«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий” (Матф.10:23). В разбираемом стихе Иисус Христос продолжает давать наставления Своим ученикам. И рассказывает, как им следует поступать при продолжающихся гонениях. Можно предположить, что в этом стихе описывается новый этап гонений. Если в ранее описываемых стихах гонения на Апостолов выражались в том, что их отводили к судьям, правителям и царям. То теперь гонения видоизменились. После того когда притеснители Апостолов исчерпали все методы легальной борьбы с учениками Христовыми, они применили другую форму гонения. Если бы Апостолов осудили после того, когда их водили к судьям, правителям и царям, то Матфей об этом бы и написал. Матфей не указывает на осуждение Апостолов после того, когда их водили к судьям, правителям и царям, и дает возможность предположить, что Апостолы не были осуждены и были отпущены. Можно предположить то, что после этих событий синедрион разработал против Апостолов новую форму гонения. Например, синедрион мог послать специально обученную группу людей в те места, где бывали Апостолы для того, чтобы склонить население к выступлению против Апостолов. Поскольку Матфей не пишет о том, что выступление народа против Апостолов будет иметь место, то можно предположить, что народ не послушается шпионов синедриона и против Апостолов не выступит. Можно предположить то, что в этой ситуации шпионы синедриона якобы от имени жителей того или иного города начали гнать Апостолов из городов, чтобы пресечь их проповедническую деятельность. Такое предположение подтверждается словами Матфея, в которых он говорит «Когда же будут гнать вас в одном городе». В этих словах Матфей не указывает на то, что Апостолов будут гнать жители определенного города. Он просто говорит о том, что их будут гнать. Это дает возможность предположить, что их могли гнать шпионы синедриона. О том, как Апостолы от них будут защищаться и рассказано в середине разбираемого стиха. Об этом говорится словами «бегите в другой» город.

Слово «бежать» обозначает «1 двигаться быстро; 2 спасаться бегством» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд, с.36). То есть Спаситель советует Апостолам из города, где их преследуют враги христианства, бежать в другой город. Можно предположить, что Апостолы в тот момент, когда их гнали из города, продолжали находиться под защитой Духа Святого. Можно предположить, что им не нужно было бежать в буквальном смысле этого слова из одного города в другой. Возможно при помощи Духа Святого они становились невидимыми для своих гонителей. И гонители, имеющие цель преследовать Апостолов, после их исчезновения разводили руками и удивленно спрашивали о том, куда же они убежали. А Апостолы, оставаясь невидимыми для преследователей, спокойно переходили в другой город. А у преследователей создавалось впечатление о том что ставшие невидимыми Апостолы просто убежали. Потому что их нигде не было видно. Можно предположить что слово «бегите» применено в разбираемом стихе для того, чтобы указать на быстроту перемещения Апостолов. Потому что после исчезновения Апостолов у их гонителей создавалось впечатление о том, что если Апостолов не видно, то они убежали.

Поскольку в первом путешествии их посылают к древнееврейскому народу (Матф.10:6), то можно предположить, что городов, которые нужно было обойти для оповещения Спасителю и Его ученикам, будет двенадцать, по количеству колен древнееврейского народа. Не успев обойти двенадцать городов, в которых проживали двенадцать колен древнееврейского народа, Апостолы и встретятся со Своим Учителем.

Предположение о том, что Спаситель и Его ученики для оповещения о приходе Мессии древнееврейского народа обходили города и селения древнееврейского государства подтверждается следующими цитатами из Библии. В конце 9-й главы Евангелия Матфея пишется о том, что Спаситель сказал «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф.9:37-38). Потом в Библии пишется о том, что Спаситель пошлет Своих учеников туда, куда Сам бы хотел пойти. «Послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лук.10:1). Из этих цитат становится ясно, что Спаситель Своих учеников послал в те места, в которых хотел побывать Сам для оповещения народа о том, чтобы он покаялся ибо приблизилось Царство Небесное. Ученики Спасителя, как делатели жатвы, стали помогать Ему в оповещении древнееврейского народа о том, что к людям пришел Мессия. Можно предположить то, что ученики Иисуса Христа пошли по одним селениям, а Спаситель для оповещения пошел по другим городам и селениям. Можно предположить и то, что когда благодаря общим усилиям Спасителя и Его учеников двенадцать колен израильского народа, проживавшие в различных городах и селениях, были оповещены о приходе Мессии, то их совместная работа по этому оповещению была выполнена. И именно к концу этой работы Спаситель и пришел к Своим ученикам и встретился с ними. Поэтому слова из разбираемого стиха «не успеете обойти городов Израилевых» предположительно можно пояснить так. Апостолы не успели обойти городов Израильских не потому, что не справились со своей работой, а потому что наряду с ними другие города Израильские обходил и Спаситель, Которому они помогали выполнять эту работу.

В разбираемом стихе об Апостолах сказано о том, что «не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий». Словосочетание «Сын Человеческий» имело широчайшее распространение среди древнееврейского народа. Эти слова получили широкую известность после того, когда пророк Даниил вложил в них особый многозначительный смысл. Этими словами в своей книге (Дан.7:13) Даниил обозначил Мессию, Который должен был прийти к людям и принести Новый Завет. Поэтому каждому древнему еврею слова "Сын Человеческий" были понятны, и говорили о том, что они обозначают Истинного Мессию. В разбираемом стихе Иисус Христос называет Себя этими словами «Сын Человеческий» и указывает на то, что Он и есть Истинный Мессия.

Многие читатели могут задать вопрос, почему Спаситель не сказал о Себе в первом лице? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Выражение «Сын Человеческий» Спаситель очень редко применяет в Своей речи. И использует его для указания того что Сыном Человеческим, то есть Мессией, является Он Сам. А также Спаситель о Себе говорит в третьем лице, как о Сыне Человеческом, только в особо торжественных и очень важных случаях. Важность случая, связанная с употреблением словосочетания «Сын Человеческий» в разбираемом стихе состоит в следующем. Этим словосочетанием Спаситель обозначил очень важное событие, связанное с тем, что Мессия не только пришел к людям, но и оповестил об этом пришествии при помощи Своих учеников все двенадцать колен израильских. Что и подтвердило исполнение обетования Божьего не только о приходе Мессии, но и о всенародном оглашении этого великого события.

Другой важный момент, ради которого было употреблено словосочетание «Сын Человеческий», состоял в том, что Спаситель указывал на окончание первого общественного служения Апостолов. Потому что встреча Апостолов и Спасителя как раз и обозначала завершение общей работы по оповещению народа древнееврейского о приходе Мессии к людям.

Суждение некоторых читателей о том, что Спаситель пришел к Апостолам только для того, чтобы защитить их от выше описанных гонений, не верны. Потому что в первом путешествии Апостолов их защищал от всех невзгод и опасностей неотступно присутствующий рядом с ними Дух Святой.

В разбираемом стихе Спаситель говорит именно о гонениях в городах, а не в селах, по той причине, потому что именно в городах велась активная пропаганда против Спасителя и распространения Его учения. Мелкие населенные пункты подвергались не такому активному воздействию синедриона, связанному с гонениями на Мессию и Его учеников.


Газета "БЛАГОВЕСТ", cентябрь 2008 - апрель 2009 г.