«Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Матф.10:27). В пояснении предыдущего стиха было рассказано о том, что под сокровенным следует понимать приход Мессии на землю и приближение к людям вместе с Ним Царства Небесного. А под тайным, которое будет узнано, следует понимать то, что учение Христово распространится в среде древнееврейского народа. То есть книжники и фарисеи пытались утаить и великое событие, что на землю пришел Мессия – Иисус Христос, и Его новое учение.

Правильнее всего разбираемый стих следует пояснить следующим образом. При таком пояснении следует учитывать особенности языка текстов книги Матфея. У этого Евангелиста тексты отличаются смысловой глубиной и широким охватом темы. В текстах Матфея нет ничего лишнего. Для них характерна краткость, но емкость смысла. Все вышеуказанные достоинства прослеживаются и в разбираемом стихе. Описывая речь Христа, Матфей говорит о том, что Спаситель сказал Своим ученикам, чтобы они говорили при свете то, что Он будет говорить им в темноте.

Согласно версии многих толкователей эти слова Спасителя следует понимать как указание на то, что Иисус Христос рассказывает ученикам Благую Весть наедине, без присутствия посторонних людей. А они уже слова Спасителя должны оглашать перед народом. Причем эти толкователи в своих пояснениях объединяют слова Спасителя о Его речах «в темноте» и о Его речах «на ухо», обращенных к Его ученикам. То есть, согласно такому толкованию, нет разницы между словами в темноте и словами, сказанными на ухо. Таким образом, создается впечатление, что Спаситель двумя выражениями о темноте и о словах, сказанных на ухо, повторяет одну и ту же мысль.

Поскольку Спаситель является Божественной Сущностью, то по этой причине Его слова не могут содержать ненужных повторов или других, каких-либо недостатков. О том, какая разница между словами Спасителя о Его речах, произнесенных в темноте, и о Его речах, произнесенных на ухо, в мировой экзегетике ответа до сих пор нет.

При помощи предположений и логических рассуждений попытаемся дать ответ на этот вопрос. При пояснении разбираемого стиха экзегеты упускают ту важную особенность из жизни древнееврейского народа, что все добропорядочные евреи в конце дня обязаны были совершать так называемую вечернюю молитву или молитву перед сном. Эта молитва могла быть совершаема как вечером, так и ночью. Назначение этой молитвы состояло в том, чтобы душа добропорядочного еврея могла пообщаться с Богом и рассказать Ему о том, как прожит прошедший день. Сообщить Отцу Небесному о тех добрых делах, которые он сделал во Славу Божью. И посоветоваться с Богом о том, как нужно прожить новый следующий день. Такая молитва совершалась обычно перед сном. Иными словами в темное время суток. Такая молитва древними евреями совершалась для того, чтобы спросить у Бога совет и вымолить помощь по самым важным вопросам, касающимся жизни данного конкретного человека. Она была необходимым условием в жизни каждого глубоко верующего еврея, который не мыслил свою жизнь без общения с Богом.

На основе всего, вышесказанного, можно предположить то, что словами из разбираемого стиха «говорю вам в темноте» обозначена вечерняя молитва Апостолов. Апостолы должны были обращаться во время своего первого путешествия к Богу-Отцу по следующей причине. Мы знаем из стиха Матф.9:38, что Спаситель советует Своим ученикам молить Господина жатвы, то есть Бога-Отца, чтобы Он выслал их на успешное распространение Благой вести. Обратившись к Богу-Отцу с такой молитвой, Апостолы каждый день во время своего первого общественного служения должны были обращаться к Богу-Отцу с молитвой, в которой рассказывали о своей проповеднической деятельности и просили совета и наставления на следующий день. Поэтому для учеников Христовых молитва перед сном становилась непременной и очень важной.

