«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Матф.10:28). Разбираемый стих является продолжением речи Спасителя, обращенной к Своим Апостолам. При пояснении этого стиха стоит обратить внимание на тот момент, что слова “и не бойтесь” идут сразу после слов о проповеди на крышах. Из пояснения предыдущего стиха видно, что Апостолы при свете и с кровель должны были проповедовать запрещенное синедрионом учение Мессии, Иисуса Христа.

Из предыдущих стихов известно, что синедрион, книжники и фарисеи не смогут добиться преследования Апостолов у правителей и царей (Матф.10:18). Однако, не смирятся со своим поражением, и решат продолжить преследование Апостолов незаконным путем. При помощи настраивания толпы против Апостолов и посылания наемных убийц они будут пытаться помешать распространению Благой вести.

Спаситель, благодаря Своим Божественным способностям, знал о том, что такие коварные замыслы у книжников и фарисеев появятся. Спаситель знал также и то, как защитить от физического устранения Своих Апостолов в их первом путешествии. Поэтому в разбираемом стихе Спаситель и предупреждает Своих Апостолов о том, чтобы они не боялись коварных слов книжников и фарисеев во время проповеди Апостолов. А также чтобы не боялись встреч с наемными убийцами, посылаемыми синедрионом. Эта мысль и выражена в разбираемом стихе в словах Спасителя «и не бойтесь убивающих тело». То есть первая часть разбираемого стиха содержит в себе наставление Спасителя Своим ученикам о том, кого не надо бояться. В этом же наставлении содержится и пояснение, почему не нужно бояться этих врагов. Потому что они не сумеют причинить Апостолам никакого вреда. Так как Апостолы будут находиться под неусыпной защитой Самого Господа Бога.

Словосочетанием «не бойтесь убивающих тело» Спаситель дает емкую характеристику убийцам, которые будут появляться на пути Апостолов. Причем в этих словах Спаситель не имеет в виду палачей, которые исполняют приговоры судей и царей. Словосочетанием «убивающих тело» Спаситель указывает на людей, которые под влиянием темных сверхъестественных сил сделали своим морально грязным и беззаконным ремеслом «убийство тела». Причем к убийству тела они относятся безразлично, как к выполнению необходимой работы. Можно предположить то, что под такую характеристику подпадают наемные убийцы. Таким образом, благодаря этому словосочетанию, Матфей указывает на то, что убийц к Апостолам мог подослать только синедрион, для того чтобы помешать их проповеднической деятельности.

В начале разбираемого стиха не случайно помещен союз «и». Этот союз объединяет мысль, высказанную в предыдущих стихах, с началом разбираемого стиха. Это объединение относится к стихам, в которых имеются слова «не бойтесь». В 26-м стихе Спаситель призывает не бояться Своим ученикам тех людей, которые и Хозяина дома и домашних Его о тождествляют со злым духом. В разбираемом стихе Спаситель продолжает Свою мысль о том, что не нужно бояться и тех людей, которые убивают тело. Таким образом, в разбираемом стихе Спаситель продолжает рассказывать Своим Апостолам о тех людях, которых им не следует бояться. А Апостолы не должны бояться по той причине, что их враги, распространяющие о них ложные слухи и убивающие тело, не сумеют им навредить. Потому что Апостолы находятся под защитой Божьей.

На то, что Апостолам ничего не угрожает, указывают ниже следующие слова Спасителя. В разбираемом стихе Он не говорит, что Апостолы будут убиты. А говорит только о профессии наемных убийц. А в других Своих словах, рассказывающих о защите Божьей, Спаситель говорит о том, что Апостолы посылаются на свое общественное служение босиком (Матф.10:10). То есть во время своего первого общественного служения Апостолы будут ступать по освященной Богом земле. Этот момент и указывает на присутствие Святого Духа и на незримое присутствие и защиту Спасителя, которую Он будет оказывать Своим Апостолам. В других евангельских текстах сказано о защите Апостолов Спасителем теми словами, что Он посылает Своих учеников перед Лицем Своим. (Лук.10:1). То есть указано на постоянное и незримое присутствие Спасителя и Его заботу.

Первая часть разбираемого стиха заканчивается словами о душе. В этих словах говорится о том, что люди, убивающие тело, душу погубить не могут. В чем же смысл этих слов и как их надо понимать? В первой части разбираемого стиха дается противопоставление таких понятий, как душа и тело. Причем указывается на то, что убивающие тело не могут погубить душу. Эта мысль высказана для того, чтобы, прежде всего, указать на то, что душа бессмертна, что душа является сверхъестественным творением. И люди, убивающие тело, не могут навредить душе. Этой фразой Спаситель напоминает древним евреям о том, что душа является творением Божьим. И люди, убивающие тело, не могут уничтожить главного в человеке – его души. Таким образом Спаситель Своими словами говорит Апостолам о том, что убивающих тело не нужно бояться. Потому что главное достояние человека – его душу, ни в Апостолах, ни в других людях, они убить не смогут.

После этих слов Спаситель рассказывает о том, кого нужно бояться? И указывает причину этого страха, связанного с тем, что Тот, Кого надо бояться, может погубить и душу и тело. Эта часть разбираемого стиха кажется простой только на первый взгляд. В действительности она таит в себе много скрытых смыслов. Всем древним евреям хорошо было известно, что душу и тело может погубить только Господь Бог. Поэтому в тексте Матфея Тот, Кто может погубить душу и тело, написан с большой буквы. Такое написание имеет прямое указание на Господа Бога. Помимо этого, на Господа Бога указывают и религиозные взгляды древних евреев. Согласно этим взглядам Господь Бог является самой могущественной сверхъестественной Личностью на свете, Вседержителем Вселенной, имеющим безграничную власть и способным, в том числе погубить и тело и душу.

