«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф.10:32). Начинается разбираемый стих словом «итак», которое указывает на непосредственную связь разбираемого стиха с предыдущими стихами 10-й главы. Эта мысль подтверждается тем фактом, что слово «итак» употреблено в данном случае для обозначения итога. Применив слово «итак», Спаситель этим словом указал на то, что Он делает вывод из всей Его предыдущей речи.

Поскольку предыдущая речь Спасителя в качестве наставления была обращена к двенадцати Апостолам, то и вывод Спасителя, фигурирующий в разбираемом стихе, также обращен к ним же. Эта мысль подтверждается следующими фактами. В 5-м стихе 10-й главы говорится о том, что Спаситель со Своей речью обращается непосредственно к Апостолам и ни к кому другому. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря» (Матф.10:5). Во всех следующих после 5-го стихах, вплоть до 42-го стиха, Спаситель обращается только конкретно к Апостолам. «Ходя же, проповедуйте» (Матф.10:7). «Вот, Я посылаю вас, как овец» (Матф.10:16). «Итак не бойтесь» (Матф.10:26). «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:30). И в 31-м стихе, который идет перед разбираемым нами стихом, также Спаситель продолжает обращаться только к Своим ученикам. «Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Матф.10:31).

Делая вывод из всей Своей выше изложенной речи, Спаситель обращается к Своим ученикам с такими словами «итак всякого, кто исповедает Меня». Слово «всякий» обозначает «1 каждый, какой угодно; 3 какой бы то ни было» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, Азъ, 1994, с.103). С учетом толкования смыслового значения слова «всякий» можно сделать вывод о том, что оно применено к Апостолам для обозначения каждого, какого угодно Апостола, или какого бы то ни было Апостола из двенадцати, которым Спаситель и адресовал Свои наставления, приведенные в выше изложенных стихах.

Слово «исповедает» обозначает «то же, что и исповедовать во 2-м и 3-м значении». Слово «исповедовать» обозначает «1 следовать какой-либо религии, а также какому-либо учению, убеждению; 2 у христиан принимать исповедь; 3 откровенно сообщить другу свои задушевные мысли» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва, изд. Азъ, 1994, с.248). В религиозной литературе слово «исповедать» обозначает «1 открытое признание, объявление (1Тим.6:12); 2 учение веры, открыто признаваемое (1Тим.6:13)» (Полный церковно-славянский словарь, сост. Г. Дьяченко, изд. «Отчий дом», 2004, с.228).

Наиболее полное пояснение смыслового значения разбираемого слова дается в современном толковом словаре. В нём сказано «исповедовать - 4 открыто признавать и следовать какому-нибудь учению, взглядам, убеждению. Например, исповедовать самые строгие нравственные принципы» (Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, Москва, Альта-Принт, 2009, с.318). Как видим, в словаре Ушакова ясно указывается на то, что слово «исповедовать» обозначает не только открытое признание каких-либо взглядов и убеждений, но и применение их в своей жизни.

Под словом «Меня» следует понимать Иисуса Христа. Эта мысль подтверждается следующим рассуждением. 32-й стих содержит в себе итоговую часть речи Иисуса Христа, которая была начата Им ранее. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря» (Матф.10:5). В этом стихе ясно сказано, что речь, которая подытоживается в 32-м стихе, произносится именно Иисусом Христом. Поэтому слово «Меня» однозначно обозначает произносившего эту речь Иисуса Христа.

Из приведенного выше становится понятно, что слова «кто исповедает Меня перед людьми» нужно понимать следующим образом. Спаситель в этих словах говорит о всяком из двенадцати Апостолов, который не только признает учение Христово, но и воплощает его в свою жизнь перед людьми. Существенным дополнением к слову «исповедает» именно для двенадцати Апостолов является ещё и следующее уточнение. Исповедание Благой вести для двенадцати Апостолов состояло не только в том, чтобы они открыто признавали учение Христово и воплощали его в свою жизнь, но и активно распространяли его среди людей. Сперва среди древних евреев, а затем и среди язычников. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: ... идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10: 5,7). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:19,20). Именно распространение учения Христова и является характерной отличительной чертой в исповедании Иисуса Христа двенадцатью Апостолами.

