется так. "На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога" (Иоан.8:41). Поэтому в разбираемом стихе Отцом Апостолов назван Господь Бог. Более того, в разбираемом стихе дается уточнение, что Дух Отца вашего и будет помогать Апостолам. Духом Бога является Дух Святой. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).

 Иными словами в разбираемом стихе говорится о том, что Сам Господь Бог не будет присутствовать зримо, но с Апостолами будет присутствовать Дух Божий, находящийся в душах Апостолов. Более того, в разбираемом стихе указывается на то, где Дух Божий будет находиться, и что Он будет делать. Дух Божий будет говорить в вас. То есть Дух Божий, находясь в душах Апостолов, будет говорить в них. Причем будет говорить так, чтобы Духа Божьего слышали только Апостолы. Ведь Святой Дух, как сверхъестественная Всемогущая Личность мог одновременно говорить в душах всех присутствующих людей. А мог громогласно говорить голосом с присутствующими людьми. Восприняв слова Духа Божьего, которые будут сказаны в их душах, Апостолы будут эти слова озвучивать сами.

Любознательный читатель может спросить, почему Дух Святой не может говорить голосом Апостолов вместо них? Предположительно на этот вопрос можно ответить следующим образом. Возможно Дух Святой не говорит за Апостолов, а говорит внутри них для того, чтобы Апостолы имели возможность услышать и обдумать слова Духа Святого. И если они согласны с этими словами, то они по своей доброй воле их озвучат. Подтверждением этого предположения служит та часть разбираемого стиха, в которой сказано, что Святой Дух говорит не за Апостолов, а говорит в их душах. Таким образом, можно предположить, что Апостолы, услышав мысли Святого Духа, озвучивают их сами, проявляя для такого озвучивания свою добрую волю.

Главной причиной, по которой в душах Апостолов будет говорит Дух Святой может являться следующее предположение. Коль Матфей написал о том, что в Апостолах будет говорить Дух Святой, то этим он указал на очень важный момент в описании происходящего события. Таким важным моментом может быть главное предназначение в первом служении Апостолов, связанное с оповещением о приходе Мессии, связанное с рассказом о Его учении. Поскольку внимание древнееврейского народа было приковано к деятельности Апостолов, как к глашатаям Мессианского учения, то каждое их слово, каждый их поступок внимательно анализировался и обсуждался людьми и передавался из уст в уста, из селения в селение. Люди с большим вниманием относились и к словам Апостолов, которые они произносили перед правителями и царями. Шпионы синедриона специально пытались задать Апостолам каверзные вопросы, чтобы принародно попытаться их дискредитировать, тем самым желая показать то, что они якобы пришли не от истинного Мессии. Поэтому точные и исчерпывающие ответы Апостолов, наряду с чудесами, совершаемыми ими, служили доказательством того факта, что они говорят не сами по себе, а от имени Истинного Мессии. Поэтому ответы Апостолов перед судьями, правителями, царями и присутствующим народом, имели огромное значение не только в их проповеднической деятельности, но и в отношении подтверждения того, что они являются посланцами Истинного Мессии. Вот для того, чтобы ответы Апостолов были идеальными, быстро сказанными и понятными для всех окружающих, в душах Апостолов и говорил Дух Святой. Поскольку слова Апостолов расценивались народом как слова пославшего их Мессии, то эти слова также являлись доказательством в глазах людей того факта, что Апостолы говорят от имени Бога.

Таким образом, меткие и точные слова Апостолов, произнесенные перед судьями, правителями и царями, сказанные принародно, служили исполнению главной миссии Апостолов. Во-первых, подтверждению того, что они говорят от Истинного Мессии. Во-вторых, всенародному распространению учения Мессии в ясной и доступной для понимания форме. Потому что перед судьями и царями Апостолы излагали учение пославшего их Мессии. Вот для выполнения этой очень важной задачи в душах Апостолов и говорил Дух Святой.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что Дух Святой в душах Апостолов говорил для того чтобы помочь Апостолам в осуществлении их проповеднической деятельности, а также для того, чтобы защитить Апостолов Своим присутствием от всякого зла, как сверхъестественного, так и исходящего от людей.


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.