«А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф.10:33). Разбираемый стих является продолжением слов Спасителя, высказанных в предыдущем стихе. При этом Свою мысль, начатую в 32-м стихе и продолжающуюся в разбираемом стихе, Спаситель строит при помощи противопоставления. Это подтверждается началом разбираемого стиха «а кто отречется от Меня». Слово «а» в данном случае используется Спасителем для противопоставления друг другу 32-го и 33-го стихов. В 32-м стихе речь шла о тех Апостолах из двенадцати, которые исповедуют Спасителя перед людьми. Они противопоставляются тем Апостолам, которые отрекутся от Спасителя. В разбираемом стихе именно об отрекшихся Апостолах и идет речь. И если в предыдущем стихе говорится о том, что Апостолов, которые будут исповедовать Спасителя перед людьми, Иисус Христос будет исповедовать перед Отцом Своим Небесным. То в разбираемом стихе говорится о том, что в дальнейшем будет происходить с теми Апостолами, которые отрекутся от Христа. А также рассказано о том, как с этими отрекшимися Апостолами поступит Спаситель.

Известный экзегет А.П. Лопухин в своей книге «Толковая Библия» так поясняет разбираемый стих. «Мысль та же, что и в предыдущем стихе, только выражена в виде отрицания. Этот стих может служить к пояснению того, о чем говорилось в предыдущем стихе» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.208).

Пояснения этого экзегета, рассказывающего о том, что в этом стихе нет ничего нового, не совсем точны. Потому что Спаситель, как Богочеловек не может заниматься неоправданным повтором и пересказом тех мыслей, которые высказал в предыдущем стихе. И Апостолы, слушавшие Его, не нуждались в повторении одних и тех же мыслей в двух рядом находящихся стихах. Поэтому слова Спасителя, высказанные в разбираемом стихе, являются не повторением предыдущего стиха, а продолжением Его наставления, адресованного двенадцати Апостолам.

О чем же говорит Спаситель в разбираемом стихе? В разбираемом стихе Спаситель предостерегает Апостолов от того, чтобы они ни в коем случае не отрекались от Него. Причем зная житие Апостолов, можно предположить, что наставления Спасителя из разбираемого стиха касаются той будущей части жизни Апостолов, которая начнется после их первого общественного служения. Призывая Апостолов не отрекаться от Него, Иисус Христос для этого выбирает особые слова. И говорит так «а кто отречется от Меня пред людьми». Эти слова Спасителя содержат более глубокий смысл.

Для того чтобы понять содержание стиха, рассмотрим смысловое значение слова «отречься». Слово «отречься» обозначает «1 не признаваться в чём-нибудь, отказаться, отпереться; 2 признать, объявить какого-нибудь близкого чужим, освободить себя от обязательств по отношению к кому-нибудь и от ответственности за его поведение. Например, отрекаюсь от своих учеников. 3 отказаться от прав на что-либо, например, отрекаюсь от престола» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, ук. изд. с.642). Как видим, в современном русском языке слово «отречься» содержит три смысловых значения. Христос применил это слово во всех трех смысловых значениях потому, что адресовал это слово всем двенадцати Своим ученикам. Спаситель под этим словом имеет ввиду отречение ученика от своего духовного учителя, которое существовало в древнееврейском обществе.

Согласно взглядам древнееврейского общества считалось, что ученик отрекался от своего духовного учителя, если: отказывался признавать религиозно-философские взгляды своего учителя; переставал жить по законам учения своего духовного учителя; переставал проповедовать учение своего духовного учителя среди людей. Применительно к Апостолам отречение от Спасителя обозначало бы не только их публичный отказ от учения Христова, но и прекращение соблюдения этого учения ими в своей жизни, и их отказ от распространения этого учения среди людей.

Для лучшего понимания разбираемого стиха на основе выше приведенного пояснения ответим на вопрос, кто из двенадцати Апостолов не смог исполнить в своей жизни апостольских повелений Спасителя?

Некоторые толкователи, поясняя стихи об исповедании и отречении, говорили о том, что Апостол Петр якобы отрекся от Христа, ссылаясь на Матф.26:69-75. «Многих они заставят вследствие страха или мирских привязанностей отречься от Него, подобно Петру» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.208).