Важность этой молитвы для Апостолов проявлялась в том, что они могли получить ответ от Бога на любой свой вопрос. Если, например, обычный иудей из-за своих грехов мог вообще не удостоиться ответа Божьего на свои молитвы, то Апостолы, как святые люди, имели общение с Господом в виде молитвы. В процессе этого общения они получали не только ответы на любые свои вопросы, но и чувствовали поддержку и заботу Божью о них. Это проявлялось, например, в том, что Апостолы могли задать не все необходимые вопросы о дне грядущем. Потому что не располагали полнотой всей информации. Забота Божья об Апостолах проявлялась в том, что во время молитвы Апостолов перед сном Господь им рассказывал во всех подробностях о тех событиях, которые их ждут на следующий день. Эти рассказы были настолько подробны, что Господь, как заботливый Отец, говорил Своим ученикам о том, с кем им на следующий день предстоит встретиться, какие вопросы им будут заданы людьми во время проповеди. А также давал советы о том, как следует Апостолам отвечать на такие вопросы. Помимо этого Господь рассказывал Своим ученикам о тех событиях, которые должны произойти в их жизни на следующий день. И советовал, как лучше поступить в той, или иной жизненной ситуации. Вот в этом и состояла ценность общения Апостолов с Богом во время их вечерней молитвы.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос о том, что если Апостолы во время ночной молитвы обращались к Богу-Отцу, то почему в таком случае в разбираемом стихе написано, что говорить с Апостолами будет Спаситель «что говорю вам в темноте…»? Предположительно это место из разбираемого стиха можно объяснить следующим образом. Согласно традиции древние евреи во время ночной молитвы обращались к Богу-Отцу и получали мысленный от Него ответ без звучащего голоса. Из Евангелий видно, что с момента прихода на землю Мессии Бог-Отец с людьми говорит через Своего Сына. Поскольку во время ночной молитвы ответ Бога дается мысленно, без голоса, то Иисус Христос и говорит заранее, что передавать мысленно слова Отца Небесного будет Он, Мессия. Потому что Бог-Отец говорит в Сыне Своем. "Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Иоан.12:49). "Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии" (Иоан.3:34).

Можно предположить также и то, что Апостолы во время своей вечерней молитвы, общаясь с Богом Отцом, могли разговаривать с Ним о своей главной задаче – распространении Благой Вести. И всё, что они слышали от Господа Бога во время вечерней молитвы, относившееся к проповеди Благой Вести, должны были обнародовать, то есть сказать при свете, во время наступившего следующего дня.

Во второй части разбираемого стиха дается указание на то, что в другой ситуации Апостолы будут слышать слова Спасителя ушами. То есть ученики Спасителя будут слышать Его живую речь и воспринимать её своими ушами. Таким образом, этими словами Спаситель детализирует и уточняет то, в каком виде Его ученики будут слушать Его голос, дающий им мудрые советы.

В словах Спасителя о том, что Апостолы информацию, которую услышат на ухо, должны рассказать народу, не уточняется, от кого будет исходить эта информация. Предположительно это сделано потому, что слова, сказанные на ухо, Апостолы будут слышать не в виде мысленного ответа, а посредством звучащей речи. И по голосу сумеют определить, что эти слова принадлежат их Учителю. Поэтому Спаситель и не уточняет, от кого будут исходить эти слова, сказанные на ухо Апостолам.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос, в каких ситуациях во время проповеди с кровель Апостолы будут получать слова от Спасителя «на ухо»? На этот вопрос предположительно можно ответить так.

В большинстве случаев Апостолы отвечали на вопросы, заданные во время проповеди, самостоятельно. Но иногда возникали ситуации, когда необходимо было дать ответ на каверзный вопрос. Потому что если бы Апостолы стали бы обдумывать ответ на этот вопрос, фарисеи и книжники задержку ответа могли бы представить как незнание Апостолов и использовать это для их осмеяния.

Возникали ситуации, когда Апостолам задавали вопросы люди, находящиеся под влиянием фарисеев. Такие люди привыкли верить фарисеям во всем. И сомневались в правоте Апостолов. И для таких людей необходимо было дать ответ в такой словесной форме, которая была бы понятной для их восприятия, и убеждала бы этих людей в правоте Апостолов. Можно предположить то, что Господь, проанализировав знания и представления этого сомневающегося человека, давал Апостолам «на ухо» ответ в такой совершенной форме, которая убеждала его в правоте Апостолов и разоблачала наветы фарисеев и книжников.

К словам о том, что Апостолы слышали речи Спасителя «на ухо» можно добавить следующее. Помимо общения с Господом Богом во время вечерней молитвы Апостолы могли слова Спасителя слышать «на ухо». Например, в то время, когда они путешествовали из одного селения в другое. Или во время их проповеди Благой Вести перед народом. Иными словами выражение Спасителя о том, что Апостолы должны проповедовать всё, что услышат «на ухо» - на кровлях, говорит о другой ситуации. При этой ситуации Апостолы слышат слова Спасителя (связанные с их проповеднической деятельностью) в любое время суток. И должны огласить эти божественные слова перед народом во время своих проповедей. Для выражения этой мысли Спаситель применяет образное словесное выражение «проповедуйте на кровлях».