Однако некоторые толкователи относят разбираемые слова не только к двенадцати Апостолам, но и ко всем остальным христианам. «Почему Он не довольствуется только сердечною верою, но еще требует и устного исповедания? Для того, чтобы побудить нас к дерзновению, к большей любви и усердию, и возвысить (Иоанн Златоуст.)» (Архимандрит Михаил, Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробным объяснительными примечаниями).

В начале статьи мы уже приводили доводы о том, что в разбираемом стихе Спаситель обращается только к двенадцати Апостолам. Конечно и любой христианин, понимая важность распространения учения Христова, может помогать другим познавать Благую весть. Но Спаситель в 10-й главе Евангелия Матфея конкретно указывает при каких обстоятельствах будет проходить первое общественное служение Апостолов и кому оно будет адресовано. Поэтому существует большая разница между исповеданием Христа Апостолами из двенадцати и исповеданием Христа остальными христианами. Для полного понимания разбираемого стиха рассмотрим более конкретно исповедание Христа Апостолами.

В предыдущих стихах 10-й главы Спаситель конкретизировал, как именно Апостолы должны исповедать Иисуса Христа перед людьми. В 6-м стихе Спаситель отправляет учеников Своих с проповедью к древним евреям, идите «к погибшим овцам дома Израилева». Эта миссия была очень трудной. Потому что просвещать древних евреев словом Благой вести в то время было очень сложно по целому ряду причин. Одной из этих причин было то, что древнееврейский народ того времени был воспитан на ложном учении фарисеев, искажающем Закон Божий. Поэтому перевоспитать древнееврейское общество и вернуть его к пониманию истинного Закона Божьего в свете учения Христова, было очень трудной задачей. Второй трудностью было то, что официальные власти вместе с официальной иудейской церковью запрещали не только распространять учение Христово, но и признавать Христа, как Истинного Мессию. Выполняя наставления Спасителя по распространению Благой вести среди древних евреев, Апостолы не только подвергались опасностям, но и совершали беспримерный духовный подвиг религиозного служения. И суть этого подвига состояла в том, что Апостолам пришлось бороться с фарисеями и книжниками за возвращение древнееврейского общества к истинной вере. А поскольку книжники и фарисеи имели поддержку официальной власти, то в этой ситуации Апостолам пришлось бороться с сильной религиозно-политической государственной машиной. И без помощи Божьей они бы не достигли успеха в своем общественном служении. И эту помощь они получили от Своего Наставника и Учителя, Спасителя мира Иисуса Христа.

В 7-м стихе Спаситель уточняет, что же должны делать Апостолы «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное». То есть Спаситель говорит о том, чтобы Апостолы, пойдя именно к израильтянам, занялись проповедованием новозаветных истин и начали эту проповедь с сообщения о том, что приблизилось Царство Небесное.

Выполнить поставленную Христом задачу Апостолам было очень трудно по следующей причине. В то время имелось распоряжение синедриона, одобренное царем Иродом, которое запрещало признавать Христа из Назарета истинным Мессией и изучать и распространять его учение. Доказательством этого являются следующие слова Спасителя, адресованные Апостолам. «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Матф.10:17,18). Пренебрегая этим запретом синедриона и подвергая опасности свою жизнь, Апостолы всё же ходили по стране. И проповедовали древнееврейскому народу о том, что свершилось великое событие, предсказанное пророками. Пришел Мессия, а с Ним сошло с неба на землю Царство Небесное. Поэтому, чтобы попасть в это Царство, следует покаяться и получить отпущение грехов от Мессии.

Для убедительности и подтверждения истинности Мессии и Его учения Апостолы совершали многие чудеса. Они во время первого общественного служения ходили и проповедовали босиком (при этом не изранив себе ног), без запасов продовольствия (при этом ни разу не были голодны) и без второй одежды (одной одежды им хватило на всё первое служение), без денег, совершая свой подвиг общественного служения бескорыстно. Этим Апостолы демонстрировали древним евреям, что в их первом общественном служении их поддерживал Сам Господь Бог. При совершении своего общественного служения очень часто Апостолы находились во враждебной обстановке, преследуемые представителями официальной власти. И неоднократно подвергались смертельной опасности. Обо всем этом и говорится в Евангелии от Матфея. «Я посылаю вас, как овец среди волков» (Матф.10:16). «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Матф.10:22). «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф.10:28).

