«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матф.10:26). Этот стих является логическим продолжением предыдущего стиха. Поэтому рассмотрим начало поясняемого стиха. Слово «итак» говорит о подведении итогов, связанных с предыдущими наставлениями Спасителя. Рассказав в предыдущем стихе о том, что Хозяина дома и домашних Его могут назвать веельзевулом, Иисус Христос продолжил Свою мысль в разбираемом стихе. В начале рассматриваемого стиха Спаситель говорит о том, что Апостолам не следует бояться ложного осуждения, исходящего от людей, которые укоряют Хозяина дома и Его домочадцев “не бойтесь их”. Поскольку мы выяснили в предыдущем стихе, что под хозяином дома и Его домочадцами подразумевается Спаситель и Его Апостолы, то это дает возможность установить тех людей, которые могут осуждать такого Хозяина дома и Его домашних. В предыдущих стихах 10-й главы Спаситель о них говорит так. “Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня” (Матф.10:17-18). Из священной истории известно, что осуждали Иисуса Христа и Его учеников только книжники и фарисеи под руководством синедриона. Таким образом, логично сделать предположение о том, что в данном стихе речь идет именно о книжниках и фарисеях, которые подвергали гонениям Спасителя и Его учеников.

Любознательный читатель   может спросить о том, почему Апостолы боялись книжников и фарисеев, выдвигавших ложные обвинения? И какой вред могли причинить Апостолам эти недоброжелатели? Согласно представлениям древнееврейского народа книжники и фарисеи были хранителями традиций и носителями книжной мудрости. К ним очень часто обращались за советом старейшины, правители, судьи и люди из народа. Книжников и фарисеев следовало бояться потому, что по их обвинению (как правильному, так и ложному) древние евреи могли побить камнями обвиняемого ими человека, выслать его за пределы города, подвергнуть всеобщему позору любого жителя древнееврейского государства.

Отвечая на вопрос о вреде, который смогут причинить Апостолам книжники и фарисеи, можно сказать следующее. Враги Спасителя и Его учеников смогут повести Апостолов в древнееврейские суды и “в синагогах своих будут бить” Апостолов (Матф.10:17) розгами. Книжники и фарисеи даже смогут повести Апостолов к правителям и царям для того, чтобы попытаться более сурово наказать учеников Христовых. “И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними” (Матф.10:18). Но осудить Апостолов на более строгое наказание книжники и фарисеи не смогут. Они сумеют выгнать Апостолов из некоторых городов во время их первого Апостольского служения. “Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой” (Матф.10:23). Но в большинстве других городов Апостолов будут принимать. Эти примеры отношения книжников и фарисеев к Апостолам Христовым говорят о том, что враги распространения учения Христова не достигнут своих целей. Они не смогут остановить распространения Благой Вести. И не смогут причинить Апостолам значительного вреда. Поэтому Спаситель и делает вывод для Апостолов из Своих предыдущих слов “итак, не бойтесь их”, книжников и фарисеев, пытающихся назвать вас слугами веельзевула.

Спаситель Своим ученикам словами «не бойтесь их» говорит о том, что этих гонителей Апостолам не стоит бояться по следующим причинам.

Во-первых, Спаситель эти слова адресует не кому-нибудь, а Своим ученикам. А ученики Мессии, которых на духовную жатву послал Отец Небесный (Матф.9:38), имеют Его защиту и поддержку. Поэтому ученикам Спасителя не следует бояться ложных обвинений, так как они защищены Всемогущим Богом.

Во-вторых, Спаситель, как Всеведущий Бог, знает наперед, как пройдет первое Апостольское служение. И заранее подробно рассказал Апостолам о том, что им необходимо будет делать и с какими трудностями им предстоит столкнуться. И не видя в будущем путешествии существенных препятствий для Апостолов, Спаситель и говорит Своим ученикам “итак не бойтесь их”.

В-третьих, Апостолам, как посланцам Мессии, не следует бояться обвинителей, потому, что согласно словам Самого Иисуса Христа из разбираемого стиха их ложные обвинения будут разоблачены. О чем и говорится далее в разбираемом стихе словами «ибо нет ничего… тайного, что не было бы узнано».

Разберем эти рассматриваемые слова более подробно, которые в устах Спасителя звучат таким образом «ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Слово “ибо” обозначает следующее “ союз (книжн. устар.) потому что, так как (но создает меньшую, чем эти союзы зависимость причинного предложения от главного, скорее присоединяет логическое обоснование, причину, чем подчиняет одно предложение другому; поэтому перед ним часто возможна постановка точки вм. запятой)” (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова).