После приведенных слов у читателя может сложиться впечатление, что поступок отречения Петра имеет схожесть с отречением Иуды Искариота. В действительности Петр, в отличие от Иуды Искариота, никакого отречения от Христа не совершал. Для подтверждения этой мысли рассмотрим и проанализируем поступок, совершенный Апостолом Петром с точки зрения Библии, религиозной философии и здравого смысла. Как уже говорилось, слово «отречься» обозначает «не признаваться, отказаться, отпереться». Рассмотрим вопрос о том, действительно ли Апостол Петр отрекся от Христа. Анализируя выше упомянутый эпизод с Апостолом Петром, можно прийти к таким выводам. После слов Петра во дворе первосвященника о том, что он не знает Христа, во-первых, он сразу же глубоко раскаялся. Что подтверждается словами из Библии о том, что Петр горько плакал (Матф.26:75). Во-вторых, эти слова согласно взглядам древнееврейского народа не являются, по сути, отречением Апостола Петра от Иисуса Христа. Такой вывод подтверждается следующими доводами. Ни до, ни после этих слов Петр не переставал верить в учение Христово. Ни до, ни после этих слов Петр не переставал воплощать учение Христово в своей жизни. Ни до, ни после этих слов Петр не переставал распространять Благую весть среди людей. Если бы Петр хотел именно отречься от Своего Учителя, то он собрал бы людей и громогласно, перед лицом древнееврейского народа, заявил бы о том, что он больше не будет признавать учение Христово, не будет следовать ему в своей жизни, не будет распространять Благую весть среди людей. И считает себя бывшим учеником Спасителя. Вот тогда бы произошло истинное отречение Апостола Петра от Иисуса Христа. Как видим из текстов Библии, подобного действия Петр не совершал. А слова Петра о том, что он не знает Спасителя, являются не отречением, а ложью, которую Петр сказал под угрозой смерти.

Поскольку ничего не происходит без определенного смысла, то и вынужденная ложь Петра имела свое определенное значение. Ситуация, связанная с ложью Петра была дана ему Богом как испытание, помогающее ему ещё сильнее укрепить свою веру в Бога и в дальнейшей своей жизни не допустить подобной слабости. И, как мы знаем из Евангелий и Деяний Апостолов, при дальнейших жизненных искушениях Апостол Петр проявил себя как стойкий последователь Христов.

Анализируя ситуацию с вынужденной ложью Петра можно объяснить причины, побудившие его совершить этот поступок. Петр, как явствует из Евангелий, был выразителем взглядов всех двенадцати Апостолов и часто говорил от их имени. Именно Петр имел самую сильную и непреклонную веру в Бога. Что и выделял Сам Спаситель, сказав о том, что Он при помощи такой веры и построит Церковь Свою. «Я говорю тебе: ты - Петр (это имя по-еврейски обозначает камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Из евангельских текстов видно, что когда Апостолы покинули Гефсиманский сад, то именно Петр остался с Христом благодаря своей непоколебимой вере. Именно Петр, защищая Спасителя в Гефсиманском саду, выхватил меч и отсек ухо стражнику. Все эти факты доказывают стойкую и крепкую веру Апостола Петра. Поэтому именно на его долю, как выразителя общих взглядов Апостолов, и выпало испытание на прочность его веры в Христа. И это испытание было дано для того, чтобы ещё больше закалить его веру.

Ко всему выше сказанному нужно добавить и то, что события, происшедшие с Петром, произошли также и по той причине, что они были предсказаны Христом Своим ученикам. «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Матф.26:31). И после уверений Апостола Петра и других Апостолов добавил. «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Матф.26:34-35). Так что описываемое событие стало испытанием не только для Апостола Петра, но и для всех остальных Апостолов из числа двенадцати.

В отличие от Апостола Петра и других Апостолов Иуда Искариот действительно отрекся от Христа, совершив свой кощунственный поступок. Этот поступок состоял в том, что Иуда Искариот публично перед первосвященниками отрекся от Иисуса Христа, как от Мессии и сам предложил предать Спасителя в руки первосвященников за тридцать сребреников, что и сделал. А после распятия Христа Иуда Искариот не совершил полного и искреннего покаяния во искупление своего чудовищного греха. Хотя в Евангелии от Матфея сказано то, что Иуда Искариот раскаялся. Однако нужно понимать какой смысл в слово «раскаялся» вкладывает Евангелист. У Матфея по этому поводу написано так. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. (Матф.27:3-5). Слово «раскаяться» имеет два смысловых значения. «1 признаться в совершенной ошибке в неправильном поступке; 2 испытать сожаление по поводу совершенного поступка» (Словарь русского языка в 4-х томах под ред. А.П. Евгеньевой, Москва, Русский язык, 1984, т.3, с.642).

Если бы Иуда Искариот проявил бы искреннее раскаяние в своем грехе, связанном с предательством Христа, то он никогда бы не совершил нового тяжкого греха в виде самоубийства. Убив себя, Иуда Искариот нарушил заповедь Божью «не убий», которая запрещает как убийство себя, так и других людей. Употребив слово «раскаяться» во втором смысловом значении, Матфей указал на то, что Иуда Искариот испытал сожаление, то есть огорчился из за своего тяжкого греха, что он предал кровь невинную. И чтобы не терзаться в дальнейшей части своей жизни от этой мысли и от угрызений совести, он совершает новый грех в виде самоубийства. Если бы Иуда Искариот совершил бы искреннее раскаяние в своем греховном поступке предательства Христа, он никогда бы не сделал следующий греховный поступок в виде самоубийства. Поскольку искреннего раскаяния в душе Иуды Искариота не было, а было только сожаление и огорчение в связи с его греховным поступком, то наличие этого огорчения дает возможность Иуде Искариоту совершить ещё один грех в виде лишения себя жизни. Если бы в душе Иуды воцарилось искреннее раскаяние, то он, как бывший участник первого общественного служения, прошедшего перед Лицом Божиим, мог обратиться к Богу за помощью в молитве со словами о прощении. И этот поступок, и чувство раскаяния не дали бы совершить ему ещё один грех в виде самоубийства.