Для подтверждения истинности Христианского Учения во время своего первого общественного служения Апостолы правдиво описывали самые сокровенные мысли, поступки и грехи людей, а также совершали чудеса, связанные с исцелениями неизлечимых болезней, изгнанием нечистых духов из людей, и осуществлением воскрешений. О чем и сказано в 8-м стихе 10-й главы «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте». Наряду с этим Апостолы подробно объясняли совершенные ими поступки. И каждый раз говорили, что все свои чудеса они совершают при помощи Духа Божьего, Которого им дал Мессия. Поэтому распространение Благой вести Апостолы подкрепляли чудесами, совершенными ими при помощи Божьей.

Свой религиозный подвиг Апостолам пришлось совершать в условиях острейших опасностей, исходивших, как от нечистых духов, так и от враждебно настроенных властей, и отдельных людей. Об этих опасностях и говорит Спаситель.

Наряду с этим можно предположить, что слова Спасителя о том, что Его ученики будут Его исповедать перед людьми, также относятся и к тому периоду жизни Апостолов, который наступит после их первого общественного служения и продлится вплоть до конца их земной жизни. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:19-20).

Однако не все Апостолы будут верны Мессии. Подтверждением правильности этой мысли является печально известная судьба Иуды Искариота. Во время своего первого общественного служения он не совершал греховных поступков. Однако под конец своей жизни он совершил предательство Спасителя. И является падшим апостолом, которого на иконах изображают с черным нимбом. Тот факт, что Иуда Искариот не попал в рай (хотя участвовал в первом общественном служении), доказывает, что исполнения одного первого общественного служения (которое описано в разбираемой 10-й главе Евангелия Матфея) для Апостолов было мало, чтобы исполнить заповеди об исповедании Христа Апостолами перед людьми.

Таким образом, слова из первой части разбираемого стиха «кто исповедает Меня перед людьми», сказанные Иисусом Христом Своим ученикам, говорят нам о всяком из двенадцати Апостолов, который считает Иисуса Христа Спасителем мира и истинным Мессией, принесшим людям Благую весть. А также не только признает учение Христово, но и воплощает это учение в свою жизнь. Наряду с этим свое исповедание Иисуса Христа Апостолы проявили в том, что бесстрашно распространяли Благую весть во враждебной обстановке и сумели убедить многих древних евреев жить по заповедям Христовым. Благодаря своей самоотверженной деятельности Апостолы вернули на путь праведной жизни многих «погибших овец дома Израилева». То есть многих обманутых фарисеями древних евреев, которым Апостолы открыли свет Божественной истины и убедили в том, что Иисус из Назарета – истинный Мессия. В дальнейшем Апостолы после Вознесения Христова продолжили распространять Благую весть другим народам. То есть продолжали совершать свое общественное служение.

В дальнейшей части разбираемого стиха говорится о том, что всякого из двенадцати Апостолов, которые исповедают Спасителя перед людьми, Христос будет исповедать перед Отцом Своим Небесным. Об этом в разбираемом стихе сказано так «того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Более подробно проанализируем текст разбираемого стиха. Разберем, какой смысл вложен в слово «исповедать» в научной пояснительной литературе. Слово «исповедать» обозначает «то же, что исповедовать в 1-м, 2-м и 3-м значении». Слово «исповедовать» обозначает «1 подвергнуть исповеди; 2 расспросить, стараясь узнать, понять что-либо; 3 высказать откровенно, сообщить что-либо» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь русского языка, Москва, Альта-Принт, 2009, с.318). Как видим слово «исповедь» обозначает отчет человека в своих поступках исповеднику для прощения грехов исповедующемуся у него человеку.

Согласно толковому словарю Спаситель будет исповедать, то есть исповедовать Апостолов, в данном смысловом значении подвергая их исповеди (отчету) за прожитую жизнь. И как Сын Божий, получивший от Отца Небесного на это право, будет прощать содеянные Апостолами прегрешения. Таким образом слова Спасителя из этого стиха «того исповедаю и Я» говорят о том, что Спаситель Сам становится Исповедником и будет принимать исповедь у Апостолов перед Лицом Отца Своего Небесного. И после исповеди Апостолов Спаситель простит им все вынужденные или осознанные грехи.

А затем, свершив такую исповедь над душой всякого Апостола из двенадцати, который исповедает Его, Спаситель представляет на суд Отца Небесного душу Апостола уже Им прощенной и безгрешной. Потому что грехи, которые возможно и были на душе того или иного Апостола, уже были сняты прощением Спасителя. И прощенная душа Апостола, не имеющая на себе греха, после суда Отца Небесного попадает в рай и удостоится там высокого положения.