Согласно взглядам древних евреев душа является бессмертной и её убить невозможно. Поэтому в данной фразе говорится о погибели души и тела в геенне. То есть, говорится о том, что душу и тело можно погубить, например, муками, не уничтожая их. По древнееврейским воззрениям геенна представляет собой сверхъестественное место, место кары для грешников.

Приведем пояснение термина «геенна» из религиозной литературы. «Геенна – место вечных мучений (Матф.10:28; Иоан.3:6)… Посему встречается выражение «геенна огненная» (Матф.5:22; Матф.29:30; Матф.18:9), геенна – огонь не угасающий (Мар.9:43,45)» (Полный церковно-славянский словарь, составитель Г. Дьяченко, издательство «Отчий дом», М, 2004, с.121). «Геенна (с еврейского долина Геном)… В позднейшее время этот овраг сделался символом вечного мучения. В этом смысле слово геенна употребляется постоянно Господом, или одно, или с прибавлением огненное» (Иллюстрированная полная библейская энциклопедия, труд и издание архимандрита Никифора, типография А.И. Снегиревой, М, 1891, с.157).

Словами «геенна огненная» в Евангелиях обозначается сверхъестественное место в виде озера из огня. Это озеро будет являться местом постоянных страданий и вечных мук. Согласно религиозным представлениям в это озеро уйдут и ад и смерть (Откр.20:14). И появится эта геенна огненная во время Второго Пришествия. Именно тогда воскреснут все мертвые, и обретут свое тело для того, чтобы предстать на суд Божий. «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15:52). После этого суда грешники вместе со своими телами и душами уйдут в геенну огненную на вечное страдание.

О геенне и пишется в различных местах Евангелий: Мат.5:22,29-30; Матф.18:9; Матф.23:15; Матф.23:33; Мар.9:43,45,47; Лук.12:5; Иак.3:6. Поэтому в разбираемом стихе и говорится о том, что душа не будет убита, так как она бессмертна. Однако душа вместе с телом может быть погублена в геенне огненной. И такая погибель души и тела произойдет в результате того, что они будут осуждены на вечные муки. Слово «гибель» употребляется в смысловом значении «плохо, не хорошо, горе, беда. Например: «стороннему человеку в наших местах просто гибель: высовываются, глядят на него из всех окошек, гадают, кто да что» (К.Паустовский)» (Словарь русского языка в 4-х томах, М., Русский язык, 1981, т.1, с.308). Именно в этом выше процитированном смысловом значении и употреблено понятие погибели души и тела в разбираемом стихе. То, что душа не умирает, а живет вечно, но будет не убита, но погублена муками, и поясняется в таком библейском словосочетании «душа отправляется на муки вечные». Из этой фразы видно, что душа не умирает. Но продолжает жить, вечно мучаясь.

Поэтому в данном стихе и говорится о том, что следует бояться «Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». А согласно взглядам древних евреев, такая власть принадлежала Господу Богу.

При чтении разбираемого стиха у любознательного читателя может возникнуть вопрос о том, почему Апостолам нужно бояться Бога? Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Прежде всего необходимо обратить внимание на слова в разбираемом стихе, которые говорят о том, что нужно бояться Того, Кто душу и тело может погубить в геенне. Как мы уже выяснили, таким Всемогущим сверхъестественным Существом является Господь Бог. Потому что только Он может сделать это действие. Теперь зададимся вопросом о том, по какой причине Господь Бог может погубить в геенне тело и душу. Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Господь такой поступок может совершить только за грехопадение. Тот факт, что Спаситель эти слова о погибели адресует именно Апостолам, указывает на то, что и святые Апостолы могут совершить грехопадение, несмотря на то, что они являются богоизбранными людьми.

Из священной истории известно, что один из двенадцати Апостолов, Апостол Иуда Искариот, совершил грехопадение, предав Иисуса Христа, и не раскаялся в содеянном. Известно также то, что святой Апостол Петр, после взятия Иисуса Христа под стражу, отказался три раза от того, что знает Спасителя. И после этого сильно сожалел об этом до самого конца своей жизни. Поэтому данные слова Спасителя указывают на то, что и святой человек может совершить грехопадение.

То, что Спаситель эти слова о страхе перед Богом говорит после того, когда уже сказал фразу «не бойтесь», имеет глубокий смысл. Этот смысл состоит в противопоставлении двух фраз со словом «бойтесь». В первом случае Спаситель призывает не бояться наемных убийц, которые могут погубить только тело. В дальнейшей Своей речи Спаситель указывает на то, Кого же нужно бояться. То есть говорит о Господе Боге. Тот факт, что эти слова стоят в конце разбираемого стиха, можно предположительно пояснить следующим образом. Сказав Апостолам о том, что не нужно бояться наемных убийц, тем самым Спаситель дал понять то, что Апостольское путешествие закончится благополучно. Так как они не причинят Апостолам никакого вреда. А вот после окончания апостольского путешествия Апостолов может наказать Всемогущий Господь Бог, если они допустят грехопадение.

Таким образом, можно предположить, что Спаситель словами о том, что не нужно бояться наемных убийц, предрекает благополучный исход апостольского путешествия и предостерегает Апостолов от грехопадения, которые они могут совершить в дальнейшей части своей жизни, за что и могут пострадать в геенне.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2009 - апрель 2010 г.