«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матф.10:34). Этот стих продолжает речь Спасителя, обращенную к Своим ученикам. В этой части Своей речи Спаситель отвечает на мысленный вопрос Апостолов, который беспокоил их на протяжении долгого времени. Однако Спаситель считает эти представления Апостолов неправильными. Поэтому и начинает Свою речь в разбираемом стихе со слов «не думайте». Отсюда и вытекает смысловое построение стиха. Первая часть разбираемого стиха описывает нам то, о чем думали Апостолы и в чем именно они заблуждались. А во второй части разбираемого стиха Спаситель отвечает Апостолам на их мысленный вопрос, который очень интересовал учеников Христовых. И дает Апостолам правильное понимание этого насущного вопроса.

А вопрос был очень важным для всех древних евреев и касался того, с какой целью Спаситель, как Мессия, пришел в мир людей. Поэтому данный стих является одним из важных стихов в речи Спасителя. Так как этот стих отметает неправильные взгляды, отражавшие неверные воззрения древних евреев, связанные с приходом Мессии на землю. И дает истинные представления о приходе Спасителя.

Детально проанализируем разбираемый стих. В разбираемом стихе следует обратить внимание на его начало, которое выражено словами «не думайте, что Я пришел принести мир на землю». Начало разбираемого стиха можно предположительно пояснить следующим образом.

Как может заметить внимательный читатель в начале разбираемого стиха речь идет о таком очень важном понятии как мир. Можно предположить то, что поскольку ученики Христа были истинными евреями, воспитанными в традициях своего народа, то они, согласно древнееврейским представлениям, верили в то, что пришедший на землю Мессия принесет им мир. После рождения Спасителя Ангелы Божии воспевали «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:14). Из выше приведенной цитаты явствует, то, что имя Бога у древних евреев связывалось с понятием мир. В современном русском языке слово мир имеет девять смысловых значений. Поскольку это слово Спаситель противопоставляет слову «меч», то наиболее подходит такое смысловое значение «тишина, покой, спокойствие».

Какой же смысл вкладывали древние евреи того времени в слово «мир», который должен был быть принесен Мессией? Под миром, который должен был принести им Мессия, древнееврейский народ подразумевал, прежде всего, освобождение от ига ненавистных римских угнетателей. Древнееврейский народ так думал под влиянием духовных вождей того времени - книжников и фарисеев, которые навязывали людям эту мысль. Эти духовные вожди насаждали именно такое понимание Мессианского мира потому, что сами хотели повелевать другими народами, но не подчиняться власти Рима. Владычество над другими народами принесло бы книжникам и фарисеям огромное богатство и власть. А вместо того, чтобы иметь всё это, они вынуждены были подчиняться Риму и платить ему огромные налоги. Поэтому для освобождения от римского владычества правящей религиозно-политической верхушкой древнееврейского государства использовались не только патриотические чувства древних евреев, но и идеи, связанные с приходом Мессии.

Как сказано выше, покорение других народов правителям древнееврейского государства принесло бы большие богатства и власть. Свои идеи о мировом господстве они пытались не только распространять среди населения страны, но и обосновывать религиозными понятиями. В таком религиозно-нравственном воспитании древних евреев главную роль сыграли книжники и фарисеи. Именно они ставили в пример древнееврейскому народу подвиги царя Давида-Победителя. В религиозной литературе Давид характеризуется как царь-завоеватель и создатель израильско-иудейского государства. «Давид – потомок Иуды, Сын Иакова, Илии, седьмой сын Иессея из Вифлеема, второй еврейский царь, преобразовавший племенной союз потомков Иакова в единое израильско-иудейское царство, национальный герой древнееврейского народа» (А.П. Кондрашов, Кто есть кто в Библии, М., «Рипол классик», 2004, с.167). В Библии также указывается на походы царя Давида против очень воинственных соседей, неоднократно пытавшихся завоевать древнееврейское государство. «И поставил Давид охранные войска в Сирии Дамасской, и стали Сирийцы у Давида рабами, платящими дань» (2Цар.8:6).

