«У вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:30). Этот стих является логическим продолжением предыдущего стиха. Поэтому его и надо рассматривать в тесной связи с предыдущим стихом. А в предыдущем стихе говорилось, что без Воли Божьей даже малая птица, не упадет на землю. То есть, в предыдущем стихе рассказывалось не только о Всемогуществе Воли Божьей, но и о том, что она распространяется на все события мира, как на большие, так и на малые. Иными словами в этом стихе говорится, что всё на свете происходит только по воле Божьей, в том числе даже такое малозаметное событие, как падение малой птицы на землю. В рассматриваемом стихе продолжая Свою мысль и обращаясь к Своим ученикам, Спаситель использует народную пословицу, имеющую аллегорическое значение.

В древнееврейском обществе было распространено выражение, суть которого сводилась к тому, что только одному Богу известно, сколько звезд на небе, сколько капель в море, сколько волос у человека. Эта пословица применялась для того, чтобы показать всезнание и вездесущность Бога. Потому что ответить на эти вопросы мог только Господь Бог.

Используя эту народную поговорку, Спаситель в Своей речи обращаясь к Своим ученикам говорит им о том, что от Воли Божьей зависит не только падение любой, даже малой птицы на землю. Для того, чтобы показать всезнание Господа Спаситель говорит о том, что все волосы у учеников Его посчитаны.

У древних евреев существовала традиция, согласно которой мужчинам рекомендовалось сбривать волосы. Об этом, например, говорит Апостол Павел. «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1Кор,11:14) Таким образом, для древнееврейского мужчины волосы считались ненужной частью туалета. После их сбривания их никто не пересчитывал. Спаситель в Своей речи не случайно указывает на волосы с головы для того чтобы ясней и наглядней высказать ученикам Свою мысль. А суть этой мысли состоит в том, что если даже в ненужной части мужского туалета, какой был волосяной покров у мужчины на голове, все волосы пересчитаны, то это указывает на безграничную осведомленность и всеведение Божье. А если Бог осведомлен даже в количестве волос, то есть в том, что не нужно древнееврейскому мужчине, и является для него второстепенным и ничтожным, то конечно же Господь осведомлен и в самом главном, имеющем место в жизни любого человека.

Слово «сочтены» Спаситель применил не случайно. Потому что оно указывает на то, что счету подвергаются только ценные вещи. А коль для Бога ценными являются даже волосы на голове Апостолов, то более того для Него ценна их судьба и все события в их жизни.

Если в предыдущем стихе Спаситель говорит о Всемогуществе Бога и Его безграничной Воле, которые распространяются даже на падение малой птицы, то в разбираемом стихе Спаситель говорит о Всезнании Бога, указав Апостолам на то, что у них и волосы все посчитаны. Речь Спасителя о Всемогуществе Бога, показанном Мессией на примере птиц, и речь Спасителя о Всезнании Божьем, показанном Христом на примере количества волос у Его учеников нужны Ему для обобщающего философского вывода. И этот вывод Спаситель высказывает в 31-м стихе. Суть этого вывода состоит в том, что Бог печется и заботится на основе Своего Всезнания обо всем земном и сверхъестественном мире. Наряду с этим Господь Бог особым вниманием окружает учеников Христовых, которые, по выражению Спасителя «лучше многих малых птиц». Такую заботу ученики Спасителя получили благодаря своему беззаветному Апостольскому служению.

Таким образом в разбираемом стихе для высказывания Своей мысли Спаситель применяет контраст в сочетании образов речи. Это сделано для того чтобы показать что если Господь Бог осведомлен в ничтожных и малых предметах человеческой жизни то тем более Он прекрасно знает всё о главных предметах и событиях человеческой жизни. Символическим выражением о том, что волосы уже посчитаны Спаситель иносказательно говорит о том, что даже незначительные предметы, касающиеся Апостолов, находятся под бдительным наблюдением Божьим и предначертаны заранее, как количество волос на головах у учеников Спасителя.

Слова из разбираемого стиха о волосах являются последними в наставлении Спасителя Апостолам с употреблением словосочетания "не бойтесь". При помощи предыдущих советов о том, чего Апостолам не следует бояться, Спаситель развеял их потаенные страхи. А словами о сосчитанных волосах Спаситель указал на то, что Апостолам не следует бояться никаких опасностей. Потому что Господом Богом предопределен их жизненный путь, как в значительных событиях, так и в малых. Поэтому количество волос на их голове не только сосчитано, но и предопределено. Тем самым Спаситель сказал о том, что если волосы на головах Апостолов сосчитаны, то и на все остальные события в их жизни также распространяется Всемогущая воля Божья, которая защитит их от любой опасности.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2009 - апрель 2010 г.