«Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Матф.10:35). Разбираемый стих является непосредственным продолжением предыдущего стиха. В 34-м стихе Спаситель говорил о том, что Он принес людям «меч» в виде Божьего слова. А в разбираемом стихе уже рассказывается о последствиях того, как принесенное Христом Слово Божье повлияет на взаимоотношения Апостолов и их родственников. Дополнительным указанием на то, что разбираемый стих является продолжением предыдущего, есть и запятая, которая связывает между собой эти два стиха и указывает, что мысль продолжается.

В начале разбираемого стиха Спаситель говорит о цели Своего прихода и о том, что Он принес новое учение людям. Эта мысль выражена словами Спасителя «ибо Я пришел». Как известно, Спаситель пришел в мир людей для того, чтобы дать им новое учение, то есть Благую весть. Об этом и пишется в Библии. «Заповедь новую даю вам...» (Иоан.13:34). Наряду с этим слова «ибо Я пришел» относятся по смыслу и ко второй части разбираемого стиха. А во второй части разбираемого стиха Спаситель говорит о том, что Его новое учение повлияет на людей, и разделит родственников в семьях Апостолов.

Детально рассмотрим разбираемый стих. Начало разбираемого стиха начинается со слова «ибо». Это слово обозначает «потому что, так как» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь русского языка, ук. изд., с.286). Союз «ибо» не только обозначает противопоставление, но и подводит итог выше сказанному. То есть в разбираемом стихе Спаситель поясняет Свою мысль из 34-го стиха выводом-итогом. Иными словами в разбираемом стихе Спаситель рассказывает о последствиях, которые возникнут после того, как Он принесет древнееврейскому народу «меч», то есть истинное слово Божье. И в качестве последствий наступит разделение в семьях Апостолов на тех, которые приняли учение Мессии, и тех, которые ещё не приняли этого учения.

Итак, кого же пришел разделить Спаситель? Он говорит, что будет разделять человека с отцом его. Можно предположить, что словом «человек» Спаситель обобщенно обозначил Своих Апостолов. В Евангелии Матфея наряду со словосочетанием Сын Человеческий Спаситель называется просто человеком. «И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека» (Матф.26:72). «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Матф.9:8). Поскольку речь Спасителя в разбираемом стихе обращена к Апостолам, то можно предположить, что словом «человек» из разбираемого стиха Спаситель называет Своих учеников. Такое предположение основано на следующем рассуждении. Можно предположить, что в слово «человек» древние евреи вкладывали особый смысл. Вероятнее всего, этим словом называли окончательно сформировавшуюся личность. А личностью у древних евреев считался человек, хорошо знающий Закон Божий и умеющий его применять для решения жизненных проблем. Это было обусловлено взглядами древних евреев, связанными с тем, что человек, по их мнению, только тогда был готов к жизни, когда глубоко верил в Бога, чтил Его и жил по Его заповедям. Об этом и пишется в Ветхом Завете. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник» (Пс.45:2). «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс.145:5). «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла» (Еккл.8:5).

По традиции древних евреев, чаще всего «человеком» назывался глава семьи, в паспорт которого вписывали всех домочадцев, в том числе жен, детей и слуг. То есть словом «человек» назывался хозяин дома, который нес ответственность перед Богом и обществом не только за свои поступки, но и за поступки своих домочадцев. Наряду с этим, словом «человек» назывались такие люди, которые верили в Бога и могли логически мыслить. Именно такое понятие о человеке, как о существе высокодуховном, было свойственно и древним евреям, и было отражено в слове «человек».

О таком понимании этого слова и пишется в религиозной литературе. «Человек (чело-верх, вверх обращать лицо) существо, имеющее лицо свое обращенным вверх к небу как к цели бытия и будущему жилищу. Или челом веющий, чело имеющий обращенным к верху... Слово человек образовалось из «селовек» или «словек», то есть существо словестное. Следовательно указывает на дар слова как на отличительную способность человека. По более вероятному мнению человек значит собственно мыслящий» (Григорий Дьяченко, Полный церковно-славянский словарь, издательство Отчий дом, Москва, 2004, с.814).

Можно предположить, что называя Апостолов словом «человек», Спаситель вкладывал в это слово определенный новозаветный смысл. Он называл Апостолов этим словом потому, что они не только знали Закон Божий, но прежде всего, приняв первыми Новый Завет от Мессии, не только сами жили по Нему, но и активно проповедовали Благую весть среди людей. То есть выступали духовными учителями и распространителями Нового Завета.