Это выражение было символическим и обозначало предать широкой огласке какие-либо сведения религиозного характера. Это выражение возникло потому, что чаще всего древнееврейские проповедники выступали с плоских крыш древнееврейских домов. Проповедники поднимались на крыши тех домов, перед которыми имелось свободное место в виде площади для сбора народа. Чаще всего это была базарная площадь. И люди, увидев на крыше проповедника, собирались недалеко от этого дома, чтобы послушать его проповедь. Такова была традиция у древнееврейского народа, слушать не только раввинов в синагогах, но и странствующих проповедников, а также выступающих перед народом книжников и фарисеев. Впоследствии выражение “проповедовать на крышах” обозначало широкое распространение какой-либо информации среди народа.

Рассматриваемые слова «что на ухо слышите» из разбираемого стиха можно дополнить ниже следующим пояснением. Когда ученики Спасителя окажутся в затруднительной ситуации и им нужна будет помощь Своего Учителя, то в тот момент они услышат на ухо слова Мессии, которые следует впоследствии обнародовать на крышах. Возможно, эти слова незримо присутствующего Мессии будут сказаны Его ученикам без какой-либо затруднительной ситуации. Возможно, слова Мессии будут произнесены на ухо Своим ученикам во время их беседы с народом, как необходимая информация для ответов на вопросы народа. Можно предположить, что в этой и подобных ситуациях те слова Иисуса Христа, которые услышат Его ученики «на ухо», они и должны предать широкой огласке. О чем и говорится в виде образного выражения «проповедовать с крыш».

Словосочетание «проповедуйте на кровлях» являлось известным фразеологизмом в речи древнееврейского народа. Оно указывало конкретно на проповедническую деятельность. Таким образом, в словах из разбираемого стиха «говорю вам в темноте», «и что на ухо слышите» имеется существенное различие. Эти слова Спасителя не повторяют и не дублируют друг друга, а описывают два различных момента. Можно предположить, что под словами «говорю вам в темноте» речь идет об общении Апостолов с Богом во время их вечерней молитвы. А предположительно словами «и что на ухо слышите» обозначена другая ситуация, при которой Апостолы могли слышать на ухо речи Спасителя в любое время суток.

Слова Спасителя, услышанные «на ухо» Апостолами тогда, когда они находились не на кровлях, они могли обдумать и озвучить эти слова с кровель в подходящее время. Слова Спасителя, которые Апостолы слышали «на ухо» во время своего нахождения на кровлях, то есть во время проповеди, чаще всего воспроизводились Апостолами без изменений, в таком виде, как они их услышали. Такие слова Господа, услышанные Апостолами на кровлях, не нуждались в изменении и редактировании и были слышимы Апостолами в трудных ситуациях, когда необходимо было или быстрый ответ, или ответ на каверзный вопрос.

Слова Спасителя о том, что Его ученики услышат Его голос в темноте, а также слова о том, что услышат определенную информацию «на ухо» нужно рассматривать вместе, как сведения, дополняющие друг друга. На это и указывает тот факт, что эти слова находятся рядом в одном и том же стихе. Эти слова из разбираемого 27-го стиха говорят о помощи незримо присутствующего Мессии, которую Он будет оказывать Своим ученикам во время их первого путешествия.

Таким образом из разбираемого стиха с очевидной ясностью вытекает мысль, что Спаситель Своим вниманием и заботой окружал Своих Апостолов на протяжении каждого дня в течение всего их апостольского служения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что слова «говорю вам в темноте» и слова «что на ухо услышите» описывают две различные межу собой ситуации. Первая ситуация предположительно обозначала собой вечернюю молитву Апостолов, во время которой они сами обращались к Богу со своими просьбами, со своим отчетом о прожитом дне, со своими вопросами, как лучше прожить следующий день. Предположительно вторая ситуация обозначала то, что Господь Бог Сам обращался к Своим Апостолам, сообщая им Свои речи «на ухо». И при помощи такого общения помогал им в их общественном служении.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2009 - апрель 2010 г.