Поэтому книжники и фарисеи говорили о том, что по примеру царя Давида древние евреи должны жить как свободолюбивый, независимый и богоизбранный народ, который должен не подчиняться захватчикам римлянам, а покорять другие народы. В качестве выражения таких взглядов книжников и фарисеев образ царя Давида был избран не случайно, а преднамеренно. И это делалось потому, что образ царя Давида был непосредственно связан с приходом ожидаемого Мессии. Книжники и фарисеи рассказывали древнееврейскому народу о том, что Мессия является отраслью (потомком) царя Давида. Но в то же время и Сыном Божиим. То есть Царем, имеющим значительно большие возможности, чем у царя Давида-человека. Поэтому Мессия, как и царь Давид-Победитель, должен не только освободить еврейский народ от римского владычества, но и покорить для богоизбранного народа весь мир.

Книжники и фарисеи, насаждая древнееврейскому народу мысль о том, что Мессия принесет им, как богоизбранному народу, мировое господство, подкрепляли эту мысль следующими аргументами. Они говорили о том, что согласно предсказаниям ветхозаветных пророков учение Мессии должно распространиться по всему миру. А для осуществления этой цели, по словам книжников и фарисеев, Мессия якобы завоюет весь мир для древних евреев.

В действительности взгляды, распро­страняемые книжниками и фарисеями среди древнееврейского народа, были не верны и основаны на искажениях. Потому что Давид не был завоевателем, а был объединителем земель, на которых жили представители двенадцати разрозненных колен израильских. Согласно предсказаниям пророков Божиих, Мессия также не должен был принести евреям мировое господство. Эти ложные взгляды книжники и фарисеи распространяли среди народа для того, чтобы оправдать свои заветные завоевательские цели по достижению власти и богатства за счет покорения других народов. Древнееврейский народ в своем большинстве состоял из умных людей, которые в противоположность язычеству пришли к признанию Единого Бога. Но наряду с этим среди древнееврейского народа были люди, которые поклонялись не Истинному Богу, а золотому тельцу. Против таких людей выступал пророк Моисей. Такие люди во времена жизни Иисуса Христа стали маскировать свои вожделения к власти и богатству, прикрываясь цитатами из Закона Божьего. Против таких людей выступал Иисус Христос, говоря «горе вам книжники и фарисеи» (Матф.23:13). И эти упреки Спасителя были обоснованы и не случайны. И направлены на то, чтобы разоблачить искажения, допускаемые книжниками и фарисеями, в служении Богу и в толковании Закона Божьего.

Такие же искажения были допущены книжниками и фарисеями и в отношении прихода Мессии, Которому они ложно приписывали то, что Он должен принести евреям мировое господство над всеми народами. Именно против такого фарисейского мира и выступал Иисус Христос, заявив «не мир пришел Я принести, но меч».

Слово «меч» в современном русском языке обозначает «холодное оружие с обоюдоострым длинным прямым клинком. Поднять меч на кого-то в переносном смысле начать войну» (С.И. Ожегов и Ю.Н. Шведова, Толковый словарь русского языка, Азъ, 1994, с.346).

Как видим, согласно бытующим представлениям, меч аллегорически обозначает оружие насилия. Однако в устах Спасителя фраза о мече имеет совершенно другой смысл. Потому что, под мечем Спаситель подразумевает не насилие, а меч слова, меч истины, распространяющего новый, а главное, правильный и истинный Закон Божий, очищенный от фарисейских искажений. Это предположение подтверждается словами из Библии. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр.1:16).

Из выше приведенных цитат становится видно, что у древних евреев меч обозначал символ веры. И меч был представлен в виде языка, выходящего изо рта. То есть в данном случае меч обозначал острое слово Божественной Истины. Именно при помощи этого слова Апостолы и должны были просвещать народ, неся ему Благую весть. Более того у древних евреев Бог часто назывался Словом «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1).