Продолжим рассмотрение разбираемого стиха. Далее в начале разбираемого стиха фигурирует слово «сокровенное». Слово «сокровенный» имеет такое смысловое значение. «Свято хранимый и тайный» (С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка, с.734). В дальнейшей части фразы фигурирует слово «тайный». Слово «тайный» обозначает « составляющий тайну для других людей, не известный другим, не явный, не открытый» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, с.776). Слово «тайна» обозначает «1 нечто не разгаданное, ещё не познанное; 2 нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет; 3 скрытая причина чего-нибудь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, с.776).

Если сопоставить слова из разбираемого стиха «сокровенный» и «тайный», то можно увидеть, что они имеют совпадение в одном из смысловых значений, связанном с тем, что что-то подвергается сокрытию, утаиванию. Анализируя этот стих с позиции логики, можно прийти к выводу о том, что Спаситель не мог употреблять два одинаковых по смыслу слова для повторения одного и того же смыслового значения. Поэтому, на основе логического рассуждения можно предположить, что слова «сокровенный» и «тайный» употреблены Спасителем в разных смысловых значениях. Правоту этого предположения подтверждает тот факт, что эти два слова Спасителя стоят рядом не для того, чтобы дублировать друг друга, а для того, чтобы передать разный смысл. Согласно «Словарю синонимов русского языка» (З.Е. Александрова, Москва, издательство «Русский язык», 1989, с.415) слово «сокровенный» имеет синонимы: «1 скрытый; 2 заветный». Этот же словарь на с.108 к слову «заветный» дает такие синонимы «неприкосновенный, заповедный, сокровенный, задушевный, священный». Слово «священный» обозначает «3 в религии обладающий святостью, божественный; 4 относящийся к религиозному культу» (С.И. Ожегов, с.695). Суммируя смысловые значения выше приведенных слов, можно предположить то, что слово "сокровенный" в рассматриваемой речи Спасителя обозначало свято хранимое, обладающее святостью, божественностью понятие.

Для древних евреев того времени самым свято хранимым было пророчество о скором приходе на землю Мессии, Сына Божьего, и об открытии с Его приходом Царства Небесного для людей.

Из Нового Завета известно, что о приближении этого заветного для всех древних евреев Царства говорил Иоанн Креститель, Предтеча Иисуса Христа. “И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Матф.3:2). О приближении Царства Небесного древним евреям говорил и Сам Спаситель. “С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Матф.4:17). На проповедь приблизившегося Царства Небесного через некоторое время Спаситель отправляет и Своих Апостолов. “Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное” (Матф.10:7).

Каждому добропорядочному древнему еврею был понятен сокровенный смысл слов «Царство Небесное». Для всех евреев три коротких слова «приблизилось Царство Небесное» обозначали очень многое. Это словосочетание обозначало то, что на землю пришел Сын Божий, Обетованный и Долгожданный Мессия. Поскольку Он пребывал в Царстве Небесном, то Царство Небесное с Ним спускается на землю и находится вокруг Него. Поэтому слова «приблизилось Царство Небесное» древним евреям говорили о прибытии на землю Мессии. Помимо этого данные слова указывали древним евреям на то, что Мессия принес Новый Завет в виде Своего учения. Потому что каждый древний еврей из проповедей пророков знал о том, что Ветхий Завет действует до прихода Мессии (Лук.16:16).

Помимо этого данные слова о приближении Царства Небесного каждому древнему еврею говорили о том, что с приходом Мессии их жизнь должна измениться. Потому что теперь они должны жить по заповедям Нового Завета, который принес им Мессия. Все древние евреи знали о том, что через Своего Сына-Мессию, теперь Господь Бог будет говорить с ними. Поэтому словосочетание «приблизилось Царство Небесное» для древних евреев обозначало начало новой эпохи в их духовной, религиозной и бытовой жизни.

До прихода Мессии согласно религиозным представлениям древних евреев Царство Небесное было закрыто для людей после грехопадения прародителей, Адама и Евы. Иными словами Господь Бог “сокрыл” это Царство от грешных людей. Но благодаря молитвам многих древнееврейских праведников, патриархов и пророков древнееврейского народа Господь Бог смилостивился и через пророка Даниила точно указал срок прихода на землю Искупителя, Сына Божьего, и, благодаря Его искупительной Жертве, срок прихода и открытия Царства Небесного для праведников. «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (Дан.9:24). Поэтому приход Мессии и приближение Царства Небесного ждали в свое время и патриархи древнееврейского народа, и простые верующие евреи.

Слова из разбираемого стиха о том, что «нет ничего сокровенного, что не открылось бы» предположительно можно пояснить следующим образом. Этими словами Спаситель говорит Своим ученикам о том, что попытки фарисеев и книжников, направленные на то, чтобы объявить Иисуса Христа из Назарета не истинным Мессией, потерпят крах. И правда о том, что Мессия уже пришел на землю и приблизил Царство Небесное, будет открыто древнееврейскому народу.