Слово «раскаяние» во втором смысловом значении в смысле «сожалеть, огорчаться» широко употребляется и в ветхозаветной части Библии. Например, в Ветхом Завете написано «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6). Если слово «раскаяние» брать в первом смысловом значении, то получится бессмыслица. Потому что Господь Бог, как совершенная сверхъестественная Сущность, не может совершать таких поступков, за которые будет Себя в дальнейшем осуждать. Господь Бог, как совершенная сверхъестественная Сущность, не способен ошибаться. Поэтому во фразе «и раскаялся Бог» слово «раскаялся» так же, как и в случае с Иудой Искариотом, употребляется во втором смысловом значении. Господь Бог выразил Свое сожаление, огорчение по поводу этого события. Поэтому и в нашем разбираемом случае Матфей, употребляя слово «раскаяться» указывает этим словом на то, что Иуда Искариот не признался в своем грехе и не осудил себя за свой грех, а всего лишь испытывал сожаление и огорчение по поводу того, что загубил кровь невинную.

Анализируя Новый Завет, любознательный читатель может задать вопрос, а были ли ещё Апостолы, которые отошли от выполнения своего общественного служения, имена которых возможно по этой причине были заменены именами других Апостолов в апостольских списках? Чтобы ответить на этот непростой вопрос необходимо вспомнить следующее. Как мы знаем, во 2-4-м стихах 10-й главы Евангелия Матфея приведен список имен двенадцати Апостолов, которые участвовали в первом общественном служении. Можно предположить, что в Евангелии Марка (3:16-19) дается список двенадцати Апостолов, участвовавших во втором апостольском служении. Он полностью соответствует списку у Матфея. В Евангелии Луки (6:14-16) вероятнее всего приводится список имен двенадцати Апостолов, которые принимали участие уже в третьем апостольском служении. Из этого списка выбыл «Леввей, прозванный Фаддеем» (Матф.10:3) и Симон Кананит. Вместо них были включены Симон Зилот и Иуда Иаковлев. Эти же двое учеников Христовых вместе с неизменными девятью Апостолами упоминаются и в Деяниях (1:13-26). Также в список двенадцати Апостолов вместо Иуды Искариота к Апостольской дюжине был причислен Матфий, который «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян.1:21-22).

Исходя из Нового Завета видно, что состав двенадцати Апостолов менялся два раза. Первый раз перед предполагаемым третьим апостольским служением, описанным у Луки. И второй раз после Вознесения Иисуса Христа, когда место Иуды Искариота в Апостольской дюжине занял избранный Богом Матфий. Можно предположить, что эти замены происходили по следующей причине. Новый Завет прямо не сообщает нам причин выбытия из апостольской дюжины Леввея, прозванного Фаддеем, и Симона Кананита.

Для того, чтобы ответить на этот выше приведенный вопрос необходимо вспомнить, как происходило избрание двенадцати Апостолов на первое Апостольское общественное служение. Как уже известно, ученики Христовы молили Отца Небесного чтобы Он избрал достойных из их числа на духовную жатву со Спасителем. «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф.9:38). И когда Отец Небесный избирал самых достойных, то Его Волю озвучивал Сын Божий, Иисус Христос. Такой порядок избрания Апостолов на общественное служение был скорее всего и во время второго общественного служения, описанного у Марка. И Отец Небесный также избрал для этой миссии всех участников предыдущего первого общественного служения. Вероятно перед третьим общественным служением, описанным у Луки, Леввея-Фаддея и Симона Кананита Отец Небесный нашел духовно не готовыми к этому следующему заданию. И к тому моменту появились другие, более достойные ученики Христовы для этой миссии. Но факт остается фактом, их сменили Симон Зилот и Иуда Иаковлев. Доказательством этому может служить то, что эти два ученика фигурируют и в окончательном списке двенадцати Апостолов в Деяниях. О дальнейшей судьбе выбывших из Апостольской дюжины учеников Христовых можно предположительно сказать следующее. Скорее всего они продолжали ходить за Спасителем и двенадцатью Апостолами в числе учеников Христовых (не вошедших в число двенадцати) и помогать им всем, чем могли, слушая проповеди и наставления Мессии. В дальнейшем они предположительно могли войти в число семидесяти Апостолов, продолживших дело Иисуса Христа по распространению Благой вести.

Рассмотрев все факты и проанализировав тексты Нового Завета можно предположить, что ученики Христовы Леввей, по прозвищу Фаддей, и Симон Кананит не изменили Богу и до конца своей жизни проповедовали учение Христово людям. И хоть они и выбыли из числа двенадцати Апостолов, но дела Христова не предали. И поэтому их также нельзя причислить к ученикам, не исполнившим свое обещание перед Иисусом Христом.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.