«И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Матф.10:22). В разбираемом стихе говорится о том, что Апостолы за распространение евангельской вести, а также за то, что она вызвала раздор в семьях древнееврейского народа, будут ненавидимы древними евреями. Слова «за имя Мое» конкретно указывают на причину этой ненависти. То есть Апостолы будут ненавидимы за распространение христианского учения и за те последствия, которые оно вызвало в народе.

Слово «ненависть» обозначает «чувство сильной вражды и злобы» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.399). Словом ненависть говорится о том, что враги христианства, как хищные волки, причиняли много осуждений и страданий Апостолам за их проповедническую деятельность. Но несмотря на это Апостолы, по образному выражению Спасителя, по отношению к своим врагам вели себя как кроткие овцы, мудрые змеи и простые голуби. Поэтому в разбираемом стихе как вывод, характеризующий поведение Апостолов в данной ситуации, и говорится о том, что «претерпевший же до конца спасется». Эти слова надо понимать следующим образом. Если Апостолы не будут отвечать на все незаслуженные оскорбления и обиды, и достойно вынесут преследования и вражду, то своим кротким поведением они достигнут спасения.

Из контекста речи Спасителя видно, что словами «до конца» обозначен тот момент, когда Апостолы встретятся со Спасителем. То есть слова «до конца» обозначают хождение Апостолов по древнееврейским городам до встречи со Спасителем. Что и положит конец их страданиям и преследованиям. Об этом и говорится в следующем стихе.

Таким образом, в этом стихе рассказывается о том, что если Апостолы, пройдя через горнило ненависти и вражды «за имя Мое», то есть во имя Спасителя, выдержат все неприятности и преследования, то спасутся. И концом их испытаний будет встреча со Спасителем.

Слово «спастись» обозначает «уберечься, избавиться от чего-нибудь опасного, угрожающего» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.743). В христианском понимании слова «спастись» обозначает спасение души. "Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ" (1Пет.1:8,9). Согласно контексту разбираемого стиха можно предположить то, что словом «спасение» в данном стихе обозначается спасение душ Апостолов, не запятнавших себя грехом мести и злобы, и достойно преодолевших трудности и препятствия, возникшие на их пути во время их путешествия, описываемого в стихах 16-23.

Спасение души достигается целым рядом христианских поступков. Тот поступок, который совершили Апостолы, обеспечивает спасение их душ. Но так как Апостолы после первого служения продолжают жить дальше, и живя, совершают определенные поступки, то окончательное спасение души зависит от последующих богоугодных поступков Апостолов.

Можно предположить что слова «претерпевший же до конца спасется» имеет ниже следующий смысл. Эти слова обозначают спасение душ Апостолов, дарованное им за претерпевшие страдания и за то, что они воздержались от греха во время выпавших на их долю искушений. Наряду с этим можно предположить, что они своими богоугодными поступками приобрели защиту и спасение от естественного и сверхъестественного зла, продолжая жить земной богоугодной жизнью.

В данном стихе говорится «претерпевший же до конца спасется». Из логического анализа этой фразы можно сделать вывод о том, что имеется ввиду конец земной человеческой жизни. То есть если человек на протяжении всей своей жизни до её конца сумеет достойно перетерпеть все невзгоды и искушения, то таким христианским богоугодным образом жизни он зарабатывает спасение своей души. В разбираемом стихе данные слова Спасителя обращены к Апостолам. Но Спаситель не произносит эти слова во множественном числе и на говорит о том, что спасутся все Апостолы. Слова Спасителя сказаны в единственно числе: «Претерпевший же до конца спасется». Не во множественном числе эти слова сказаны потому, что  не все Апостолы достигли спасения. Например, Апостол Иуда в начале своего апостольского служения проявил любовь и преданность к Богу. И не хуже других Апостолов знал учение Христово. Однако из-за совершенного им греха не сумел добиться спасения своей души. На всех иконах Иуда изображается в пекле, сидящим на руках у дьявола с тридцатью сребрениками в руках. Поэтому Свои слова, адресованные Апостолам о спасении Спаситель и высказал в единственном числе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.