«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Матф.10:29). Для того, чтобы ответить на вопрос о том, что за птицы фигурируют в данном стихе, необходимо разобраться с вопросом о том, что представляет собой ассарий. Асс или ассарий – мелкая монета, составляющая одну десятую римского динария и греческой драхмы. Если приравнять один ассарий к денежной единице царской России, то один ассарий равнялся двум копейкам. Это была ничтожно малая сумма, за которую практически ничего нельзя было купить в древнееврейском государстве. Однако эта малая сумма устанавливалась при Иерусалимском храме специально для покупки самой дешево стоящей жертвы, состоящей из двух жертвенных птиц. Такая низкая стоимость жертвы была специально сделана для малоимущих слоев населения. И такая жертва называлась малая жертва. Потому что жертвенные животные в виде ягненка или буйвола стоили гораздо дороже. За эти ничтожно малые деньги в древнееврейском государстве невозможно было купить даже курицу на базаре. А декоративные певчие птицы малого размера стоили гораздо дороже ассария. Поэтому Матфей сообщением о том, что двух малых птиц можно купить за один ассарий, непосредственно указывает на то, что речь идет именно о жертвенных птицах.

О том факте, что в древнееврейском государстве было принято приносить птиц в жертву, и пишется в Библии. «Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей» (Лев.1:14). «и двух горлиц или двух молодых голубей, что достанет рука его, одну [из птиц] в жертву за грех, а другую во всесожжение» (Лев.14:22). Из-за своей бедности Дева Мария также приносила самую малую жертву в виде двух горлиц после рождения Иисуса Христа (Лук.2:24).

Для понимания смысла разбираемого стиха можно привлечь древнеславянский перевод: «Не две ли птицы ценятся единым ассарием; и не едина из них падет на землю без Отца вашего». В старославянском переводе отсутствует упоминание о малых птицах. Так сказано потому, что древние евреи знали о том, что жертвенными птицами из всех птиц были горлица и молодые голуби. Именно они и продавались по самой низкой цене – две птицы за ассарий. Поэтому уточнять, что птица малая, нет необходимости. Таким образом, этого уточнения и нет в старославянском переводе.

В первой части разбираемого стиха Спаситель прямо не называет жертвенных птиц-голубей с определенной целью. Он это делает потому, что во второй части разбираемого стиха словами «и ни одна из них не упадет» обозначает всех малых птиц, живущих на свете.

У некоторых любознательных читателей может возникнуть вопрос о том, почему Спаситель говорит о падающей на землю птице? Полет птицы является символом её жизни. Падение птицы обозначает её гибель. Потому что если птица гибнет в момент полета или в момент нахождения на дереве, или в момент ходьбы по земле, она всё равно упадет на землю. Поэтому Спаситель падение птицы использует как аллегорию её гибели.

Обо всех малых птицах Спаситель говорит преднамеренно для того, чтобы показать Всемогущество воли Божьей, от которой даже зависит такое, казалось бы, незначительное событие, как падение (гибель) птицы. То есть во второй части разбираемого стиха Спаситель ясно говорит о том, что любое событие в мире, как большое, так и малое, происходит только по воле Божьей. О том, что во второй части разбираемого стиха речь идет уже не о малых птицах, принесенных в жертву, а о малых птицах, живущих на свободе, говорится словами о том, что без воли Бога ни одна из птиц не упадет на землю. Как известно из древнееврейской истории, жертвенные птицы на землю не падали. Потому что приносились в жертву в Иерусалимском храме на специальном жертвеннике.

Слова Спасителя о Всемогущей Воле Божьей не случайно стоят после 28-го стиха, в котором говорится, что Апостолам не следует бояться убивающих тело. Словами о Всемогущей Воле Спаситель дает понять Своим ученикам ту простую истину, что если Богу не безразлична жизнь малых птиц, то тем более Ему не безразлична судьба Его учеников. И тем более Он сможет защитить их от тех, кто может убить тело.

Интересной особенностью разбираемого стиха являются слова Спасителя об Отце вашем Небесном. Эти слова обращены к Апостолам с определенной целью. Этими словами Спаситель говорит о том, что Апостолам не следует опасаться никаких трудностей и опасностей, которые могут подстерегать их во время первого общественного служения. Спаситель говорит о том, что Апостолам не следует бояться опасностей потому что их будет оберегать Сам Господь Бог. Для того чтобы наглядней и ясней выразить эту мысль Спаситель и называет Господа Бога Отцом Небесным для Апостолов. Эти слова об Отце Небесном можно понимать следующим образом. Точно также, как отец родной заботился бы об Апостолах во время их путешествия, с такой же отцовской заботой к Апостолам будет относиться и Господь Бог, их Отец Небесный, Который защитит их от любых опасностей. Поэтому Спаситель и называет Господа Бога Отцом Небесным для Апостолов и говорит слово «ваш». Словом «ваш» Спаситель указывает на то, что Апостолы стали детьми Отца Небесного. Иными словами они достигли высокого уровня духовного совершенства, проявляли смирение и покорность воле Божьей. И своей жизнью служили Ему, как преданные дети своему отцу.

Можно предположить, что упоминание об Отце вашем в речи Спасителя не случайно. Это упоминание является завершающим штрихом в характеристике Господа Бога, Который как любящий отец, будет помогать и оберегать Апостолов во время их путешествия. Причем Господь Бог будет защищать и опекать Апостолов во всех Трех Своих Ипостасях. Такое предположение подтверждается словами Спасителя, взятыми из Его напутственной речи. Спаситель говорит, что на судилищах и перед правителями и царями Апостолам будет помогать Дух Божий. Сам Спаситель будет говорить им на ухо и во время вечерней молитвы. И Отец Небесный в разбираемом стихе назван словом «ваш» для того, чтобы показать Апостолам на Его помощь и заботу. То есть в речи Спасителя говорится о том, что пресвятая Троица будет оказывать Свою заботу и помощь Апостолам.

Значение этого стиха состоит в том, что из уст Самого Спасителя прозвучала мысль о том, что воля Господа Бога Всемогуща. Что воля Божья распространяется на все события в мире, как на малые, так и на большие.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в разбираемом стихе Спаситель говорит Своим ученикам об их постоянной защите Божьей, которая выражается через Всемогущую Волю Божью.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2009 - апрель 2010 г.