Исходя из сказанного можно понять, что истинные почитатели Закона Божьего, зная о подлинных целях прихода Мессии, понимали, что Христос придет не для того, чтобы принести фарисейский мир евреям (в виде мирового господства), но принесет евреям меч в виде всепобеждающего обоюдоострого слова правды, Нового Завета. Причем слово правды, которое содержала Благая весть, уподобляется мечу не случайно. Именно правда, содержащаяся в Благой вести, будет разить ложь и грех, как обоюдоострый меч. А также будет очищать Закон Божий от фарисейских искажений.

Теперь рассмотрим более подробно, почему фарисейское понятие мира было неверным. Утверждения книжников и фарисеев не соответствовали действительности по следующим причинам. Предсказания пророков древнееврейского народа, рассказывавшие о приходе Мессии, опровергали утверждения книжников и фарисеев о том, что Христос принесет древним евреям господство над миром, как богоизбранному народу. Согласно этим предсказаниям Мессия должен был принести древнееврейскому народу, как богоизбранному, новое учение о том, как можно войти в долгожданное Царство Божье, сведения о том, как достичь спасения души. И эти знания Мессия должен дать древним евреям в Новом Завете, который придет на смену Ветхому Завету. «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук.16:16).

Помимо этого Мессия характеризовался в древнееврейских пророчествах как Богочеловек с миролюбивым кротким нравом, Который должен был прийти от Бога-Отца и искупить, прежде всего, первородный грех человечества. Недаром пророки древнееврейского народа представляли Мессию в виде Агнца Божьего. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей... Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились… и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:4-7)

Последний ветхозаветный пророк Иоанн Креститель также называет Спасителя Агнцем. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29)»

Сам Мессия говорил о том, что Он не от мира сего. «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан.18:36).

Исходя из всего, выше сказанного, можно понять, что Истинный, пришедший искупить грехи человеческие, кроткий Агнец-Мессия, описываемый у древнееврейских пророков, совсем не похож на фарисейского мессию-захватчика и поработителя иных народов, стяжателя власти и богатства.

Свои искажения Закона Божьего фарисеи делали сознательно. Потому что, как люди, сведущие в книжной мудрости, они хорошо знали прежнюю историю древнееврейского народа. Фарисеи из священной истории знали тот факт, что еврейский народ наказывался Богом в виде иноземного владычества, в том числе и римского, за свои грехи и богоотступничество. Более того, в священных книгах древних евреев неоднократно описывается, как поступать в этом случае. Древнееврейский судья Самуил так передает слова Божии о послушании Господу и исполнении Его заповедей. «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, [ходить] вслед Господа, Бога вашего. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, [как была] против отцов ваших» (1Цар.12:14-15). То есть перед лицом очередного завоевания древнееврейскому народу необходимо было покаяться перед Богом для искупления своих грехов. И тогда Господь Бог, видя искреннее раскаяние Своего богоизбранного народа, даровал бы ему избавление от иноземного владычества.

Примером выше сказанного могут служить многие эпизоды из истории древнееврейского народа. Приведем некоторые из них. Во времена судьи Самуила Господь защитил покаявшихся древних евреев от армии филистимлян (1Цар.7:4-13), от царя Моавитского, Асорского и других (1Цар.12:9-12). Во времена правления царя Езекии Господь ответил на молитву о помиловании и защите, и спас Иерусалим от завоевания ассирийским царем. «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего. И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4Цар.19:34-35). Поэтому и в разбираемом случае (перед самым приходом Мессии) древнееврейский народ был наказан за свои грехи римским владычеством. И освободиться от этих ненавистных захватчиков древним евреям можно было, как и в прежние времена, только через искреннее покаяние перед Богом.

Из всего сказанного становится ясно то, что главным врагом древнееврейского народа был не завоевавший их Рим, а их греховность перед Богом. И Мессия, придя в мир людей, стал бороться не с римскими завоевателями, как этого хотели фарисеи, а с человеческой греховностью, превращая грешников в праведники при помощи Благой вести.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.