Такое предположение можно обосновать следующими аргументами. В разбираемом стихе фигурирует слово «ибо», которое указывает на причину того, почему истина будет открыта. Перед словом «ибо» упоминается о людях, которых не следует бояться. Можно предположить, что Спаситель под этими людьми подразумевает книжников и фарисеев, которые говорили о том, что Спаситель якобы силой бесовской творит Свои чудеса. В ранее разбираемых словах выше поясняемого стиха Спаситель приводит пример с Хозяином дома, Которого бездоказательно и напрасно называют веельзевулом. А словами из разбираемого стиха о том, что «нет ничего сокровенного, что не открылось бы» Спаситель и указывает на то, что сокровенная истина о том, что Сын Божий – Мессия, уже пришел на землю и приблизил Своим приходом Царство Небесное, несмотря на противодействие книжников и фарисеев будет открыто древнееврейскому народу.

После слов о сокровенном идут слова о тайном «и тайного, что не было бы узнано». Согласно выше упомянутому словарю синонимов русского языка Александровой З.Е. слово «тайный» имеет такие синонимы: закулисный, келейный, нелегальный, секретный, скрытый. Слово «скрытый» обозначает «тайный, не обнаруживающийся явно» (С.И. Ожегов, с.715).

Для того , чтобы разобраться что собой представляет слово “тайное”, и как оно должно стать “узнанным”, и для более полного понимания разбираемых слов обратимся к сведениям из Ветхого Завета. Через пророков древние евреи знали, что сокрытое Царство Небесное должно снова открыться для праведников с приходом истинного Мессии. И для того, чтобы попасть в это Царство Небесное Спаситель мира должен будет дать новое учение людям. Поэтому понятие о Царстве Небесном и о способах Его достижения является самым главным понятием учения Христова. Доказательством этих слов служит много притч Спасителя о самом Царстве Небесном, начинающихся словами “Царство Небесное подобно”, и о том, как Его достичь. “И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3). “Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар.10:24).

Однако всё новозаветное учение Мессии о том, как войти в Царство Небесное, книжники и фарисеи не хотели принимать, мешали его распространению, и активно пытались утаить его от древнееврейского народа. Несмотря на то, что книжники и фарисеи присвоили себе право духовных учителей древнееврейского народа, они отказались от изучения Нового Завета и тем самым отказались от вхождения в Царство Небесное. Более того, не признавая Иисуса из Назарета Истинным Мессией они тем самым мешали и другим людям изучать Новый Завет, способствующий вхождению их в Царство Небесное. Именно за это и порицал их Спаситель. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете» (Матф.23:13). Поэтому Спаситель в разбираемых словах наставительно и говорит о том, что все попытки книжников и фарисеев скрыть, утаить учение Христово, рассказывающее как войти в Царство Небесное, не увенчаются успехом.

Таким образом, словом «тайный» Спаситель обозначил истинное новозаветное Учение, которое книжники и фарисеи незаслуженно отвергали и тем самым не давали познать его народу. Это предположение доказывается словами Самого Спасителя, Который многократно обличал книжников и фарисеев. «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лук.11:52).

Осудив книжников и фарисеев за то, что они мешают познать истинное Новозаветное Учение, Спаситель также словами из разбираемого стиха “ибо нет ничего… тайного, что не было бы узнано” говорит следующее. Спаситель указывает на то, что, как бы ни старались враги назвать Иисуса Христа и Его учеников служителями веельзевула, древнееврейский народ все равно узнает, что Спаситель является Истинным Мессией, Сыном Божьим, а Его ученики являются служителями Мессии.

Из всего выше сказанного можно сделать ниже следующие выводы. При помощи слов из разбираемого стиха Спаситель ободряет Своих учеников. И говорит им о том, что им не нужно бояться книжников и фарисеев, и других врагов христианства. Не нужно бояться их злокозненных поступков и их лживых слов о том, что якобы Хозяину дома и домашним Его покровительствует дух зла.

А слова Спасителя о том, что “нет ничего сокровенного, что не открылось бы” указывают на то, что скрываемая фарисеями и книжниками истина о приходе истинного Мессии и приближении Царства Небесного всё равно будет обнародована в среде древнееврейского народа.

А слова Спасителя “ибо нет ничего… тайного, что не было бы узнано” нужно понимать не как повторение предыдущего смысла, а как указание на то, что утаиваемое книжниками и фарисеями Учение Христово всё равно будет узнано древними евреями. А также ложные обвинения фарисеев и других врагов христианства будут всё равно разоблачены.

Выражение Спасителя о том, что нет ничего «тайного, что не было бы узнано» получило самостоятельную жизнь и распространение, и стало крылатой фразой.

А также оно стало применяться не только в контексте данного стиха, но и ко всему тому, что раньше было утаено, а впоследствии, по Воле Божьей, стало известно. То есть это выражение люди в своей жизни употребляют для того, чтобы высказать мысль о том, что по Воле Всемогущего Бога рано или поздно правда всегда восторжествует.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2009 - апрель 2010 г.