Разбираемый стих имеет примечательную особенность. Именно в этом стихе Спаситель сообщает Апостолам, а по мнению некоторых толкователей, дает слово Апостолам, о том, что будет их исповедовать. Во всем Новом Завете нигде Спаситель не заверяет людей в том, что будет их Исповедником перед Отцом Небесным. И только в разбираемом стихе обращаясь к истинным Апостолам, Спаситель, предвидя их будущую жизнь после их первого общественного служения, уверяет их в том, что будет их исповедовать.

В последней части разбираемого стиха говорится о том, что Спаситель будет исповедовать Апостолов «пред Отцем Моим Небесным».

Словами «Отец Небесный» в разбираемом стихе назван Господь Бог, Отец Вседержитель. Это и подтверждается словами из Библии. Например, «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:35). Эти слова принадлежат Иисусу Христу. Своим Отцом Небесным Он называл Господа Бога, Который сотворил весь мир, и Сына Своего Единородного Иисуса Христа направил к людям для искупления первородного греха. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Зная обычаи древнееврейского народа, можно предположить, что исповедь о своих поступках Апостолы будут давать Спасителю перед лицом Отца Небесного после завершения своей земной жизни. Такой вывод подтверждается представлением о том, что за все свои поступки человек будет отчитываться перед Отцом Небесным только после того, когда закончит свой земной путь, и новых поступков уже совершить не сможет. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15). Можно предположить то, что Спаситель в награду за их самоотверженную жизнь, только у двенадцати Апостолов и будет принимать исповедь перед тем, как они предстанут перед сияющим престолом Отца Небесного.

Подводя итоги выше сказанному, можно прийти к ниже следующему выводу. В разбираемом стихе слово «исповедать» тождественно по смыслу слову «исповедовать». В современном русском языке слово «исповедовать» имеет четыре смысловые значения. В первой части разбираемого стиха это слово употребляется в 4-м смысловом значении и обозначает то, что Апостолы признают учение Христово, следуют ему и активно распространяют его среди людей. Во второй части разбираемого стиха слово «исповедовать» употребляется в первом смысловом значении и обозначает то, что Спаситель будет выступать в виде Исповедника двенадцати Апостолов при анализе и оценке их земной жизни. Как видим, в начале и в конце разбираемого стиха слово «исповедовать» употребляется в разных смысловых значениях.

Ошибкой было бы утверждать, что этим словом обозначаются одни и те же действия, совершаемые Апостолами и Иисусом Христом. Ведь в данном стихе сказано «всякого, кто будет Меня исповедать… того и Я буду исповедовать». В действительности, исповедуя Христа, Апостолы занимаются тем, что признают Его учение, следуют Ему в своей жизни и распространяют сведения из Его учения среди людей. Христос не может распространять учение Апостолов, потому что у них никакого иного учения, кроме Христова, не было. Поэтому во второй части разбираемого стиха, в которой говорится что Иисус Христос будет исповедовать Своих учеников, это слово употребляется не в четвертом смысловом значении (признавать учение и следовать ему), а в первом смысловом значении, как указано об этом в словаре Ушакова (подвергнуть исповеди). Таким образом, при анализе разбираемого стиха мы сталкиваемся с интересным случаем, когда слово исповедовать употребляется в двух различных смысловых значениях, чем и определяется его различный смысл, влияющий на понимание разбираемого стиха.

Слова Спасителя о том, что Он будет исповедовать Апостолов перед Отцом Небесным можно воспринять как Его награду за то, что Апостолы будут усердно исповедовать Его учение перед людьми до конца их земной жизни. Эта мысль перекликается с мыслью, высказанной Спасителем в 29-31-м стихах, в которых Спаситель говорит о том, что Апостолы «лучше многих малых птиц». То есть Спаситель, указав в 29-м стихе на то, что ни одна из птиц «не упадет на землю без воли Отца вашего», то есть Господа Бога, дал понять, что Апостолам также суждена великая награда. Потому что за свое общественное служение они удостоятся заботы и внимания Господа. Но награду свою Апостолы получат только тогда, когда на протяжении всей своей земной жизни будут словом и делом исповедовать Христа. Иными словами, будут не только признавать Его учение и во всем следовать ему, но и распространять слово Христово среди людей. Именно об этом и говорит Иисус Христос Апостолам перед Своим Вознесением. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:19-20).


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.