Таким образом, в разбираемых словах Спасителя слово «человек» обозначает человека новой религиозно-философской формации. Такой человек резко отличался от человека, имевшего фарисейское воспитание. Потому что древние евреи были воспитаны на Законе Божьем, искаженном уловками фарисеев и книжников. Человек новозаветной формации, о котором в разбираемых словах говорит Спаситель, из уст Мессии получил не только очищенный от фарисейских искажений Закон Божий. Но помимо этого новозаветный человек мог разбираться в жизненных ситуациях на основе Благой вести и помогать советами людям, выступая в качестве духовного учителя и наставника нового мессианского учения.

Из выше сказанного сам собой напрашивается убедительный вывод. В разбираемых словах Спаситель словом «человека» называл только двенадцать Своих Апостолов, и никого другого. Потому что на то время только двенадцать Апостолов можно было с уверенностью назвать «человеками» (в древнееврейском понимании этого слова). То есть самодостаточными личностями, готовыми жить по новому Мессианскому учению, и готовыми быть первыми духовными учителями и наставниками, распространяющими Благую весть.

А теперь подробно рассмотрим вторую часть разбираемого стиха и проанализируем её. Из разбираемого стиха видно то, кто же из двенадцати Апостолов будет разделен с отцом своим. Можно предположить, что такое разделение отца с сыном-Апостолом может происходить по следующим причинам. Отец являлся представителем старшего поколения древних евреев, воспитанным на Ветхом Завете, искаженном фарисеями и книжниками. Сын-Апостол (то есть человек) такого отца, познакомившись с Мессией, и под влиянием общения с Ним, отошел от фарисейских взглядов на Ветхий Завет, полученных с детства. И под влиянием Мессии такой сын получил истинные знания Закона Божьего, основанные на Благой вести, Новом Завете. Поэтому между сыном-Апостолом и его отцом на религиозно-философской почве неизбежно будут происходить разногласия. Более того в возникновении этого разделения большую роль сыграет учение фарисеев, которое утверждало, что настоящий Мессия ещё не пришел. Под влиянием искажений книжников и фарисеев отец отказывался верить в истинность уже пришедшего Мессии и Его учения. А сын, став учеником Христа, не только верил в учение Спасителя, но и активно применял его в своей жизни и распространял среди людей.

В древнееврейской семье отец был первым наставником и учителем своих сыновей. И в первую очередь для своих детей он был духовным учителем и воспитателем. В то время древние евреи ожидали приход Мессии. Поэтому когда Апостолы обратились с просьбами к своим отцам, чтобы те отпустили их к Мессии в ученики, отцы не могли возражать.Об этом так говорится в Новом Завете. «Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Матф.4:21,22). То есть в данной цитате говорится о том, что отец Иакова и Иоанна благословил своих сыновей на то, чтобы они стали учениками Мессии. И без отеческого разрешения сыновья-Апостолы никогда бы не стали учениками Христа. Когда же в дальнейшем Христос, стал ходить по древнееврейскому государству и произносить Свои новозаветные проповеди, и очищать Закон Божий от фарисейских искажений, то книжники и фарисеи стали выступать против Христа и призывали не признавать Его Мессией. Можно предположить, что отцы Апостолов приняли сторону книжников и фарисеев, традиционно считая их законоучителями и веря их лживым словам о Мессии. И в религиозно-философских взглядах между отцами и сыновьями-Апостолами произошло разделение. Но Апостолы продолжали оставаться детьми своих родителей. Потому что семейные узы в древнееврейском государстве были нерушимыми.

Можно предположить, что в дальнейшее время, когда учение Христово получило распространение и одобрение в народе (и фарисеи и книжники не могли ничего сделать), отцы Апостолов отошли от ложных взглядов книжников и фарисеев и стали исповедовать христианство так же, как их сыновья-Апостолы.

В дальнейшей части разбираемого стиха Христос говорит о том, что Он пришел разделить дочь с матерью: «Ибо Я пришел разделить… и дочь с матерью ее». Эти слова предположительно можно объяснить следующим образом. Эта часть стиха скорее всего касается тех Апостолов, у которых были родные сестры. Согласно быту и традициям в древнееврейской семье воспитанием сыновей занимался отец. А воспитанием дочерей занималась мать. Христос в разбираемом стихе говорит о том, что Он пришел для того, чтобы разделить мать и дочь. Эти слова Спасителя, конечно же, нельзя понимать буквально. Потому что в них содержится глубокий философский смысл и аллегория. Словами «Я пришел» Спаситель, прежде всего, обозначает главную цель Своего прихода – принести Новый Завет на смену Ветхому. В разбираемом стихе слова «мать» и «дочь» имеют символическое значение. Мать (также как и отец) является представительницей прежнего старшего поколения, которое было воспитано на искаженном фарисейскими дополнениями Законе Божьем. Дочь является представительницей молодого поколения, которое ещё не успело впитать в себя фарисейские искажения. И поэтому дочь, в отличие от матери, легче и быстрее приняла Новый Завет. Таким образом, приход Христа, принесшего Новый Завет, и будет разделять мать и дочь до тех пор, пока у них будут разные взгляды на Мессию и Его учение.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос, почему у отца и матери, в разбираемом стихе были одинаковые взгляды на приход Мессии? На этот вопрос можно предположительно ответить так. В древнееврейской семье мать, являясь женой своего мужа, который в данном стихе фигурирует как отец человека-Апостола, должна была придерживаться религиозно-философских взглядов своего мужа, даже если она с ними была не согласна. Поскольку дочь воспитывалась под влиянием матери, то мать должна была прививать дочери взгляды своего мужа и отца её дочери.

