«Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Матф.10:21). Для того, чтобы пояснить разбираемый стих, надо суммировать сведения, взятые из всей речи Спасителя, которая содержится в 16-20-м стихах. Как уже говорилось, из этой речи видно, что она обращена к Апостолам. В этом же стихе Спаситель указывает на то, что условия деятельности Апостолов изменятся. Если до этого они распространяли Благую весть без притеснений и гонений, то теперь распространение Благой вести будет проходить во враждебных для Апостолов условиях.

Далее характеризуя дальнейшую деятельность Апостолов, Спаситель предупреждает их о том, что их поведут в судилища, к правителям и царям «за Меня» (Матфю.10:18). То есть за распространение учения Христова. Далее в речи Спасителя говорится о том, что от всех этих неприятностей их защитит «Дух Отца вашего», который «будет говорить в вас» (Матф.10:20). Таким образом, Спаситель нарисовал картину, согласно которой Апостолы во время нового этапа своей проповеднической деятельности будут притесняемы врагами христианства. За их проповедническую деятельность их поведут к правителям и царям, перед которыми за них заступится «Дух Отца вашего». И после Его заступничества Апостолы будут освобождены.

И вот теперь, после изложения всей выше описанной картины Спаситель характеризует те исключительные последствия, которые будет иметь деятельность Апостолов в некоторых семьях древнееврейского народа. Люди под воздействием проповеднической деятельности Апостолов, начнут активно обсуждать главное событие в религиозной жизни древнееврейского государства, связанное с приходом Мессии, о котором рассказали людям Апостолы.

Слово «предать» обозначает: «1 отдать; 2 изменнически выдать; 3 изменить, нарушить верность» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с. 569).

У некоторых читателей может возникнуть ложное впечатление о том, что слова «предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей» будут относиться ко многим древнееврейским семьям. В действительности это было не так, что подтверждается ниже следующими аргументами. Поскольку древнееврейский народ был высокообразованным в религиозном смысле и чтил заповеди Моисея, то предавать насмерть своих близких он не мог. Это происходило в виде единичных случаев с теми представителями древнееврейского народа, которые не соблюдали заповеди Моисея, несмотря на свою показную религиозность. Поэтому о предавании брата братом и сына отцом у Матфея и написано в единственном числе. Другим аргументом является то, что согласно законам Моисея, дети должны проявлять заботливое отношение к родителям. Поэтому предательство детьми родителей могло также иметь единичный характер.

Более того, поскольку древнееврейский народ имел высокую религиозную культуру, которая признавала единобожие, то подавляющее большинство представителей древнееврейского народа верило Мессии и Его ученикам. Это происходило потому, что древнееврейский народ был воспитан в ожидания прихода Мессии. И когда появился Мессия, способный творить великие чудеса, то это и убедило древнееврейский народ в истинности пришедшего Мессии. Поэтому большинство людей, увидев чудеса, совершаемые Мессией и Его учениками, верили в истинность пришедшего Мессии. И на массовые предательства членов своей семьи не шли. Поэтому разбираемый стих описывает не массовые, а единичные события в отдельных семьях древнееврейского народа, вызванные евангельской проповедью.

Анализируя слова Матфея, характеризующие первое путешествие Апостолов, можно предположить ниже следующее. Поскольку Матфей не пишет о том, что брат будет предавать брата в судах, и суды будут выносить первым христианам смертные приговоры, то во время первого путешествия этого и не происходило. Иначе бы Матфей об этом бы написал.

Слово «восстать» обозначает «1 подняться для борьбы с кем-нибудь, против чего-нибудь; 2 категорически не соглашаться, возражая, выступать против» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.96).

Далее в тексте разбираемого стиха говорится, что дети восстанут на родителей. Но потом в тексте стоит запятая, после которой сказано «и умертвят их». Поскольку в этой фразе не упоминаются другие люди, то можно предположить, что именно восставшие дети умертвят своих родителей. Анализируя этот стих, можно прийти к выводу, что распря между детьми и родителями возникнет на религиозной почве. И причиной этой религиозной распри будет различное восприятие и отношение родителей и детей к главному религиозному событию того времени - приходу Мессии. Об этом и сказано в Библии. "Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе" (Иоан.7:42,43).

У некоторых любознательных читателей могут возникнуть вопросы о том, почему сестра не могла предать своего брата христианина? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Это происходило потому, что женщина не имела прав осуждать отца и брата в древнееврейском обществе. И женщины активно не вмешивались в религиозно политическую жизнь древнееврейского государства. "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям" (1Пет.3:1).

У некоторых любознательных читателей может возникнуть вопрос о том, почему Матфей единичные происшествия, связанные с восстанием брата на брата, отца на сына и детей на родителей, описывает в разбираемом стихе? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Матфей это делает для того, чтобы подтвердить приход Истинного Мессии. Потому что именно с приходом Истинного Мессии случаи ссор и противоречий среди древних евреев на религиозной почве и были предсказаны древнееврейскими пророками. Например, Симеон Богоприимец о Спасителе говорит так. "И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий" (Лук.2:34). Наряду с этим Матфей эти случаи описывает также для того, чтобы показать тот факт, что приход Мессии был настолько великим событием, что всколыхнул жизнь всего древнееврейского общества, вызывая как восхищение и признание Его учения, так и конфликты и вражду между людьми.


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.