С приходом Мессии по древнееврейскому государству начал распространяться Новый Завет, который стал противоречить многим фарисейским домыслам и искажениям. Причем истины, излагаемые в Новом Завете, были подтверждены многими чудесами Спасителя. Можно предположить, что в семьях Апостолов могла сложиться такая ниже следующая ситуация. Дочь, как представитель молодого поколения, могла разделять новые взгляды своего брата-ученика Мессии. Однако в Ветхом Завете есть заповедь о почитании своих родителей. Руководствуясь этой заповедью, дочь должна была слушаться во всем свою мать. И так же, как и мать, верить лживым словам фарисеев и книжников о Мессии. Но наряду с этим она понимала ту истину, что согласно взглядам древнееврейского народа, Мессия принес новые заповеди людям. Об этом сказано и в Библии. «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф.11:13). Понимая это, дочь, возможно слушавшая проповеди Спасителя и разделяющая новозаветные взгляды своего брата-Апостола, имела расхождения со своей матерью в религиозно-философских суждениях о Мессии и о Его учении.

В дальнейшей части разбираемого стиха говорится о том, что Спаситель разделит невестку со свекровью её: «Ибо Я пришел разделить… и невестку со свекровью ее». И в этой части стиха имеется ввиду не деление имущества между свекровью и невесткой, а имеется ввиду разделение между ними на религиозно-философской основе. Образ свекрови здесь также выбран не случайно.

В данном стихе свекровь фигурирует как представитель старшего поколения евреев, воспитанного на основе Закона Божьего, искаженного домыслами фарисеев. А невестка в разбираемом стихе фигурирует как представитель молодого поколения евреев, которые слушая проповеди Спасителя, в том числе и рассказы мужа-Апостола об Иисусе из Назарета, воспринимали Закон Божий в новозаветном виде, очищенном от фарисейских искажений.

В древнееврейской семье за духовное воспитание невестки отвечала свекровь. Это было обусловлено тем, что в большинстве случаев невестка жила в доме мужа, то есть со свекровью. Однако невестка могла разделять взгляды своего мужа-Апостола. Например, жена Апостола Петра разделяла его взгляды, и даже сопровождала его в большинстве его проповеднических путешествий. Можно предположить ту ситуацию, при которой невестка одобряет взгляды своего мужа-Апостола. И на религиозно-философской почве расходится в своих взглядах со своей свекровью.

К сказанному можно добавить, что скорее всего в будущем, когда родственники Апостолов разберутся в сущности христианской религии, они помирятся с Апостолами и примут Благую весть. И к тому времени Благая весть широко распространится по древнеизраильскому царству. И многие люди будут её признавать.

Поясняя разбираемый стих, многие толкователи ошибочно объясняют этот стих, говоря, что он адресован всем христианам на свете. Это неверное суждение по той причине, что слова Спасителя из этого стиха обращены конкретно к Апостолам. И только со следующей одиннадцатой главы Иисус Христос начинает обращаться ко всем остальным людям. «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их» (Матф.11:1).

Многие толкователи, например А.П. Лопухин, при пояснении этого стиха ссылаются на слова пророка Михея 7:6. Действительно в книге пророка Михея есть такая цитата «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его» (Мих.7:6). Однако пророк Михей эти слова говорит о своем времени и адресует их грешникам. Спаситель же Свои слова адресует Апостолам и вкладывает в них совершенно иной смысл, связанный с тем, что разделение некоторых Апостолов с их родственниками произойдет за счет первоначального неприятия христианства.

Из всего выше сказанного можно сделать обобщающий вывод. Разделение между членами семьи Апостолов, описанное в разбираемом стихе, произошло в первую очередь в результате появления Нового Завета. Одни члены семей Апостолов приняли Его сразу, другие члены семьи, представители старшего поколения, первоначально не приняли Его под воздействием ложных наставлений книжников и фарисеев. Именно о разделении членов семей Апостолов с учетом их взглядов на Новый Завет и говорится в разбираемом стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.